Зачем нужна проме­жу­точная аттестация в школе
Как жить с подростком
13K
Фотография — Willie B. Thomas / Getty Images

Зачем нужна проме­жу­точная аттестация в школе

И что будет, если не пройти ее
6
Аватар автора

Виктория Зорина

получала уведомление о неаттестации ребенка

Страница автора

В девятом классе моя дочь часто болела и не прошла промежуточную аттестацию по биологии за третью четверть.

Я узнала об этом из бумажного уведомления, которое классный руководитель передал под подпись. К счастью, промежуточная аттестация — гибкий процесс, который регулирует сама школа. Чтобы подтянуть хвосты, учитель попросил дочь написать конспект и контрольную работу. В итоге она получила четвертную оценку.

Расскажу, зачем и в какой форме в школе проводят промежуточную аттестацию и что будет, если ребенок ее не пройдет.

Рассылка о том, как растить детей
Советы только для родителей — в вашей почте раз в неделю. Бесплатно

Что такое промежуточная аттестация в школе

В конце каждой четверти, триместра, полугодия или учебного модуля учителя проверяют знания детей по изучаемым предметам — это и есть промежуточная аттестация.

В России школьники обязаны проходить промежуточную аттестацию во всех классах и на всех формах обучения, включая заочную и семейную  .

Виды аттестаций в школах

В российских школах есть два обязательных вида аттестаций:

  1. Промежуточная — оценки за контрольные и проверочные работы по итогам конкретного периода, обычно четверти или триместра. Цель — выяснить, насколько хорошо ученик усвоил пройденное и готов ли изучать новые темы, предусмотренные образовательной программой.
  2. Государственная итоговая, или ГИА, — обязательна для получения аттестата. В девятом классе это ОГЭ  , в одиннадцатом — ЕГЭ  . Для детей с особенностями здоровья проводят ГВЭ — государственный выпускной экзамен.

Кроме этого школы вправе отслеживать  текущий контроль успеваемости — это основные оценки, которые получают дети. Учитель выставляет их, например, за классную работу, ответы у доски, домашнее задание.

Еще некоторые учебные заведения проводят так называемую стартовую диагностику. В первом классе она позволяет понять, насколько ребенок готов учиться читать, писать и считать. С пятого по десятый классы дает педагогам возможность определить уровень знаний учеников и их готовность изучать новые предметы или темы.

Обычно стартовая диагностика проходит в форме тестирования или небольшой контрольной, состоящей из нескольких заданий. Полученные результаты могут стать поводом для корректировки учебной программы  .

Пример стартовой диагностической работы для первоклассников. Источник: school1⁠-⁠bologoe.edu.ru
Пример стартовой диагностической работы для первоклассников. Источник: school1⁠-⁠bologoe.edu.ru

Формы промежуточной аттестации в школе

Каждая школа сама решает, в какой форме проводить промежуточную аттестацию  . Это должно быть указано в локальном документе. Обычно его можно найти на сайте образовательного учреждения, в крайнем случае — ознакомиться в школе лично.

Учителя могут проводить аттестацию устно или письменно. В зависимости от класса и предмета это может быть контрольная, практическая или лабораторная работа, тест, диктант, сочинение, изложение, географический диктант, собеседование, реферат, защита научно-практической работы, эссе.

Когда проводится промежуточная аттестация

Периодичность проведения промежуточной аттестации тоже зависит от решения школы. Как правило, если классы учатся по четвертям, аттестацию проводят в конце каждой четверти, если по триместрам — в конце каждого триместра. Годовой промежуточной аттестации может не быть вовсе — тогда годовую оценку выставляют по результатам отметок за четверти, триместры или полугодия.

Учителя должны заранее сообщить о датах проведения аттестации, чтобы у школьников было время подготовиться, а у родителей — обеспечить явку ребенка. В локальных актах также обычно прописывают, что в один день может быть максимум одна аттестация: нельзя на первом уроке написать четвертную контрольную по математике, а на третьем — диктант по русскому языку.

