За и против: стоит ли поступать в университет сразу после школы?
Gap year — это добровольный перерыв в учебе, который берут выпускники школ, чтобы набраться опыта и впечатлений, прежде чем связать свою жизнь с какой-то профессией.
Эта практика популярна во многих странах, но, кажется, пока не слишком применима в российских реалиях. Во-первых, в нашей стране функцию gap year часто берет на себя служба по призыву. Во-вторых, в России плохо развита система стажировок в хороших компаниях для бывших одиннадцатиклассников. В-третьих, поиски себя требуют финансовых вложений, а после школы не все могут похвастаться серьезными накоплениями.
Читатели Т—Ж поделились своим мнением и рассказали, стоит ли делать перерыв на год перед поступлением в вуз. В этой подборке — главные аргументы сторон для тех, кто все еще не определился.
👎 Против: вуз дает отсрочку от армии и новые знакомства, а бросить учебу все равно никогда не поздно
В этом году я поступил в университет и вот что скажу. За десятый и одиннадцатый класс я несколько раз успел передумать, в какую сферу идти. По большому счету, и сейчас не уверен, что поступил на специальность, которая мне интересна, и почти уверен, что не буду по ней работать после окончания учебы.
Но вуз дает две незаменимые вещи — отсрочку от армии и сообщество. Люди, мероприятия, студенческая жизнь, новые знакомства и возможности — без университета попасть в такую движуху гораздо сложнее. Я выбирал вуз, где много подобной активности, потому что хотел получить ее в не меньшей степени, чем знания.
Если взять перерыв на год и вам повезет не попасть в армию — что все это время делать? Путешествовать в одиночку в 18 лет у нас не принято, и на это нужны деньги. Идти трудиться — только если ради работы вроде кассира. Ни на каких стажировках и специализированных направлениях вы никому не нужны без образования. В конце концов, через год вы будете старше, чем одногруппники, в то время как все друзья уже будут на втором курсе.
Мне кажется, брать перерыв стоит только в двух случаях. Либо вам есть где работать, причем с последующим развитием в этой сфере, и вам это по душе — скажем, в семейном бизнесе. Либо если вы спокойно отнесетесь к тому, что все ваши друзья и знакомые будут рассказывать, как им сложно и скучно учиться, и мериться вузами, а вы будете сидеть в стороне и ничего не сможете добавить. Я бы довольно сильно переживал по этому поводу, но тут у всех по-разному.
И главное — бросить университет можно в любой момент, никто не держит. А пока нет ради чего бросать так, чтобы не проработать всю жизнь в «Пятерочке», — нет причин не идти в вуз сразу после школы. Главное — выбирать по критериям, которые для вас важнее. Я смотрел в том числе на здание и территорию вуза, чтобы мне нравилось туда приезжать. Тут, опять же, сначала надо определиться для себя.
👍 За: служба по призыву — это тоже своего рода gap year
После школы я сразу пошел в армию. Восемнадцатилетнему мне было тяжеловато, так как большинство ребят были на 2—3 года старше. К тому же я всегда был домашним ребенком.
В армии у меня появились первые мысли о своей жизни. То есть там я впервые стал размышлять о получении какой-нибудь специальности, до этого вообще ни о чем не думал.
Служба закончилась, когда мне было 19 лет, и я пошел работать в продажи на полный день. Мысль о том, что мне нужна специальность, не покидала меня: я хотел стать инженером, но в то же время было тяжело принять тот факт, что я, взрослый парень, буду целый день сидеть за партой. Полтора года я боролся с собой, и в 21 год поступил в институт — правда, на заочное отделение. Параллельно пошел на стажировку, а потом уже стал работать по специальности.
Спустя время я ни о чем не жалею, так как и специальность есть, и профессия интересная и хорошо оплачиваемая. Если бы я сразу после школы пошел в университет, то даже не знаю, к чему бы это привело. Скорее всего, я бы работал на нелюбимой работе и был в вечной депрессии. А может, и нет.
