«Летний лагерь для взрослых»: как мы провели медовый месяц на фестивале Sziget-2023

7

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Артем Колпаков

Страница автора

Краткое предисловие. Что такое Sziget? Это музыкальный фестиваль, длящийся 6 суток на гигантском зелёном острове в центре Будапешта. Фестиваль заявлен как крупнейший в Европе и пятый по величине в мире. Туда приезжает много крутых музыкантов (в 2023 году были Imagine Dragons, Florence & The Machine, Billie Eilish, David Guetta), каждый день программа заканчивается в 6:00 утра, а начинается в 10:00, но самое интересное — весь фестиваль можно прожить в палаточном городке прямо на самом острове.

Мы с женой после свадьбы искали куда бы поехать на медовый месяц, поэтому Сзигет звучал как «Под конец мы умрём, но это будет легендарно», так что мы начали потихоньку готовиться.

Подготовка к поездке

Билеты на фестиваль. Лайнап был известен заранее, поэтому можно было взять билеты на отдельные дни, если интересуют конкретные исполнители. По ценам — за 3 месяца до фестиваля билет на 1 день стоил 80-100 евро, билет на 6 дней — 350-400 евро. Был ещё билет на 3 дня и VIP-версии всех билетов, но их цену мы не смотрели. Кстати, сейчас продаются super-early-bird-билеты — лайнап абсолютно неизвестен, зато стоит всего лишь 250 евро.

Жилье. Фестиваль проходит на одном из островов посреди реки Дунай (она разделяет Будапешт на две части). На остров можно круглосуточно попасть по двум мостам, а жить на нём во время фестиваля можно по одному из трёх вариантов:

  • приехать днём, потусить и уехать под утро спать в город (на время фестиваля жильё в Будапеште дорожает, бронируйте заранее);
  • приехать со всем своим (палатка, спальник и т.д.) и бесплатно поставить палатку почти на любом месте на острове;
  • заказать всё это заранее на официальном сайте фестиваля и докупить место под палатку в одной из закрытых зон острова, в которых жить немного комфортнее.

Мы выбрали третий вариант, чтобы прочувствовать весь кайф от фестиваля, живя на острове 24/7. Поэтому мы купили две проходки в зону Siesta Camping (2 x 130 евро). Эта зона была дальше всего от шума сцен + там было много деревьев (палатка в тени утром — это важно!), ну и туалеты с душевыми были в хорошем состоянии в отличие от общей зоны (да, на острове есть достаточно зон с бесплатными туалетами и душевыми), причём без очередей!

Ещё мы купили предустановленную палатку (130 евро), надувной 2-местный матрац (50 евро, хотя в Ашане потом увидели его за 20 евро), пару подушек, полотенец и одеяло (постельное бельё потом докупили в том же Ашане). Также мы арендовали небольшой шкафчик-locker с розеткой внутри (10 евро) — в нём удобно хранить паспорта и заряжать телефоны.

Лично я первый раз был в Европе, поэтому хотелось посмотреть на неё побольше, так что мы сняли жильё ещё и в самом Будапеште на несколько дней до фестиваля — многие сервисы не работают с российскими картами (см. следующий абзац), но МИРом получилось забронировать и оплатить жильё в Стамбуле и Будапеште через Тинькофф Путешествия.

Оплата. Но в целом на этапе оплаты всего столкнулись с проблемой при оплате на зарубежных сайтах — выпущенные в России карты Visa/Mastercard/МИР никто не принимает. Поэтому пришлось воспользоваться помощью братьев с зарубежными картами — один помог всё заранее оплатить казахской картой, а второй подсобил с вшиванием зарубежной карты в мой Apple Pay.

На деле схема не самая удобная (всё время всплывают мелкие подводные камни типа «смски подтверждения», «самому нельзя посмотреть баланс»), поэтому своя личная зарубежная карта — это прям спасение.

