Оператор забрал номер телефона. Можно ли​ его вернуть?

15
Аватар автора

Стас

спросил в Сообществе

Я долго не пользовался старым номером телефона, и, кажется, его отключили. А у меня к нему привязан профиль во «Вконтакте». Что сделать, чтобы вернуть номер?

Аватар автора

Дмитрий Новик

никогда не терял номер

Страница автора

Да, такое может произойти: при долгом простое операторы забирают номера телефонов и возвращают их в свободную продажу. При этом, если номер утерян, придется потрудиться, чтобы восстановить доступ к связанным с ним сервисам.

Расскажу, почему так происходит и как избежать потери телефонного номера.

В каких случаях оператор может забрать номер телефона абонента

Телефонные номера в России принадлежат государству и включены в Единую сеть электросвязи РФ  . Государство выделяет операторам ограниченный диапазон номеров. А операторы выступают посредниками, которые оказывают услуги связи, и не могут полностью самостоятельно распоряжаться номерами.

Из года в год количество активных симкарт растет: к концу 2023 года только в России их число превысило 258 млн штук. Если бы номера навсегда закреплялись за абонентами, в какой-то момент они бы просто закончились. Поэтому операторам приходится возвращать в продажу номера, которыми больше не пользуются.

Частые причины, по которым могут заблокировать или изъять номер:

  1. Рассылка спама или другие противоправные действия — например, мошенничество или вымогательство с помощью телефона.
  2. Если оператор подозревает, что симкарту перевыпустили без ведома владельца. В таком случае номер изымают редко — чаще временно блокируют.
  3. Абонент не подтвердил сведения о себе — по закону операторы могут проверять актуальные персональные данные абонентов. Если проигнорировать просьбу, номер могут изъять.
  4. Абонент перестал оплачивать услуги связи, и образовался долг.
  5. Абонент не пользуется номером.

Через какое время мобильный оператор может забрать телефонный номер

В зависимости от причины, по которой изымается номер абонента, операторы могут действовать по-разному — и применять разные сроки.

Если абонент нарушил правила получения услуг связи, оператор может изъять его телефонный номер. Но сначала он должен приостановить обслуживание, отправить абоненту письменное уведомление об этом и подождать полгода. Если за это время абонент не устранит нарушение, оператор в одностороннем порядке расторгнет договор с ним — это законно  .

Такой порядок применяют, например, когда абонент перестал оплачивать услуги связи и появилась задолженность. Или если он вопреки договору с оператором и законодательству распространяет спам.

Если абонент перестал пользоваться номером — бездействует, — считают, что он сам отказался от услуг связи  . То есть не оператор решил прекратить договор, а абонент — у него есть право сделать это в любое время.

Бездействием обычно считают нулевой или отрицательный баланс и отсутствие каких-либо платных действий, например исходящих звонков или смс  .

В случае бездействия абонента оператор сначала заблокирует услуги связи, а потом расторгнет договор. В какой срок это произойдет, зависит от правил конкретного оператора. В основном компании выжидают как минимум 90 дней отсутствия активности.

Операторы связи, конечно, уведомляют о предстоящей блокировке и возможном изъятии номера, но с помощью сообщений на этот же номер. Поэтому, если вы не пользуетесь телефоном регулярно, есть вероятность легко пропустить эти предупреждения.

Понять, что номер заблокировали, можно по служебному сообщению телефона «Нет регистрации в сети» в уведомлениях. Дозвониться на такой номер не выйдет: робот сообщит, что абонент в сети не зарегистрирован. Также на него перестанут приходить смс, в том числе с одноразовыми паролями для входа на сайт или в приложение мобильного оператора.

У некоторых операторов есть функция добровольной блокировки — на случай, если номером вы не пользуетесь, но хотите его сохранить. Тогда оператор отключает услуги и перестает взимать абонентскую плату.

Когда заблокируют симкарту, если ею не пользоваться

ОператорСрок бездействияСтоимость добровольной блокировки
МТСПо общему правилу — 180 дней. Но срок может меняться в зависимости от тарифа14 дней бесплатно, затем 1,1 ₽ в сутки
«Билайн»180 дней90 дней бесплатно, затем 5,5 ₽ в сутки
«Мегафон»90 дней180 дней бесплатно, затем отключится автоматически
«Теле-2»180 дней2 ₽ в сутки
Т-Мобайл120 дней, но после 90 дней будет начисляться абонентская плата 5 ₽ в день5 ₽ в сутки