👎 Против: получать высшее образование проще, пока свежи школьные знания
Восемнадцатилетний человек не особо отличается от девятнадцатилетнего: в голове все равно мысли не о работе. Маловероятно, что за свободный год подростка озарит: «Всю жизнь хочу заниматься…» Так что лучше поступить в вуз, пока свежи школьные знания и есть возможность сдать экзамены.
В любом случае будут те, кто получил ненужную для себя профессию. Кто-то поймет это в вузе, кто-то — сразу после выпуска, а кто-то — спустя 10 лет работы. Когда я поступала в институт и училась, то и представить себе не могла, сколько существует всяких разных профессий. Ведь нормальных мероприятий по профориентации 15 лет назад не было. Надеюсь, сейчас с этим в РФ получше.
👍 За: получать новые знания можно не только в университете
У меня был gap year из-за того, что я не подтвердил олимпиаду по математике. Я набрал 74 балла вместо нужных 75. Подтверждение было необходимо для того, чтобы поступить в вуз без экзаменов.
Не уверен, как сложилась бы моя жизнь, если бы я поступил, но сейчас я мог бы учиться на третьем курсе, сдавать экзамены и прочее. В данный момент мне это не нравится, но, может, если бы я поступил, то все было бы иначе. В настоящее время я работаю фулстек-разработчиком, хастлю — в общем, все замечательно, вуз мне пока не понадобился.
Кстати, пока у меня был gap year, я не терял времени. Проходил всевозможные курсы на OpenEdu, «Курсере» и прочих сайтах — по психологии, ядерной физике и древней истории чего-то там. Еще я записывал музыку и переводил образовательные видео с английского языка на русский. Я думал, что gap year как раз и нужен, чтобы разобраться в том, что мне интересно.
Я не особо разобрался, но решил стать программистом, потому что и до этого уже много лет этим занимался. Поначалу мне не очень нравилось, но со временем получилось сделать это занятие более интересным для себя. Сейчас кайфую.
Наверное, ответ на вопрос, стоит поступать или не стоит, зависит от ваших целей в жизни. Хотя в 18 лет сложно осознать, чего хочется, и даже к 30 может быть непонятно, но действовать все-таки надо. А то вся жизнь может пройти мимо из-за нерешительности.
👎 Против: большинство выпускников все равно потратят этот год впустую
Эта практика будет полезна 10% активной молодежи. Остальные тупо проведут год, работая курьерами, и поступят в те же вузы, ориентируясь на те же принципы.
Опыт моего окружения делится на две категории. Первая — те, кто поступил в вуз сознательно, работает по специальности и выбор бы не поменял. Вторая — те, кто учился на новом направлении и менял профессию сильно позже, в основном после 30 лет. То есть год метания в 17 лет ничего бы не дал: со слов этих людей, тогда бы их выбор не изменился.
👍 За: за время перерыва можно спокойно подготовиться к поступлению в вуз
Я делала такой перерыв. Спокойно выбирала институт, готовилась к экзаменам. Прекрасно сдала ЕГЭ, подала документы в один вуз и была на первых местах в списках. Выбранная специальность мне нравится, а вот про сам университет стоило копать больше. Но вряд ли мне бы удалось что-то узнать. В общем, с выбором прогадала: учеба отвратительна и совсем не мотивирует.
В целом у нас принято обязательно получать высшее образование, неважно какое. На средние специальности идут только самые отбитые — в итоге у нас мало хороших сантехников, а юристов хоть отбавляй. Качество образования падает из-за большого потока незаинтересованных людей, поэтому тем, кто реально хочет учиться, еще сложнее. Да и система у нас очень непоощряющая.
Дети, серьезно говорите со своими родителями. Во время учебы в школе почти невозможно понять, чего хочется, но в панике готовиться к выпуску и сдавать ЕГЭ — так себе вариант. Лучше в течение года попробовать себя в чем-то, поработать и спокойно выбрать институт по любимой специальности.
Все мне пророчили, что я никуда не поступлю и заленюсь, сидя дома. Учителя тыкали, приводили в пример другим детям на уроках, какая я плохая. Но я поступила и не жалею об этом годе. И вы сможете.
