«Сеошник хотел все делать „на отвали“»: как нашу компанию обманул фрилансер

26

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Анастасия Речанская

Страница автора

Хочу поделиться с вами историей, которая до сих пор вызывает у меня негодование. Это история о том, как фрилансеры могут ловко пускать пыль в глаза, а доверчивый клиент — терять время, деньги и, главное, нервы. Пишу не просто так: надеюсь, что вы извлечёте уроки из моих ошибок и не попадётесь на ту же удочку.

Начало: всё под контролем

Когда я устроилась в компанию на должность интернет-маркетолога, руководитель был уверен, что сайт нашей компании в надёжных руках.

Он с восторгом рассказывал о нашем SEO-специалисте, который целый год "оптимизировал" сайт, поднимал его в выдаче, выстраивал стратегию.

Я была новой в команде, поэтому не задавала лишних вопросов. Но всё же решила взглянуть на сайт. И вот тут начались странности. Я знала, как должен выглядеть хотя бы базовый SEO-оптимизированный сайт, но то, что я увидела, заставило меня усомниться в словах о "большой проделанной работе".

Где обещанная оптимизация

Первым делом я провела быстрый аудит сайта. Это базовая проверка, которую можно сделать с помощью доступных онлайн-инструментов.

И результаты были ошеломляющими.

  • Description (описания страниц)? Половина страниц их вообще не имела, а на других дублировались одни и те же шаблонные строки.
  • H1-заголовки? Полный хаос: где-то их было несколько на странице (чего быть не должно), а на некоторых страницах не было вообще.
  • SEO-заголовки? Никакой логики или системы.
  • Ссылочная масса? Оказалось, что за год не куплено ни одной внешней ссылки на сайт.

Но это ещё не всё. Даже элементарные ошибки, которые устраняются за пару часов, остались невидимыми. Например, медленная скорость загрузки сайта и неработающие ссылки. В общем, работа либо велась хаотично, либо вообще не велась.

«Да она ничего не понимает»

Когда я попыталась донести руководителю, что с сайтом что-то не так, он лишь пожал плечами: "Но ведь наш специалист говорил, что всё идёт по плану!" Это вызвало у меня желание докопаться до истины. Я решила поговорить с этим "сеошником".

И что вы думаете? Вместо того чтобы выслушать мои замечания и предложить решения, он начал защищаться. По его словам, я ничего не понимала в SEO, а то, что я говорю, — это "поверхностные придирки". Дескать, настоящая оптимизация требует времени, а мы только в начале пути.

Год? Это начало пути? Серьёзно? На этом этапе у меня уже не было сомнений: человек просто не делал свою работу.

Когда я начала ставить ему технические задания он очень раздражался. Видите ли я его сильно нагружаю. Сеошник хотел всё делать "на отвали". Дошло до того, что он озвучил что за каждый мой вопрос в мессенджере компания должна платить дополнительно. Это как?

Год? Да вы шутите

Когда стало ясно, что я не отступлю, этот специалист пошёл другим путём. Он начал рассказывать мне сказки про долгий и сложный процесс оптимизации. На мой вопрос, сколько ещё времени ему нужно, он не моргнув глазом ответил: "Год. Но работать я буду по мере возможности".

Как вам такое? Получать деньги и обещать что-то неопределённое, причём "по мере возможности"!

На этом моменте стало очевидно, что мы теряем не только деньги, но и драгоценное время. Я настояла на том, чтобы разорвать с ним контракт. Руководитель, увидев мои отчёты, наконец, понял, что был обманут.

Прощальный "подарок"

Казалось бы, всё — история закончена. Но нет! Этот "профессионал" не ушёл тихо. В последний день он залез в корневую папку сайта и оставил там код, который буквально сломал сайт. Представьте: сайт не открывается, продажи стоят. Это был откровенный шок.

Мне пришлось срочно звать программиста, чтобы восстановить сайт.

Мы провели несколько часов, удаляя тот злосчастный код и проверяя, чтобы ничего больше не было повреждено. Руководитель, кстати, всё ещё не мог поверить, что нанял такого "специалиста".

Выводы для меня (и для вас)

После этого я сделала для себя несколько выводов:

  1. Никогда не доверять на слово. Проверяйте результаты работы каждого подрядчика, особенно если речь идёт о долгосрочных проектах.
  2. Знать хотя бы базу. Вы не обязаны быть экспертом во всех областях, но базовые знания помогут избежать откровенного обмана.
  3. Внимательно читать отчёты. Хороший специалист всегда предоставит вам детализированные отчёты о том, что сделано, какие результаты достигнуты и что предстоит. Если отчётов нет, значит, и работы, скорее всего, тоже нет.
  4. Не бояться прощаться с неэффективными работниками. Если кто-то обманывает или тянет время, расставайтесь с ним сразу.

Почему я решила рассказать эту историю

Потому что обман со стороны фрилансеров — это не редкость. Люди, не обладающие достаточными знаниями, часто доверяют красивым словам и обещаниям. Хочется верить в профессионализм, но реальность такова, что не все подрядчики готовы работать честно.