Когда заблокируют симкарту, если ею не пользоваться

МТС
Срок бездействияПо общему правилу — 180 дней. Но срок может меняться в зависимости от тарифа
Стоимость добровольной блокировки14 дней бесплатно, затем 1,1 ₽ в сутки
«Билайн»
Срок бездействия180 дней
Стоимость добровольной блокировки90 дней бесплатно, затем 5,5 ₽ в сутки
«Мегафон»
Срок бездействия90 дней
Стоимость добровольной блокировки180 дней бесплатно, затем отключится автоматически
«Теле-2»
Срок бездействия180 дней
Стоимость добровольной блокировки2 ₽ в сутки
Т-Мобайл
Срок бездействия120 дней, но после 90 дней будет начисляться абонентская плата 5 ₽ в день
Стоимость добровольной блокировки5 ₽ в сутки

Как вернуть заблокированный номер телефона

Операторы никогда не изымают номера сразу же: сначала они блокируют услуги связи. В это время телефонный номер еще можно вернуть. Для этого нужно узнать и устранить причину блокировки.

Проверить причину блокировки можно через приложение или сайт оператора. А если войти в личный кабинет невозможно, нужно прийти в салон связи с паспортом либо связаться с оператором по горячей линии.

Дальше оператор расскажет, как разблокировать номер. Например, если его заблокировали из-за неактивности, будет достаточно вашего заявления — устного или письменного. У некоторых блокировка предусматривает перезаключение договора — тогда придется выбрать новый тариф и оплатить его.

А если номер заблокировали из-за непредоставления персональных данных, придется передать необходимую информацию одним из способов, которые определил оператор. Обычно это чат или форма обратной связи на сайте или в приложении. Таково требование закона, и ему подчиняются все операторы мобильной связи.

Способы обновления информации о себе есть на сайте каждого оператора связи. Обычно на выбор предлагают несколько вариантов, включая фотографирование и отправку документов в чат или связывание личного кабинета с сайтом госуслуг. Источник: msk.rt.ru
Способы обновления информации о себе есть на сайте каждого оператора связи. Обычно на выбор предлагают несколько вариантов, включая фотографирование и отправку документов в чат или связывание личного кабинета с сайтом госуслуг. Источник: msk.rt.ru

Можно ли вернуть номер, если договор с оператором уже расторгнут

Если оператор прекращает договор с абонентом, номер попадает в свободную продажу. Тогда занять его может любой человек — вы тоже вправе выкупить его повторно.

Но мне не удалось найти информацию, когда оператор начинает повторно продавать номера. Судя по постам в соцсетях, может пройти от пары дней до нескольких лет, прежде чем утраченный ранее номер снова появляется в мессенджерах с данными нового пользователя.

Если номер еще не перепродали, с оператором придется заключить договор на новых условиях. В таком случае вы, например, потеряете индивидуальный тариф, если он был, но сохраните сам телефонный номер.

Как войти в аккаунты, если больше нет доступа к номеру телефона

Привязывать номер телефона к аккаунтам соцсетей, интернет-банкинга и прочих сервисов удобно, но рискованно. Если вы потеряете к нему доступ и оператор передаст его другому человеку, теоретически новый владелец сможет авторизоваться в ваших личных кабинетах. И такие действия не будут противоправными, если договор оформлен надлежащим образом  . Ведь сайты и сервисы не знают, что номер больше не ваш.

Уязвимостью со старыми симками пользуются мошенники. По данным сервиса разведки утечек данных и мониторинга даркнета DLBI, за 2024 год известно не менее десятка случаев получения доступа к аккаунтам госуслуг через мобильные номера, поступившие в повторную продажу. Взломанные профили затем продают в даркнете.

Специалисты утверждают, что у схемы высокие шансы на успех: при покупке симки есть вероятность 60%, что номер уже использовался ранее. В «Лаборатории Касперского» согласились, что мошенническая схема набирает обороты, поскольку бывшие владельцы редко отвязывают сервисы.

Так что если по каким-то причинам вы потеряли доступ к номеру, важно оперативно удалить его из способов авторизации. У каждого сервиса свои правила восстановления доступа и смены номера телефона. В целом такая ситуация вполне обыденная — техподдержка придет на помощь.

