«На одну букву отводится два урока»: как и когда учить ребенка читать
Некоторые начинают читать в три-четыре года, другие не хотят складывать слоги и в шесть лет.
Это не значит, что ребенок, который позже взял в руки книжку, не полюбит чтение. Поговорили с учителем начальных классов Ириной Амосовой. Она рассказала, как мотивировать ребенка читать и с какими проблемами обычно сталкиваются родители и учителя.
О чем расскажем
— В каком возрасте можно начинать обучение чтению?
— Если ребенок не читает до шести лет, это нормально. В этом возрасте и можно приступать к обучению. Ребенок уже достаточно хорошо разговаривает, испытывает интерес к новым словам, хорошо запоминает стихотворения и сказки.
К шести-семи годам у ребенка обычно появляется желание читать. Он с интересом рассматривает новые книжки, узнает знакомые буквы в этикетках любимых продуктов и хочет овладеть новым навыком. Без мотивации все попытки будут проигрышными, и возраст совершенно ни при чем.
В обязательном порядке учить ребенка читать до первого класса не нужно: в программе «Школа России», по которой учатся практически все дети нашей страны, на обучение чтению отводится практически полгода. За это время каждый первоклассник способен научиться читать.
Если к окончанию первого года этого не произошло, стоит насторожиться, так как это может указывать на физиологическую неготовность. Скорее всего, у ребенка недостаточно сформированы память и речь. Если есть проблемы с запоминанием и распознаванием букв, стоит обратиться к логопеду и, возможно, к неврологу, психологу или нейропсихологу.
Обычно в конце третьей четверти в школах проводят консилиум, после которого психолого-педагогическая комиссия дает рекомендации учителю и родителям. В зависимости от результатов выстраивается дальнейший маршрут обучения.
— С чего начать, если кажется, что ребенок готов к обучению?
— Прежде всего хочу обратить внимание на правильное произношение всех звуков. В норме у ребенка шести с половиной лет сформирован хороший словарный запас, он много говорит и задает вопросы. А главное — проявляет интерес к словам и буквам, рассматривает яркие картинки в журналах и книгах, спрашивает у взрослых, что там написано.
Целесообразно начинать обучение чтению с гласных «а», «о», «у», «и», «ы», «э». Гласные даются детям легче и проще запоминаются. Их можно пропеть, чтобы ребенок мог освоить их быстро и без усилий.
Затем можно переходить к изучению согласных. Первая буква, с которой дети знакомятся, — «м». И здесь начинается работа над слогом. Мне очень нравится букварь Надежды Жуковой и логопедический букварь Олеси Жуковой. В первом показано, как один звук «бежит» навстречу другому. «А» направляется к «у», и ребенок протягивает первое слово «ау». Так он визуализирует процесс чтения.
Очень важно обращать внимание на артикуляцию. Первый звук протяжный, второй — короткий. Следите, чтобы малыш не разъединял звуки:
- «А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а» — «м»;
- «У-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у» — «м»;
- «О-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о» — «м».
И произносил не буквы, а звуки.
Если ребенок начал путать какие-то буквы, например «б» и «в», помогут образы. Так, «в» можно превратить в пару варежек, а «б» — в бегемота. Такие зрительные опоры помогут запомнить даже самую сложную букву.
Еще с ребенком можно играть в «Найди пару»: предлагать соединить слово и картинку. Например, карточку со словом «кот» ребенок должен соединить с картинкой, на которой нарисовано это животное. Начинать лучше с двух-трех слов. Это должны быть слова, состоящие из трех знакомых ребенку букв. К примеру, «дом», «кот», «кит», «сок», «гол».
Детям очень нравится игра «Лифт». Родитель выкладывает на столе или доске карточки с изученными гласными — важно сделать это в столбик. Далее берет карточку с согласной и прикладывает рядом с гласной. Получается слог. Ребенок читает. Например, «ма». Затем карточка «м» на лифте поднимается на этаж выше, где ее ждет буква «у». Ребенок прикладывает карточку рядом и читает слог «му».
— Как быть, если ребенок не понимает какую-то букву? Например, «ъ» или «ь».
— Можно попробовать следующие методы:
- Развивать тактильное восприятие буквы — рисовать буквы на бумаге, песке или манке, обводить их по контуру, лепить из пластилина или теста, складывать из карандашей или счетных палочек.
- Развивать зрительное восприятие — искать буквы на вывесках и объявлениях, упаковках любимого печенья, каши, конфет, угадывать их по силуэту или рисунку.
- Предлагать задания со словами и текстами. Например, находить и выделять изучаемую букву в слогах, словах, предложениях, текстах.
