«Диплом Вышки открывает многие двери»: отзывы о НИУ ВШЭ от студ­ентов и выпускников

Воспоминания читателей
11
«Диплом Вышки открывает многие двери»: отзывы о НИУ ВШЭ от студ­ентов и выпускников
Аватар автора

Лада Кошман

собрала отзывы

Страница автора

Высшая школа экономики — молодой, но очень популярный среди абитуриентов вуз.

Он известен своими современными программами и гибким подходом. Читатели Т⁠—⁠Ж — студенты и выпускники НИУ ВШЭ — рассказали, как они оценивают процесс поступления, качество образования, общежития и возможности вуза, а мы составили подборку из их отзывов.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Лейбл заголовка

Поступление

Аватар автора

Mariia Svistunova

готовила проект

Страница автора

Перед ЕГЭ я занималась с репетиторами и сдала литературу на 72 балла, русский язык — на 88, английский — на 90. Для поступления в Школу дизайна нужно было пройти творческий конкурс — подготовить вступительный проект на любую тему, связанную с выбранным направлением. Я сделала прототип модного журнала: сама верстала, стилизовала съемки и так далее. Также нужно было пройти собеседование, на котором обычно спрашивают про искусство, культуру. За свой проект я получила 100 баллов.

Направление полностью платное, очное. Когда я поступила, цена за год была в три раза меньше, чем сейчас. Я хорошо училась, каждый год попадала в топ-15 студентов направления и получала большую скидку на обучение.

Аватар автора

Кто угодно, но не я

занималась на курсах и с репетитором

Страница автора

Я посещала подготовительные курсы при Вышке в надежде поступить через олимпиаду. Также ходила к репетитору по английскому и русскому языку, где меня готовили к ЕГЭ. На олимпиаде я прошла первый этап, а во втором туре для зачисления мне не хватило одного балла — было обидно.

Я поступала в 2009 — в первый год, когда все выпускные и вступительные экзамены проводились исключительно в формате ЕГЭ, только на журфаке остался творческий конкурс. Можно было податься куда угодно, без ограничений по количеству вузов и факультетов. В итоге в первой волне поступили только олимпиадники, которые везде занимали верхние строчки. Я набрала 343 балла: 75 — по обществознанию, 79 — по русскому языку, 92 — по истории и 97 — по английскому. Во второй волне поступила везде, где подавала документы, поэтому пошла на вожделенную политологию.

Аватар автора

Милена Шевченко

получила скидку

Страница автора

Я сдала ЕГЭ по русскому на 87 баллов, по литературе — на 96 и творческое испытание — на 95. Также получила три дополнительных балла. Поступала на дневную программу бакалавриата «Коммуникационный дизайн». Самое забавное — я выбрала это направление за пару недель до вступительных и буквально за неделю с худо-бедными знаниями фотошопа сделала проект, который даже сейчас не стыдно показать.

Я поступила на скидку 70%, до бюджета не хватило всего четырех баллов. Но с оглядкой назад даже хорошо, что так вышло. Иначе я бы так сильно не преуспела в учебе, постоянно поддерживая рейтинг на скидку. На момент поступления полная стоимость составляла 400 000 ₽ в год, я платила 120 000 ₽.

Аватар автора

Nikita Bukhanchenko

прошел по Всеросу

Страница автора

В 17 лет неожиданно для себя стал победителем Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию и понял, что при должном усердии можно добиться результатов и в тех направлениях, которые мне более интересны. Немного подумал и решил, что, поскольку меня привлекают математика и обществознание, а еще потому, что в свои 15 я вдохновился фильмом «Духless», классно было бы заняться экономикой.

Прошел год усердной подготовки ко Всеросу. Диплом был у меня в кармане, и двери всех экономических бакалаврских программ в стране были открыты передо мной. В итоге выбрал совместный бакалавриат НИУ ВШЭ и РЭШ по экономике.