В положении о промежуточной аттестации одной из школ Нижнего Новгорода указано, что в один день можно провести только одну аттестацию. Источник: school⁠-⁠15.ru
В положении о промежуточной аттестации одной из школ Нижнего Новгорода указано, что в один день можно провести только одну аттестацию. Источник: school⁠-⁠15.ru

Как проводится промежуточная аттестация

Задания для промежуточной аттестации зачастую подготавливают сами учителя. Иногда материалы для проверки предоставляют сторонние организации. Например, так бывает при проведении всероссийской проверочной работы Федерального института оценки качества образования, ФИОКО, или диагностики Московского центра качества образования, МЦКО.

Обычно аттестация проходит во время уроков. Во вторых — четвертых классах она длится, как правило, не более 45 минут, в пятых — восьмых — максимум 120 минут, в девятых — одиннадцатых классах — 240 минут. Если это собеседование или защита научной работы, на одного ученика отводится 20 минут.

Пример заданий из всероссийской проверочной работы по русскому языку для седьмого класса. Источник: fioco.ru
Демонстрационный вариант проверочной работы МЦКО по математике для восьмиклассников. Источник: mcko.ru
Демонстрационный вариант проверочной работы МЦКО по математике для восьмиклассников. Источник: mcko.ru

Сколько оценок нужно для аттестации в школе

Каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно диктовать условия для прохождения промежуточной аттестации. Обычно количество текущих отметок привязывают к количеству учебных часов, отведенных на предмет: чем чаще в расписании стоит конкретный урок, тем больше оценок необходимо получить ученику.

Если урок проходит один раз в неделю, зачастую для успешной аттестации за четверть или триместр нужно минимум три текущие отметки. Если два раза в неделю — пять. По предметам, которые проходят три и более раз в неделю, — шесть-семь оценок.

Пример того, сколько отметок в зависимости от количества уроков нужно получить в одной из московских школ, чтобы пройти промежуточную аттестацию по предмету. Источник: st.educom.ru
Пример того, сколько отметок в зависимости от количества уроков нужно получить в одной из московских школ, чтобы пройти промежуточную аттестацию по предмету. Источник: st.educom.ru
В санкт-петербургском лицее ориентируются на другое количество отметок. Источник: официальный сайт лицея № 101
В санкт-петербургском лицее ориентируются на другое количество отметок. Источник: официальный сайт лицея № 101

Как пройти промежуточную аттестацию

Чтобы успешно пройти промежуточную аттестацию, школьнику нужно получить минимальное количество текущих отметок по предмету и положительную отметку за четверть, триместр или год — это тройка и выше.

При этом двойка за четвертную проверочную работу не всегда означает пересдачу. Если итоговый балл за четверть все равно получается положительный, учитель может засчитать двойку и не предлагать переписывать работу. Но иногда пересдача может быть выгодна школьнику: например, если оценка за четверть спорная.

Аватар автора

Елена А.

учитель из Москвы

Почти все сдают долги с первого раза

Обычно двум-трем ученикам из класса не удается пройти промежуточную аттестацию с первого раза. Причины разные: кто-то часто болел и много пропустил, а кто-то просто не готовился к урокам, потому что ленился. В основном сложности вызывают русский язык и математика.

В школе, где я работаю, почти все закрывают долги с первой пересдачи. На второй год оставляли в единичных случаях: например, когда девятиклассник не сдал ОГЭ хотя бы по одному предмету, используя все резервные сроки. Тогда его снова прикрепляют к девятому классу. Но он посещает не все предметы, а только тот, который не смог сдать.

Что делать, если ребенок не аттестован

Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам признают академической задолженностью  . Школа письменно и под подпись уведомляет об этом родителей и предлагает ученику план ликвидации этой задолженности.

Если причина уважительная, например ученик долго болел или уезжал на соревнования, ему могут назначить индивидуальные даты прохождения аттестации или вовсе проверить знания дистанционно. Промежуточная аттестация — гибкий процесс, поэтому обычно школы охотно идут навстречу.

Если причина неуважительная, у школьника есть право на две пересдачи. Сначала с учителем: он может предложить, например, переписать контрольную, составить конспект по предмету или выполнить дополнительные задания. А затем — уже с комиссией  .

Так может выглядеть уведомление о неудовлетворительной отметке по итогам промежуточной аттестации, которое передают родителям. Источник: st.educom.ru
В плане ликвидации академической задолженности учитель указывает, какие темы школьник должен изучить, как будут проверять его знания и к какому числу нужно подготовиться. Источник: st.educom.ru

Чем грозит неаттестация в школе

Если к концу учебного года ликвидировать академическую задолженность, которая образовалась по неуважительной причине, не получилось, ученика могут оставить на второй год, предложить облегченную программу или индивидуальное обучение  . Администрация школы обсуждает это с родителями.

