Ну и что? 41 962

Операторы будут блокировать симкарты и отрубать интернет, если абонент не пришлет копию паспорта

Операторы связи могут заблокировать услуги абонентам, которые не подтвердят свои персональные данные. Раньше не было регламента, по которому абоненты и операторы обменивались запросами и документами. Теперь появились правила, которые всё объясняют, — они заработают с 4 ноября 2017 года.

И хотя по бумагам теперь понятно, как подтверждать личность, на практике это сделать или сложно, или вообще пока нельзя.

Если абонент не подтвердит личность, его могут запросто оставить без связи — просто отключат через 15 дней. Решение суда не понадобится.

Почему операторы могут блокировать абонентов?

Такое право есть у них по закону о связи. Эта норма работала и раньше: операторы могли блокировать абонентов, у которых данные в договоре не совпадали с фактическими. Не было только правил, по которым операторы должны запрашивать эти подтверждения, а абоненты — их отправлять.

Официально у абонента есть 15 дней, чтобы подтвердить свои данные после запроса.

О каких запросах речь? Кого интересуют персональные данные абонентов?

Пока в законе идет речь о запросах от оперативных и правоохранительных органов. Они для каких-то своих целей делают запрос операторам. Мол, пусть абонент подтвердит, что он и есть тот самый Иванов Иван Иванович, на которого оформлена симкарта.

Никто заранее не знает, кому и по какой причине отправят такой запрос. Это не значит, что абонент преступник или террорист. Оператор обязан отреагировать на такой запрос, запросить данные у абонента и передать ответ.

С 1 июня 2018 года такие запросы операторам связи сможет отправлять и Роскомнадзор. Если ведомство захочет выявить реального владельца сайта или автора поста в соцсети, оно сделает это через сотового оператора.

А почему договора недостаточно?

Даже если в договоре есть данные абонента, фактическим владельцем симкарты может быть кто-то другой. Оператор захочет знать, кто на самом деле звонит или отправляет сообщения с этого номера.

А если договор не заключен, а симкарта активна, придется сообщить, кто ею пользуется. Такое возможно, если вы пользуетесь анонимной симкартой, которую купили у метро или в торговом центре.

Это касается только мобильной связи?

Нет, стационарной связи тоже. Отключить могут и домашний телефон. Еще проверка касается услуг интернет-провайдеров. Если абонент не подтвердит персональные данные в договоре, останется без интернета, электронной почты и мессенджеров.

Как абоненты получат запрос от оператора?

Сначала запрос получит сам оператор. У него есть три дня, чтобы запросить у вас персональные данные.

Вот какими способами это можно делать:

  • по смс;
  • через автоматический обзвон;
  • по электронной почте, если у оператора есть адрес;
  • в личном кабинете.

Оператор отправит запрос и будет ждать документов от абонента.

Как подтверждать персональные данные?

Нужно отправить оператору копию документа, подтверждающего личность. Причем делать это надо не как захочется, а по правилам. Иначе ответ не засчитают и связь отключат.

Вот как можно подтвердить личность.

Напрямую у оператора. Любой салон связи не подойдет. Где можно представить документы, нужно уточнять у оператора. Понадобится оригинал и личное присутствие.

Через личный кабинет на сайте оператора. Документ нужно заверить усиленной квалифицированной электронной подписью. Эту подпись еще нужно заранее получить — она платная.

Через госуслуги, если там есть учетная запись. Пока непонятно, как этот документ получат операторы. Они еще не интегрировались в общую систему и не могут видеть документы, которые абоненты присылают через госуслуги. Наверное, этот вопрос будут как-то решать. Пока не решат, способ не сработает.

А если ничего не отправлять, что тогда будет? Я не хочу ничего подтверждать.

Если придет запрос, придется подтверждать личность. Это обязанность абонента по правилам в новой редакции. И делать это надо именно теми способами, которые описаны в правилах, а не как угодно. Это тоже обязанность.