Во-первых, это место — лучший бакалавриат по экономике в России, по мнению многих. Во-вторых, большинство дипломников Всероса шли туда и у меня сработал стадный инстинкт. А в-третьих, за год решения задач я влюбился в эту науку.

Поступил на бюджет только по диплому призера Всероссийской олимпиады школьников по экономике. За хорошую учебу — 6 из 10 и выше — получал мизерную стипендию в размере около 1800 ₽ в месяц.

Лейбл заголовка

Обучение на экономических факультетах

Аватар автора

Nikita Bukhanchenko

о совбаке ВШЭ и РЭШ

Страница автора

Первый курс прошел очень тяжело, поскольку до университета учиться на отлично было сравнительно легкой задачей. Учебный год в совбаке разбит по семестрам, а не как в Вышке — по модулям. В каждом семестре на протяжении трех лет студент должен прослушать по пять курсов, а в последний год — по три.

В среднем пары занимали не так немного — десять часов в неделю, но большая часть образования была посвящена самостоятельной работе и закрытию нескончаемых дедлайнов. Например, на последней неделе первого семестра мне нужно было сдать пять экзаменов и решить шесть домашних заданий. Благо режим каникул, как в школе, немного спасал положение и давал возможность отдохнуть в середине семестра.

Второй курс прошел значительно проще, поскольку к его началу я уже понял, как учиться в совбаке. К концу второго года я даже устроился стажером-исследователем в лабораторию спорта Вышки, в которой занимался разработкой теоретико-игровой модели употребления допинга.

Третий год был пиком моего образовательного успеха: из десяти прослушанных курсов девять я закрыл на высший балл. Вместе с этим я занимался репетиторством по олимпиадной экономике и успевал отдыхать и проводить время с друзьями. К концу третьего курса я устроился работать в Центральный банк, где быстро вырос до ведущего экономиста и благополучно уволился оттуда в середине четвертого курса, чтобы написать хороший диплом. Его я в итоге защитил на девять из десяти.

Если говорить о полезных предметах, естественно, базой моего экономического образования были математические дисциплины: матанализ, линал, дифференциальные уравнения, теория вероятностей и случайные процессы. Но в этих дисциплинах и кроется главный, на мой взгляд, недостаток совбака: местами их читают, не вдаваясь в формальные подробности доказательства теорем и корректности используемых методов.

И на выходе получается каша из строгих фактов и шатких утверждений, которая мешает заниматься исследованиями на высоком уровне. Например, когда написал диплом, мне пришлось переучивать материал с курса по эконометрике, чтобы понимать пределы применимости используемых методов и возможности для их модификации.

В совбаке также созданы отличные условия для изучения английского языка с нуля до продвинутого уровня. Это особенно круто, учитывая, что эти курсы нам преподавали носители языка, но они уволились из РЭШ по понятным причинам.

Наконец, в мое сердце запал курс по макроэкономике от Олега Замулина, который определил мое желание работать в Центральном банке и сформировал научные интересы. Но, как я уже сказал, в математических и экономических дисциплинах часто не хватало строгости рассуждений, что порой мешало воспринимать их.

Лейбл заголовка

Социально-гуманитарные специальности

Аватар автора

Никита Смирнов

учился на факультете политологии

Страница автора

Были предметы, на которые мне безумно хотелось лететь в субботу к первой паре. И были те, что я с легкостью обменивал на ближайшие бары, благо на Мясницкой их полно. Но в целом я почти не пропускал и из-за этого много потерял в социальной жизни на первых курсах.

Понимание того, как надо, пришло сильно позже: Вышка хороша своими понятными правилами игры. Поработал в первой части курса? Гарантировал себе шестерку — ближе к сессии можешь отдохнуть или перераспределить силы. Прежде чем делать домашку, посмотри, сколько она весит, и реши, надо ли оно тебе. Подумай, есть ли смысл ехать именно на семинар, если это единственная пара на сегодня, а у тебя и так выходит семь с половиной баллов.