Авиабилеты. Изначально мы думали полететь напрямую, но во всех вариантах была очень длинная пересадка в Стамбуле (так дешевле) и мы решили провести там пару дней, раз уж всё равно летим. По ценам: на двоих туда-обратно вышло 110 000 рублей (на момент покупки доллар стоил 85 рублей, евро — 95): Мск-Стамбул-Мск Аэрофлотом = 36 000 рублей с человека; Стамбул-Будапешт-Стамбул Wizz Air = 18 000 рублей.

Про Wizz Air отдельный момент: у них платная регистрация в аэропорту, поэтому скачайте приложение и регайтесь в нём. У них есть схема «Если купишь место в самолёте, то можешь регаться за 30 дней», поэтому мы заплатили по 8 евро за место и зарегались на оба рейса за 1-2 недели до вылетов.

Виза. Я со своим азиатским опытом привык, что визы — это изи, поэтому начал копошиться лишь за месяц до фестиваля. Поэтому когда я открыл сайт официального визового центра Венгрии (через консульства они не делают) и увидел, что ближайшая дата подачи документов — за неделю до фестиваля, то меня бросило в холодный пот.

В итоге пришлось воспользоваться схемой «VIP-зал — дороже в 2 раза, но подача хоть завтра», поэтому визы вышли по 18 000 рублей с человека вместо обычных 10 000 и делались 15 календарных дней. В итоге нам всё одобрили и на этом формальная часть подготовки к Сзигету закончилась и началась неформальная.

Связь. Также мы заранее задались вопросом интернета в путешествии — если в Стамбуле мы были 3 дня и там можно было выжить чисто на вай-фаях, то в Будапеште точно нужна была бы симка для интернета. Мы нашли тариф у Водафона «10 гигов за 1000 рублей».

Но потом в аэропорту Будапешта познакомились с путешествующими ребятами, которые подсказали за вариант онлайн-покупки схемы «безлимитный интернет на 7 дней за 2000 рублей» с помощью одного из сервисов на тему «esim для путешественников». Я в этой теме глубоко не копал — возможно, есть варианты подешевле, но для решения вопроса на месте это был нормальный вариант.

Планирование

Под «неформальной подготовкой» я подразумеваю «посмотреть сет-листы недавних концертов всех крупных исполнителей» — так можно примерно узнать, что за песни вообще будут у любимых групп, а что будут играть неизвестные нам группы (чтобы понять, стоит на них идти или нет). Да, кто-то может сказать «Так убивается интрига», но тут дело вкуса — лично я не люблю разочаровываться, поэтому лучше я буду знать такие вещи изначально.

А смотреть сет-листы очень просто — гуглите, например, «Imagine Dragons setlist», затем на сайтах смотрите списки песен с их недавних концертов, и если они совпадают — с вероятностью 95% на будущем концерте будет такая же последовательность.

Также можно заранее спланировать свою программу Сзигета — интерактивы были почти 24 часа в сутки, и на первый взгляд кажется, что 6 дней — это много и можно всё успеть, но по факту мы до последнего момента бегали между сценами/зонами, чтобы успеть посмотреть все выступления (например, в полночь за 2 часа до выезда с фестиваля мы, разливая чай, бежали смотреть световое театральное шоу).

Но мы это заранее не спланировали, поэтому занимались этим каждый вечер накануне, и в итоге всё равно из 6-7 мероприятий пропускали 1-2, потому что надо было находить время на еду или передышку.

Сборы

Последний пункт подготовки: сбор вещей накануне вылета. Несмотря на то, что это начало августа (мол, супер-тепло и прогноз погоды говорил «ночью +15°С, днём +28°С»), мы в последний момент всё равно взяли штаны и толстовки — и в итоге были счастливы, что сделали это. Не знаю, в чём была проблема климата, но ночью на острове было гигахолодно, что нам приходилось спать во всей одежде, причём я надевал вторые носки, а днём была жара жарючая, что даже в бриджах без футболки было жарко.

Кроме комплекта тёплых вещей очень важную роль сыграли, аптечка, сумка-«бананка», маски для сна и беруши. Аптечка — раньше никогда не была нужна, но в этот раз на «миге», «терафлю», «стрепсилсе» и «мезиме» мы вывозили сложные дни.