Вот что можно сделать, чтобы отвязать потерянный номер и привязать новый:

  1. Войти с помощью логина и пароля. Самый простой способ, но может не сработать, если настроена двухфакторная аутентификация: сообщения будут приходить новому владельцу.
  2. Войти с помощью электронной почты и поменять номер. Проблема с двухфакторной аутентификацией сохранится, но у техподдержки сервиса обычно есть алгоритм восстановления доступа при помощи писем с адреса, который указан в аккаунте.
  3. Восстановить доступ с помощью специальных процедур конкретного сервиса или системы. Например, для доступа к клиент-банку надо указать данные банковской карты. Соцсеть же запросит данные о создании страницы или последних действиях.
  4. Обратиться в техподдержку сервиса по почте, по телефону или в мессенджере. Специалисты запросят дополнительную информацию — например, сканы или фотографии личных документов либо ответ на секретный вопрос, если такой был. В этой ситуации следует удостовериться, что переписка идет с настоящей техподдержкой банка, чтобы случайно не раскрыть данные мошенникам.
У банков самая развитая система восстановления доступа к аккаунтам, но надо набраться терпения: специалисты тщательно проверяют информацию. Источник: tbank.ru
У банков самая развитая система восстановления доступа к аккаунтам, но надо набраться терпения: специалисты тщательно проверяют информацию. Источник: tbank.ru

Как защититься от потери номера

Если у вас есть номер телефона, который нужен от случая к случаю, рекомендую:

  1. Актуализировать персональные данные по инструкции с сайта оператора.
  2. Отвязать номер телефона от сервисов, доступ к которым критично важен, — интернет-банкинга, госуслуг, электронной почты, соцсетей.
  3. Посмотреть ограничения тарифов по дням бездействия и выбрать тот, где срок максимальный.
  4. Подключить опцию добровольной блокировки, если она есть у оператора.
  5. Поставить напоминание на часто используемом телефоне — раз в три-четыре месяца делать платный звонок и пополнять баланс на минимальную сумму.
Дмитрий НовикТеряли когда-нибудь доступ к номеру телефона? Удалось его восстановить?
  • Забаненый за правдуа просто регулярное закидывание денег на номер "пользованием" считается?1
  • Сестра ГослингаЭх, я так симки МТС лишилась. И аккаунта в телеге 🥲 Звонила в мтс, сказали, что мой номер уже купили и точка. Так что советую следить за своими симками, если к ним привязано что-то важное для вас 🤝🏾1
  • VudiЙота просто расторгает договор без предупреждения.0
  • Alexander>> Актуализировать персональные данные по инструкции с сайта оператора. На самом деле тут двойное дно. Актуализировал через госуслуги, через дней 10 получил блокировку из-за пробела в месте рождения "Г.Москва" / "г. Москва". причём в этом случае бежать в салон опсоса нужно реально быстро -- дают меньше суток. Причём не во все точки, а только в собственные. Какие из них какие узнать заранее нельзя. Причём мне отказались актуализировать данные московского номера в СПб. >> Посмотреть ограничения тарифов по дням бездействия Именно так и выбирал. При индексации цен одновременно проиндексировали и этот пункт. У мтс было полгода, стало 90 дней. >> раз в три-четыре месяца делать платный звонок У того же мтс иногда сбоит биллинг -- звонок может просто пропасть из выписки (такое было три раза, узнавал по факту уже при блокировке за неактивность), с тех пор вместо звонков стал отправлять смс как раз на основной номер телефона, так фиксация факта есть в 2 местах.2
  • Cheshire MerveilleuxЕсли прошло меньше трёх месяцев можно написать заявление на восстановление обслуживания, через полгода будет труднее восстановить. Номер в отстойнике находиться полгода.0
  • Cheshire MerveilleuxЗабаненый, нет, должны быть звонки или смс где будет происходить движение средств.0
  • БорисAlexander, >>Причём мне отказались актуализировать данные московского номера в СПб. К сожалению, логично. СБ сотового оператора наверняка ограничила доступ сотрудников салонов. Всё из-за того, что мошенники разными способами пытались обмануть их. Раз в год - два вижу новости про "липовые" доверенности и прочие документы, которые использовали для не законного получения сим-карт. >> Причём не во все точки, а только в собственные. Опять же, логично. У сотрудников "родного" салона связи доступ к базе "нормальный" должен быть, а вот если салон работает по франшизе (ип открыл, или стороннее ООО), то там, насколько я слышал, можно только замену сим-карты сделать.0
  • AlexanderБорис, я понимаю всю эту логику. Моё возмущение в том, что "узнать это заранее нельзя никак". На сайте на карте есть, ничего не указано. Дозвонится и написать в чат нереально, так как я такой естественно не один. При том что срок в сутки установил оператор сам. Сам установил и сам же не может точно сказать куда же мне идти. Попахивает заведомо невыполнимыми условиями. Есть много способов обеспечить ИБ. В данном случае нужно просто не считать ошибку в пробеле ошибкой при автоматизированной сверке с госуслугами. И тогда человека вообще не было бы в этой схеме. Кстати сейчас проверил. У меня вообще все договоры имеют эту же ошибку с пробелом, хотя в бумажке подписанной при заключении договора всех трёх всё корректно. Кажется так просто выкидывают по формальной причине пользователей тарифов без абонентской платы по формальной причине (или вообще по служебному подлогу). Эту логику косвенно подтвердил сотрудник сверявший данные фразой "ну да чипаны никому не нужны". Почему считается каждый отдельный договор а не все одного абонента для расчёта ARPU -- неясно.. .0
  • Илья ФедоровВ смысле не знают? Может не хотят знать? О перевыпуске у них уведомление есть. Если перевыпуск то зайти в ЛК банка на новом устройстве должно быть невозможно. Ну, к меня в ВТБ не выходило. Пока не подтвердил номер. Если такое отключили то очень зря0
  • Илья ФедоровCheshire, если номер с абонентской то да. О лучше читай условия оператора0
  • Павел ШурыгинСчитаю что в нынешней ситуации отбирать номер у абонента незаконно. Элементарный пример: сейчас у нас гос. услуги напрямую привязаны к номеру телефона. И представьте что: другому челику дают чужой номер телефона, который долго не использовали, и этот челик хочет зайти на госуслуги, и ему пишется при авторизации, "сейчас на ваш номер приедет код, введите его", он вводит и заходит не на свой личный кабинет, госуслуг, а на чужой, с личными данными другово человека. А сейчас многие веб-сервисы сделаны на основе авторизации по номеру телефона, а не почтового ящика. Из-за этого я подумал, что в стране надо кардинально менять систему авторизации по номерам к подобным сервисам. Пришла идея, как вариант, сделать аналогичные например виртуальные номера, как например есть свои в телеграмме, и прикреплять этот виртуальный номер уже в гос.услугах только к одному человеку на все время, а уже в личных данных гос. услуг, присваивать мобильный номер, которым на данный момент пользуется человек, чтобы не происходило таких ситуаций. (Это примерно корявая идейка, которая в голову сразу пришла). Ну либо отдавать один мобильный номер одному человеку, но это наверное не удобнее, в плане смены оператора(тут кстати помогли бы e-sim наверное)2
  • Дмитрий НовикПавел, номера телефонов изначально не особо приспособлены для обспечения безопасности в таких условиях, да. Тут вы правы полностью.0
  • Евгений ДемоновЯ 13 лет назад из Билайна в Tele2 перевёл телефон свой и супруги. В августе решил перевести телефоны детей из Мегафона в Tele2. При переводе одного из номеров Tele2 произошла ошибка и постоянный номер телефона, которым супруга пользовалась больше 13 лет, пометился как временный , для одного детских, переносимых в августе. В итоге когда детские телефоны из Мегафона Tele2 переехали, телефон супруги , которым она пользовалась больше 13 лет, перестал быть её. Самый прикол в том что симка супруги стала симкой ребёнка.! !! На все обращения в Tele2 они отвечают: Это не наш номер телефона, Это телефон Билайна. Каждое общение с поддержкой Tele2 заканчивается сообщение с какой-нибудь Анастасией ,Оксаной и Ксенией, которые дальше дорожной карты разбора стандартных инцидентов не идут. По сути они даже претензию по телефону отказались принять потому что: !!!нет такого шаблона!!! В качестве причин почему телефон изъяли, в поддержке , письменно мне называли как минимум три: 1) телефоном долго не пользовались и договор автоматически расторгнут. Но это не так телефоном постоянно пользовались 2) потом какой-то бельберту при перенос номера, типа я сам так захотел, что тоже не так 3) вроде как я сам расторгнул договор Короче, ситуация нетипичная и дальше первые линии поддержки меня пробиться в Tele2 не удалось. Tele2 не готов признаться в ошибке и каким-то образом поспособствовать исправлению ситуации: у них один диагноз -обращайтесь Билайн Это не наш номер. Хотя на самом деле в начале недели был ещё их. Обратился в Билайн с письменным заявлением. Мне через 15 минут поэтому заявлению позвонили и объяснили , что номер телефона возможно будет приобрести в Билайн ровно через месяц. Это к слову о уровне поддержки. Tele2 учись! !!! Вот ждём 25 сентября чтобы сходить в Билайн и выкупить свой старый новый номер.(жизнь подсказывает что и тут могут быт сюрпризы, но будем ждать) Как продержится жена целый месяц без доступа к сервисам и к телефону вообще не понимаю. Понятно лишь одно восстановление всех доступов на новый номер телефона Это огромный квест и Легче реально подождать месяц.1
  • Катя ЧерноваCheshire, странно, я 2 года не звонила, не писала смс. Ток мне на тлф спам звонил и иногда родные... Сейчас перестали приходить звонки, поэтому решила в ноль баланс вывести...0
  • ВенераКак восстановить аккаунт если сим-карта утеряна0