Сессии в Вышке — отдельная радость. Их четыре, и это огромный плюс. «Мусорные» курсы можно сделать короткими и вместо семестра учить только модуль. Более того, из-за четырех сессий нагрузка распределяется более равномерно, хотя зима и лето все еще самые тяжелые. Последнее в ряду, но не по значению: набрал автоматов — получил неожиданные каникулы весной или осенью.

Курсовые и диплом — это по любви. Без нее не получится вообще ничего. Так у меня случилось и с научником, и с темой, поэтому писалось хорошо, пусть и не заранее. Курсовые на политфаке начинаются со второго года, и это прекрасно. Одну из них я уже превратил в статью и опубликовал, сейчас работаю еще над двумя. Большой находкой для меня стала фигура научного консультанта: круто, когда с текстом помогает не только занятой научник, но и опытный человек с другой оптикой. На третьем курсе меня пригласили работать в лабораторию политико-психологических исследований, в которой я провел два незабываемых года.

Сейчас я занимаюсь продакт-менеджментом и не уверен, что такую профессию вообще можно освоить в вузе. Иронично, что на четвертом году обучения есть дисциплина по выбору «Разработка и управление онлайн-продуктом». Курс на редкость бесполезный и далекий от реальности, хотя его ведет человек из индустрии.

По факту несколько курсов по анализу данных от «Экселя» до «Питона» помогли получить плюс в зарплате: продакт с навыками аналитика ценится выше. Самыми лучшими, как ни странно, стали «бесполезные» курсы по политической философии. Людям из бизнеса по большому счету плевать, знаком ты с трудами Гегеля или нет, но это здорово ставит голову на место. А еще учит читать и писать тексты.

Аватар автора

Кто угодно, но не я

дипломированный политолог

Страница автора

В Вышке учиться сложно. Даже через девять лет я так считаю. Особенно тяжело было на первом курсе: помню, что ночами не спала, делала домашку. Было много истории, рефераты я писала в исторической библиотеке. Кроме того, несмотря на то что политология — это гуманитарная специальность, математики, экономики и статистики у нас хватало, а это для многих было сложным. Мне предметы с математическим уклоном давались с переменным успехом: что-то шло отлично, а что-то со скрипом.

На первом курсе у нас было пять сессий, со второго курса одну сессию отменили и их стало четыре. Помню ощущение непрекращающихся зачетов и экзаменов.

Из-за того, что в Вышке учитывается и посещаемость, работать во время учебы было тяжело. Но я устроилась на работу на втором курсе и продержалась в том месте до конца учебы. Моталась постоянно туда-сюда и иногда грустила, когда однокурсники шли гулять, а я в мыле бежала на работу.

Курсовые и диплом писала с болью и слезами: для меня формат «по чуть-чуть в течение года» нереальный, поэтому все работы я делала за несколько дней до сдачи и с мольбой в глазах шла к научникам. Все курсовые и диплом защитила на хорошо и отлично. Сейчас считаю, что это совершенно бессмысленное занятие: большинство студентов писать научные работы не умеют и им это никогда не понадобится, многие покупают работы. Свои курсовые и диплом я писала сама, но это для меня было сложно.

Я бы сказала, что в принципе учеба мне пригодилась, а вот конкретные предметы оказались вовсе не нужными. Считаю, что высшее образование не дает практических навыков. В вузе я научилась быстро искать и анализировать материал, поглощать огромные объемы информации, сразу выделять главную мысль проекта, текста. Для меня Вышка стала местом, где я получила базу и научилась работать эффективно. Впоследствии мне это очень пригодилось. Но я не использую в работе конкретных знаний, которые получила в вузе.

Даже девять лет назад Вышка стремилась привить максимально полезные навыки, но я считаю, что в рамках высшего образования актуальную информацию давать невозможно. Понятно, что студенты получают фундаментальные знания, но практические навыки приобрести получится только с опытом работы.