В запросе оператора будет указан срок отключения. За три дня до этой даты напомнят еще раз. Потом заблокируют доступ к услугам связи.

У меня симкарта оформлена на родственника. Можно прислать копию его паспорта в ответ на запрос?

Нет. Суть запроса в том, чтобы абонент подтвердил, что договор оформлен именно на того человека, который пользуется услугами. Он должен сам подтвердить свою личность. Копия паспорта мамы, бывшего мужа или неизвестного человека из интернета проблему не решит. Отправить оператору чужой документ и заверить его своей подписью нельзя.

Должны совпадать все данные: в договоре, документах, личном кабинете, электронной подписи. Если что-то не совпадает, нужно переоформить договор на фактического владельца.

Вдруг я не получу запрос или не смогу ответить вовремя? Мало ли, уеду в отпуск или нет электронной подписи.

В правилах ничего нет на этот счет. Скорее всего, оператор подождет, сколько сможет по закону. А потом заблокирует услуги, чтобы избежать проблем.

Но это же не значит, что у всех начнут требовать подтверждения персональных данных?

Никто не знает, у кого, когда и зачем потребуют. Лучше подготовиться.

У меня корпоративный тариф. Мои данные не смогут передать?

Скоро смогут. 1 июня 2018 года вступит в силу поправка в закон о связи на этот счет. Если абонент юрлицо или ИП, а симкарты оформлены на сотрудников, их персональные данные можно передавать без согласия.

Что нужно делать сейчас, чтобы вовремя ответить на запрос и не остаться без связи?

Проверьте, на кого зарегистрирована симкарта, договор с провайдером и домашний телефон. Наведите порядок в документах.

Зарегистрируйтесь на госуслугах. Рано или поздно операторы связи к ним подключатся и система заработает.

Заведите ЭЦП. Вам нужна усиленная квалифицированная электронная подпись. Простая и неквалифицированная не подойдет. Мы скоро расскажем, как оформить электронную подпись, зачем она нужна и сколько стоит.

Следите за уведомлениями от оператора, чтобы не пропустить запрос.

Ситуацией могут воспользоваться мошенники, чтобы получить копию вашего паспорта или еще как-то обмануть. Следите, на какие запросы отвечаете и куда отправляете документы.

Ну и что? 2 317

Минстрой объяснил нюансы по общим собраниям собственников

В жилищном кодексе описаны правила, как проводить общее собрание собственников. Но есть нюансы, о которых в законе ничего нет. Из-за этого управляющие компании путаются, а собственники теряют право голоса.

Минстрой опубликовал письмо, в котором объяснил непонятное: как оформлять документы и правильно себя вести, чтобы полноценно участвовать в управлении домом.

У одного собственника несколько помещений. Он может голосовать по-разному в рамках одного вопроса?

Нет, не может. Один человек — одно решение.

К дому пристроено нежилое помещение. Его собственник может влиять на решения, которые принимаются по дому?

Если помещение является по документам частью дома, то да, может. Нужно проверять технический паспорт — там все указано.

Например, если салон красоты имеет собственную крышу и фундамент, но одной из стен касается дома, то он может быть оформлен по документам как часть дома. А значит, его владелец может участвовать в общем собрании.

От того, как оформлено встроенное или пристроенное помещение, зависит не только голосование. От этого зависит, будут ли жильцы платить за ремонт крыши этого салона красоты или магазина. И будет ли салон красоты платить за уборку общих подъездов в доме.

Уведомление о собрании вручили не только собственнику, но и жильцу квартиры. Это законно?

Это законно.

Тот, кто зовет на собрание, обязан предупредить собственников. В законе написано, как это сделать: лично или заказным письмом за 10 дней до даты собрания. При этом закон не запрещает отправлять дополнительные уведомления кому угодно еще: родственникам собственника, арендаторам квартиры или нежилого помещения.

Уведомление о собрании — это не коммерческая и не служебная тайна, а персональных данных там нет. Чтобы пригласить как можно больше собственников и собрать кворум, их можно вручать кому угодно — за это не накажут.

