«Диплом Вышки открывает многие двери»: отзывы о НИУ ВШЭ от студентов и выпускников
Высшая школа экономики — молодой, но очень популярный среди абитуриентов вуз.
Он известен своими современными программами и гибким подходом. Читатели Т—Ж — студенты и выпускники НИУ ВШЭ — рассказали, как они оценивают процесс поступления, качество образования, общежития и возможности вуза, а мы составили подборку из их отзывов.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Поступление
Перед ЕГЭ я занималась с репетиторами и сдала литературу на 72 балла, русский язык — на 88, английский — на 90. Для поступления в Школу дизайна нужно было пройти творческий конкурс — подготовить вступительный проект на любую тему, связанную с выбранным направлением. Я сделала прототип модного журнала: сама верстала, стилизовала съемки и так далее. Также нужно было пройти собеседование, на котором обычно спрашивают про искусство, культуру. За свой проект я получила 100 баллов.
Направление полностью платное, очное. Когда я поступила, цена за год была в три раза меньше, чем сейчас. Я хорошо училась, каждый год попадала в топ-15 студентов направления и получала большую скидку на обучение.
Я посещала подготовительные курсы при Вышке в надежде поступить через олимпиаду. Также ходила к репетитору по английскому и русскому языку, где меня готовили к ЕГЭ. На олимпиаде я прошла первый этап, а во втором туре для зачисления мне не хватило одного балла — было обидно.
Я поступала в 2009 — в первый год, когда все выпускные и вступительные экзамены проводились исключительно в формате ЕГЭ, только на журфаке остался творческий конкурс. Можно было податься куда угодно, без ограничений по количеству вузов и факультетов. В итоге в первой волне поступили только олимпиадники, которые везде занимали верхние строчки. Я набрала 343 балла: 75 — по обществознанию, 79 — по русскому языку, 92 — по истории и 97 — по английскому. Во второй волне поступила везде, где подавала документы, поэтому пошла на вожделенную политологию.
Я сдала ЕГЭ по русскому на 87 баллов, по литературе — на 96 и творческое испытание — на 95. Также получила три дополнительных балла. Поступала на дневную программу бакалавриата «Коммуникационный дизайн». Самое забавное — я выбрала это направление за пару недель до вступительных и буквально за неделю с худо-бедными знаниями фотошопа сделала проект, который даже сейчас не стыдно показать.
Я поступила на скидку 70%, до бюджета не хватило всего четырех баллов. Но с оглядкой назад даже хорошо, что так вышло. Иначе я бы так сильно не преуспела в учебе, постоянно поддерживая рейтинг на скидку. На момент поступления полная стоимость составляла 400 000 ₽ в год, я платила 120 000 ₽.
В 17 лет неожиданно для себя стал победителем Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию и понял, что при должном усердии можно добиться результатов и в тех направлениях, которые мне более интересны. Немного подумал и решил, что, поскольку меня привлекают математика и обществознание, а еще потому, что в свои 15 я вдохновился фильмом «Духless», классно было бы заняться экономикой.
Прошел год усердной подготовки ко Всеросу. Диплом был у меня в кармане, и двери всех экономических бакалаврских программ в стране были открыты передо мной. В итоге выбрал совместный бакалавриат НИУ ВШЭ и РЭШ по экономике.
Во-первых, это место — лучший бакалавриат по экономике в России, по мнению многих. Во-вторых, большинство дипломников Всероса шли туда и у меня сработал стадный инстинкт. А в-третьих, за год решения задач я влюбился в эту науку.
Поступил на бюджет только по диплому призера Всероссийской олимпиады школьников по экономике. За хорошую учебу — 6 из 10 и выше — получал мизерную стипендию в размере около 1800 ₽ в месяц.
Обучение на экономических факультетах
Первый курс прошел очень тяжело, поскольку до университета учиться на отлично было сравнительно легкой задачей. Учебный год в совбаке разбит по семестрам, а не как в Вышке — по модулям. В каждом семестре на протяжении трех лет студент должен прослушать по пять курсов, а в последний год — по три.
