Как я жил в Валаамском монастыре и работал трудником

4

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Вова Стрелков

Страница автора

Первую статью я посвятил личному опыту випассана-медитации. Поддерживать практику в городской среде получается не всегда. Но сказать, что мое сознание и подсознание не претерпели изменений, было бы ложью.

Например, я побежал и получаю от пробежек полезные уроки о теле и уме. Моя концентрация стала на порядок устойчивее, голова свободнее от навязчивых мыслей, отношение к проблеме меняется в лучшую сторону.

Я вкратце описал, что после долгого индийского путешествия решился "отработать карму" (или она меня) и упомянул Валаамский монастырь, где мне посчастливилось побывать за месяц до курса випассаны. Настало время поделится и этим опытом с читателями.

Почему я захотел стать трудником

Причины, по которым люди едут работать в монастырь, у всех разные. Кого-то ведет духовный поиск и желание укрепиться в вере. Кто-то ищет ответы на сложные жизненные вопросы. Других привлекает осознанное желание потрудиться во Славу Божию, насладиться красотой северной природы, проникнуться христианской культурой.

Меня влекло желание узнать самого себя, испытать на прочность свои физические и духовные силы. А еще, так как с недавних пор я увлекаюсь историей религии и человеческих верований, мне было интересно соприкоснуться с практической стороной христианства и православия.

Различия между паломниками, туристами, волонтерами и трудниками вроде бы очевидны, но стоит уточнить. Турист едет на Валаам отдохнуть, прикоснуться к истории, к древности, уникальной природе архипелага.

Паломник отправляется в монастырь поклониться святыням, принять участие в богослужениях, помолиться и получить духовную помощь. Волонтер в процессе бескорыстного труда открывает для себя православную культуру, историю обители. Трудник является частью братии монастыря, проходит послушания в соответствии с монастырским положением, становится членом монастырской семьи на все время пребывания.

Требования к трудникам существенно разнятся от требований к волонтерам и паломникам. Путь трудника тернист и сложен, и для многих является отправной точкой на пути к монашеской жизни.

Дорога в монастырь

После того, как я отправил анкету трудника, пришло пригласительное письмо. Ближе к дате отправления мне позвонили из монастыря и подробно рассказали каким способом добраться на архипелаг.

В середине июня я отправился из Петербурга в Приозерск — город на севере Ленобласти, на Карельском перешейке, по берегам северного рукава реки Вуокса, между озером Вуокса и Ладожским озером, откуда в тот же день прибыл на Валаам.

В Приозерск добираются двумя способами — электричкой с Финляндского вокзала или со станции метро "Девяткино", или автобусом от автовокзала "Северный", расположенного там же у станции метро "Девяткино".

Сразу отмечу, что никакого автовокзала в обычном смысле этого слова там нет. Это просто площадь с выросшими на фоне многоквартирными домами. Вместо здания вокзала — старый автобус с окошком продажи билетов. Стоимость билета в районе 500 рублей. Наличные предпочтительнее, но и карты принимают.

Время в пути и на электричке, и на автобусе составляет примерно 2,5 — 3 часа. На электричке до Приозерска я добирался и раньше, но по времени было неудобно. Мой выбор пал на автобус, и я не прогадал. Ехать оказалось куда приятнее, чем трястись в старом советском поезде.

Оба вида транспорта прибывают на железнодорожную станцию, здание которой было построенно в 1916 году в стиле "северного модерна", по проекту архитектора Туре Хеллстрёма. Вокзал достоин внимания и по своему уникален. Сразу за ним широкий разлив Вуоксы. Место живописное и спокойное.

От вокзала до причала можно доехать на местном такси, автобусе, или пешком. Я располагал временем и пошел ногами, тем более, что Приозерск мне нравится. Местами город напоминает пансионат или заповедник. В Приозерске тихо, встречаются памятники финской архитектуры и много комаров. В общем — красота.

Дорога пересекает весь город и занимает примерно 40 минут. На транспорте минут 15. Еще на Валаам добираются из Сортавала. Если есть желание посмотреть столицу южной Карелии, то с Финляндского вокзала Петербурга за пять часов туда можно доехать на «Ласточке». От Сортавала до Валаама по воде минут 40 — 50. От причала Приозерская дорога на «Метеоре» занимает порядка 1,5 часов.

Трудники, паломники и волонтеры не платят за билеты, а вносят символическую сумму в размере 300 рублей. «Метеор» прибывает в Монастырскую бухту. И тут стоит остановиться и помолчать. Это по-настоящему захватывающая тишина.

Регистрация в Службе Благочиния

Далее я поспешил регистрироваться в Службе Благочиния. У входа меня встретил брат Антоний. В офисе от меня потребовали паспорт и результаты медицинских анализов — флюорография, ВИЧ, сифилис, гепатит.