В протоколе общего собрания нет подписи собственника — только данные о его решении. Так можно?

Так нельзя. В списке обязательных данных нет подписи собственника. Там написано, что должны быть данные только о его решении — как он проголосовал.

Подпись — это и есть подтверждение решения. Без подписи нельзя понять, что это голос конкретного собственника. И хотя в перечне обязательных сведений подписи нет, без нее решение недействительно. Если такое обнаружится, решение можно оспорить.

В расшифровке подписи на решении собственника достаточно инициалов?

Нет, нужно полностью писать имя и отчество. Только инициалы — нельзя. У однофамильцев Минстрой рекомендует внимательнее проверять документы, а если нужно — запрашивать дополнительные.

В протоколе есть ошибки, опечатки или описки. Как исправить?

Ошибки исправляют прямо в документе и заверяют подписью собственника с пометкой «исправленному верить» — так можно.

Если в протоколе есть неисправленные ошибки и опечатки, важно, что это за ошибки и как они могли повлиять на результат. Описка или неразборчивый почерк не повод признавать решение недействительным. Главное, чтобы было понятно: вот голос человека, он живет в конкретной квартире вот такой площади. И проголосовал он вот так. Но если ошибка или опечатка вызывает неустранимые сомнения, это повод признать решение недействительным.

Зачем вообще проводить общее собрание?

На общем собрании решают вопросы многоквартирного дома: когда делать капитальный ремонт, устанавливать ли детскую площадку, платить ли за охрану и сдать ли лифтерную под салон красоты и т. д.

Зачем Минстрой что-то объясняет?

Общее собрание нельзя провести как угодно. Нужно соблюдать правила на всех этапах: от уведомления до подписания протокола. Если что-то нарушить специально или по незнанию, решение могут признать недействительным. Например, общее собрание разрешило делать пристройку для салона красоты, пристройку сделали, а потом один боевой жилец нашел нарушения в процедуре собрания и всё оспорил.

Но в правилах описано не все. Иногда даже Минстрой не знает сразу, как правильно. Постепенно накапливаются вопросы и выходят вот такие разъяснения.

Рекомендации Минстроя исполнять обязательно?

Письмо Минстроя — это не нормативный документ. Можно его не исполнять и поступать на свое усмотрение: разделять голоса одного собственника, не ставить подпись в решении и вместо расшифровки указывать только инициалы. Но тогда нужно быть готовым к тому, что голос не учтут, засчитают не так или оспорят в суде.

Зачем мне это надо?

На общих собраниях решают важные вопросы. Иногда от этого зависит, сможет ли конкретный собственник ставить свою машину на парковке возле дома. Еще это напрямую влияет на расходы: сколько денег нужно платить за управление домом и куда пойдут взносы за капремонт.

Общее собрание не обязательно организует глава ТСЖ или управляющая компания. Это может сделать любой собственник, если хочет что-то изменить и знает, как нужно действовать.

Ну и что? 17 835

Теперь на сайте налоговой можно скачать справку о доходах. Но для кредита она не подойдет

Справку о доходах 2-НДФЛ теперь можно скачать в личном кабинете на сайте nalog.ru. Вы получите официальный документ с электронной подписью. Он имеет такую же силу, как справка с печатью работодателя. Такую справку примет банк, новый работодатель и вообще кто угодно: она заверена налоговой.

Но есть проблема. Скорее всего, вам все равно придется брать справку на работе.

Что за справка вообще?

Справка 2-НДФЛ — это подтверждение официальных доходов и удержанного налога. Работодатель отправляет в налоговую такую справку по каждому сотруднику. Налоговая видит, где конкретный человек работает, какая у него зарплата за год и по месяцам и сколько НДФЛ он заплатил.

Справка 2-НДФЛ нужна для разных целей. Например, для оформления вычета при покупке квартиры или оплате лечения. Еще такой справкой подтверждают официальные доходы для банка, чтобы взять или рефинансировать кредит.