В среднем пары занимали не так немного — десять часов в неделю, но большая часть образования была посвящена самостоятельной работе и закрытию нескончаемых дедлайнов. Например, на последней неделе первого семестра мне нужно было сдать пять экзаменов и решить шесть домашних заданий. Благо режим каникул, как в школе, немного спасал положение и давал возможность отдохнуть в середине семестра.
Второй курс прошел значительно проще, поскольку к его началу я уже понял, как учиться в совбаке. К концу второго года я даже устроился стажером-исследователем в лабораторию спорта Вышки, в которой занимался разработкой теоретико-игровой модели употребления допинга.
Третий год был пиком моего образовательного успеха: из десяти прослушанных курсов девять я закрыл на высший балл. Вместе с этим я занимался репетиторством по олимпиадной экономике и успевал отдыхать и проводить время с друзьями. К концу третьего курса я устроился работать в Центральный банк, где быстро вырос до ведущего экономиста и благополучно уволился оттуда в середине четвертого курса, чтобы написать хороший диплом. Его я в итоге защитил на девять из десяти.
Если говорить о полезных предметах, естественно, базой моего экономического образования были математические дисциплины: матанализ, линал, дифференциальные уравнения, теория вероятностей и случайные процессы. Но в этих дисциплинах и кроется главный, на мой взгляд, недостаток совбака: местами их читают, не вдаваясь в формальные подробности доказательства теорем и корректности используемых методов.
И на выходе получается каша из строгих фактов и шатких утверждений, которая мешает заниматься исследованиями на высоком уровне. Например, когда написал диплом, мне пришлось переучивать материал с курса по эконометрике, чтобы понимать пределы применимости используемых методов и возможности для их модификации.
В совбаке также созданы отличные условия для изучения английского языка с нуля до продвинутого уровня. Это особенно круто, учитывая, что эти курсы нам преподавали носители языка, но они уволились из РЭШ по понятным причинам.
Наконец, в мое сердце запал курс по макроэкономике от Олега Замулина, который определил мое желание работать в Центральном банке и сформировал научные интересы. Но, как я уже сказал, в математических и экономических дисциплинах часто не хватало строгости рассуждений, что порой мешало воспринимать их.
Социально-гуманитарные специальности
Были предметы, на которые мне безумно хотелось лететь в субботу к первой паре. И были те, что я с легкостью обменивал на ближайшие бары, благо на Мясницкой их полно. Но в целом я почти не пропускал и из-за этого много потерял в социальной жизни на первых курсах.
Понимание того, как надо, пришло сильно позже: Вышка хороша своими понятными правилами игры. Поработал в первой части курса? Гарантировал себе шестерку — ближе к сессии можешь отдохнуть или перераспределить силы. Прежде чем делать домашку, посмотри, сколько она весит, и реши, надо ли оно тебе. Подумай, есть ли смысл ехать именно на семинар, если это единственная пара на сегодня, а у тебя и так выходит семь с половиной баллов.
Сессии в Вышке — отдельная радость. Их четыре, и это огромный плюс. «Мусорные» курсы можно сделать короткими и вместо семестра учить только модуль. Более того, из-за четырех сессий нагрузка распределяется более равномерно, хотя зима и лето все еще самые тяжелые. Последнее в ряду, но не по значению: набрал автоматов — получил неожиданные каникулы весной или осенью.
Курсовые и диплом — это по любви. Без нее не получится вообще ничего. Так у меня случилось и с научником, и с темой, поэтому писалось хорошо, пусть и не заранее. Курсовые на политфаке начинаются со второго года, и это прекрасно. Одну из них я уже превратил в статью и опубликовал, сейчас работаю еще над двумя. Большой находкой для меня стала фигура научного консультанта: круто, когда с текстом помогает не только занятой научник, но и опытный человек с другой оптикой. На третьем курсе меня пригласили работать в лабораторию политико-психологических исследований, в которой я провел два незабываемых года.
Сейчас я занимаюсь продакт-менеджментом и не уверен, что такую профессию вообще можно освоить в вузе. Иронично, что на четвертом году обучения есть дисциплина по выбору «Разработка и управление онлайн-продуктом». Курс на редкость бесполезный и далекий от реальности, хотя его ведет человек из индустрии.
