«Благие знамения», сезон 2: продолжение фэнтези-комедии о жизни ангела и демона на Земле
Поп-культура
13K
Фотографии — Amazon Prime

«Благие знамения», сезон 2: продолжение фэнтези-комедии о жизни ангела и демона на Земле

35
Аватар автора

Ефим Гугнин

верит в крепкую мужскую дружбу

Страница автора

28 июля на Amazon Prime вышел второй сезон «Благих знамений» — фэнтези-комедии об ангеле и демоне, которые не дают своему начальству устроить апокалипсис.

Первый сезон был основан на одноименном романе Терри Пратчетта и Нила Геймана. Продолжения у книги нет — но есть заметки и идеи, которые писатели так и не реализовали. Правда, большую их часть оставили для третьего сезона. Второй же Нил Гейман и шоураннер Джон Финнемор написали с нуля.

Рассказываем, каким вышло продолжение сериала и почему мелодраматизм ему не к лицу.

Что за «Благие знамения» (Good Omens)

Дата премьеры: первый сезон — 31 мая 2019, второй сезон — 28 июля 2023
Страны производства: Великобритания, США
Режиссер: Дуглас Маккиннон
Сценаристы: Нил Гейман, Джон Финнемор
В ролях: Дэвид Теннант, Майкл Шин, Джон Хэмм, Миранда Ричардсон, Нина Сосанья, Дун Макичен, Мэгги Сервис
Жанры: фэнтези, комедия
Сериалы, похожие на «Благие знамения»: «Чудотворцы», «Детективное агентство Дирка Джентли»
Продолжительность: 2 сезона по 6 эпизодов
Где смотреть: Amazon Prime. Сервис официально недоступен в РФ

У второго сезона куда менее острый сюжет

В первом сезоне главные герои — демон Кроули и ангел Азирафель — искали ребенка-Антихриста и пытались остановить апокалипсис. Все потому, что протагонисты слишком привыкли к жизни на Земле и не планировали терять все ради желаний руководства, то есть Ада и Рая. В сюжете фигурировали сатанисты, ведьмы и Всадники Апокалипсиса, а сам Антихрист оказался обычным ребенком из среднестатистической британской семьи — все из-за путаницы в роддоме.

И роман, и первый сезон шоу забавно балансировали между библейским пафосом и будничной историей о героях, которые просто предпочли бы и дальше спокойно жить. А не участвовать в событиях мирового масштаба.

Главных героев потрясающе играют Дэвид Теннант и Майкл Шин. Именно на их актерской работе во многом держится обаяние сериала
Архангела Гавриила играет Джон Хэмм, звезда сериала «Безумцы». В первом сезоне он появляется нечасто, зато во втором он один из важнейших персонажей
Еще один центральный персонаж — демон Вельзевул. В первом сезоне ее играла актриса Анна Максвел Мартин, но во втором из⁠-⁠за проблем с расписанием ее сменила Шелли Конн

Продолжение теряет этот любопытный контраст. Здесь больше нет масштабного сюжета об Апокалипсисе, история крутится вокруг одной интриги. В начале сезона в книжный магазин Азирафеля приходит архангел Гавриил. Вот только он не помнит ни своего имени, ни того, что он архангел. А еще его почему-то ищут и Рай, и Ад. Азирафель решает защитить Гавриила и узнать, как тот потерял память. Кроули приходится помогать другу, хотя от затеи он не в восторге.

Мог бы получиться любопытный детективный сюжет — но история о расследовании в сериале очень условна. Герои в основном болтаются вокруг книжного магазина, а еще участвуют в романтической линии двух случайных второстепенных персонажей-людей.

Понятно, что после сезона о конце света сложно было не уменьшить масштабы событий. Но кажется, что авторы немного перестарались: теперь «Благие знамения» большую часть времени выглядят как обыкновенный ситком в трех декорациях.

К концу сезона от интерьера книжного магазина Азирафеля уже рябит в глазах
К концу сезона от интерьера книжного магазина Азирафеля уже рябит в глазах

Лучшая часть истории — флешбэки

По-настоящему раскрывается второй сезон только во флешбэках: в них показывают предысторию дружбы Кроули и Азирафеля, а также прошлые приключения героев. Они то общаются с библейским Иовом, то помогают бедной девушке выкапывать могилы в Англии эпохи промышленной революции. А иногда сражаются с зомби во время Второй мировой.

