«Я просто отношусь к ним как к деньгам»: что жители юга России думают о туристах
Любую статью об отдыхе на российских курортах всегда сопровождает множество комментариев с претензиями туристов к жителям юга и наоборот.
Я жила в Сочи с рождения, отношения местных и отдыхающих напоминают мне давний сложный брак, когда друг без друга никак, но и вместе непросто. Причины недовольства разные: кто-то устает от толп и пробок, кого-то раздражают люди в плавках и с пивом на улицах. Некоторые жители не принимают критику родного города от чужаков. Кто-то, наоборот, считает, что нелюбовь местных к приезжим — устаревший миф.
Мы собрали мнения жителей юга о том, раздражают ли их туристы, справедливо ли приезжие критикуют российское побережье и должны ли отдыхающие придерживаться правил поведения в общественных местах.
«Любого будут раздражать отдыхающие, пока отдыхающий не ты»
Я родился и прожил на черноморском побережье больше 30 лет, работаю не в туристической отрасли. Определенно летом жизнь простых людей на юге меняется.
Первое, что приходит в голову при словах «курортный сезон», — это пробки. Время езды до работы летом увеличивается с 40 минут до 1,5 часа в одну сторону. Иногда мне приходится добираться общественным транспортом — тогда сильно раздражают отдыхающие, которые в 08:00 едут на пляж с надутыми детскими кругами и пляжным инвентарем, что сильно ограничивает место в маршрутках. Однажды сам водитель не выдержал и начал высказывать: «Зачем вы так рано едете, дайте людям на работу добраться».
Не нравится, когда отдыхающие в плавках и купальниках ходят по центру города, сидят в кафе и закупаются в магазинах, — это зачастую не к месту, пляж в другой стороне.
Но в целом я думаю, что главная причина недовольства местных жителей в том, что любого будут раздражать отдыхающие, пока отдыхающий не ты.
Меня не задевают туристы, если они соблюдают нормы поведения, не ведут себя вызывающе и не мусорят. Больше волнуют бытовые вопросы, например проблемы водоснабжения региона и транспортные сложности: на юге близок транспортный коллапс. Дороги, не рассчитанные на такой поток машин, не справляются, а общественный транспорт оставляет желать лучшего.
К сожалению, я согласен с туристами, что море зачастую грязное, а цены на услуги не соответствуют качеству. Есть два типа грязного моря. Первый — на общественных пляжах, где много людей, и они ходят в туалет прямо в воду. Привет, ротавирус! Второй тип — более дикие места, где много бытового мусора, в основном остатки от пикников отдыхающих и пластик из моря. Между этими крайностями все же можно найти неплохие места на побережье — в небольших поселках или на закрытых пляжах санаториев, где относительно немного людей, но цивилизованно, потому что там убирают берег.
Качество сервиса на юге действительно сильно страдает. Можно найти хорошие условия и сервис, но цена будет завышена. Поэтому, несмотря на то что я родился и вырос на юге, предпочитаю ездить в Турцию: там отдых качественнее за те же деньги.
«Впечатляют мамочки, не желающие платить за туалет»
У каждой медали две стороны. Я живу в одном из южных курортных городов. Люди приезжают разные, порой с непомерными запросами. Был опыт сдачи квартиры на лето. Если заработала, образно говоря, 10 ₽, то 12 из них потратила на последующий ремонт.
Сломано было все, что только можно сломать. От стен оторвали полки, в унитазе были бананы, в холодильнике — бычки, у водогрейки вывернуты ручки. Не знаю, что за дикие люди приезжали, в итоге бросили ключи в почтовый ящик и срулили в закат. Это была моральная травма для меня.
Еще я работала на пляже, и пляжных историй у меня тоже масса. Особо впечатляют мамочки, не желающие платить за туалет. Они ведут детей справлять большую нужду в море, в туалет ходят рядом с торговыми ларьками, и никого не смущает, что в этот момент я сижу в этом самом ларьке. Это же ребенок, у него не пахнет. По 50 детей за день ходили к этому ларьку, и далеко не все были грудничками…
Кстати, из-за отсутствия культуры пользования общественными уборными, когда все ходят в море, очень сложно уберечься от вирусов, особенно детям, которые купаются с открытым ртом.
