Как я все еще получаю высшее образование в 25 лет

30

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Мне 25 и я учусь на 4 курсе университета. Из-за академотпуска и перевода с понижением, в 25 лет я всё ещё получаю высшее образование. Хочу поделиться размышлениями о плюсах и минусах, и о том, как мне удается всё успевать.

Примерно после второго курса ко мне снизошло понимание, что вотпрямщас работа по специальности прокормить меня не сможет, что фундаментальная наука — поприще специфическое и отнимает гораздо больше времени и сил, чем мне казалось в 18.

Стоит отметить, что обучение очное — иных опций на моём факультете даже не предусмотрено, а продолжать сидеть на шее у родителей не было ни желания, ни возможности. Так началась чехарда с поиском работы с возможностью максимально безопасного совмещения с очными занятиями.

Спойлер: так не бывает, по крайней мере с рабочей неделей в 40 часов. Но мне было не до того: едва стукнуло 20, интересная (пока ещё) работа, переезды, закрывающиеся хотелки, переезды, отношения. Так моя и без того средненькая успеваемость превратилась в длинный-предлинный список из прогулов и долгов. Так продолжалось несколько лет, пока декану не надоели мои завтраки и оправдания.

За этим последовал академический отпуск, где мне предстояло серьезно задуматься о дальнейшем обучении. Вспомнив о своей детской мечте и оценив объём вложенных за эти годы сил, было принято решение: притормозить, восстановиться на тот семестр, где всё и покати… теперь уже по-взрослому. Не забивая на очную учёбу, но совмещая с работой.

Сейчас мне 25 лет, за плечами несколько лет разнообразного опыта работы, (пока) скромный опыт в науке и медленно, но верно (к сожалению, не без помощи психотерапевта) возвращающаяся успеваемость. Ах да, у меня не так давно диагностировали СДВГ (…и не только, но этот текст всё же о другом).

Какие выводы на текущем этапе мне удалось сделать? Вспоминаю свою юную робость перед преподавателями и трясущиеся коленки на экзаменах, как страшный сон. С нынешним опытом, как житейским, так и банального решения конфликтов на той же работе, даже неудачный билет позволяет мне сохранять спокойствие и продолжать диалог с преподавателем с позиции «взрослый-взрослый».

Думаю, со второй попытки мне удалось более осознанно подойти к выбору научного руководителя и области исследования. Прыжок выше головы в самое «крутое» и обязательно самое сложное в 18 лет стоил мне во всех смыслах дорого: неудача обернулась очередным ударом и по успеваемости, и по самооценке; уверенностью, что само поступление было ошибкой, появились самоуничижительные мысли и синдром самозванца, с которым учусь бороться по сей день. Да, я не самый способный студент, далеко не самый умный, с огромными проблемами с внимательностью и концентрацией, но что-то я да смышляю в этих ваших шрёдингерах.

Преподаватели относятся ко мне по-разному, в основном с пониманием. Обычно я в начале семестра объясняю свою ситуацию и мы вместе пытаемся найти компромисс, договорившись о том, в какие дни я могу и не могу присутствовать, о надобности дополнительных консультаций. Я очень люблю свою кафедру, и меня здесь тоже поддерживают. С непрофильными и преподавателями других кафедр иногда сложнее договориться, как всегда и было. Жаловаться не на что.

В новой группе мне тоже сразу понравилось. Признаться честно, они мне показались гораздо более отзывчивыми и дружными. В прошлой группе был каждый сам за себя, а здесь ребята даже сейчас, на четвёртом курсе, продолжают помогать друг другу, часто вместе проводят досуг — я тоже с ними дружу. Хотя продолжаю держать связь и с бывшими одногруппниками.