Эти эпизоды слабо связаны с историей о потере памяти Гавриилом. Но они гораздо интереснее сами по себе: здесь находится место и интригам, и трагедиям, и любопытным размышлениям о том, насколько высшие силы не способны понять человечество. Флешбэки даже сняты на порядок колоритнее основного сюжета. На место стерильной современности приходят мрачные декорации в духе романов Эдгара Аллана По и приемы из хорроров категории «Б».

Обычно такие лирические отступления — дополнения к центральной истории. В «Благих знамениях» все будто наоборот. Именно в прошлом происходят самые яркие события. В настоящем — только пространные разговоры и скучный мелодраматизм.

В одной из серий Азирафель и Кроули разбираются, зачем ученые покупают выкопанные из могил трупы
В одной из серий Азирафель и Кроули разбираются, зачем ученые покупают выкопанные из могил трупы

Даже центральную идею сезона лучше раскрывают именно флешбэки. Продолжение «Благих знамений» показывает бюрократизм власти и то, насколько элиты — особенно божественного происхождения — далеки от обычного человека. Герои на своем опыте убеждаются, что мир никак не поделить на белое и черное, что иногда кара небес может быть совершенно несправедлива. А то, что считается грехом, способно спасти жизни.

Между ангелом Азирафелем и демоном Кроули со временем становится все меньше различий: оба учатся видеть оттенки серого в жизни. Мы видим, как в течение тысячелетий потихоньку строилась их дружба. Как герои разочаровывались в своих институциях и дуалистическом мире, где есть только правильное и неправильное. Сюжет в современности ко всему это мало что добавляет — лишь подтверждает то, что мы уже и так знаем о персонажах.

«Благие знамения» часто шутят над неловкостью потусторонних существ. Демоны, например, не понимают, зачем нужны телефоны, и звонят тем, кто находится в метре от них
«Благие знамения» часто шутят над неловкостью потусторонних существ. Демоны, например, не понимают, зачем нужны телефоны, и звонят тем, кто находится в метре от них

Мелодраматичность сезона утомляет

Главная интрига сезона — что же случилось с Гавриилом — раскроется сама собой ближе к финалу. Действий героев для этого почти не понадобится. Разгадка все это время буквально лежала у них под носом. Причем объяснить ее можно одним предложением: все дело в любви.

В продолжении «Благих знамений» вообще любая сюжетная линия сводится к романтике. Любят тут и простые люди, и могущественные ангелы, и властители Ада. Из забавной истории о том, как человечность побеждает высший замысел, «Благие знамения» превратились в простецкую притчу о силе чувств, слащавую экранизацию диалога из «Интерстеллара» о любви, способной перемещаться сквозь пространство и даже время.

Одной из важнейших героинь в сезоне становится владелица кофейни Нина. Вот только ее история никак не связана с интригой вокруг Гавриила
Одной из важнейших героинь в сезоне становится владелица кофейни Нина. Вот только ее история никак не связана с интригой вокруг Гавриила

Наивный мелодраматизм сильно упрощает отношения героев: ведь теперь все можно объяснить иррациональными эмоциями. К тому же он кажется не слишком органичным для истории. И Пратчетт, и Гейман позволяли себе быть романтиками, но все же никогда не были настолько банальными. Что особенно удручает, Нил Гейман сам работал над сценариями второго сезона, так что изменения не списать на случайных людей в сценарной группе.