«Я просто отношусь к туристам как к деньгам»
Спасибо пандемии и закрытым границам: начало курортного сезона в 2021 году мы ощутили еще в январе. Я несколько лет работаю в гостиничной сфере. Приезжие мне не мешают, у меня иммунитет. Я просто отношусь к ним как к деньгам, как бы цинично это ни звучало. Чем больше людей, тем больше доходов, что улучшает финансовое положение отеля. Я работаю в частной гостинице.
Конечно, бывает раздражение, я не без греха. У меня давно складывается впечатление, что когда люди едут отдыхать, то свои головы они оставляют в камерах хранения в аэропортах и на вокзалах и приезжают с абсолютной пустотой внутри. Когда на чекине я объясняю правила проживания, меня слушают максимум процентов 30, а потом опять задают одни и те же вопросы изо дня в день по сто раз, и ты, как попугай, все заново повторяешь.
Почему-то люди, приезжая в отель, считают, что ты можешь организовать их досуг по полной программе, хотя я не консьерж. Просят подсказать, куда пойти потрапезничать, что посмотреть, где чище пляжи, где местные отдыхают, где купить хорошего домашнего вина или чачи, какие экскурсии взять, как пройти в библиотеку и так далее. Сейчас, в век современных технологий, можно нагуглить все, что нужно, и с кайфом отдыхать. К слову, люди моего поколения — миллениалы — так и делают. Максимум могут подойти спросить: «Это нормально или ну такое?», «Стоит туда идти или не стоит?» Я таких обожаю. Сама так всегда езжу отдыхать — все гуглю, чтобы потом не беспокоить никого вопросами, и спокойно кайфую на местности.
А вообще местных одинаково раздражают и местные, и отдыхающие. Местные — не все, но многие, — не очень любят работать, а в сезон приходится отрывать пятую точку от насиженных диванов, идти что-то делать, чтоб заработать денег, пока туристов много. Хотя Сочи и стал круглогодичным курортом, все равно мы понимаем, что летом самый большой заработок.
Правила поведения в публичных местах — вечная тема. На отдыхе люди расслабляются, никто не хочет ничего соблюдать. На мой взгляд, все зависит от воспитания. Если в детстве не привили, то потом уже поздно бороться. К примеру, у нас в номерах белоснежные махровые халаты. Когда я вижу, что в наш ресторан хотят спуститься в халате, и говорю, что в таком виде в ресторан нельзя, на меня смотрят как на дуру и спрашивают: «Почему это? Мне что, надо возвращаться переодеваться?» У себя дома мы с вами спокойно можем форсировать в халатах весь день, но ресторан — общественное место… Так и вспоминается классика: «А еще боремся за почетное звание дома высокой культуры и быта». Может, нашему населению когда-нибудь и привьют культуру пития и чаевых, но это не точно.
Все зависит от самого человека: если он приехал отдыхать и кайфовать, то не будет ко всему придираться и отравлять жизнь обслуживающему персоналу и себе в первую очередь. Я и за границей видела очень много соотечественников, которые были недовольны сервисом, питанием и всем, чем только можно, и ходили с такими лицами, как будто им все должны. Такие люди живут по принципу «У нас за все заплачено, поэтому вытрясу душу из всех за каждую копейку».
«Летом я такой же отдыхающий турист»
Я работаю в образовании, и летом у меня длинный отпуск. В это время я такая же отдыхающая, как и те, кто приезжает к нам. Туристы мне не мешают. Я коренная сочинка, с детства привыкла встречать в городе приезжих из разных городов. В любую минуту готова вежливо ответить на вопрос «Как пройти к концертному залу „Фестивальный“?» и при необходимости проводить.
Конечно, в сезон бывают сложности. Мне трудно в переполненных в жару автобусах. Неуютно на заполненных пляжах. Летом был случай, когда мы с дочкой не смогли втиснуться в пригородную электричку. До ближайшей остановки пришлось идти 3 километра: в гору, пешком, в жару, с четырехлетним ребенком.
Стараюсь не прислушиваться к отрицательным отзывам местных жителей о туристах. Особенно если их осуждают те, кто на них зарабатывает. А осуждают вот за что: понаехали, в транспорте не продохнуть, на пляже не развернуться, в городе пробки. Это проблема туристов? Нет. Это проблема транспортной сети, неразвитой инфраструктуры и узких городских пляжей.
Раздражает меня, только когда название города склоняют: «Отдыхаем в Сочах». Для меня это как ставить ударение в слове «Москва» на первом слоге. А так, правила поведения одинаковы для всех — неважно, турист ты или нет. И в Питере противно слышать мат, и в Москве — громкую болтовню по телефону в маршрутке. И в Казани подрезающий водила раздражает так же, как в Сочи.
На мой взгляд, основная причина недовольства — местечковое противопоставление «местные — приезжие». Мне кажется, что после Олимпиады население города уже на четверть состоит из приезжих. В классе дочери 8 человек из 30 родились не в Сочи. Это нормально: город заселяется волнами. Мой коллега — из первых армянских поселенцев, он сочинец в шестом поколении. Мои дедушка и бабушка перебрались в Сочи из Молдавии после войны. Муж родом из Казахстана, переехал после развала СССР. То есть и я, и мои дети — потомки переселенцев или туристов.
Что касается претензий про грязное море, как коренной житель, знаю три причины, почему море на время становится грязным: после шторма, дождя и в случае аварии — видела однажды нефтяные разливы на воде возле порта. Еще врачи-инфекционисты не советуют после сильного дождя купаться в устьях рек. Я не верю в страшный фольклор про «искупался разок — и сразу в инфекционку». Зимой тоже можно загреметь в больницу с ротавирусом.
Сочи — не Мальдивы с чистейшей океанской водой. Утром вода может быть прозрачной, но вечером мутнеет — это нормально!
«Люди ведут себя по-разному на отдыхе в России и за границей»
Я сам с юга, но живу в Краснодаре. Вам не кажется, что та грязь, которую развели на пляжах, это в первую очередь заслуга отдыхающих? Чисто ведь не там, где убирают, а там, где не сорят. Именно отдыхающие замусорили пляжи и море. Почему вы, приезжая на юг, считаете, что можете есть на пляже и все там бросить, почему за вами кто-то должен чистить? В основном отдыхающие за собой убирают, но тех, кто оставляет мусор, тоже полно.
Вы пишете, что в Европе такого на пляжах нет. Правильно, там штрафы высокие, и все просто боятся. А в России можно, ведь никто тебя за это не накажет. Это как езда на авто. По России все гоняют с превышением скорости, и никто правил не соблюдает. А как только приезжают в Европу, так тише воды, ниже травы, все ездят по правилам. А почему? Опять же, большие штрафы.
Про антисанитарию в общественном питании и ротавирусную инфекцию хочу спросить: а питаться в нормальных ресторанах и столовых вы не пробовали? Таких на побережье предостаточно. Зачем вы покупаете еду на улицах в непонятных лавочках и с рук, на пляжах? В Египте или Турции вы где питаетесь? Конечно же, в ресторанах при гостиницах, и не будете покупать еду в лавках на непонятных рынках. Почему же в России вы ведете себя иначе?
Что касается хамства, согласен, это есть. Но сколько хамства я видел от отдыхающих в России, я не видел в той же Турции и Египте, про Европу вообще молчу. Там вы ведете себя намного приличнее, хотя это и не оправдывает поведение обслуживающего персонала. Но половина персонала в сфере отдыха на юге России — не местные. И хамство это не южное, а чисто российское. Так что хамят вам такие же приезжие, как вы.
Тот бардак, что происходит на юге России, развели не только местные. Большой вклад вносят и отдыхающие. Почему-то одни и те же люди ведут себя по-разному на отдыхе в России и за границей.
«А что, если бы их не было?»
Разговор о туристах в Сочи стоит начать с вопроса: а что, если бы их не было? Это наглядно показал прошлый год, когда рестораны, бары и кафе уже открыли, владельцы, потирая руки, вышли на солнце, а людей еще не завезли: въезд на курорт был закрыт. Из каждого угла уже включили звуковую рекламу, а монетизировать ее было некому, и звуковому насилию подверглись только местные. Зазывалы на яхты видели на набережной только чаек.
Тогда стало понятно, что местных жителей здесь минимум, и если ориентироваться на них, то количество услуг надо сокращать в сотни раз. Наверняка все местные понимают, что без туристов у них будет одно кафе на три километра, один парикмахер, приходящий на работу два раза в неделю, и магазин «У Михалыча» вместо «Перекрестка».
Местных жителей можно разделить на три вида. Первый — самые местные, живущие здесь до Олимпиады. Второй — те, кто приехал во время Олимпиады-2014 или вскоре после. Третий — новички, открывшие для себя прелести региона в последние четыре года. В целом каждый житель Сочи, проживший тут более трех лет, уверенно считает себя местным. И вот почему: в регионе слагают легенды о нелюбви сочинцев к туристам, и каждый живущий здесь пытается избавиться от термина «турист» применительно к себе. В реальности эта нелюбовь становится пережитком и встречается куда реже, чем принято считать.
Основным источником нелюбви остается категория «самые местные» — сочинцы, жившие здесь еще при царе Горохе. Эти люди считают, что туристы растоптали их цветок, разбавили до состояния воды их этнику и вообще дышать стало тяжелее. Остальные жители приехали сюда уже в период конкуренции и лояльны к вновь прибывшим.
Прожив в Сочи даже недолго, начинаешь понимать правила игры. И как житель мегаполиса, который по возможности не сунется в город в час пик, живешь по распорядку, чтобы избегать сбивающей с ног толпы туристов. Знаешь, на какой пляж и когда поехать, укромные места, где на сотню метров не будет ни души, где забронировать столик, чтобы не ждать своего матча-латте целый час.
Вообще для владельцев жилья туристы — это одноразовые лица. Здесь нет такого, что один хозяин с радостью принимает постоянных гостей 15 лет и, прощаясь, говорит: «До следующего года». Арендодатели хотят так и оставить их одноразовыми, чтобы не испытывать чувства стыда из-за цен в следующий раз.
Если подытожить, Сочи — это такое избалованное дитя, взращенное на Олимпиаде, чемпионате мира по футболу и локдауне. Но все меняется, и это тоже пройдет.
«Обдирают фрукты вместе с ветками, кидают пивные банки»
Вы просто не поверите, как сильно мы хотим отдохнуть от отдыхающих! После курортного сезона приходится чистить пляжи, цены из-за отдыхающих так взвинчивают, что приходится работать в три раза больше, чтобы прожить. Я молчу про пробки, те же вирусы, которые к нам привозят многие. А море буквально становится заразным, да, впрочем, и на пляж уже не попадешь.
Почему-то многие отдыхающие считают, что местным жителям не принадлежит их вековая земля, и они свободно гуляют по дворам, обдирают фруктовые деревья вместе с ветками, кидают пивные банки и всякий мусор. Еще могут и полуголыми пройти на глазах у наших детей.
«Не припомню, чтобы меня раздражали туристы»
Мне нравится динамика жизни в Сочи в летний сезон: много людей, много знакомств. Не припомню, чтобы меня раздражали туристы. Люди, приезжая на отдых, расслабляются и имеют на это право. Но раздражение в адрес приезжих можно услышать от каждого местного: они считают город своим. Многие бздыхов не любят и не уважают. Наверное, так бывает из-за вызывающего поведения отдыхающих. Хотя в целом поводов для недовольства хватает: на дорогах пробки, на улицах много людей, шум. Но это основной курорт страны, и нужно это принять.
Что касается слов о грязном море или плохом сервисе в Сочи, все так и есть. Сервис ужасный, навязчивый. Например, погулять спокойно в морском порту вы не сможете: через каждые 5 метров вам будут предлагать покататься на яхте, готовы чуть ли не силой затолкать. На набережной будут приставать, чтобы вы сфоткались с бедной обезьянкой, и тыкать вам в лицо экскурсиями в Красную Поляну.
Неуважительное отношение к гостям города присутствует везде, все хотят на вас заработать. К сожалению, это так. Но отдохнуть хорошо и красиво в Сочи можно, просто нужно хорошо подготовиться к отдыху. Заранее спланировать, куда поехать и сходить, обязательно посетить Олимпийский парк и Красную Поляну. И желательно не с экскурсией, а самостоятельно.
«Взаимное раздражение — естественный процесс общения»
В разгар курортного сезона в нашем маленьком городе однозначно становится тесно, но в то же время весело и интересно. Много людей, но много различных мероприятий. Жизнь кипит. В целом каждый курортный сезон — это праздник, в котором все сочинцы участвуют, иногда сами того не желая. Я люблю праздники.
Взаимное раздражение, у местных в адрес приезжих и, наоборот, у туристов в адрес сочинцев, — это естественный процесс общения. Представьте, что у вас коммунальная квартира, в которую помимо вас прибыли повеселиться еще две семьи с абсолютно разными интересами и культурным уровнем. Одна играет в преферанс и курит сигары, а вторая выпивает и горланит песни под баян, при этом вы любите вязание под классическую музыку. Конечно, за все это кому-то платят деньги — не всегда вам, но недовольство остается, даже несмотря на рост благосостояния. Все меняется, когда каждый уходит заниматься любимым делом в собственный номер и никому не мешает.
Туристы, как и все люди, должны придерживаться общепринятых норм приличия. Не трогать женщин без разрешения, не испражняться там, где испражняться не принято, не мусорить и так далее. При этом правила должны быть понятны и прозрачны, например указаны на табличках. Но уровень сервиса, чистоты и культуры в городе должен расти и соответствовать уровню цен.
«Слишком много туристов, которые портят имидж российского юга»
Я родился в Лазаревском. Не понимаю, как люди находят такой кошмар на юге, который описывают. Я хожу в магазины и вижу адекватных, улыбающихся продавцов. Да, можно встретить людей, которые плохо знакомы с тем, что такое работа с клиентами в продажах. Но это есть везде, по всей России. Разве что в Питере или Москве сложно найти — сам я живу в Питере 10 лет. Если вы очень чувствительны к взглядам или фразам продавцов, идите в любой сетевой магазин — там встретить хамство очень сложно. Просто не ходите в ларьки, и все.
Другой пример: человек пишет, что туроператор заселил его не туда, куда обещал. Обидно, что из-за этого нужно портить репутацию всего юга, и без того далеко не идеальную. Потратьте, ради бога, пару часиков и найдите себе жилье по отзывам среди большого количества агрегаторов.
Того, кто считает, что абсолютно каждый в Сочи — хам, обманщик и спекулянт, я смело назову балаболом, потому что нельзя экстраполировать свой неудачный опыт.
Сравнивать Сочи с зарубежным отдыхом можно сколько угодно, но люди не понимают, что такое сравнение не работает: за рубеж едет другая аудитория, которая только частично пересекается с аудиторией, посещающей наш юг, она ведет себя на отдыхе по-другому, ищет поставщиков услуг иначе. Вот и результат другой. Про осознанное потребление слышали? Осознанно потребляйте услуги и не поддерживайте хамов рублем. Если бы все так делали, то адекватных людей в сервисе давно было бы больше, чем хамов.
Проблем на нашем юге немало. Он точно далек от идеала. Но я вижу слишком много необоснованных аргументов и туристов, которые портят имидж российского юга, чтобы молчать. Если вы думаете, что туристы не влияют на облик курорта, то вы совсем не понимаете, как работает туризм.
«Хотите что-то изменить — начните с себя»
Как живущий на юге, расскажу про обратную сторону. Местные от цен страдают больше, чем отдыхающие. Вы приезжаете сюда с московскими зарплатами и готовы тратить больше, чем местные, в основном получающие 15 000—20 000 ₽ в месяц. Нам проще зиму пережить, чем лето, когда цены взлетают.
Хотите что-то изменить — начните с себя. Наденьте шорты перед тем, как пойти в общественное место. Уберите за собой весь мусор. На юге живут такие же люди, как и вы, не лучше и не хуже, так что свое высокомерие оставьте при себе. И тогда отношение к вам будет человеческое. Перестаньте думать, что приезжие тут только вы, а все остальные местные. Именно приезжие пьют пиво с селедкой на пляже, а местные работают и приезжают вечером окунуться в море — и домой заниматься хозяйством. Летом вы здесь в окружении таких же отдыхающих, а виноватыми делаете местных.