👎 Против: год — слишком маленький срок для того, чтобы найти свое призвание
Мне кажется, поиск себя в течение года невозможен даже чисто технически. Уже зимой нужно определяться с тем, какие экзамены вы будете сдавать. Соответственно, для этого необходимо выбрать специальность и, в свою очередь, предметы. Если я не ошибаюсь, когда выпускник идет в армию, то результаты ЕГЭ по предметам, которые он сдавал в одиннадцатом классе, продлеваются.
Получается, самоопределяться можно только в рамках выбранных дисциплин. А с появлением обычных и углубленных уровней сдачи экзаменов эти рамки становятся все уже. Если я сдавала ЕГЭ, где была просто обязательная математика, и могла в случае чего использовать эти результаты, то сейчас нужно выбрать либо профильную математику, либо базовую. Так что для этих целей года мало.
👍 За: зато наконец-то появится время на дела, до которых раньше не доходили руки
Я окончил школу в этом году и сейчас жду полгода, чтобы начать учиться в США. Буквально неделю назад думал, насколько круто, что у меня есть свободные полгода.
В какой-то момент мне просто надоело ничего не делать и я начал думать, чем же заняться. Если вкратце, открыл для себя несколько совершенно новых направлений, в которых мне было бы интересно развиваться. К сожалению, в России нет возможности пойти на стажировку в какую-то компанию, да это и не принято.
Конечно, я не поменял направление своего обучения, но сделал для себя много классных открытий. К тому же такой перерыв — прекрасная возможность заняться тем, что всегда было интересно, но на что никогда не было времени. Например, я начал смотреть много лекций по новейшей истории России и СССР, активно следить за политикой — в последний год в школе было не до этого.
Может ли gap year стать традицией в России? Думаю, в ближайшее время точно нет. Для начала должны отменить воинский призыв и дать выпускникам школ возможность проходить стажировки в компаниях, пусть даже небольшие.
👎 Против: после школы вряд ли возьмут на хорошую работу, а опыт низкоквалифицированного труда не слишком полезен
Мне кажется, для тех, кто еще не созрел с выбором института, редко что-то может решиться за один год. Если они не определились, то низкоквалифицированная работа вряд ли поможет. Что они поймут за год? Что жить без образования и конкретных целей тяжело и невыгодно? Вроде это и так должно быть понятно.
Пути получения нормального опыта в хороших компаниях в 18 лет крайне ограничены. Кажется, часто даже на почти неоплачиваемых стажировках хотят видеть студентов, а не выпускников школ. А еще за год можно потерять учебную форму. Потом на первом курсе будет тяжелее фигачить миллиард предметов вместо привычных одного-двух типов занятий в свободном году.
В целом, если поднапрячься и пройти в топовый вуз, после первого курса можно попробовать перевестись на другую специальность. Конечно, если не решили стать врачом после поступления в финансовый университет. В той же Вышке есть специальности на любой вкус и цвет.
👍 За: нужно давать выпускникам время, чтобы принять взвешенное решение, но этим должно заниматься государство
Расскажу вам про вторую сторону медали. Живу в Израиле и вижу, как здесь обстоят дела.
В Израиле 12 классов образования, и вам изначально предлагают взять предметы по интересам, а не учить все понемногу. Моя подруга никогда не изучала химию с биологией, потому что ей было неинтересно и она не хотела связывать с этим жизнь.
Потом все идут в армию: девочки на 2 года, а мальчики на 3. По обыкновению, параллельно все они идут на неквалифицированную работу вроде официанта или продавца. После армии едут в путешествие на полгода. И только потом (!) сдают экзамен и поступают в институт — или не сдают и идут в колледж. Все платно, но есть возможность получить стипендию, если вы, например, служили в боевых войсках. По итогу люди начинают работать по специальности годам к 30.
Считаю, что, как и везде, в этом вопросе нужна золотая середина. Если человек не определился со специальностью после школы, надо дать ему возможность подумать и сделать выбор. Только инициатива должна исходить от общества — то есть государства, без него в России мало что реализуемо.