«Бананка» — в неё влезали телефон, паспорт, павербанк и таблетки, поэтому мастхэв. Маска с берушами — этот комплект спасал наш сон как мог. Дело в том, что мы хоть и жили вдалеке от сцен и людей, но всё-таки до нас доходила музыка+басы со сцены «Колизея» — там играли техно/драм с полудня до 6 утра каждый день. Впрочем, жена настолько сильно уставала, что под конец фестиваля спала без маски и без беруш — и нормально.

А, ну и многоразовая пластмассовая бутылочка для воды — на всей территории были питьевые фонтанчики и прям зоны для набора питьевой воды от местного бренда, поэтому мы предпочли не платить по 2,5 евро за 0,5 л воды, а купили в Ашане бутылку 0,7 л и наливали в неё воду миллион раз.

Ещё мы читали в статьях про Сзигет, что трава на острове быстро вытаптывается, поэтому против поднимающейся пыли нужны маски, так что мы достали наши коронавирусные тканевые маски. Но в итоге они не понадобились — видимо, организаторы сделали выводы из прошлых лет и теперь каждый день постоянно везде были специальные гигантские водные распылители, так что трава в частопосещаемых местах умерла лишь на 6-й день и пыли по факту почти не было.

Быт на фестивале

В 9 утра первого дня фестиваля мы пришли на территорию со своими рюкзаками, зарегались, добрались до палатки и занялись её обустройством.Во-первых, выяснилось, что я рассчитывал размеры палатки и надувного матраца «тютелька в тютельку», а надо было учитывать запас.

На практике оказалось, что матрац 140х200 не влезает ни по длине, ни по ширине, поэтому пришлось сходить и поменять матрац на ближайший меньший по размеру (100х180) — продавцы смотрели на нас и говорили, что «в теории в обнимочку вы уместитесь, но вообще это матрац на одного человека».

Спойлер: мы были настолько в отрубях каждый раз при возвращении, что размер матраца вообще не был проблемой. При этом мы видели, что многие спали на пенках (они же карематы) и использовали спальники. Тут вопрос вкуса, но на надувном матраце мне всё-таки попроще.

Во-вторых, мы сходили в ближайший Ашан и докупили там всё необходимое (постельное белье, умывальные приколы и прочее по мелочи). Вроде бы Ашан рядом, но нам для выхода с острова надо было идти минут 15-20, а потом ещё 15-20 до самого Ашана — и это только в одну сторону, а время для нас было слишком драгоценным, поэтому это была наша единственная вылазка туда.

Еда

Мы читали, что многие ходят завтракать выпечкой в Ашане или в ближайшие к нему кафешки, чтобы не тратить кучу денег в корнерах фестиваля, но по итогу нам повезло найти самый оптимальный вариант — прямо на острове был небольшой сетевой супермаркет ALDI, в котором были а) адекватные цены и б) самые вкусные круассаны в моей жизни.

Вот правда, я был первый раз в Европе — и до этого момента никогда не пробовал настолько прекрасных воздушных круассанов (1 евро/шт), особенно с шоколадной начинкой. На этих круассанах мы и жили ближайшие 6 дней. Также там была куча солёной выпечки (1-2/шт) — твистер-пиццы, сосиски в слоёном тесте, сырные слойки, поэтому бюджетно жить можно вполне спокойно.

Ещё мы периодически брали еду в корнерах фестиваля, хотя цены там были очень кусающиеся — каждый раз когда я говорил жене, сколько что стоит (все цены указаны в местных венгерских форинтах), она каждый раз всё больше удивлялась тому, как такое возможно, хотя под конец фестиваля для нас эти цифры стали новой реальностью.