Лейбл заголовка

Творческие направления

Аватар автора

Mariia Svistunova

совмещала учебу и работу в Школе дизайна

Страница автора

Обучение в Школе дизайна выстроено по европейской системе. Много лекций и практики, мало семинаров. Мы сдавали больше двенадцати проектов в год. Не могу сказать, что было тяжело. Каждую сессию готовили major-проект по основному предмету курса. Курсовых не было. Диплом состоял из двух частей: исследование и проект. Все верстается в книги и защищается перед комиссией.

Я начала работать после первого года, хотя в Вышке строго следят за посещаемостью. На третьем курсе я работала несколько дней в неделю: с дистанционкой в университете это было удобно. Весь четвертый курс я трудилась пять дней в неделю, отпрашивалась с работы, чтобы сдать экзамены. А на четвертом курсе полгода отводят на практику, и иногда преподаватели идут навстречу.

Из предметов больше всего мне пригодился графический дизайн. Всех первокурсников — неважно, с моды вы или с современного искусства — обучают основам графического дизайна. Это очень полезный навык.

Из-за того, что мы стали первым потоком направления «Брендинг в индустрии моды», мы были как подопытные крысы. У нас часто менялись преподаватели и расписание. Не хватало какой-то конкретики, теории, иногда приходилось во время практики изучать все самостоятельно. Сейчас у студентов нашего направления очень крутые преподаватели, настоящие акулы и звезды в своей сфере. Обидно, что у нас не было педагогов такого уровня. Это действительно полезно — общаться с человеком, имеющим большой опыт в индустрии.

Аватар автора

Милена Шевченко

довольна учебой на дизайнера

Страница автора

Дизайн в НИУ ВШЭ — неплохой выбор, особенно если говорить об образовании в России. Нас учили тому, что востребовано здесь и сейчас. Сами аудитории оснащены хорошей техникой, и почти в каждой стоят Макбуки. Преподаватели — отдельная любовь. Я считаю, что мне очень повезло с кураторами и я смогла стать поистине хорошим специалистом в своей сфере. Атмосфера в вузе довольно дружелюбная, и можно завести крутые знакомства.

Четыре сессии в год — это, конечно, сложно, особенно на первом курсе. В каждом модуле мы сдавали 1—3 творческих проекта и более стандартные экзамены по истории искусств. Честно скажу, что за период обучения готовилась по билетам лишь однажды: у нас не было такого формата экзамена.

В Школе дизайна много нестандартных дисциплин и крутых преподавателей. У нас был предмет по созданию веб-сайтов и мобильных приложений, после чего я сменила вектор обучения и на третьем курсе перешла в профиль «Дизайн и программирование». Я понимала, что это молодая ниша в России и она круто развивается.

Вуз дает интересную возможность в виде вариативных дисциплин попробовать себя в совершенно разных сферах: от моделирования 3D-сцен до создания ювелирных изделий и запуска своего стартапа. Если на четвертом курсе у студента нет стабильной работы для практики, он может продолжить посещать вариативы.

Лейбл заголовка

ИТ-специальности

Аватар автора

Ксения

критикует программу по наукам о данных

Страница автора

Учусь сейчас в НИУ ВШЭ по программе «Магистр по наукам о данных», которая по моим впечатлениям, точно требует доработки. Контента немного, часто приходится гуглить и изучать материал самостоятельно, и не всегда указано достаточное количество источников, где можно найти дополнительную информацию.

Планирую продолжать обучение, так как удаленный формат и диплом ВШЭ — для меня решающие факторы :)

Лейбл заголовка

Общежитие

Аватар автора

Никита Смирнов

жил в Дубках

Страница автора

Тяжелее всего была даже не необходимость тратить по шесть-семь часов в день на пары по ненужным предметам общего цикла, а тот факт, что я жил в Дубках. Это общежитие в Московской области, и добираться до корпуса приходилось часа полтора на трех видах транспорта — зимой это совершенно особое удовольствие.

