Как я учусь на дис­тан­ционной про­грамме по анализу данных в НИУ ВШЭ

История читателя, который поменял физику на разработку

11
Как я учусь на дис­тан­ционной про­грамме по анализу данных в НИУ ВШЭ

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Аватар автора

Дмитрий Запорожченко

совмещает работу и учебу

Страница автора

Я увлекаюсь программированием с 11 лет, а работать в ИТ начал в 18.

Чтобы совмещать полный рабочий день с получением образования, я поступил на дистанционную программу «Компьютерные науки и анализ данных» в НИУ ВШЭ. Расскажу, как учусь и сдаю экзамены в онлайне, какие преимущества и недостатки есть у удаленного формата.

Шпаргалка: письма для тех, кто учится
Статьи о том, как поступать, экономить на учебе и искать работу. В вашей почте дважды в месяц, бесплатно

Выбор профессии и вуза

В седьмом классе я поступил в Московскую школу программистов и отучился там четыре года. Мы проходили информационную безопасность, C++, Python. Практически все предметы я закрывал на отлично. В десятом классе перешел в физико-математическую школу № 2107 в ИТ-класс.

Со средней школы начал участвовать в олимпиадах и хакатонах. Особенно активно — в десятом и одиннадцатом классах вместе с командой друзей. В 2018 году мы стали призерами хакатона Hack Moscow, а еще заняли третье место на IT Hack.

С олимпиадами все было менее успешно: писал и Всерос, и Московскую олимпиаду, но победителем так и не стал. Параллельно создавал маленькие проекты — так я пытался самостоятельно практиковаться.

С девятого класса у меня была мечта — поступить на факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ. Но получилось так, что в конце одиннадцатого класса я заинтересовался физикой и решил идти в МФТИ на факультет общей и прикладной физики.

Со временем оказалось, что в Бауманке делают большой уклон на инженерию. А физики в том виде, в котором мне хотелось, было гораздо меньше. Во втором семестре первого курса я осознал, что хочу вернуться в ИТ-сферу.

Перевестись с инженерной специальности на программирование было сложно: между ними большая академическая разница, пришлось бы досдавать много экзаменов. Поэтому я решил поступать заново.

Поступление

В 2021 году, после первого курса, я отчислился из Бауманки. Поступать тем же летом не стал: планировал сделать годовой перерыв, чтобы подготовиться к пересдаче ЕГЭ и пройти на бюджет, до этого я учился на коммерции.

Но сделать это так и не получилось: неправильно рассчитал нагрузку. На тот момент я работал на частичной занятости в двух местах, а потом в одном из них перешел на фултайм. Пришлось воспользоваться прошлыми результатами ЕГЭ.

На очном бакалавриате учиться я бы не смог из-за работы и по финансовым причинам. В итоге мой вектор сменился в сторону нового направления, которое только появилось, — программы «Компьютерные науки и анализ данных», КНАД, в Высшей школе экономики. Она предполагала полностью дистанционное обучение. А предметы были схожи с прикладной математикой и информатикой.

Я накопил денег на учебу и в 2022 году поступил на КНАД. На тот момент год стоил 450 000 ₽. Сейчас цена поднялась до 475 000 ₽.

Информация со страницы программы КНАД. Обучение проходит онлайн, но на очной образовательной программе. Источник: hse.ru
Информация со страницы программы КНАД. Обучение проходит онлайн, но на очной образовательной программе. Источник: hse.ru

Учеба

Формат занятий. Пары проводятся так же, как и в любом другом вузе. Только как во времена ковида — полностью удаленно. Для меня этот формат был даже привычнее: когда я поступил в Бауманку, мы занимались дистанционно из-за карантина и на занятия практически не ездили.

Типичное занятие проходит так: все подключаются в «Зум», преподаватель что-то рассказывает, студенты задают вопросы — обычно текстом, в чате. Во время пары идет запись экрана. Потом видео выкладывают на специальную платформу. Если я что-то прослушал, могу пересмотреть его в любой момент.