Вероятно, «Благие знамения» вышли такими в том числе под влиянием внешних событий. После продолжительного карантина и прочих мировых потрясений многие авторы начали задумываться о том, насколько сильно человеку иногда нужен другой человек. Обидно, что в случае «Благих знамений» тяга к романтизации пошла в ущерб остроумию.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Ефим ГугнинА что вы думаете о втором сезоне «Благих знамений»? Можно поделиться своим мнением — со спойлерами:
  • Far AwayОбожаю Теннанта, но сериал не зашел от слова совсем. Скучная невзрачная жвачка, увы. Была крайне разочарована.0
  • Карина МальцеваНасколько хорош был первый сезон, настолько же жалок второй. Из заметки поняла, что первый был по книге, а второй — самописная ерунда. Штож, это многое объясняет 🤷🏻‍♀️4
  • Вика ПлаховаКак типично, затыкать рот тем, кто говорит своё мнение, которое вам не нравится0
  • Алексей ПетровКак-то не хватает Гейману Пратчетта. Юмор не тот. Не то чтобы плохой, но не тот. И сюжет довольно предсказуемый и не очень интересный. Кстати, насчет того, что герои становятся друзьями на протяжении тысяч лет - они уже ими были в самом начале. Помните, как в начале 1 сезона Кроули спрашивал у Азирафаэля у ворот Рая «А где твой меч? У тебя же был огненный меч?» А тот отвечает, что отдал его Адаму, мало ли что, звери там встретятся, а Ева беременна.. Если бы они не были друзьями, вряд ли такой диалог состоялся бы, максимум «Не твое дело, демон!» ;)4
  • Sergey Razumovskiyглавная претензия рецензии: «в первом сезоне все было колоритно, а второй слишком мелодраматичен, ‘любовь всех спасет’ уже надоело, а еще ПОВЕСТОЧКА» абсолютно несостоятельна. первый сезон был полон любви, ибо главная тема как сериала, как и книги, всегда была об этом. примеры с первого сезона: шедуэлл с мадам трейси; ньют с анафемой; любовь адама к своим друзьям, которая превысила его демоническое предназначение; любовь кроули и азирфаэля друг к другу, как и, самое важное, их общая любовь к миру и всему живому, которая и предотвратила апокалипсис! эта история всегда была историей о любви и, как сказал нил гейман, если вы не понимаете это сейчас, то никогда это не поймете. первый сезон был дословной экранизацией книги, поэтому он был таким сумбурным, поверхностно юморным и очень быстрым. второй сезон гораздо медленнее, ибо он закладывает изменения к третьему сезону, который был уже обсужден терри и нилом. второй сезон более глубокий, так как он концентрируется не на сто персонажах одновременно, а именно на главных. в нем исследуется аналогия религиозной травмы и того, как организованная религия влияет на людей - в сериале это показано на примере азирафаэля, который верит в идею рая, верит в то, что он должен быть примером доброты и любви, но при этом, встречаясь лицу к лицу с ужасной правдой, предпочитает ее оправдывать. азирафаэля тысячелетиями держали в страхе, боязни провиниться, напускной вере в хороший рай, и к концу эта травма набирает обороты. когда его ставят перед выбором: изменить рай или выбрать любовь всей своей жизни, он выбирает рай. потому что не видит системной проблемы и носит розовые очки, в то время как кроули побывал и в раю и в аду и чисто видит сломанность самой системы. вы в рецензии вообще это не упомянули, потому что, очевидно, даже не удосужились проанализировать отношения главных героев друг с другом и их отношения с элитами. абсолютно нулевая media literacy. претензия про мелодраматизм для меня абсолютно смешная. нина с мэгги отлично определили проблему в отношениях азирафаэля с кроули: они никогда не разговаривают о том, что думают на самом деле. в первом сезоне это тоже видно, достаточно вспомнить все их небольшие (и большие тоже) ссоры. очевидно, само собой это бы не прошло, и второй сезон вполне лаконично продолжает первый в этом деле. здесь делается акцент на проблемах в коммуникации людей, на религиозной травме, на бюрократизации элит и выплывающие из этого проблемы (e.g. весь диалог метатрона с архангелами), и, конечно же, на том, что даже любовь не может спасти все, пока она не столкнется с правдой. советую рецензисту отбросить предрассудки и пересмотреть сериал заново. p.s. как приятно, что гомофобов в комментариях заминусили. вы, рецензист, тоже гомофоб, но не такой яркий. уверен, если бы азирафаэль был в женском облике, а главные героини второго сезона - гетеро, рецензия была бы положительной.2
  • Sergey RazumovskiyКарина, «самописная ерунда»? нил гейман - один из авторов книги и в принципе автор мировой известности, написавший много любимых всеми книг, а также побывший сценаристом к хорошим сериалам, помимо благих знамений.3