Если вы работаете с фрилансерами, будьте внимательны. Контролируйте процесс, требуйте отчёты и будьте готов сказать "до свидания", если видите, что вас обманывают. Обращайте внимание на то, как человек отвечает на ваши вопросы в переписке или лично. Отмахивается ли он от поставленных задач. Или делает лишь бы сделать-быстрее, быстрее, не погружаясь глубоко и не анализируя.

Берегите свои нервы, деньги и время!

  • AndrewТак не только с фрилансерами. Даже если вы заключаете договор с компанией, её сотрудники могут искать способы работать поменьше, но при этом взять с вас побольше денег. Поэтому ваши пп.1-4 будут актуальны всегда.4
  • ВладимирОчень был бы рад увидеть название компании или адрес этого чудесного сайта. На самом деле ваша статья смотрится весьма показательной для вашего 3 вывода. Там много написали что сделали, нашли проблему в том, что кто-то по вашему делает не так. Отличный красивый отчет о проделанной работе. Вот только основная задача работы по оптимизации не красивые регулярные отчеты, а результат. О котором ни до вашего экспертного взгляда ни после нет ни слова. И пока ваш руководитель рад с вами обсуждать какой же был плохой подрядчик, к которому за год у него не было вопросов по результату характеризует в первую очередь его некомпетентность. Не оправдываю подрядчика и его вредительство. Неадекватов хватает, как хватает и тех, кто пытается выделиться исключительно на критике работы других, не принося (не говоря) о результатах своей работы13
  • Анастасия РечанскаяВладимир, я не считаю что руководитель некомпетентен. Невозможно разбираться во всём. Наверное вы знаете что у руководителя множество других задач. Иногда доверяешь человеку и получаешь такое. Адрес компании и сайта естественно я не дам по этическим причинам. Результаты моей работы налицо. Начиная с того , что был переделан сайт, который до этого выглядел в стиле 90-х с кривой вёрсткой и ужасного качества картинками и заканчивая полной внутренней оптимизацией, а также закупкой качественных ссылок в нужном количестве с предварительным анализом ссылочной массы.0
  • ВладимирАнастасия, а в чем неэтичность? Я бы с радостью поделился результатом своей работы, вместо того чтобы рассказывать как при мне сайт похорошел. Но вы опять рассказываете что при вас стало хорошо, а раньше было плохо, но как маркетолог все же должны мыслить цифрами и результат свой показывать в цифрах, а не в списке выполненных работ. Если руководитель за год не смог понять что все так плохо, значит в этом вопросе он некомпетентен, в найме, в продвижении, в чем-то другом, но как результат этой некомпетентности потеря денег и времени компании. Вы же хотите сказать, что все хорошо и проблемы нет - он компетентен во всем.3
  • Анастасия РечанскаяВладимир, свои результаты я предоставляю руководителю, а не Вам.0
  • ВладимирАнастасия, так он же не понимает есть результат от работы над сайтом или нет, на что вы и указываете, говоря что год работали с подрядчиком и не подозревали как все ужасно. А по поводу результатом для меня: я - часть аудитории для которой вы пишете свои статьи. Я прошу конкретики вашего кейса, чтобы в нем появилось что-то кроме воды и накидывания на предыдущего подрядчика, а вы меня посылаете. Учитесь обрабатывать возражения.5
  • Анастасия РечанскаяВладимир, я вас не посылаю. Вы меня не так поняли. Про кейс это уже тема отдельной статьи. Подумаю о том, чтобы написать об этом. В этой статье я хотела донести до читателей другую мысль- что нужно быть аккуратнее при выборе подрядчика. Потому что много безответственных работников. Не было у меня мысли кого- то очернить, чтобы преподнести себя. Зачем мне это? Не воспринимайте это так. Просто я знаю что многие руководители не всегда разбираются в интернет- маркетинге, особенно если подрядчик на аутсорсе и присылает липовые отчеты. Руководитель заказывал аудит сайта еще до того как я пришла. Были подозрения. Посещаемость сайта не росла. И сеошнику были поставлены задачи по исправлению ошибок. Он сказал что все выполнил, а на самом деле нет.1
  • Фата-морганаА что вы хотели, когда нанимаете фрилансера за 3 рубля на бирже? В том числе и заказчики в ответе, что рынок специалистов вылетел в трубу. Никто не контролировал не то что работу подрядчика, но и не смотрел сам сайт, пока не пришел интернет-маркетолог, которому нужно где-то развернуться и показать свои компетенции. Так что вы то как раз на благодатную почву попали, а вот к руководству вопросы конечно...3