Еще мне нравится, что подключаться к парам можно откуда угодно.

У нас много ребят, которые учатся за границей, например в Америке и Грузии. Это удобно. В остальном процесс не сильно отличается от классического обучения.

Проблем с концентрацией у меня нет. Возможно, благодаря тому, что мой одиннадцатый класс тоже прошел в удаленном формате и я с того момента адаптировался под новые условия. Хотя такой вариант подходит не каждому.

Расписание стараются делать так, чтобы уроки было удобно смотреть всем. Но это не всегда получается. Для студента из Америки разница в 12 часов сильно ощутима, поэтому под такой случай вряд ли возможно подстроиться.

Есть пары, обязательные к посещению, на них отмечают присутствующих. Но таких предметов немного, большинство можно смотреть асинхронно. Я предпочитаю слушать лекции в реальном времени, чтобы по ходу занятия задавать вопросы преподавателю.

Предметы. Многие дисциплины связаны с теоретическими компьютерными науками, которые на практике редко пригождаются. Упор делают именно на фундаментальные знания. Главный прикладной предмет — анализ данных. На нем мы анализируем датасеты  и тренируемся с различными инструментами. В одном семестре у нас даже был специальный курс, посвященный основным инструментам, которые применяются в коммерческой разработке.

Самой интересной дисциплиной для меня был C++  , так как я применяю его в работе. Этот курс сильно подтянул мои знания.

Из полезных математических предметов — линейная алгебра и математический анализ. Они могут пригодиться для работы, связанной с машинным обучением. Кроме того, база для программиста — алгоритмы и структуры данных. Без них не получится устроиться в крупные компании, где проводят обязательные алгоритмические собеседования на вакансии разработчиков.

В алгебре у нас был классный блок об основах криптографии  . Это одна из важнейших вещей, в частности — в бэкенд-разработке. На курсе алгебры ее объясняли с точки зрения математики и доказательства теорий и утверждений, которые применяются непосредственно в криптографии. Такое глубокое понимание может пригодиться тем, кто собирается развиваться в этой области.

Майноры. Так в НИУ ВШЭ называют дисциплины по выбору. Студент может выбрать предмет, отличный от основного направления. Университет составляет общий каталог доступных майноров, и в конце первого курса каждый выбирает из него один профиль, который будет изучать на втором и третьем курсах.

Мы не можем выбирать майноры, связанные с ИТ-направлением, так как они рассчитаны на то, что студенты дополнительно развиваются в смежных областях, не связанных с основной программой. Я выбрал историю поэзии и литературы.

Коммуникация. Все общение происходит в «Телеграме». Мы создаем отдельные чаты для разных предметов и там общаемся с преподавателями. Обратную связь всегда получаем оперативно, никогда не было, чтобы кто-то пропадал.

Если говорить про связь с одногруппниками, чувствуется некоторый барьер, потому что многие ребята не видели друг друга вживую. Да и камеры у нас не всегда включены. Но университет пытается наладить это.

Сейчас, например, я нахожусь в учебном центре «Вороново». Нам специально организовали недельный выезд с очными занятиями. Билеты, проживание, питание оплачивает вуз. Любой желающий мог приехать сюда, чтобы поучиться в офлайн-формате и лично познакомиться с одногруппниками.

Кроме того, иногда мы организовываем неформальные сходки — когда ребята из одного города вместе где-то собираются. Знаю, что такое проводилось в Москве, Грузии, Израиле. Традиция московских студентов — походы на интеллектуальные квизы от факультета компьютерных наук.

Сессии. Экзамены проходят в разных форматах, все зависит от конкретного преподавателя и предмета. Есть дисциплины, которые мы закрываем асинхронно, то есть пишем ответы и сдаем их по дедлайну. В таком случае экзамен проходит без прокторинга  . Иногда сдаем по-другому: включаем одновременно и веб-камеру, и экран в «Зуме». Бывает, просят подключить две веб-камеры: одна направлена на стол, другая — на лицо. Так преподаватели следят за процессом.