  • March HareSergey, Меня никто не может упрекнуть в гомофобии, но такой банальный поворот в истории ангела и демона даже меня покоробил. Их дружба была гораздо интереснее прописана Пратчеттом и Гейманом, чем банальный лямур-тужур, к которому свелось в конце второго сезона. Вообще я продолжение восприняла как фанфик, но очень уж хотелось посмотреть на интерьеры, костюмы и классных Шина с Теннантом. *Уныло* ну вот, посмотрела.4
  • AsiaКак сказал сам Нил Гейман: Если вы не поняли суть взаимоотношений Азирафеля и Кроули ещё в первом сезоне, то уже и не поймёте. Странно использовать для высших существ скудное мерило человеческих чувств.1
  • Sergey RazumovskiyКарина, он написал отличный сезон)1
  • Sergey RazumovskiyЕвгений, «повестка лгбт» это базовые права человека0
  • Sergey RazumovskiyЕвгений, как я уже сказал, «повестки» не существует, это обычная человеческая ЛЮБОВЬ, которая проявляется в различных видах. ну и, плюсом, азирафаэль с кроули бесполы, так как они не человеческие создания и не являются мужчинами в нашем понимании этого.1
  • Sergey RazumovskiyMarch, нил гейман говорил, что они с терри всегда задумывали их историю как историю любви, но в телевизионной экранизации нил специально прописал их отношения более романтическими. однако в неизданном продолжении книги (о чем будет 3 сезон) они как раз и должны были быть… более близки. их романтическое напряжение в первом сезоне тоже вполне очевидно, в особенности, если вы смотрели различные интервью с актерами и членами продакшена, которые все говорили одно и то же. ну и плюсом: их отношения вполне могут быть рассмотрены с разных точек зрения, существует много фанатов, которые видят их отношения исключительно как квирплатонические, и нил их поддерживает.0
  • Полиция Т—ЖЕвгений, напоминаем про наши правила: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/ Просим придерживаться цивильного тона дискуссии и не скатываться в оскорбления.0
  • ZavrЧестно скажу..Да, сезон получился более постным, чем первым, и сильно на сюжет по факту влияют лишь последние полчаса. Можно было бы обойтись и двумя часовыми спецэпизодами, чтобы пододвинуть нас к сюжету третьего сезона. Но, на самом деле мне даже понравилось. За отношения героев переживаешь, интересно анализировать их действия, но двум девушкам из романтической линии не хватило какой-то..Живости. Они получились картонными, что будто бы больше показывает их ненужность в сюжете. Отношения Гавриила и Вельзевула также не очень хорошо раскрыли. Ставлю 6.8/10. Неплохо, но можно было лучше.4
  • March HareSergey, Мне кажется, всё, что дуэт Пратчетт-Гейман хотел сказать об отношениях этой пары - в книге есть. И это было прекрасно своим балансом без ухода в романтику или банальность. Гейману без Пратчетта не хватает чувства меры, из-за этого второй сезон поехал куда-то в сторону мэрисьюшного чтива, у которого главная задача - всех между собой переженить, потому что более интересных отношений создатель себе не представляет :) В общем, очень жаль, что с нами нет сэра Терри, но будем надеяться, что третий сезон выйдет и будет удачнее :)4
  • March HareAsia, Если мы должны были понять суть взаимоотношений Азирафаэля и Кроули как нечто неизмеримое человеческими банальными чувствами, то нахрена нам прилепили этот слащавый поцелуй в конце?..4
  • AsiaMarch, потому что это было проявление отчаяния, а не любви.0
  • Светлана СоколоваЕвгений, ну так не смотрите то, что вам неприятно.3
  • Светлана СоколоваЕвгений, уверенные в себе женщины вам, смотрю, тоже не угодили. И, конечно, смешно, что вы как-то представляете вообще наличие определенного пола у... архангела.5
  • Татьяна Егорова"Театр одного актера"-только харизма Кроули вытягивает второй сезон.1
  • Саня РучкаЛучший анализ второго сезона, который я видела. Кратко и очень точно, каждое слово прямо в точку. Жалко, что Гейман так опростоволосился и накатал постную мелодраму. Добавлю, что качество флешбеков также просело, несмотря на то, что им уделено гораздо больше времени - а может как раз поэтому. И все равно, они, конечно, гораздо живее главной истории.0
  • Саня РучкаКарина, поддержу, несмотря на то, что писал Гейман, все это выглядит как фанфик. Мне кажется, ему неохота было этим проектом заниматься с самого начала, отсюда результат. Сделал на отвали.0
  • Абли-Гация Наталья-ГусеваSergey, конечно, самописная ерунда. Гейман не Пратчетт. И никогда им не станет2
  • Антон ШвецВ этом сезоне мелодрамы и любви нет совсем, есть пародия на чувства. Две дебелые тетки, якобы влюбленные друг в друга, что совершенно не чувствуется. Пара Гавриил и Вельзевул, внезапно возникшая, такая же искусственная. Ну и мезкий поцелуй в конце, вообще ни к селу ни к городу, оставить их друзьями было бы гораздо лучше, хотя бы избегнули пошлятины. Никакой интриги и интересного сюжета. Изначально шикарных персонажей ставят в нелепые ситуации и не знают что с ними делать. Можно было вытянуть сезон, но завершили его так, что лучше не было бы вообще.0