Среднее блюдо стоило 1200-1500 рублей, и под словом «блюдо» я подразумеваю что-то по типу бургера. Большой кусок пиццы стоил 600 рублей, маленький супчик по типу «курино-морковный племянник фо бо» — 800 рублей, крупненький хот-дог — 1000 рублей. Поэтому мы иногда брали один хот-дог или один суп, а в остальное время тарились в супермаркете выпечкой и питьевыми йогуртами (2 евро). Горячий чай в корнерах — 3 евро/стакан, но что поделать.

На еду на двоих ушло около 360 евро за 6 дней (30 евро/день на одного). Жаль, что 95% еды на острове — это стритфуд, и если один день на нём пожить ещё можно, то 6 дней — это уже слишком, и хочется навернуть борща и пюрешки с котлеткой (ну или хотя бы салатик).

Атмосфера

Про безопасность: то было приятное удивление, насколько всё было хорошо организовано в плане безопасности: заборы, патрули, охранники, проверки браслетов для входа в нашу зону и т.д. При этом все эти люди на чилле-кайфе, никаких злых лиц — и это вносило свой кайф в общую атмосферу. Да и в целом люди — это один из главных факторов, благодаря которому атмосфера была именно фестивальной.

В последний день мы с женой шли и обсуждали, как вообще прошёл фестиваль, и пришли к выводу, что гигантское влияние на кайфовую атмосферу оказали два фактора — палатки и куча иностранцев:

1. Палатки были прям везде-везде, не битком, но почти в любом (даже неочевидном) месте можно было увидеть несколько палаток — и это создавало особый вайб отдельного мира, мол, есть реальная жизнь где-то за пределами острова, но здесь и сейчас ты живёшь в каком-то параллельном мире.

Причём я настолько выпал из реальности, что вообще забыл о том, что мы на самом-то деле находимся в нескольких станциях метро от центра города — мне казалось, что мы как минимум в двух часах езды от города, настолько была расслабленная атмосфера гигантского парка-леса и настолько не было никаких тревог, с которыми у меня ассоциируется город. А жена добавляет, что если бы она не была со мной, то легко поехала бы одна — настолько спокойно было в толпе незнакомых людей, которые приехали кайфовать от этой жизни вместе со всеми.

2. А иностранцы — было очень интересно наблюдать, как вокруг тебя тусит куча разных людей, разных акцентов, разных лиц. Причём многие люди были в особых образах, которые создавали атмосферу не только для всех окружающих, но и для них самих — и для меня это стало одним из важных выводов на будущие фестивали: «В ярком образе всё чувствуется ярче».

У меня из вещей были только темные штаны, тёмные бриджи, несколько тёмных футболок и лишь одна светлая рубашка с попугаями — и её явно было мало. В теории на самом фестивале можно было бы купить что-то (гавайские рубашки, краска для волос, глиттер или специфические аксессуары), но это стоило очень дорого — простейшая гавайка сомнительного качества стоила 35-40 евро, не говоря уже про другие приколы. Поэтому в будущем надо или брать всё с собой, или закупаться за пару дней до фестиваля где-то неподалёку.

И все эти яркие разные люди были супер-дружелюбными, с ними было приятно поболтать о том о сём. Хорошо спел в караоке или сделал крутую яркую причёску? К тебе подойдут незнакомые люди и скажут комплимент. Или наоборот — ты можешь спокойно ко всем подходить и говорить комплименты, и это хочется (!) делать часто и много.

Во всей этой атмосфере дружелюбия хочется быть лучшей версией себя, хочется говорить приятные слова, а не просто думать в голове «О, прикольно» и идти дальше. И несмотря на то, что это гигантский фестиваль (в среднем 80 000 посетителей/день, а суммарно — около 500 000 человек), пьяных или неадекватных в плохом смысле слова людей было крайне мало; за все 6 суток я видел только несколько не совсем адекватных людей, но они никому толком не мешали — спокойненько стояли и улыбались-тусили, приключений не искали.

И все эти 80 000 человек в день тусили как не в себя, причём у фестиваля был «ночной» тип билетов — можно прийти в 23:00 (после конца выступления хэдлайнера), официально купить билет за полцены (5000 рублей) и тусить со всеми до самого утра, поэтому когда уходили «дневные тусовщики», то приходила свежая кровь в виде «ночных тусовщиков», утром они менялись местами — и поэтому в течение всего фестиваля было очень много заряженных людей.