Недостатки. Несмотря на то что мы с одногруппниками стараемся созваниваться и встречаться во внеучебное время, мне не хватает коммуникации. В отличие от очного обучения, когда ты видишься с людьми в рамках кампуса, здесь все сложнее: за четыре года обучения ты можешь ни разу не увидеть человека вживую. Все-таки мне хотелось бы общаться с людьми, а не с картинками.

Кроме этого, учеба в удаленном формате все равно остается учебой. И хотя она может показаться удобной, при ее совмещении с работой иногда случаются накладки. Если работать фултайм, важный созвон могут поставить на время пары. Приходится делать выбор в пользу чего-то одного либо договариваться индивидуально.

Компьютерные науки и анализ данных — это новая программа, и у нее меньше разнообразия курсов. На прикладной математике и информатике, например, преподают разработку на Rust  , а у нас такого предмета нет. Мы можем ходить на эту программу вольными слушателями, но хотелось бы, чтобы это было более подконтрольно — с оценками и обратной связью от преподавателя.

Еще у нас нет военной кафедры, общежитие тоже не предоставляют. А с точки зрения сдачи экзаменов или проверки работ я не чувствую разницы между очным и дистанционным образованием.

Совмещение учебы и работы

Первая работа. Ее я нашел в 18 лет, еще во время учебы в Бауманке. Тогда у нас проходил короткий семестровый курс по C++. А так как большинство ребят связаны с физикой и инженерным направлением, программирование давалось им нелегко. Предмет сессионный, в конце нужно сдавать экзамен. И я начал помогать одногруппникам с освоением материала.

В тот момент я осознал, что мне нравится объяснять и у меня это получается. И решил попробовать себя в качестве преподавателя. Отправил заявку в Московскую школу программистов — ту самую, где сам учился, и меня приняли.

Вторая работа. Параллельно с работой преподавателя я посещал бесплатный образовательный курс «Технопарк Mail.ru», где нас учили программировать. Проект был направлен на то, чтобы воспитать и трудоустроить будущих джуниор-разработчиков. Чтобы туда попасть, нужно было пройти собеседование.

Я попал на курс только со второй попытки, на втором семестре первого курса. Начал учиться на семестровой программе по андроид-разработке. По ее завершении со мной связались эйчары и предложили несколько вакансий. После двух собеседований меня взяли на позицию джуниор-бэкенд-программиста в проекте MyTracker от VK, который посвящен маркетингу и аналитике.

Так я получил первый оффер по специальности. С того момента работал в двух местах одновременно — преподавателем и программистом. Как я узнал потом, меня взяли отчасти благодаря преподавательскому бэкграунду. Это очень впечатлило эйчаров.

Сначала в VK я работал на полставке. Через несколько месяцев меня перевели на фултайм. И через два года после начала преподавательской деятельности в Московской школе программирования мне пришлось уволиться, потому что стало невозможно совмещать полноценную работу, преподавание и учебу в бакалавриате.

Нынешняя работа. Недавно я перешел из VK в «Яндекс». Работаю в «Яндекс-еде» в команде процессинга заказов. Моя задача — делать так, чтобы заказы выполнялись быстрее и без каких-то проблем с точки зрения клиента, курьера и ресторана.

Сейчас я мидл-разработчик C++, но программирую и на других языках, получается некоторый гибрид. В частности, специализируюсь на скриптовом языке PHP.

Совмещение с учебой. Я не скрываю от руководителей, что учусь в университете на онлайн-программе. Поэтому в плане образования ко мне относятся снисходительно и спокойно отпускают на экзамены и зачеты.

И все равно учеба от этого немного страдает, были даже пересдачи. Чаще всего я попадал на них, потому что не успевал закрывать в срок дедлайны. Бывают периоды, когда на работе горят сроки сдачи и я отдаю приоритет ей. Теперь, если сильно выбиваюсь из графика в университете, прошу дать отпуск, чтобы хоть немного сбалансировать нагрузку. Если так сделать не получается, договариваюсь с начальством или руководством о переносе дедлайнов.