По факту несколько курсов по анализу данных от «Экселя» до «Питона» помогли получить плюс в зарплате: продакт с навыками аналитика ценится выше. Самыми лучшими, как ни странно, стали «бесполезные» курсы по политической философии. Людям из бизнеса по большому счету плевать, знаком ты с трудами Гегеля или нет, но это здорово ставит голову на место. А еще учит читать и писать тексты.
В Вышке учиться сложно. Даже через девять лет я так считаю. Особенно тяжело было на первом курсе: помню, что ночами не спала, делала домашку. Было много истории, рефераты я писала в исторической библиотеке. Кроме того, несмотря на то что политология — это гуманитарная специальность, математики, экономики и статистики у нас хватало, а это для многих было сложным. Мне предметы с математическим уклоном давались с переменным успехом: что-то шло отлично, а что-то со скрипом.
На первом курсе у нас было пять сессий, со второго курса одну сессию отменили и их стало четыре. Помню ощущение непрекращающихся зачетов и экзаменов.
Из-за того, что в Вышке учитывается и посещаемость, работать во время учебы было тяжело. Но я устроилась на работу на втором курсе и продержалась в том месте до конца учебы. Моталась постоянно туда-сюда и иногда грустила, когда однокурсники шли гулять, а я в мыле бежала на работу.
Курсовые и диплом писала с болью и слезами: для меня формат «по чуть-чуть в течение года» нереальный, поэтому все работы я делала за несколько дней до сдачи и с мольбой в глазах шла к научникам. Все курсовые и диплом защитила на хорошо и отлично. Сейчас считаю, что это совершенно бессмысленное занятие: большинство студентов писать научные работы не умеют и им это никогда не понадобится, многие покупают работы. Свои курсовые и диплом я писала сама, но это для меня было сложно.
Я бы сказала, что в принципе учеба мне пригодилась, а вот конкретные предметы оказались вовсе не нужными. Считаю, что высшее образование не дает практических навыков. В вузе я научилась быстро искать и анализировать материал, поглощать огромные объемы информации, сразу выделять главную мысль проекта, текста. Для меня Вышка стала местом, где я получила базу и научилась работать эффективно. Впоследствии мне это очень пригодилось. Но я не использую в работе конкретных знаний, которые получила в вузе.
Даже девять лет назад Вышка стремилась привить максимально полезные навыки, но я считаю, что в рамках высшего образования актуальную информацию давать невозможно. Понятно, что студенты получают фундаментальные знания, но практические навыки приобрести получится только с опытом работы.
Творческие направления
Обучение в Школе дизайна выстроено по европейской системе. Много лекций и практики, мало семинаров. Мы сдавали больше двенадцати проектов в год. Не могу сказать, что было тяжело. Каждую сессию готовили major-проект по основному предмету курса. Курсовых не было. Диплом состоял из двух частей: исследование и проект. Все верстается в книги и защищается перед комиссией.
Я начала работать после первого года, хотя в Вышке строго следят за посещаемостью. На третьем курсе я работала несколько дней в неделю: с дистанционкой в университете это было удобно. Весь четвертый курс я трудилась пять дней в неделю, отпрашивалась с работы, чтобы сдать экзамены. А на четвертом курсе полгода отводят на практику, и иногда преподаватели идут навстречу.
Из предметов больше всего мне пригодился графический дизайн. Всех первокурсников — неважно, с моды вы или с современного искусства — обучают основам графического дизайна. Это очень полезный навык.
Из-за того, что мы стали первым потоком направления «Брендинг в индустрии моды», мы были как подопытные крысы. У нас часто менялись преподаватели и расписание. Не хватало какой-то конкретики, теории, иногда приходилось во время практики изучать все самостоятельно. Сейчас у студентов нашего направления очень крутые преподаватели, настоящие акулы и звезды в своей сфере. Обидно, что у нас не было педагогов такого уровня. Это действительно полезно — общаться с человеком, имеющим большой опыт в индустрии.
