Оператор забрал номер телефона. Можно ли его вернуть?
Я долго не пользовался старым номером телефона, и, кажется, его отключили. А у меня к нему привязан профиль во «Вконтакте». Что сделать, чтобы вернуть номер?
Да, такое может произойти: при долгом простое операторы забирают номера телефонов и возвращают их в свободную продажу. При этом, если номер утерян, придется потрудиться, чтобы восстановить доступ к связанным с ним сервисам.
Расскажу, почему так происходит и как избежать потери телефонного номера.
О чем вы узнаете
- В каких случаях оператор может забрать номер телефона абонента
- Через какое время мобильный оператор может забрать телефонный номер
- Как вернуть заблокированный номер телефона
- Можно ли вернуть номер, если договор с оператором уже расторгнут
- Как войти в аккаунты, если больше нет доступа к номеру телефона
- Как защититься от потери номера
В каких случаях оператор может забрать номер телефона абонента
Телефонные номера в России принадлежат государству и включены в Единую сеть электросвязи РФ . Государство выделяет операторам ограниченный диапазон номеров. А операторы выступают посредниками, которые оказывают услуги связи, и не могут полностью самостоятельно распоряжаться номерами.
Из года в год количество активных симкарт растет: к концу 2023 года только в России их число превысило 258 млн штук. Если бы номера навсегда закреплялись за абонентами, в какой-то момент они бы просто закончились. Поэтому операторам приходится возвращать в продажу номера, которыми больше не пользуются.
Частые причины, по которым могут заблокировать или изъять номер:
- Рассылка спама или другие противоправные действия — например, мошенничество или вымогательство с помощью телефона.
- Если оператор подозревает, что симкарту перевыпустили без ведома владельца. В таком случае номер изымают редко — чаще временно блокируют.
- Абонент не подтвердил сведения о себе — по закону операторы могут проверять актуальные персональные данные абонентов. Если проигнорировать просьбу, номер могут изъять.
- Абонент перестал оплачивать услуги связи, и образовался долг.
- Абонент не пользуется номером.
Через какое время мобильный оператор может забрать телефонный номер
В зависимости от причины, по которой изымается номер абонента, операторы могут действовать по-разному — и применять разные сроки.
Если абонент нарушил правила получения услуг связи, оператор может изъять его телефонный номер. Но сначала он должен приостановить обслуживание, отправить абоненту письменное уведомление об этом и подождать полгода. Если за это время абонент не устранит нарушение, оператор в одностороннем порядке расторгнет договор с ним — это законно .
Такой порядок применяют, например, когда абонент перестал оплачивать услуги связи и появилась задолженность. Или если он вопреки договору с оператором и законодательству распространяет спам.
Если абонент перестал пользоваться номером — бездействует, — считают, что он сам отказался от услуг связи . То есть не оператор решил прекратить договор, а абонент — у него есть право сделать это в любое время.
Бездействием обычно считают нулевой или отрицательный баланс и отсутствие каких-либо платных действий, например исходящих звонков или смс .
В случае бездействия абонента оператор сначала заблокирует услуги связи, а потом расторгнет договор. В какой срок это произойдет, зависит от правил конкретного оператора. В основном компании выжидают как минимум 90 дней отсутствия активности.
Операторы связи, конечно, уведомляют о предстоящей блокировке и возможном изъятии номера, но с помощью сообщений на этот же номер. Поэтому, если вы не пользуетесь телефоном регулярно, есть вероятность легко пропустить эти предупреждения.
Понять, что номер заблокировали, можно по служебному сообщению телефона «Нет регистрации в сети» в уведомлениях. Дозвониться на такой номер не выйдет: робот сообщит, что абонент в сети не зарегистрирован. Также на него перестанут приходить смс, в том числе с одноразовыми паролями для входа на сайт или в приложение мобильного оператора.
У некоторых операторов есть функция добровольной блокировки — на случай, если номером вы не пользуетесь, но хотите его сохранить. Тогда оператор отключает услуги и перестает взимать абонентскую плату.
Когда заблокируют симкарту, если ею не пользоваться
Оператор | Срок бездействия | Стоимость добровольной блокировки |
---|---|---|
МТС | По общему правилу — 180 дней. Но срок может меняться в зависимости от тарифа | 14 дней бесплатно, затем 1,1 ₽ в сутки |
«Билайн» | 180 дней | 90 дней бесплатно, затем 5,5 ₽ в сутки |
«Мегафон» | 90 дней | 180 дней бесплатно, затем отключится автоматически |
«Теле-2» | 180 дней | 2 ₽ в сутки |
Т-Мобайл | 120 дней, но после 90 дней будет начисляться абонентская плата 5 ₽ в день | 5 ₽ в сутки |
Когда заблокируют симкарту, если ею не пользоваться
МТС | |
Срок бездействия | По общему правилу — 180 дней. Но срок может меняться в зависимости от тарифа |
Стоимость добровольной блокировки | 14 дней бесплатно, затем 1,1 ₽ в сутки |
«Билайн» | |
Срок бездействия | 180 дней |
Стоимость добровольной блокировки | 90 дней бесплатно, затем 5,5 ₽ в сутки |
«Мегафон» | |
Срок бездействия | 90 дней |
Стоимость добровольной блокировки | 180 дней бесплатно, затем отключится автоматически |
«Теле-2» | |
Срок бездействия | 180 дней |
Стоимость добровольной блокировки | 2 ₽ в сутки |
Т-Мобайл | |
Срок бездействия | 120 дней, но после 90 дней будет начисляться абонентская плата 5 ₽ в день |
Стоимость добровольной блокировки | 5 ₽ в сутки |
Как вернуть заблокированный номер телефона
Операторы никогда не изымают номера сразу же: сначала они блокируют услуги связи. В это время телефонный номер еще можно вернуть. Для этого нужно узнать и устранить причину блокировки.