Если говорить о трудностях, то первое, что приходит в голову — это время. Универсальная проблема. Время, пролетевшее с первых пар по матанализу на моём «первом» втором курсе. Время, протянувшееся за ежедневной работой, и выбившее из оперативной памяти всё до последнего криволинейного интеграла. Чтобы продраться сквозь дебри электродинамического безумия, когда последние пару лет твои мозги ежедневно заняты максимально приземленными материями, приходится прикладывать гораздо больше сил, чем раньше. Время, которое было некуда девать тогда и которого катастрофически не хватает сейчас. Отпрошусь, подойду, перенесу. Привычка! И конечно же, время, которое все вокруг ещё четыре года назад начали уделять поиску себя, а затем — карьере, я до сих пор трачу на погоню за двумя зайцами.

Я знаю, что для многих это глупо, ведь давно пора «определиться», не растрачивать ресурс и всё в таком духе. Да, я всё ещё пытаюсь строить карьеру, как страховочный вариант своей мечты; да, я всё ещё не получаю стипендию, так как очередная сессия прошла не так гладко. Но тем не менее, я продолжаю расти как специалист, мне хватает на съем хорошей квартиры, на вкусную еду и встречи с друзьями. И также, я продолжаю идти к своей цели, длинным, тернистым и непохожим на другие путём.