Аватар автора

Юджин Flowers

жил в Одинцове

Страница автора

Во время учебы в НИУ ВШЭ жил в общежитии в Одинцове. Квартирного типа, чуть ближе, чем Дубки. Все нормально: и соседи, и администрация, и среда обитания. Парни все закончили и разъехались по миру: кто в Европе, кто в Сингапуре, кто в Америке, кто остался в Москве. Кататься каждый день в центр Москвы час туда и час обратно — так себе удовольствие. Но ко всему привыкаешь. По чистоте и гигиене претензий нет, в этом плане парни намного чистоплотнее девчонок. Это не только мое мнение.

Лейбл заголовка

Дополнительные возможности

Аватар автора

Матвей Ярин

стажировался в прокуратуре

Страница автора

Вышка обладает, наверное, самым лучшим аппаратом поддержки и развития студентов. Это правда, я не встречал еще такого количества возможностей в других образовательных организациях. Представляете, я, только начавший учиться, уже прохожу стажировку в прокуратуре!

Аватар автора

Кто угодно, но не я

нашел работу благодаря преподавателю

Страница автора

В Вышке много различных программ, там прекрасно развита внеучебная, научная деятельность. Я совершенно не увлекаюсь спортом, поэтому про спортивное направление ничего сказать не могу. Были программы по обмену и программы двойных дипломов, две мои близкие подруги с курса ездили в другие страны на полгода, но меня это не привлекало, так как я уже работала. Все интересные для меня программы начались на третьем курсе.

Я активно участвовала во внеучебной деятельности, что мне в дальнейшем помогло. Во время одного из мероприятий на факультете я узнала о возможности прохождения стажировки в рекламном агентстве. Сначала меня позвали туда как стажера на две недели, а после пригласили на постоянную работу. Там же я проходила практику, когда это нужно было для учебы.

Диплом Вышки открывает многие двери: некоторые работодатели принципиально рассматривают студентов только конкретных вузов, НИУ ВШЭ — один из них. Считаю, что полезные знакомства не менее важны, чем вуз. Мою первую и вторую работу мне помогла найти моя преподавательница.

Аватар автора

Никита Смирнов

работал в Вышке

Страница автора

Одна из приятных особенностей универа — возможность работать в нем, пока ты еще учишься в бакалавриате. Со второго курса я был учебным ассистентом на различных дисциплинах, которые мне хорошо давались. А с третьего года начал работать в лаборатории — деньги символические, но копится стаж, да и такую работу я люблю.