Развлечения

И все люди с утра до утра участвовали в каких-то активностях, которых было более чем много — 3 вида йоги по утрам, мастер-классы по этно-инструментам, танцам, рисованию, осознанным сновидениям, две цирковые сцены для десятка трупп, ярмарка с кучей «средневековых» развлечений, живые статуи, отдельная большая артзона с кучей своих активностей, ночные световые шоу и инсталляции, лекции по искусству, спортзона, и даже была отдельная зона для лекций «Think about tomorrow» про экологию, ИИ и т.д. Движухи было настолько много, что мы с женой реально составляли расписание на день с уровнем детализации «так, у нас с 14:25 до 14:45 будет 20 минут на поесть».

При этом параллельно со всеми этими активностями (которые заканчивались почти в полночь) днём начинали свою работу музыкальные сцены — 17 сцен с максимально разной музыкой (от поп или техно до пляжной сцены или музыки «космическая гитара, чтобы вы могли просто полежать-почиллить»). Нашими любимыми сценами кроме главной была вторая по величине сцена в гигантском шатре (ощущение будто ты на большом крытом концерте), трибьют-сцена (ночью очень хорошо слэмиться под исполнение песен Blink-182) и передвижной автомобиль с музыкой из колонок, который ехал гигамедленно и за которым всё время был шлейф тусеров, которые постоянно то отваливались, то прибавлялись — такой живой организм, который весь день кружит по острову и постоянно самообновляется.

А по ночам на острове появлялся «секретный клуб» — вход в него был замаскирован под дверь в один из сотен туалетов (хотя сложно назвать этот клуб «секретным» — перед конкретно этим туалетом всегда была очередь на сотню человек)

А ещё по острову весь день кружил большой крутой внедорожник от пожарников и поливал всех проходящих водой — в жару самое оно. Интересно было наблюдать, как отношение к пожарникам или полиции в Европе отличается от российского — например, кроме пожарников на фестивале был и корнер венгерской полиции, где все тусили, фоткались с ними и т.д. И ещё про музыкальные сцены — жене понравился концепт фестиваля тем, что ты можешь послушать кучу неизвестных тебе групп и открыть для себя что-то новое.

Но кроме этих 17 сцен было ещё очень много небольших точек с едой/напитками всяких брендов, которые включали свою светомузыку — Кока-кола, Егермейстер, Ред Булл и т.д., и возле каждой из кучи точек была своя прям толпа. И когда в первые ночи было холодно, то мы обнаружили лайфхак. Можно передвигаться от точки А к точке Б через кучу промежуточных музыкальных точек, где в толпе изначально тепло + можно потанцевать, чтобы ещё больше согреться». В целом полезная тема, т.к. от главной сцены к нашей палатке было минут 15 чистой ходьбы по холоду, а с танцами было дольше, но теплее.

Исполнители

Мы пытались не спать и тусить как можно дольше, но каждый раз слушали хэдлайнеров на главной сцене, потом часик-полтора ещё где-то тусили — и в 01:00-02:00 уже отрубались. Но в целом я ни о чём не жалею — главной сцены в целом хватало, потом мы чуть-чуть шлифовались другими сценами — и вообще прекрасно. На главной сцене в первый день «открыли» фестиваль британцы Foals — если честно, то мы с женой их никогда не слушали, а тут прям был полный разрыв.

На второй день были Imagine Dragons — ради них мы пришли в толпу за 3 часа до начала выступления, отстояли-надышались сигаретами (кстати, ещё одно открытие — все везде курят в общественных местах, это очень непривычно после России и неприятно, если честно, особенно на фестивале — в толпе и так душно, а тут ещё и дым, чёрт с ним, кругом голова), но зато были прям почти под сценой и всё видели вживую, а не на экранах (особенно когда я сажал жену на плечи на всех эпичных песнях). Она сказала, что ей такого опыта «толпостояния» хватило с головой, поэтому в остальные дни, когда хэдлайнеры были для нас не настолько важны, мы стояли где-то подальше от толпы и давки.