Обычно справку 2-НДФЛ заказывают на работе. Бухгалтерия выдаст ее в любое время и за любой период работы.

Так что, теперь справку получить проще?

Да, теперь ее можно получить прямо на сайте налоговой. Раньше ее можно было только открыть, а скачать и передать кому-то — нет. Теперь можно. Справки выгружаются в формате .pdf или .xml. Этот файл можно переслать по электронной почте или прикрепить к заявке на кредит.

Почему такая справка имеет юридическую силу? Это же просто файл.

Это не просто файл. Из личного кабинета справка выгружается с электронной подписью налоговой. Эту подпись нельзя подделать. Ее проверяют в специальном сервисе. Даже если отправить справку по почте, банк увидит, что она настоящая.

В чем тогда подвох? Почему эти справки не подойдут для кредита?

Работодатели подают справки о доходах сотрудников до 1 апреля следующего года. Налоговая загружает справки в личный кабинет еще позже — к июню. И так каждый год.

Например, в ноябре 2017 года у налоговой есть справка за 2016 год, а за 2017 еще нет. Даже весной 2018 года еще может не быть справки за 2017.

Для кредита нужна справка 2-НДФЛ за полгода до подачи заявки. Если подать заявку сейчас, нужно подтвердить доход с мая по ноябрь 2017 года. Для этого придется брать справку 2-НДФЛ на работе. В личном кабинете на сайте налоговой ее нет и быть не может.

А когда работодатель все-таки передаст данные в налоговую — например в конце марта 2018 года, — банку нужна будет справка о доходах за январь, февраль и март. Этих сведений тоже не будет в личном кабинете, и вам все равно придется идти в бухгалтерию. Или искать банк, который дает кредиты без подтверждения официального дохода.

Получается, задумка хорошая, но пока без большой практической пользы.

Значит, эти справки вообще не пригодятся? Зачем тогда это сделали? Опять бездумно растрачивают бюджет?

Справки за прошлые годы тоже могут пригодиться.

Для вычета. Чтобы получить вычет и вернуть налог за прошлые годы, нужно подать декларацию 3-НДФЛ и справку о доходах. В 2017 году могут понадобиться справки за 2014, 2015 и 2016 годы. Все они будут в личном кабинете.

Для банка. Банк может запросить подтверждение зарплаты за любой период — даже за прошлые годы. В свое время ипотечникам для господдержки нужно было подтверждать доход за 12 месяцев. Может быть, еще пригодится. Тогда справки можно выгрузить и отправить по электронной почте. Печать с работы не нужна.

Для контроля. Вы можете зайти в личный кабинет и проверить, какие данные работодатель передает в налоговую — совпадают ли они с расчетными листками и все ли вычеты правильно оформлены.

Еще в личном кабинете отражаются справки об НДФЛ со списанных долгов и неочевидных доходов: при рефинансировании ипотеки, возврате страховки, компенсаций. По закону их должны прислать налогоплательщикам заранее, но не всегда присылают. Проверьте, вдруг вас ждет сюрприз.

Для суда и пристава. Например, если в суде нужно подтвердить доход за несколько лет. Ситуации могут быть какие угодно: отсрочка выплаты долга, уменьшение пеней по алиментам или раздел имущества.

Для пособий. В 2017 году соцзащита может попросить справку о доходах за прошлый год. Подойдет документ из личного кабинета.

Могут быть и другие ситуации, когда пригодятся справки 2-НДФЛ за прошлые годы. Если так случится, вы сможете распечатать их даже ночью, в отпуске и для всех членов семьи сразу.

Как проверить свои справки 2-НДФЛ?

Зарегистрируйтесь на сайте налоговой. Для этого нужно сходить с паспортом в любую инспекцию и получить логин с паролем.

Можно авторизоваться через госуслуги.

Зайдите в личный кабинет, откройте раздел «Налог на доходы ФЛ и страховые взносы», выберите пункт «Сведения о справках по форме 2-НДФЛ».

Справки можно посмотреть или выгрузить с электронной подписью.