Лада КошманУчились в НИУ ВШЭ? Расскажите, как это было:
  • apЯ заканчивала МГУ и НИУ ВШЭ. И одно могу сказать точно: НИУ ВШЭ намного круче. Более современный и продвинутый вуз, где дают более прикладные знания.10
  • сырник сгущёновичтяжело было, но с каждым годом всё легче))0
  • РомбикСпасибо Вышке за филиал в Перми, наличие зеленой волны, позволявший мне учиться на бюджете, и за диплом международного образца3
  • AlexanderУ меня магистратура ВШЭ, бакалавриат обычного средненького ВУЗа. Диплом ВШЭ с отличием стараюсь не показывать и отдельно не указывать, если не просят: делал ААБ-тест, кол-во просмотров резюме крупными компаниями падает примерно в полтора раза, отдельно спрашивал у hr кто меня приглашал по такому резюме почему у них такие фильтры, оказалось что часто вышка вся(!) под фильтром (рассказывали детали такого решения и я понимаю их логику, вкратце ВШЭ большая и плохих примеров сильно больше чем хороших и многие hr не хотят разбираться в деталях, а потом орут что с рынком туда что-то не так). По учебе вышка хороша инфраструктурой и предметами по выбору (расширение кругозора -- наиважнейший фактор) . Учится намного проще даже по сравнимым предметам. Реально в магистратуре почти везде хватило знаний бакалавриата, нового по профильным предметам минимум.0
  • ЖозефAlexander, А можно подробнее про "плохих примеров сильно больше"? Не совсем понимаю, что имеется ввиду и почему это приводит к отфильтровыванию ВШЭ у рекрутеров?7
  • Филипп ДраганСейчас поступил в НИУ ВШЭ на «Государственное и муниципальное управление», так как большинство студентов хвалят программу за большое количество экономики которая очень нужна на госслужбе.0
  • AlexanderЖозеф, все такие мнения сводятся к одному -- очень разный уровень подготовки и прикладных знаний вне рамок. То есть разброс по этим показателям намного больше, чем у обычного вуза из низа топ 15 и соседних сравнимых из топ 5. Я это тоже замечал по одногруппникам с первым дипломом вышки, поэтому это мнение не встретило у меня какого-то отторжения и желания выспрашивать детали. Мне понравилась фраза одного заместителя директора по персоналу (в процессе наверное самого тяжёлого и интересного собеседования в моей жизни) ныне предприятия из списка системообразующих: "ВШЭ это часто снежинки, которые провели четыре-семь лет в идеальных условиях часто полностью утратив адаптивность среднего студента из условного зажопинского политеха или даже официанта без в/о". У меня не было и нет достаточной выборки, чтобы принять именно эту формулировку самостоятельно, но я склонен считать выборку этого предприятия и подход к найму достаточным для такого рода обобщений. Я ожидал мнения "да они чего-то много просят с нулевым опытом", но нет, это оказывается фишка другого заведения))) На одном месте работы я пытался эту порочную практику поломать(меня вообще туда наняли мимо полного запрета, так как пункт про магистратуру съехал за область печати принтера) , на что получил от кадров выборку кандидатов такую, чтобы такие мысли в мою голову больше не возвращались. Но результат моих страданий всё-таки был, я ненадолго вывел из немилости часть направлений подготовки. Вообще из моего комментария лучше сделать другие выводы , а не искать причины. Может где-то козерогов ещё массово не любят, там причины вообще не важны, а обходить эти странные барьеры как раз "адаптивность".2
  • monaхотела бы учиться в Вышке на маге, но нет подходящих программ и дорого(3
  • ИринаAlexander, Я Hr, постоянно общаюсь с коллегами большим сообществам рекрутеров, да всем плевать что там у тебя, ВШЭ, МГУ или региональный вуз в глубинке России, я даже до образования (а оно в конце резюме) зачастую не дохожу и не читаю. Главное опыт, пусть даже круто расписанная стажировка или практика в зависимости от позиции, но главное опыт. Предположу, что супер крупняк по типу Сибура или Нефтянки еще обращает и смотрит на образование, но остальным более 80 процентам компаний глубоко пофиг.4
  • AlexanderИрина, мой комментарий был про то что иногда диплом может закрывать двери, а не открывать (с аргументами нанимающей стороны на уровне "мы не нанимаем козерогов") и это довольно просто обходится при необходимости. Я был не единожды в ситуации, когда я уже прошел все собеседования с теми кому и без резюме всё понятно, прихожу оформляться и начинается ещё один круг согласований из-за того что у меня в дипломе не те буквы и/или не тот цвет. Если вы не допускаете формирования у нанимателей позиции "мы не нанимаем козерогов", то спасибо вам большое. Но таких на рынке не сто процентов и я надеюсь что в условиях дефицита эти крайне странные ограничения наконец выветрятся.0
  • ИринаAlexander, Да я поняла ваш комментарий и поэтому и написала, что мы вообще не обращаем сейчас внимание на образование ни в положительном, ни в негативном ключе. Вообще зачастую не читаем и не доходим до этого. Как вы писали да, с учетом нынешнего дефицита кадров, мы вообще ни в чем не ковыряемся, главное пришел и адекватен. Этого достаточно))0
  • Александр ЛистенгортОдна одноклассница, окончившая ВШЭ, во Франции, друг - в Германии продолжили обучение0