  • Анастасия РечанскаяФата-моргана, да не то чтобы руководитель не смотрел на сайт. Просто за этот год сайт создавался с нуля. 4 месяца ушло только на разработку и создание. Потом наполнение сайта-это тоже время. Все тех. задания естественно должен был ставить сам руководитель. Это был первый опыт руководителя в создании сайта, может где-то он не досмотрел, просто потому что не знал как надо, а никто не рассказал. По поводу оптимизации сайта-ну что руководителю нужно было лезть в админку WordPress и смотреть прописаны ли там основы. Подозрения появились ещё до того как я пришла. Всё было понятно по его нежеланию отвечать на вопросы. Постоянно отмахивался от лишних вопросов. Ничего сам никогда не предлагал-просто считал что должен был делать то, что ему говорят. Ещё и обвинял руководителя, что тот сам "дурак", то кэш не почистил, то не так ему объяснил. Так я пришла он и мои тех. задания абы как, быстрее-быстрее выполнить, торопился, по сто раз приходилось объяснять. И таких фрилансеров очень много, часто сталкиваюсь с этим. Найти хорошего исполнителя очень сложно. Многие не могут предложить идеи, шаблонное мышление, не говоря о том, что не понимают как прописывать продающие смыслы на сайте. О дизайне вообще молчу. По поводу цены работы. Не совсем согласна. С одной стороны, да, сильно заниженная цена конечно вызывает сомнения. Я часто работала с подрядчиками, у которых была средняя цена по рынку и это были исполнительные и ответственные люди. Они не отмахивались от идей и могли предложить свои. Но такого ещё найти надо, пообщавшись до этого с десятком " не тех". Точно также как и попадались мне подрядчики, стоимость услуг которых была выше, но при этом одни понты, "корона" на голове и нежелание анализировать и погружаться в суть работы, сухие ответы на мои вопросы, всё "по вершкам". Такое себе знаете отношение "Ты мне заплати и вали".0
  • АняНе раз встречала подобные ситуации, но в них обычно была одна характерная черта - собственник считал приемлемым платить не более двух копеек за продвижение/разработку, поэтому обращался к фрилансеру, сыну маминой подруги и тд, а не в агентство. Так что клиент не совсем доверчивый и получил то, за что заплатил по сути.2
  • Анастасия РечанскаяАня, вы думаете агентство это гарантия? С этим подрядчиком как раз договор был, у него ИП и он работает давно на рынке, не новичок.1
  • АняАнастасия, я думаю, для собственника, который вообще ничего в SEO не понимает, агентство будет предпочтительней на первых этапах.0
  • user3211230А почему это нужно было вам, а не руководству? Может сеошник нехороший, потому что менеджмент некачественный?3
  • P.S.Сколько вы платили этому фрилансеру? Какой регион продвижения и тематика сайта? А главное что с поисковым трафиком случилось за год работы фрилансера?1
  • ОлегАнастасия, так во сколько раз выросли продажи с переделанного в стиле 2024 года с прямой версткой и и отличного качества картинками сайта?0
  • Анастасия Речанскаяuser3211230, у руководства были сомнения по поводу этого человека и до моего прихода. Позиции сайта не росли. И руководитель думал с ним прощаться, но надо было кого- то найти. Найти не так просто, это время. Когда я пришла, эти сомнения подтвердились. Я же не могла молчать, когда видела некомпетентность. Он был не в штате, на аутсорсе. По поводу менеджмента ничего не могу вам сказать, это не моя специализация.1
  • Анастасия РечанскаяАня, может быть вы и правы. Главное найти хорошее агентсво, которое будет все качественно делать и держать руководителя в курсе дела.0
  • АлексГоспода, будьте внимательны! Там где звучит от кого-то слово оптимизация чего бы то ни было, в каком либо деле... Жди беды! (из собственного опыта). Кстати, а кто такие seo-шники?0
  • EugeneАвтор прям "Павлуша Морозова"...солнцеликая разоблачительница нерадивых подрядчиков. А рассуждает то как...как соучредитель, не меньше, не больше. Какие все подрядчики не хорошие, так и норовят опрокинуть...ровно таких же историй можно и про генподрядчика/ заказчика накидать.0
  • Анастасия РечанскаяEugene, цель моей статьи была предупредить других, что могут быть такие исполнители и нужно просто быть аккуратнее. Почему разоблачительница, может я Д'артаньяка?0
  • Анастасия РечанскаяАлекс, seoшник это специалист, который занимается оптимизацией сайта для того, чтобы он был виден поисковым системам.0
  • АлексАнастасия, просветили👍0
  • Надежда МаховаТоже работала с сайтами, много. Как только собираетесь с кем-то расстаться кто имел доступ, сразу меняйте явки-пароли. Регулярные бэкапы в помощь.0
  • Анастасия РечанскаяНадежда, спасибо за совет. Дело в том, что мы пароли поменяли, а потом ему сказали что не работаем с ним. Он поставил, как сказал прогрммист, заглушку на сайт еще до того как ушел, из- за которой по всей видимости сайт и лег.0
  • Надежда МаховаАнастасия, сомнительно, если честно. Можно, кстати, хранить локальные бэкапы, тупо на внешний носитель, либо облачно. Особенно, если битрикс какой-нибудь1
Вот что еще мы писали по этой теме