Проверить причину блокировки можно через приложение или сайт оператора. А если войти в личный кабинет невозможно, нужно прийти в салон связи с паспортом либо связаться с оператором по горячей линии.
Дальше оператор расскажет, как разблокировать номер. Например, если его заблокировали из-за неактивности, будет достаточно вашего заявления — устного или письменного. У некоторых блокировка предусматривает перезаключение договора — тогда придется выбрать новый тариф и оплатить его.
А если номер заблокировали из-за непредоставления персональных данных, придется передать необходимую информацию одним из способов, которые определил оператор. Обычно это чат или форма обратной связи на сайте или в приложении. Таково требование закона, и ему подчиняются все операторы мобильной связи.
Можно ли вернуть номер, если договор с оператором уже расторгнут
Если оператор прекращает договор с абонентом, номер попадает в свободную продажу. Тогда занять его может любой человек — вы тоже вправе выкупить его повторно.
Но мне не удалось найти информацию, когда оператор начинает повторно продавать номера. Судя по постам в соцсетях, может пройти от пары дней до нескольких лет, прежде чем утраченный ранее номер снова появляется в мессенджерах с данными нового пользователя.
Если номер еще не перепродали, с оператором придется заключить договор на новых условиях. В таком случае вы, например, потеряете индивидуальный тариф, если он был, но сохраните сам телефонный номер.
Как войти в аккаунты, если больше нет доступа к номеру телефона
Привязывать номер телефона к аккаунтам соцсетей, интернет-банкинга и прочих сервисов удобно, но рискованно. Если вы потеряете к нему доступ и оператор передаст его другому человеку, теоретически новый владелец сможет авторизоваться в ваших личных кабинетах. И такие действия не будут противоправными, если договор оформлен надлежащим образом . Ведь сайты и сервисы не знают, что номер больше не ваш.
Уязвимостью со старыми симками пользуются мошенники. По данным сервиса разведки утечек данных и мониторинга даркнета DLBI, за 2024 год известно не менее десятка случаев получения доступа к аккаунтам госуслуг через мобильные номера, поступившие в повторную продажу. Взломанные профили затем продают в даркнете.
Специалисты утверждают, что у схемы высокие шансы на успех: при покупке симки есть вероятность 60%, что номер уже использовался ранее. В «Лаборатории Касперского» согласились, что мошенническая схема набирает обороты, поскольку бывшие владельцы редко отвязывают сервисы.
Так что если по каким-то причинам вы потеряли доступ к номеру, важно оперативно удалить его из способов авторизации. У каждого сервиса свои правила восстановления доступа и смены номера телефона. В целом такая ситуация вполне обыденная — техподдержка придет на помощь.
Вот что можно сделать, чтобы отвязать потерянный номер и привязать новый:
- Войти с помощью логина и пароля. Самый простой способ, но может не сработать, если настроена двухфакторная аутентификация: сообщения будут приходить новому владельцу.
- Войти с помощью электронной почты и поменять номер. Проблема с двухфакторной аутентификацией сохранится, но у техподдержки сервиса обычно есть алгоритм восстановления доступа при помощи писем с адреса, который указан в аккаунте.
- Восстановить доступ с помощью специальных процедур конкретного сервиса или системы. Например, для доступа к клиент-банку надо указать данные банковской карты. Соцсеть же запросит данные о создании страницы или последних действиях.
- Обратиться в техподдержку сервиса по почте, по телефону или в мессенджере. Специалисты запросят дополнительную информацию — например, сканы или фотографии личных документов либо ответ на секретный вопрос, если такой был. В этой ситуации следует удостовериться, что переписка идет с настоящей техподдержкой банка, чтобы случайно не раскрыть данные мошенникам.
Как защититься от потери номера
Если у вас есть номер телефона, который нужен от случая к случаю, рекомендую:
- Актуализировать персональные данные по инструкции с сайта оператора.
- Отвязать номер телефона от сервисов, доступ к которым критично важен, — интернет-банкинга, госуслуг, электронной почты, соцсетей.
- Посмотреть ограничения тарифов по дням бездействия и выбрать тот, где срок максимальный.
- Подключить опцию добровольной блокировки, если она есть у оператора.
- Поставить напоминание на часто используемом телефоне — раз в три-четыре месяца делать платный звонок и пополнять баланс на минимальную сумму.