  • NonamanЯ не знаю, сам второе образование получаю и мне тоже 25. Не вижу смысла куда то бежать, торопиться. Не понимал смысла быстрее быстрее выучиться и потом работать до конца дней. Если что паралельно сам работаю и сам себя содержу.17
  • Котешка🐱Я только в 26 лет приняла решение получить высшее образование. До этого работала и даже о нем не думала. Пока второй курс, вроде не плохо. Поэтому прекрасно вас понимаю.25
  • user2390984Я поступила, туда куда хотела в 26лет, бросив первый институт, и закончив колледж. Было очень интересно и значительно легче. Сейчас поучилась бы снова, жаль что второе обр. платное12
  • сырник сгущёновичКотешка🐱, на какую специальность поступили? почему выбрали именно её?3
  • TRIPLEsixВ 21 году (мне было 21), закончила обучение в колледже. В 21, поступила на высшее образование. На самом деле, лучше начинать обучение в более-менее осознаном возрасте, чтобы уже было понимание куда можно или желание учиться до конца (а там само найдет). Разница в возрасте иногда смущает, но она составляет - 1-2 года.10
  • АльдекЯ поступил в политех на заочное обучение в 35 лет,потому что должность моя по требованиям должностной инструкции уже превышала допустимое для неё среднее специальное образование и прозрачные намёки руководства не прошли даром.К тому времени у нас было уже двое детей,намечался третий малыш,это ,конечно,вносило дополнительные трудности и в образ жизни , и в процесс обучения ,но я верил в себя ,да и стало очень интересно - осилю ли я этот рубеж?:) Группа была разношёрстной по возрасту ,но я был самым старшим,наверно,поэтому меня и выбрали старостой:) Первые два курса прошли на удивление легко,не считая одного эпизода со сдачей на зимней сессии истории КПСС ( сейчас я понимаю,что ,если бы мы ,дети социализма,внимательно изучали этот предмет ,то СССР существовал бы уже 107 лет,но тогда всем надо было просто сдать экзамен и получить запись в зачётке) Была зима,сессия,людей много,верхнюю одежду разрешили иметь с собой ,чем мы ,естественно,беззастенчиво и пользовались ,прикрывая ею учебники и конспекты. Взял билет,тщательно «подготовился»,подошла очередь,стал отвечать . Те ,кто пользовался шпаргалками,знают,что в минуты концентрации информация схватывается мгновенно ,правда,сохраняется ненадолго,но на период ответа хватает,поэтому отвечал я чётко,с выражением и пониманием предмета как минимум с позиций второго секретаря обкома,но преподавательнице почему-то не понравился мой ответ на вопрос о Февральской революции в России. Мне надо было согласиться с ней,но врождённый в характер механизм поиска истины и справедливости там,где это совершенно не нужно ,ослабил мой контроль над ситуацией и я,возмущённый до глубины души ,кивнул на книжку под пальто и заявил : « Да как неправильно??? Только сейчас прочитал в учебнике!!!» :))) Выйдите вон,посмотрев в зачётке и назвав мою фамилию не менее возмущённо ,ответила преподавательница:)))Но тогда мне было,конечно, не до смеха :) Выйдя из аудитории ,расстроенный ,нарвался на студента из параллели,оказалось,что они тоже сдают историю и я ,затесавшись в эту группу,благополучно завершил сессию с отметкой 4. 3-4-5 курсы были уже со спец предметами и вопросов не возникало ,я был достаточно профессионален в своей деятельности ,правда ,знание законов Кирхгофа и Джоуля - Ленца не очень помогали в практической деятельности,но подспорьем служили. На сессии отпуск не брал,потому что он оплачивался частично,а деньги всегда нужны,тем более,что родился третий малыш,жена не работала ,поэтому договаривался на работе с топ-менеджерами ( как сейчас кличут руководство ) и мог подстраивать свой график под время консультаций и сдачу экзаменов. К чему весь этот рассказ ? Сейчас я даже не знаю,где мой тот диплом , завершил я учёбу в 1991 году ,завод приказал долго жить в 1992 и начались мои перестроечные университеты .И польза учёбы сказалась только в дружбе студентов нашей группы - так случилось,что многие из нас заняли ключевые посты в промышленности нашего региона ,а это,сами понимаете,послужило отличной базой для дальнейшего развития.И да! Напомню,что пенсия моя так и осталась цифрой 9808,43 руб. Выводы делайте сами и бойтесь эпохи перемен.4
  • IaroslavКак вы решили проблемы с военкоматом? Как удалось сохранить бюджет?2
  • IaroslavАльдек, >>Выйдя из аудитории ,расстроенный ,нарвался на студента из параллели,оказалось,что они тоже сдают историю и я ,затесавшись в эту группу,благополучно завершил сессию с отметкой 4. Оценку ставили только в зачётку? Ведомостей не было?3
  • dreamfilletПока получал первое техническое образование(дневное очное), параллельно получил второе высшее лингвистическое (вечерняя форма обучения), потом в 25 получил третье высшее педагогическое(очно-заочное). В 35 получил еще и ДПО. Век живи, век учись.6
  • АльдекIaroslav, я был старостой ,много вопросов решал с преподавателями ,потому что заочное обучение - это заочное обучение :) Не забывайте,что на втором курсе мне было уже 37 лет , как тут автор правильно написал « диалоги с преподавателями с позиции «взрослый-взрослый»,а у меня тем более уже был опыт руководителя На старших курсах вообще перед сессиями подходил к преподавателям ,интересовался работами ,которые нужны были в аудиториях,лабораториях и тд за зачёты ,иногда и за экзамены,приходилось даже консультировать преподавателей по некоторым вопросам ,потому что в то время я был главным энергетиком крупного предприятия.1