Если школьник не прошел промежуточную аттестацию по уважительной причине и тому есть документальное подтверждение, его могут перевести в следующий класс условно  . Скорее всего, придется ликвидировать пробелы в знаниях летом или осенью — это решает школа.

Детям, которые находятся на семейном обучении, в случае неаттестации придется вернуться в школу  .

Аватар автора

Катерина Тарновская

учитель обществознания в Школе сотрудничества, Москва

Пересдача может быть способом устрашения

В основном академическая задолженность появляется, если ребенок систематически пропускал уроки или не написал проверочную аттестационную работу. Такое бывает редко. Самыми сложными в освоении предметами обычно становятся алгебра, физика и химия.

Так как пересдача проводится в свободное от уроков время, дети воспринимают ее не как дополнительную проверку знаний, а как способ устрашения. Поэтому в большинстве случаев готовятся и закрывают долги с первого раза.

На второй год сейчас оставляют в четвертом и девятом классах, если в итоговых оценках есть двойки. Иногда можно договориться, чтобы на второй год оставили первоклассника — если учеба дается совсем тяжело.

Что в итоге

  1. Промежуточная аттестация проходит во всех классах и школах, в том числе на заочном и семейном обучении.
  2. Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации устанавливает школа — учителя должны сообщить об этом заранее.
  3. Чтобы успешно пройти промежуточную аттестацию, нужно получить достаточное количество текущих оценок по предмету и положительную оценку за четверть, триместр, полугодие или год.
  4. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по предмету признаются академической задолженностью. Ее можно и нужно ликвидировать — порядок и сроки устанавливает школа.
  5. Если по неуважительной причине ребенок не смог пройти годовую аттестацию, его могут оставить на второй год, предложить облегченную программу или индивидуальное обучение. Если причина уважительная — школа вправе перевести ученика в следующий класс условно.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Виктория ЗоринаСталкивались с неаттестацией в школе? Расскажите:
  • Александра ТихомироваРасскажите, обязательная ли промежуточная аттестация в первом классе? Может ли школа по окончанию учебного года в одностороннем порядке не перевести ребёнка во второй класс?0
  • Виктория ЗоринаАлександра, в первом классе это проверка усвоения программы. Оставить могут только по вашему желанию.0
  • Татьяна НовиковаМы прошли не аттестацию, потому что было пять заданий и если в одном задании( несколько примеров) одна ошибка, то оно не защитывается. Это законно или нет.0
  • user3268602Если ребенок отсутствовал в день промежуточной аттестации. что делать учителю?0
  • Надежда ФедорченкоДоброго времени суток. В нашей школе оценки за ВПР поставили как ха контрольную в четверти и эту же оценку (уже получается вторично) поссттали, как промежуточную. Правильно это или нет?0
  • AliceУ нас в начальной школе оценки ставятся с единственной целью - вознаградить или наказать в зависимости от субъективного отношения администрации или учителя, поэтому кому-то давали переписывать контрольные, кому-то нет, аналогично с четвертными оценками (по факту, даже не знали, что есть такой бланк в школе о пересдаче, а переписывали без широкой рекламы наедине с учителем пара человек, остальные не приглашались переписывать к.р.). Можно ли пройти независимую аттестацию и где и исправить годовые при обучении в обычной системе, а не домашнем или семейном обучении? Где есть такие заведения в Москве, С-Петербурге, Сочи? За какие классы можно исправлять, обучаясь в 4 кл? Какие оценки исправляются - любые или только неуд? Ставится ли н-а и вкаких случаях и как пересдается? (По регионам конечно должны быть такие центры, где можно пройти аттестацию официально, а также коэффициенты эффективности учителя должны считаться во всех школах - было бы ясно, как много 2 и 3 ставит учитель, эффективна ли его работа, если средний бал его учеников низкий. Мы же также не говорим, что ВПР по сути = это оценка работы самого заведения, а не только оценка знаний ученика. Мне непонятно, почему в школах, где работаешь сам, коэффициенты считают, в школах, где учатся дети, никто не считает, а низкие оценки - повод для репетиторства или смены "образовательного маршрута").0