Третий день — David Guetta (лично я надеялся услышать The World Is Mine, которую слушал ещё в школе на чужом Сони Эриксон k700i, но её естественно не было, но вместо неё было много других разрывных треков).

Четвёртый день — Mumford & Sons (заслушал их до дыр во время автостопа в Азии) и M83 (тоже когда-то заслушал до дыр, и это был интересный опыт концерта с музыкой, под которую не порейвишься).

Пятый день — Macklemore и Lorde мы пропустили, уехав потусить в Будапешт (такси прям в несколько раз дороже российского, зато общественный транспорт очень кайфовый по цене и качеству — про него будет дальше).

На последний шестой день была Girl in Red и Билли Айлиш — обеих не сильно слушаем, но у первой мне нравится пара песен, а у второй было крутое шоу.

В итоге после Билли Айлиш в 23:00 мы пошли к палатке, забрали рюкзаки, оставили все купленные кэмпинговые вещи в гигантском благотворительном ящике, поели круассаны напоследок — и уже в 02:00 пошли на организованный фестивалем автобус в аэропорт.

Кстати, про транспорт: ещё в аэропорту мы купили единый проездные на почти все виды транспорта — 16 евро за штуку (но они именные и оформляются на паспорт, при этом паспорт надо всегда таскать с собой, хотя ни один из 5 контролёров у нас не просил паспорт). По этим проездным мы добирались из аэропорта на автобусе №200e (доезжает до метро, а потом на метро в центр) — есть ещё автобус 100e, который едет сразу в центр, но он не входит в единый проездной. По самому Будапешту мы тоже катались по этим проездным — автобусы и трамваи ходят часто и хорошо, а вот речной транспорт мы заценить не успели.

Что в итоге

На самом деле 6 дней — это возможно даже многовато. Лично я закончился где-то под вечер 4-го дня, жена прожила чуть подольше. Но такое ощущение, что 3 дня — мало, 4 дня — хочется ещё чутка, а 5 дней — уже начинается Эребор.

Но несмотря на все болезни, проблемки и стрессы — это были очень крутые 6 дней. Вот есть детские летние лагеря, а это был 6-дневный лагерь для взрослых, причём на максималках — по развлечениям, эмоциям и всему экспириенсу в целом. Да, сложно и дорого добираться. Да, ко всему этому надо готовиться. Да, постоянно всплывает что-то по мелочи, с чем надо быстро разбираться. Но когда ты уже приезжаешь на место, то все негативные моменты отступают на третий план, потому что вся эта туса, весь этот опыт, который сложно получить где-либо ещё — всё это однозначно стоит того.

По ценам на двоих (примерно):

  • билеты на фестиваль: 750 евро;
  • авиабилеты: 1200 евро;
  • жильё: 130 евро за палатку + 260 евро за жильё в платной зоне + 100 евро на доп.штуки;
  • визы: 400 евро;
  • еда: 360 евро.
  • Luna MoonlightКласс, Sziget у меня тоже в виш-листе фестивалей!3
  • Артем КолпаковLuna, а какие ещё? А то я впечатлился и теперь на другие хочу начать копить)0
  • Luna MoonlightАртем, больше всего хочу на burning man, если это можно назвать фестивалем Еще на EDC, Creamfields и Ultra Miami из тех, на которых я не была. Из тех, где я была - самый лучший - это Tomorrowland летний, но на него надо еще суметь билеты купить. Из тех, куда попроще попасть - Mysteryland.4
  • Алексей ХаритоновКарина, а подробнее? Чем именно статья вас разочаровала?2
  • Helena Molkoон Сигет0
  • ТатьянаСтатья отличная, но часть трат завышена, можно дешевле. Люблю Сигет, там атмосфера какая-то полная любви. в моем багаже 2017,18,19,22 в 23 за меня его посетили вы )0