Может сложиться ложное впечатление, что учеба на онлайн-программе — это легко. На самом деле нагрузка все равно большая. Совмещать полноценную работу с учебой сложно. Единственная компенсация, отсутствующая в очном обучении, — не нужно тратить время на дорогу. Я могу подключиться из офиса и слушать там пару. Но на это тоже приходится тратить время.

Дальнейший путь

Так как сейчас я работаю на позиции мидл-разработчика, в ближайшие несколько лет планирую повышать квалификацию и двигаться в сторону сеньора. Со временем мне, возможно, удастся перейти в менеджмент, конкретных идей пока нет. Поэтому нынешний вектор — программирование и развитие хард-скиллов.

В магистратуру тоже хотелось бы пойти. Я даже рассматривал вариант с аспирантурой и работой в научной отрасли. Пока только размышляю, насколько мне это близко, но вариант этот не отметаю. В какой университет и в какую страну буду поступать, пока тоже не знаю. Но точно уверен, что пойду в магистратуру.

РедакцияВыбрали бы учиться офлайн или онлайн? Поделитесь мнением:
  • Pirozhok_s_kapustoy0
  • Дмитрий ЗапорожченкоPirozhok_s_kapustoy, тут добавлю несколько комментариев. Московская школа программистов учит ребят 5-11 классов основам программирования и разработки. В большинстве курсов рассказываются вполне базовые вещи, которые я понимал тогда уже хорошо. Несмотря на то, что на момент преподавания у меня не было официально коммерческого опыта разработки, я неоднократно принимал участие в разработке коммерческих и научных проектов. Если говорить про программу обучения МШП, то она составляется и согласовывается методистами, так что получается сбалансированной по теории и практике.1
  • Гусь_люблю_бабусьИнтересный опыт. Успехов!3
  • НикитаКак вы считаете, нужна ли магистратура вчерашнему бакалавру, который туда пойдет не обладая никаким коммерческим опытом или все же следует сначала поработать, а уже потом идти в магистратуру имея опыт работы за плечами?1
  • Черный плащчто с армией?1
  • Дмитрий ЗапорожченкоОтсрочка от армии такая же, как и при оффлайн обучении, разницы никакой. В перспективе есть еще отсрочка как сотруднику IT-компании1
  • СветаА как вы получили отсрочку от армии, если заново поступали? Или во время обучения в Бауманке у вас не было отсрочки?0
  • Дмитрий ЗапорожченкоДумаю, что эти вещи вполне можно совмещать на этапе учебы в магистратуре. В целом, многие мои знакомые уже с последних курсов бакалавриата успешно устраивались на работу и ходили на стажировки. Сейчас мне все-таки кажется, что учеба в магистратуре и работа — немного разные векторы профессионального развития. Работа дает в первую очередь опыт решения прикладных задач, которые, возможно, не такие сложные, как научная деятельность, но все равно требуют некоторой сноровки и понимания. Магистратура дает хорошее теоретическое представление о тех или иных вещах в рамках более узкой специализации (по сравнению с бакалавриатом). Так что правильный выбор магистратуры + практика на работе несомненно дают большой прогресс.0
  • Анастасия РичБлагодарю за статью и опыт. Зачитала старшему сыну !! Интересно. Удачи и успехов вам , автор0
  • Сидор Сидоров"... заинтересовался физикой и решил идти в МФТИ на факультет общей и прикладной физики. Со временем оказалось, что в Бауманке делают большой уклон на инженерию. А физики в том виде, в котором мне хотелось, было гораздо меньше. Во втором семестре первого курса я осознал, что хочу вернуться в ИТ-сферу." Потому отчислился из московского автодора и решил поступать в Губкинский во Владивостоке. Так я и попал в МИИГАиК.1