- Учить запоминать образ буквы через письмо в воздухе с открытыми и закрытыми глазами. Например, можно предложить ребенку написать букву мелом на асфальте, доске или пальцем — на зеркале или песке.
Важно понимать, что простое заучивание не всегда эффективно. Занятия должны быть регулярными и приносить ребенку удовольствие.
Буквы «ь» и «ъ» учат в последнюю очередь.
Когда знакомите ребенка с «ь», сравните звучание: «м» — «мь», «семя» — «семья», «н» — «нь», «кон» — «коньки».
Для «ъ» расскажите ребенку, почему «ъ» назвали разделительным: он будто разделяет слово на две части. Произносится такое слово с небольшой паузой. Сравните: «сел» — «съел», «обедал» — «объедал».
Надо потренироваться с ребенком писать слова с «ь» и «ъ», определяя их на слух. Например, можно писать диктанты с пропусками этих знаков.
Если вышеперечисленные способы не сработают, можно обратиться к нейропсихологу. Специалист выявит несформированность функций мозга, которая приводит к плохому закреплению образа буквы, и даст рекомендации, как это исправить.
— Что делать, если ребенок читает слоги, но не понимает значения слов? Например, по отдельности читает «ма-ма», но не сопоставляет его со словом «мама».
— Прежде всего стоит объяснить, что смысл непонятных и незнакомых слов можно уточнять у взрослых. Еще можно использовать упражнения, которые научат лучше вчитываться в текст, понимать простые связи и предлоги.
Например, игра «Лишние буквы». Надо подготовить небольшой текст с одной-двумя лишними буквами в словах. В течение пяти-семи минут ребенку необходимо найти эти буквы, вычеркнуть и прочесть текст. Пример такого предложения: «Кошрка люебит мощлоко».
Другое упражнение: «Объясни смысл». Взять предложения посложнее и попросить ребенка объяснить, что значат отдельные выражения. Если он не понимает, объяснять на более простом примере.
Еще одно — «Ответы на вопросы». После прочтения текста можно задавать ребенку вопросы. Если ему сложно дать ответ, пусть ищет подсказки в тексте.
Важно понимать, что каждая ситуация индивидуальна и для определения причин и способов помощи ребенку лучше обратиться к логопеду или психологу.
— Какие ошибки часто совершают родители, когда учат ребенка читать?
— На мой взгляд, главная ошибка — это покупка «говорящей» азбуки. Ребенок слушает ее и запоминает название буквы — «бэ», «вэ», «эс». А потом начинает читать, и получается не [м-а-м-а], а [эм-а-эм-а]. Важно, чтобы родители произносили звуки, а не буквы: «б», «в», «с».
Еще некоторые родители пренебрегают развитием фонематического слуха . Если ребенок плохо различает и воспринимает звуки родного языка, ему будет сложно соотносить их с буквами и складывать слова.
Не стоит также просить повторить прочитанное. Для ребенка чтение — это труд. Иногда на прочтение одного предложения может уходить минута-полторы. Малыш сконцентрирован на том, чтобы соединить буквы в слоги, слоги в слова. А когда родители настаивают на том, чтобы повторить прочитанное или пересказать прочитанный текст, это закрепляет необходимость вернуться и прочитать слово во второй раз.
Безусловно, это существенно снижает и скорость, и качество чтения в будущем. Только когда вы поймете, что ребенок начал читать осмысленно, можете просить вернуться к прочитанному предложению, прочитать его снова, пересказать.
Родители часто ставят перед ребенком слишком сложные задачи. Может показаться, что научить читать можно за неделю. Но обучение должно проходить в спокойном, комфортном темпе, с постепенным усложнением заданий. В школе на одну букву отводится два урока. А на весь алфавит уходит почти полгода. Не надо ждать быстрого результата.
И подавайте пример. Родители, которые получают всю информацию в интернете и не берут книгу в руки, вряд ли смогут убедить ребенка в необходимости чтения.
— Как мотивировать ребенка читать, если он знает буквы, умеет складывать слоги, но не хочет читать самостоятельно?
— Главный совет: не торопитесь. Наращивайте темп обучения постепенно. Если ребенок хорошо читает слоги, это не значит, что он с такой же легкостью прочитает и поймет целое слово из тех же слогов. Переходите от этапа к этапу постепенно, убедившись, что ребенок освоил предыдущий материал.
Вот какие последовательные этапы в обучении чтению можно выделить:
- Чтение закрытых слогов: «ам», «ас», «ап», «ар». Затем — открытых: «ма», «са», «па», «ра».