  • Артур Ивановkolasola, на кого учитесь?0
  • Котешка🐱сырник, на экономиста. Захотелось что-то связанное с математикой, так как среднее у меня сис администратор. Некогда не работала по специальности, но об обучении в колледже не жалею.2
  • АндреевнаЯ в 36 получила высшее образование, фигачила заочку в декрете. Почему так? Закончила колледж после 11го класса, пошла работать, с компанией повезло, никого не волновал уровень моего образования, зп была всегда очень хорошая. В связи со всем этим не видела смысла идти доучиваться, но потом приняла решение все же получить корочки.0
  • ВладаКотешка🐱, подскажите, а вы сдавали егэ заново?1
  • ВладаАндреевна, кем работали?0
  • Ася АнютинаПодписана на канал человека, который после школы отучился в медицинском колледже, сходил в армию, потом работал по специальности, потом ничего не делал, и вот только этой осенью поступил в медвуз) ему будет в этом году 30 лет0
  • Алёна ИгоревнаСДВГ чувствуется... Ощущается...2
  • petergavАлёна, что вы имеете в виду? очень интересно)0
  • petergavdreamfillet, респект Вам невероятный!1
  • petergavIaroslav, бюджет сохраняется при выходе из академотпуска, меня ведь не отчисляли0
  • АндреевнаВлада, всё очень банально: начала с секретаря, закончила в кадрах ))))0
  • ЛюблюИзюмМне 30, и я бы хотела второе высшее или хотя бы магистратуру, но максимум, что я могу позволить при своей рабочей неделе до 12 ночи, - это только заочное. А там никаких путных специальностей нет. :(0
  • RussianGirlВлада, в университетах при поступлении есть вступительные экзамены, у кого-то дистанционно онлайн, у кого-то лично нужно прийти в универ и сдать.0
  • RussianGirl26 (почти 27) лет, нахожусь в переходе на 3 курс. За плечами непонимание куда лучше и куда хочется, после поступления через год - академ, после академа - перевод на другую специальность. Сейчас разгребаю долги, сдаю домашки, преподаватели их не проверяют, никому ничего не надо. Я разочаровалась в ВО, финансов в обрез и пользы не вижу. В марте собираюсь пройти направленные курсы.0
  • Котик ЛетаевХочу вас поддержать и сказать, что с вами все в порядке! Меня дважды отчисляли, я восстанавливалась и тоже закончила вышку то ли в 25, то ли в 26, даже счёт годам потеряла и не помню уже, сколько в общем вся эта учеба длилась))) Потом закончила ещё одно образование, которое мне нравилось больше и все шло легче) Но, я совершенно не жалею, что так уперто восстанавливалась в первом вузе раз за разом и таки дотащилась до финиша. Оба образования в итоге мне очень пригождаются,и оба они, на самом деле, были по любви. Просто лет до 26-27 хочется объять все и сразу - и работу, и учебу, и быть супер-пупер звездой среди друзей и противоположного пола. Тем более, такое время, когда все вокруг орет "купи меня, иначе ты лох", и кажется, конечно, надо работать, потому как полезный выхлоп от образования кажется чем-то далёким и неочевидным. (Это, кстати, как показывает потом жизнь, совсем не так, фундаментальное образование очень хорошо настраивает мозги.) А психика, кстати, крепнет и зреет вплоть до 30, так что вполне нормально метаться во все стороны. Конечно, старшее поколение часто не понимает, мол, ну вот поступил и учись, просто они забыли, что в их время не было таких соблазнов, как сейчас, и интернет, пардон, не ссал тебе в уши, что нужно уже в 20 быть миллионером, ну или научным светлой, а если ты просто студент со средне-нормальной успеваемостью, то ты — один из серой массы. А мы, какими бы ни были независимыми, все равно ведемся на мнение большинства, особенно по молодости. В общем, удачи вам! Живите больше настоящим днём, отмечайте небольшие победы, а ваш необычный опыт вам ещё пригодится!4
  • ВладаRussianGirl, я в курсе, но это в том случае, если у вас уде есть законченное средне-специальное либо высшее.0
  • Котешка🐱Влада, Я сдавала вступительные. У меня когда я документы подавала спросили если у меня ЕГЭ, Я ответила "нет". У меня законченное среднее специальное.0
  • Валерия СычеваОлег, нет, это заболевание существует.0
  • Пирожок-дирижабльУ меня похожая ситуация. Сейчас мне 20, учусь на 2 курсе (биология). Поступил на направление, о котором буквально грезил в школе. В итоге сейчас понимаю, что разочаровался и поступать стоило на что-то другое (хотя кто бы меня при поступлении переубедил))). Сейчас понимаю, что моё старое хобби (музыка), уже хочет выйти за рамки хобби и стать смыслом жизни)) Другая сфера, которая мне очень стала нравится уже во время обучения в вузе - экономика. Надеюсь, что смогу чего-то достичь в этой отрасли. Сейчас продолжаю обучение, хоть и с меньшим энтузиазмом, впрочем, как и большинство моих одногруппников)) В будущем хотел бы получить второе высшее, т.к. не вижу смысла бросать всё сейчас, и как-то продолжить развиваться в музыкальной сфере) Вообще, среди моих знакомых профессиональных музыкантов полно тех, которые разочаровывались в выбранном ранее направлении и шли туда, куда их звала душа - в музыку. Автору удачи!!!0