Да, забавный момент: из Индии я привез с собой бамбуковую палку, которую использовал в качестве опоры на прогулках по Гималаям. Начальник Службы Благочиния брат А. обратил на палку внимание и спросил, не оружие ли это. Я принял вопрос за иронию и ответил, что привез бамбук из Индии, не более чем опора при длительных прогулках. Брат со строгостью уточнил, а не практикую ли я индуизм или йогу. На что я ответил отрицанием.

Я читал статьи из серии, чем православному христианину обернутся занятия йогой и увлечение индуизмом и, честно признаюсь, мне совершенно непонятно шутят эти люди или говорят на полном серьезе. Так или иначе, а позднее я обнаружил уточнение в положении для трудников, где черным по белому написано: йога не благословляется!

Монастырь

После регистрации брат Антоний провел меня по монастырю, вкратце описывая архитектуру и упоминая даты создания, перемежая их с распорядком и программой пребывания.

Первое, что бросается в глаза — чистота и аккуратность на всей территории монастыря, контейнеры и урны для раздельного сбора отходов, красиво разбитые клумбы и садики. Ну и конечно послушники и монахи, вид которых отсылает к далекому прошлому.

Общежития

Общежития для трудников и волонтеров расположены в разных местах. Трудники живут в Водопроводном, или Машинном доме. Здание было построено в середине 19 века.

Ранее под сводчатыми потолкам пилили лес, мололи муку, занимались токарным и слесарным производством, а в нижнем этаже располагалась кузня с четырьмя горнами и современными по тем меркам мехами.

С тех пор все перестроили, оставив лишь баню. В доме проживают не только трудники, но и рабочие, а также здесь расположена монастырская библиотека.

До появления Водопроводного дома воду приходилось носить из озера на 80-метровую высоту. Позднее с озером трубой соединили колодец, вода из которого добывалась посредством паровой машины и далее поступала в распределительные баки.

Таким образом водой снабжали все жилые и хозяйственные постройки, сады и огороды, прачечную, баню, кузню и так далее.

Кстати, если интересно, то у Валаамского монастыря есть свое приложение. Там, помимо расширенного молитвослова, большой библиотеки христианской литературы, вы найдете виртуальный тур по монастырю, с обширной информацией обо всех достопримечательностях. Приложение просто топовое. Общежитие называют гостиницей для трудников. Брат Антоний один из двоих комендантов гостиницы. Коменданты меняются раз в неделю. Они отвечают за все процессы: следят за порядком, распределяют людей на послушания, помогают духовным советом, просвещают и прочее.

Людей приезжает немало, люди все разные, а порядок один. В комнатах, или кельи, рассчитаны на 40 человек. Комнаты просторные, со сводчатыми потолками и большими окнами.

Металлические двухъярусные кровати стоят в два ряда. Заполнены не все, но людей много, кровати скрипят, матрасы неудобные, так еще и по ночам светло.

Мне, как человеку испытывающему порой проблемы со сном, жизнь в хостелах и подобных общежитиях даются с трудом. Но на то и трудничество, чтобы принимать тяготы и справляться со своими трудностями.

Режим пребывания

Режим пребывания трудников неукоснительно соблюдается всеми. Необходимо выполнять все требования коменданта и старших по званию. Утро начинается в 4 утра с колокольчика, которым комендант будит братию на полуношницу. Вставать не обязательно, но если вы приехали за духовным опытом, логично было бы соблюдать.

После полуношницы некоторые братья возвращаются досыпать. Основной подъем за 30 минут до начала утреннего богослужения. С 7 до 10 утра в монастырской трапезной накрывают завтрак в виде шведского стола.

В 9.00 начинаются послушания, которые длятся до обеда, и после продолжаются с 14.00 до 17.00. За исключением субботы (послушания с 9.00 до 13.00) и выходного дня в воскресенье.

Ряд послушаний проходит по особому графику, например, разгрузка корабля всегда затягивается до позднего времени, кухня работает в своих временных рамках и так далее.

В 17.00 ужин, после чего до вечера можно гулять по острову, наслаждаться природой и видами, читать и т. д. В 21.00 время вечернего правила в гостинице, присутствие на котором обязательно для всех трудников, кроме занятых на послушаниях.

Во время правила трудники поочередно читают вечерние молитвы, комендант зачитывает главы из Нового Завета, в общем ритуальные обязательства.

Отбой в 23.00. В это время трудник обязан находится в келье, лежать в кровати, не пользоваться телефоном, что конечно нарушается некоторыми присутствующими.

