Как мошенники пугают письмом из МФЦ

12

Распространенность: телефон
Риск: 💰💰💰

Аватар автора

Алексей Малахов 🦣

специалист по безопасности

Страница автора

Чаще всего мошенники по телефону представляются сотрудниками банка или полиции. Но позвонить могут и из других учреждений.

Недавно так попытались развести мою тетю Наталью. Оператор представилась сотрудницей МФЦ и спросила, куда доставить письмо. Наталья удивилась: она сама работает в МФЦ много лет и ни разу не слышала, чтобы кто-то звонил гражданам с таким вопросом.

Вот как выглядел диалог:

  • — Наталья, добрый день. Я звоню из МФЦ. Куда вам доставить письмо?
  • — Не понимаю, у МФЦ же есть мой адрес жительства, что мешает отправить письмо туда?
  • Нет-нет, вы не так поняли. Письмо электронное. Вам удобнее будет принять его в «Вотсапе» или в «Телеграме»?
  • — А что это за письмо такое, которое надо получить в «Вотсапе»? Про что оно вообще?
  • — Я не могу сказать, это же личные данные. Я не имею права его читать, только вы можете это сделать.
  • — Даже не можете сказать, от кого оно и на какую тему?
  • — Не могу, оно зашифровано. Чтобы его отправить, я должна подтвердить вашу личность. Сейчас пришлю смс с кодом для верификации.
  • — Ясно все с вами, до свидания.

На этом моменте тетя положила трубку. Через десять секунд ей пришло сообщение с кодом от ее банка, а еще через десять секунд оператор перезвонила — уже с другого номера. Наталья ответила, и оператор возмущенно воскликнула:

  • — Вы зачем бросаете трубку? Я, вообще-то, госслужащая! Вам пришел код, и вы должны его мне сказать!

Наталья молча положила трубку. Как и постоянные читатели Т⁠—⁠Ж, она вовремя распознала главную опасность: код из смс спрашивают только мошенники. Это своего рода красный флаг: если он появился в поле зрения, ваши деньги хотят украсть. Даже когда код предлагают сообщить должностному лицу или роботу.

Наталья молча положила трубку. Как и постоянные читатели Т⁠—⁠Ж, она вовремя распознала главную опасность: код из смс спрашивают только мошенники. Это своего рода красный флаг: если он появился в поле зрения, ваши деньги хотят украсть. Даже когда код предлагают сообщить должностному лицу или роботу.

К сожалению, из-за характера своей работы Наталья не могла просто не отвечать на звонки незнакомцев. Мошенники продолжали звонить с разных номеров еще несколько дней, угрожая, что у Натальи будут проблемы, если она не получит письмо. Перестали только после того, как она объяснила, что сама работает в МФЦ и ни за что не поведется на их развод.

Что еще выдает мошенников

Разумеется, чтобы выманить код из смс, мошенник может представиться кем угодно: сотрудником банка, полицейским, юристом, врачом, хоть священником. Спрашивает код — хочет украсть деньги.

Но в этой истории нашлись и другие причины заподозрить неладное.

🚩 Звонки в неудобное время. Тетя жаловалась, что мошенники для общения как будто специально выбирали время, когда она хуже соображала: или в районе девяти утра, когда она еще не совсем проснулась и собиралась на работу, или около пяти вечера, когда голова уже устала от рабочих задач.

🚩 Спешка вместо объяснений. Мошенники всегда стараются вывести нас из равновесия и заставить действовать импульсивно. В этом случае они не объясняли, что находится в письме, а торопили поскорее его получить.

Противостоять напору мошенников помогает простой прием «Взять паузу» — это первый и главный урок нашего бесплатного курса «Как защититься от мошенников».

🚩 Постоянная смена номеров. Мошенники используют специальные программы, которые меняют номер при каждом звонке. Это нужно, чтобы обойти системы защиты мобильных операторов и спам-фильтры на устройствах.

🚩 Постоянная смена номеров. Мошенники используют специальные программы, которые меняют номер при каждом звонке. Это нужно, чтобы обойти системы защиты мобильных операторов и спам-фильтры на устройствах.