Дизайн в НИУ ВШЭ — неплохой выбор, особенно если говорить об образовании в России. Нас учили тому, что востребовано здесь и сейчас. Сами аудитории оснащены хорошей техникой, и почти в каждой стоят Макбуки. Преподаватели — отдельная любовь. Я считаю, что мне очень повезло с кураторами и я смогла стать поистине хорошим специалистом в своей сфере. Атмосфера в вузе довольно дружелюбная, и можно завести крутые знакомства.
Четыре сессии в год — это, конечно, сложно, особенно на первом курсе. В каждом модуле мы сдавали 1—3 творческих проекта и более стандартные экзамены по истории искусств. Честно скажу, что за период обучения готовилась по билетам лишь однажды: у нас не было такого формата экзамена.
В Школе дизайна много нестандартных дисциплин и крутых преподавателей. У нас был предмет по созданию веб-сайтов и мобильных приложений, после чего я сменила вектор обучения и на третьем курсе перешла в профиль «Дизайн и программирование». Я понимала, что это молодая ниша в России и она круто развивается.
Вуз дает интересную возможность в виде вариативных дисциплин попробовать себя в совершенно разных сферах: от моделирования 3D-сцен до создания ювелирных изделий и запуска своего стартапа. Если на четвертом курсе у студента нет стабильной работы для практики, он может продолжить посещать вариативы.
ИТ-специальности
Учусь сейчас в НИУ ВШЭ по программе «Магистр по наукам о данных», которая по моим впечатлениям, точно требует доработки. Контента немного, часто приходится гуглить и изучать материал самостоятельно, и не всегда указано достаточное количество источников, где можно найти дополнительную информацию.
Планирую продолжать обучение, так как удаленный формат и диплом ВШЭ — для меня решающие факторы :)
Общежитие
Тяжелее всего была даже не необходимость тратить по шесть-семь часов в день на пары по ненужным предметам общего цикла, а тот факт, что я жил в Дубках. Это общежитие в Московской области, и добираться до корпуса приходилось часа полтора на трех видах транспорта — зимой это совершенно особое удовольствие.
Во время учебы в НИУ ВШЭ жил в общежитии в Одинцове. Квартирного типа, чуть ближе, чем Дубки. Все нормально: и соседи, и администрация, и среда обитания. Парни все закончили и разъехались по миру: кто в Европе, кто в Сингапуре, кто в Америке, кто остался в Москве. Кататься каждый день в центр Москвы час туда и час обратно — так себе удовольствие. Но ко всему привыкаешь. По чистоте и гигиене претензий нет, в этом плане парни намного чистоплотнее девчонок. Это не только мое мнение.
Дополнительные возможности
Вышка обладает, наверное, самым лучшим аппаратом поддержки и развития студентов. Это правда, я не встречал еще такого количества возможностей в других образовательных организациях. Представляете, я, только начавший учиться, уже прохожу стажировку в прокуратуре!
В Вышке много различных программ, там прекрасно развита внеучебная, научная деятельность. Я совершенно не увлекаюсь спортом, поэтому про спортивное направление ничего сказать не могу. Были программы по обмену и программы двойных дипломов, две мои близкие подруги с курса ездили в другие страны на полгода, но меня это не привлекало, так как я уже работала. Все интересные для меня программы начались на третьем курсе.
Я активно участвовала во внеучебной деятельности, что мне в дальнейшем помогло. Во время одного из мероприятий на факультете я узнала о возможности прохождения стажировки в рекламном агентстве. Сначала меня позвали туда как стажера на две недели, а после пригласили на постоянную работу. Там же я проходила практику, когда это нужно было для учебы.
Диплом Вышки открывает многие двери: некоторые работодатели принципиально рассматривают студентов только конкретных вузов, НИУ ВШЭ — один из них. Считаю, что полезные знакомства не менее важны, чем вуз. Мою первую и вторую работу мне помогла найти моя преподавательница.
Одна из приятных особенностей универа — возможность работать в нем, пока ты еще учишься в бакалавриате. Со второго курса я был учебным ассистентом на различных дисциплинах, которые мне хорошо давались. А с третьего года начал работать в лаборатории — деньги символические, но копится стаж, да и такую работу я люблю.