Отмечу еще, что обязательными молитвами сопровождаются все начинания, будь то послушания, прием пищи, пробуждение или отход ко сну. Я не знал ни одной молитвы, но порой читал в приложении и приобщался к культуре. Получалось входить в особое медитативное состояние на службах. Службы по-своему действо красивое и масштабное. Особенно в сопровождении великолепного хора Валаамского монастыря.

Послушания

Мой опыт. С послушаниями случилось строго «по карме». Например, много лет назад я увлекался некрополистикой и на досуге путешествовал по кладбищам, изучая историю, культуру захоронений. Занимался тем, что называется death studies. И на первое послушание меня отправили на кладбище. Монастырских кладбищ два — игуменское и братское.

Первое находится расположено прямо в лесу на некотором отдалении от монастыря. Второе сразу за Певчим полем. В советские годы, когда монастырь стал местом репрессий, братское кладбище подверглось осквернению. Землю перерыли экскаваторами вместе с останками. Мы как раз занимались установкой гранитных плит с именами братьев вместо старых памятников.

По традиции монастыря изначально в качестве надгробных плит использовали крупную гальку. На камне указывали имя, звание или чин и даты рождения и смерти. При первом взгляде на такой погост, у меня возникла ассоциация с языческим капищем.

Может поэтому было принято решение заменить камни мраморными плитами, кто знает. Послушание проходило очень тяжело: плиты весом под сто килограмм и более, металлические кресты весом килограмм по 30, мы таскали с утра и до второй половины дня. Но все проходило в тишине, без спешки, без грубостей и нецензурных выражений, с улыбкой и принятием.

На следующий послушание меня распределили на кухню, где я и остался до конца пребывания. Стоит ли говорить, что я люблю готовить?

Карма распоряжается нашими жизнями, даже когда индийские практики запрещены. На кухне я проходил послушание под руководством трудника Ивана, ответственного за составление меню и все основные процессы.

Питание

Тут сразу замечу, что питание в монастыре на очень высоком уровне. Готовят пищу простую, но разнообразную и вкусную. В меню овощи, крупы, бобовые, молочные продукты, супы, и много разной рыбы. Все растет здесь же. Теплицы, огороды, сады занимают несколько гектаров.

Есть форелевая ферма, молочная ферма, сыроварня, пекарни и даже собственный цех обжарки кофе. Без вкуса кофе я не могу представить яркой свою жизнь, и в монастыре я был счастлив. Кофейный бренд называется «Братский кофе».

В ассортименте зерно из Бразилии, Эфиопии, Руанды и даже юга Индии. Зерна упакованы, можно помолоть под ваш запрос и выпить готовый фильтр или все что душе угодно. В общем ни с едой, ни с напитками проблем в монастыре нет. Порой даже хотелось есть поменьше.

Выводы

Мне удалось попробовать себя в качестве помощника повара, и понять, каково это. Лет 17 назад мне очень хотелось работать на кухне. Но взглянув трезвым взором, начинаешь понимать, что приготовление даже простых блюд требует скорости, аккуратности, выдержки и силы. Что говорить о ресторанной кухне, где блюда подают «из-под ножа».

Я занимался заготовкой, нарезкой, раскладыванием по тарелкам, и даже приготовил несколько блюд. Ощущать себя полезным здесь и сейчас — то важное, что мне удалось открыть заново в себе.

Вот так мне удалось раскрыться в стенах монастыря, попробовать монастырской жизни, прикоснуться к святыням и даже помочь в оформлении главного храма к празднику Святой Троицы.

Что касается братии, то в большинстве это молодые парни, избравшие непростой путь и отказ от мирской жизни. Среди братьев встречаются и бывшие военные, и выгоревшие бизнесмены, и ветераны СВО, и вообще люди с удивительными судьбами, которые разными тропами пришли к вере.

Что касается меня, то христианство в его ранней трактовке мне ближе, чем современное православие, которое в последние годы крепко срослось с государственной системой. Не ощутил я свободы и независимости, кроме той, какая ощущается в Валаамских лесах. А в целом это был прекрасный опыт, который можно рекомендовать всем без исключения.

  • Евгений Михалыч"Ощущать себя полезным здесь и сейчас — то важное, что мне удалось открыть заново в себе." (Авт.) Вот да, замечательное чувство! Но при условии, что труд на благое дело4
  • Juliya Voronovaвау, это интересно!1
  • ПухляИнтересно! Жаль, что без фотографий И такой вопрос. Почему так не богоугодна йога?4
  • Вова СтрелковПухля, Есть несколько статей на эту тему на православных ресурсах, где подробно описывается отношение к индуизму с точки зрения христианского богословия. Ну а если кратко, то в занятиях используются такие-то и такие-то термины, они имеют явное отношение к индуизму или более ранней ведической культуре, а это не богоудно.0