Например, одна и та же сотрудница за несколько минут позвонила Наталье с двух разных номеров — это подозрительно. Честному оператору незачем менять свой номер, особенно так быстро.

🚩 Угрозы вместо решения проблемы. Сотрудники настоящих колцентров общаются вежливо. Их звонки прослушивают, и если выяснится, что они некорректно общались с клиентом, то сотрудника лишат премии. А за угрозы вообще уволят.

Мошенники этого не боятся, поэтому смело идут в психологическую атаку. Например, грозят уголовным преследованием за отказ сотрудничать с правоохранительными органами или обещают выписать штраф за оскорбление госслужащего.

🚩 Обвинения в невежестве. Надавить на человека проще сверху, поэтому мошенники пытаются завоевать авторитет. Мол, мы профессионалы и знаем, как все работает на самом деле, а вы в этом вопросе не разбираетесь.

Например, Наталью обвиняли в том, что она неправильно поняла принципы доставки письма, и отчитывали за то, что она бросила трубку. Настоящие операторы ни за что бы не позволили себе такую манеру общения.

Эти признаки еще не гарантируют, что вас пытаются обмануть: и в официальном колцентре может сидеть грубиян. Но если у вас появилось подозрение, что что-то не так, не пытайтесь выяснить, что именно. Неважно, чем именно вас хотят напугать. Просто положите трубку и перезвоните сами по номеру с официального сайта.

Если попадали в подозрительные ситуации, пишите. Прищуримся.
Алексей Малахов 🦣Какие самые оригинальные способы выманить код из смс вам встречались?
  • сникерсЗаблочены все входящие с неизвестных номеров. Кому надо что то важное сказать - пришлют смс с просьбой перезвонить2
  • kinoВообще теперь верить никому нельзя, пиздец просто! Я так реального полицейского нахер послала, хорошо, понимающим оказался) Теперь вот жду, когда мне из ВТБ позвонят, я дважды писала заявление на закрытие счетов и отзыв персональных данных, но на сайте со сливом от Яндекса светилась как клиент банка6
  • Дмитрий ОсинскийОчень много аферистов на авито, говорят, денег на карте нет и тд, в наше время нужно быть очень бдительными!2
  • Владимир КлименковОбычно после инфы о посягательстве на мои средства отвечаю, что мне это совершенно ровно, поскольку все они застрахованы и банк, от имени которого звонят, сам будет потом разбираться со страховой. Нормальная реакция - начинаются «бе-ме», поскольку к этому мошенники явно не готовы. Или просто прекращают разговор11
  • Anastasiyaсникерс, у меня тоже самое. Отключаю спам-фильтр только если жду доставку. Хорошо, когда можно позволить себе такое.2
  • Анастасия УсоваЗвонят из одного банка. "Я звоню из службы безопасности банка Х" (А я, кстати, сотрудник этого банка😁 и никакая СБ никогда у нас никому не звонит, видимо от мошенников "Сбера" научились) Говорю: "Ой, а что случилось?" "У вас пытаются со счета крупную сумму вывести, нужно заблокировать счёт и бла-бла.." Я: "Коллега, спасибо, что позвонили, подскажите, как вас зовут, посмотрю в почте фото, хоть буду знать с кем разговариваю" "Сама, умная?!" И трубку кинул))8
  • GENNADIY PAVLOVХа, Почта России тоже использует смс-код вместо паспорта при идентификации получателя заказного письма в отделении.0
  • Ирина КирAnastasiya, у меня также есть защита от спама, никогда ее не отключаю. Когда звонят насчет доставки, то эти звонки никогда в спам не попадают. Курьеры всегда дозваниваются.0
  • Ирина КирGENNADIY, по-моему только в самом отделении почты, при личном присутствии получателя2
  • AnnaGENNADIY, там не смс, а уведомление и чтобы подключить эту опцию, ее надо оформить с паспортом на почте лично.0
  • МаринаЕще звонят от имени операторов мобильной связи и, ссылаясь на законодательство, просят подтвердить владение номером телефона через код в смс.0

Сообщество