- Чтение трехбуквенных слов: «мак», «пар», «кот», «лес».
- Чтение слов из двух открытых слогов — сначала пусть это будут слова с повторяющимися слогами: «папа», «баба», «няня», «дядя». Потом — слова с двумя одинаковыми гласными: «каша», «жара», «лапа», «дача». Затем — с двумя разными гласными: «лето», «зима», «перо», «мыло».
- Чтение слов из четырех-пяти букв с двумя последовательными согласными: «крот», «друг», «порт», «лифт», «спорт».
- Чтение слов из трех открытых слогов: «радуга», «бумага», «качели», «заноза».
- Чтение простых предложений из двух-трех слов: «Вот мама. У мамы розы».
- Чтение предложений из трех-пяти простых слов: «У Никиты коса».
- Чтение сложных слов и предложений.
- Чтение текстов.
Если видите, что ребенок, который до этого отлично справлялся с заданиями, на следующем этапе стал работать медленнее, забывать даже то, что хорошо умел, — стоит вернуться к более простым заданиям. Темп усвоения материала должен задавать ребенок. Важно прислушиваться к нему — тогда результат занятий не заставит себя долго ждать.
Не стоит приводить в пример результаты других детей. Ребенка можно сравнивать только с самим собой. При этом отмечать даже самые маленькие победы. Пусть знакомство с каждой новой буквой будет небольшим праздником.
— Что читать после азбуки и как сделать процесс увлекательным?
— Я покупала своим детям книги с большими буквами, слова в которых поделены на слоги. Сын с удовольствием читал короткие рассказы Николая Носова, а дочка — Самуила Маршака.
Есть хорошая серия «Читаем сами», где можно подобрать книги в зависимости от интересов ребенка. Можно выбрать и другие, но лучше, чтобы в книгах были яркие картинки, которые можно вместе рассмотреть и обсудить. Я рекомендовала бы покупать книги с крупным шрифтом без деления на слоги. На мой взгляд, если слова поделены на слоги, у ребенка не возникает целостного восприятия слова, он не видит границ между словами. В процессе чтения ребенку можно помогать, рисуя карандашом дуги, показывая тем самым, где слово делится.
Если ребенок начал складывать слоги и по чуть-чуть читать, не стоит заставлять его все время читать самостоятельно. Дети быстро устают, когда только учатся это делать. Например, можно читать по ролям. Как правило, эти произведения они знают наизусть, но каждый раз просят почитать их вместе.
Например, «Телефон». Взрослый читает слова автора, а ребенок отвечает ему:
- — У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
Чтобы сделать процесс увлекательнее, можно использовать следующие приемы:
- Читайте выразительно. Изображайте персонажей, изменяя голос, передавайте чувства героев с помощью различных интонаций. Если вы читаете слова лисицы, покажите ее хитрость в голосе. Если читаете слова медведя, прочитайте его низким голосом.
- Прервите чтение на самом интересном месте. Укажите, что ребенок может продолжить чтение самостоятельно, если ему хочется.
- Оживляйте героев. При чтении книги можно вместе с ребенком рисовать картинки на тему сюжета, видоизменять концовки сказок и рассказов.
- Делайте небольшие паузы в чтении. Это может быть эмоциональный возглас — родительская реакция на происходящее в книге, какой-то комментарий, вопрос к ребенку.
- Обсуждайте книги. Вспоминайте любимых героев, говорите об их чувствах и своих.
- Слушайте аудиосказки. Обсуждайте героев, их поступки. Придумывайте концовку.
- Поощряйте успехи.
Взрослые требуют от ребенка результат — уметь читать бегло. Неслучайно в школах часто измеряют скорость. Действительно, чем старше школьник, тем больше информации ему приходится обрабатывать с помощью чтения. Существует прямая взаимосвязь — от скорости чтения во многом зависит успеваемость ученика. У ребенка, который прочитал текст быстрее других, будет больше времени на выполнение учебной задачи и ее осмысление.
Но важно заинтересовать процессом. Тогда ребенок будет читать не потому, что родители сказали, а потому, что это интересно.
Иногда родители торопятся научить ребенка читать перед первым классом, чтобы он не чувствовал себя хуже других, легче ориентировался в учебнике и быстрее адаптировался. Но самая важная задача, которая стоит перед взрослыми, — это влюбить ребенка в чтение. Тогда он будет читать много и с интересом, гораздо легче и быстрее научится извлекать информацию и понимать разные тексты, сумеет их анализировать и выделять главное.
Читайте вместе, обсуждайте героев произведений и их поступки, покупайте книги тоже вместе. Пусть выбор книги станет доброй семейной традицией.
Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety