«На одну букву отводится два урока»: как и когда учить ребенка читать

«На одну букву отводится два урока»: как и когда учить ребенка читать

Рассказывает учитель начальных классов
18
Аватар автора

Ирина Амосова

учитель начальных классов

Страница автора
Аватар автора

Юлия Скопич

задавала вопросы

Страница автора
Аватар автора

Михаил Мордасов

сфотографировал

Страница автора

Некоторые начинают читать в три-четыре года, другие не хотят складывать слоги и в шесть лет.

Это не значит, что ребенок, который позже взял в руки книжку, не полюбит чтение. Поговорили с учителем начальных классов Ириной Амосовой. Она рассказала, как мотивировать ребенка читать и с какими проблемами обычно сталкиваются родители и учителя.

Рассылка о том, как растить детей
Советы только для родителей — в вашей почте раз в неделю. Бесплатно

— В каком возрасте можно начинать обучение чтению?

— Если ребенок не читает до шести лет, это нормально. В этом возрасте и можно приступать к обучению. Ребенок уже достаточно хорошо разговаривает, испытывает интерес к новым словам, хорошо запоминает стихотворения и сказки.

К шести-семи годам у ребенка обычно появляется желание читать. Он с интересом рассматривает новые книжки, узнает знакомые буквы в этикетках любимых продуктов и хочет овладеть новым навыком. Без мотивации все попытки будут проигрышными, и возраст совершенно ни при чем.

В обязательном порядке учить ребенка читать до первого класса не нужно: в программе «Школа России», по которой учатся практически все дети нашей страны, на обучение чтению отводится практически полгода. За это время каждый первоклассник способен научиться читать.

Если к окончанию первого года этого не произошло, стоит насторожиться, так как это может указывать на физиологическую неготовность. Скорее всего, у ребенка недостаточно сформированы память и речь. Если есть проблемы с запоминанием и распознаванием букв, стоит обратиться к логопеду и, возможно, к неврологу, психологу или нейропсихологу.

Обычно в конце третьей четверти в школах проводят консилиум, после которого психолого-педагогическая комиссия дает рекомендации учителю и родителям. В зависимости от результатов выстраивается дальнейший маршрут обучения.

— С чего начать, если кажется, что ребенок готов к обучению?

— Прежде всего хочу обратить внимание на правильное произношение всех звуков. В норме у ребенка шести с половиной лет сформирован хороший словарный запас, он много говорит и задает вопросы. А главное — проявляет интерес к словам и буквам, рассматривает яркие картинки в журналах и книгах, спрашивает у взрослых, что там написано.

Целесообразно начинать обучение чтению с гласных «а», «о», «у», «и», «ы», «э». Гласные даются детям легче и проще запоминаются. Их можно пропеть, чтобы ребенок мог освоить их быстро и без усилий.

Затем можно переходить к изучению согласных. Первая буква, с которой дети знакомятся, — «м». И здесь начинается работа над слогом. Мне очень нравится букварь Надежды Жуковой и логопедический букварь Олеси Жуковой. В первом показано, как один звук «бежит» навстречу другому. «А» направляется к «у», и ребенок протягивает первое слово «ау». Так он визуализирует процесс чтения.

Иллюстрации из букваря Надежды Жуковой. Источник: ozon.ru
Иллюстрации из букваря Надежды Жуковой. Источник: ozon.ru
А это логопедический букварь Олеси Жуковой. Источник: ozon.ru
А это логопедический букварь Олеси Жуковой. Источник: ozon.ru

Очень важно обращать внимание на артикуляцию. Первый звук протяжный, второй — короткий. Следите, чтобы малыш не разъединял звуки:

  • «А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а» — «м»;
  • «У-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у» — «м»;
  • «О-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о» — «м».

И произносил не буквы, а звуки.

Если ребенок начал путать какие-то буквы, например «б» и «в», помогут образы. Так, «в» можно превратить в пару варежек, а «б» — в бегемота. Такие зрительные опоры помогут запомнить даже самую сложную букву.

Еще с ребенком можно играть в «Найди пару»: предлагать соединить слово и картинку. Например, карточку со словом «кот» ребенок должен соединить с картинкой, на которой нарисовано это животное. Начинать лучше с двух-трех слов. Это должны быть слова, состоящие из трех знакомых ребенку букв. К примеру, «дом», «кот», «кит», «сок», «гол».

Можно усложнить задачу и добавить лишние карточки. Например, добавить карточку с изображением кота, а карточку со словом «кот» не добавлять. Пример из авторского пособия
Можно усложнить задачу и добавить лишние карточки. Например, добавить карточку с изображением кота, а карточку со словом «кот» не добавлять. Пример из авторского пособия

Детям очень нравится игра «Лифт». Родитель выкладывает на столе или доске карточки с изученными гласными — важно сделать это в столбик. Далее берет карточку с согласной и прикладывает рядом с гласной. Получается слог. Ребенок читает. Например, «ма». Затем карточка «м» на лифте поднимается на этаж выше, где ее ждет буква «у». Ребенок прикладывает карточку рядом и читает слог «му».

— Как быть, если ребенок не понимает какую-то букву? Например, «ъ» или «ь».

— Можно попробовать следующие методы:

  1. Развивать тактильное восприятие буквы — рисовать буквы на бумаге, песке или манке, обводить их по контуру, лепить из пластилина или теста, складывать из карандашей или счетных палочек.
  2. Развивать зрительное восприятие — искать буквы на вывесках и объявлениях, упаковках любимого печенья, каши, конфет, угадывать их по силуэту или рисунку.
  3. Предлагать задания со словами и текстами. Например, находить и выделять изучаемую букву в слогах, словах, предложениях, текстах.
  4. Учить запоминать образ буквы через письмо в воздухе с открытыми и закрытыми глазами. Например, можно предложить ребенку написать букву мелом на асфальте, доске или пальцем — на зеркале или песке.

Важно понимать, что простое заучивание не всегда эффективно. Занятия должны быть регулярными и приносить ребенку удовольствие.

Буквы «ь» и «ъ» учат в последнюю очередь.

Когда знакомите ребенка с «ь», сравните звучание: «м» — «мь», «семя» — «семья», «н» — «нь», «кон» — «коньки».

Для «ъ» расскажите ребенку, почему «ъ» назвали разделительным: он будто разделяет слово на две части. Произносится такое слово с небольшой паузой. Сравните: «сел» — «съел», «обедал» — «объедал».

Надо потренироваться с ребенком писать слова с «ь» и «ъ», определяя их на слух. Например, можно писать диктанты с пропусками этих знаков.

Если вышеперечисленные способы не сработают, можно обратиться к нейропсихологу. Специалист выявит несформированность функций мозга, которая приводит к плохому закреплению образа буквы, и даст рекомендации, как это исправить.

— Что делать, если ребенок читает слоги, но не понимает значения слов? Например, по отдельности читает «ма-ма», но не сопоставляет его со словом «мама».

— Прежде всего стоит объяснить, что смысл непонятных и незнакомых слов можно уточнять у взрослых. Еще можно использовать упражнения, которые научат лучше вчитываться в текст, понимать простые связи и предлоги.

Например, игра «Лишние буквы». Надо подготовить небольшой текст с одной-двумя лишними буквами в словах. В течение пяти-семи минут ребенку необходимо найти эти буквы, вычеркнуть и прочесть текст. Пример такого предложения: «Кошрка люебит мощлоко».

Другое упражнение: «Объясни смысл». Взять предложения посложнее и попросить ребенка объяснить, что значат отдельные выражения. Если он не понимает, объяснять на более простом примере.

Еще одно — «Ответы на вопросы». После прочтения текста можно задавать ребенку вопросы. Если ему сложно дать ответ, пусть ищет подсказки в тексте.

Важно понимать, что каждая ситуация индивидуальна и для определения причин и способов помощи ребенку лучше обратиться к логопеду или психологу.

— Какие ошибки часто совершают родители, когда учат ребенка читать?

— На мой взгляд, главная ошибка — это покупка «говорящей» азбуки. Ребенок слушает ее и запоминает название буквы — «бэ», «вэ», «эс». А потом начинает читать, и получается не [м-а-м-а], а [эм-а-эм-а]. Важно, чтобы родители произносили звуки, а не буквы: «б», «в», «с».

Еще некоторые родители пренебрегают развитием фонематического слуха  . Если ребенок плохо различает и воспринимает звуки родного языка, ему будет сложно соотносить их с буквами и складывать слова.

Не стоит также просить повторить прочитанное. Для ребенка чтение — это труд. Иногда на прочтение одного предложения может уходить минута-полторы. Малыш сконцентрирован на том, чтобы соединить буквы в слоги, слоги в слова. А когда родители настаивают на том, чтобы повторить прочитанное или пересказать прочитанный текст, это закрепляет необходимость вернуться и прочитать слово во второй раз.

Безусловно, это существенно снижает и скорость, и качество чтения в будущем. Только когда вы поймете, что ребенок начал читать осмысленно, можете просить вернуться к прочитанному предложению, прочитать его снова, пересказать.

Родители часто ставят перед ребенком слишком сложные задачи. Может показаться, что научить читать можно за неделю. Но обучение должно проходить в спокойном, комфортном темпе, с постепенным усложнением заданий. В школе на одну букву отводится два урока. А на весь алфавит уходит почти полгода. Не надо ждать быстрого результата.

И подавайте пример. Родители, которые получают всю информацию в интернете и не берут книгу в руки, вряд ли смогут убедить ребенка в необходимости чтения.

— Как мотивировать ребенка читать, если он знает буквы, умеет складывать слоги, но не хочет читать самостоятельно?

— Главный совет: не торопитесь. Наращивайте темп обучения постепенно. Если ребенок хорошо читает слоги, это не значит, что он с такой же легкостью прочитает и поймет целое слово из тех же слогов. Переходите от этапа к этапу постепенно, убедившись, что ребенок освоил предыдущий материал.

Вот какие последовательные этапы в обучении чтению можно выделить:

  1. Чтение закрытых слогов: «ам», «ас», «ап», «ар». Затем — открытых: «ма», «са», «па», «ра».
  2. Чтение трехбуквенных слов: «мак», «пар», «кот», «лес».
  3. Чтение слов из двух открытых слогов — сначала пусть это будут слова с повторяющимися слогами: «папа», «баба», «няня», «дядя». Потом — слова с двумя одинаковыми гласными: «каша», «жара», «лапа», «дача». Затем — с двумя разными гласными: «лето», «зима», «перо», «мыло».
  4. Чтение слов из четырех-пяти букв с двумя последовательными согласными: «крот», «друг», «порт», «лифт», «спорт».
  5. Чтение слов из трех открытых слогов: «радуга», «бумага», «качели», «заноза».
  6. Чтение простых предложений из двух-трех слов: «Вот мама. У мамы розы».
  7. Чтение предложений из трех-пяти простых слов: «У Никиты коса».
  8. Чтение сложных слов и предложений.
  9. Чтение текстов.

Если видите, что ребенок, который до этого отлично справлялся с заданиями, на следующем этапе стал работать медленнее, забывать даже то, что хорошо умел, — стоит вернуться к более простым заданиям. Темп усвоения материала должен задавать ребенок. Важно прислушиваться к нему — тогда результат занятий не заставит себя долго ждать.

Не стоит приводить в пример результаты других детей. Ребенка можно сравнивать только с самим собой. При этом отмечать даже самые маленькие победы. Пусть знакомство с каждой новой буквой будет небольшим праздником.

— Что читать после азбуки и как сделать процесс увлекательным?

— Я покупала своим детям книги с большими буквами, слова в которых поделены на слоги. Сын с удовольствием читал короткие рассказы Николая Носова, а дочка — Самуила Маршака.

Есть хорошая серия «Читаем сами», где можно подобрать книги в зависимости от интересов ребенка. Можно выбрать и другие, но лучше, чтобы в книгах были яркие картинки, которые можно вместе рассмотреть и обсудить. Я рекомендовала бы покупать книги с крупным шрифтом без деления на слоги. На мой взгляд, если слова поделены на слоги, у ребенка не возникает целостного восприятия слова, он не видит границ между словами. В процессе чтения ребенку можно помогать, рисуя карандашом дуги, показывая тем самым, где слово делится.

Если ребенок начал складывать слоги и по чуть-чуть читать, не стоит заставлять его все время читать самостоятельно. Дети быстро устают, когда только учатся это делать. Например, можно читать по ролям. Как правило, эти произведения они знают наизусть, но каждый раз просят почитать их вместе.

Например, «Телефон». Взрослый читает слова автора, а ребенок отвечает ему:

  • — У меня зазвонил телефон.
    — Кто говорит?
    — Слон.

Чтобы сделать процесс увлекательнее, можно использовать следующие приемы:

  1. Читайте выразительно. Изображайте персонажей, изменяя голос, передавайте чувства героев с помощью различных интонаций. Если вы читаете слова лисицы, покажите ее хитрость в голосе. Если читаете слова медведя, прочитайте его низким голосом.
  2. Прервите чтение на самом интересном месте. Укажите, что ребенок может продолжить чтение самостоятельно, если ему хочется.
  3. Оживляйте героев. При чтении книги можно вместе с ребенком рисовать картинки на тему сюжета, видоизменять концовки сказок и рассказов.
  4. Делайте небольшие паузы в чтении. Это может быть эмоциональный возглас — родительская реакция на происходящее в книге, какой-то комментарий, вопрос к ребенку.
  5. Обсуждайте книги. Вспоминайте любимых героев, говорите об их чувствах и своих.
  6. Слушайте аудиосказки. Обсуждайте героев, их поступки. Придумывайте концовку.
  7. Поощряйте успехи.

Взрослые требуют от ребенка результат — уметь читать бегло. Неслучайно в школах часто измеряют скорость. Действительно, чем старше школьник, тем больше информации ему приходится обрабатывать с помощью чтения. Существует прямая взаимосвязь — от скорости чтения во многом зависит успеваемость ученика. У ребенка, который прочитал текст быстрее других, будет больше времени на выполнение учебной задачи и ее осмысление.

Но важно заинтересовать процессом. Тогда ребенок будет читать не потому, что родители сказали, а потому, что это интересно.

Иногда родители торопятся научить ребенка читать перед первым классом, чтобы он не чувствовал себя хуже других, легче ориентировался в учебнике и быстрее адаптировался. Но самая важная задача, которая стоит перед взрослыми, — это влюбить ребенка в чтение. Тогда он будет читать много и с интересом, гораздо легче и быстрее научится извлекать информацию и понимать разные тексты, сумеет их анализировать и выделять главное.

Читайте вместе, обсуждайте героев произведений и их поступки, покупайте книги тоже вместе. Пусть выбор книги станет доброй семейной традицией.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Юлия СкопичУчите ребенка читать? Поделитесь сложностями и лайфхаками:
  • Заясь, заясьМне очень понравилась статья. Я многое из этого использовала, когда учила читать троих своих детей. Буквы обычно дети учат в результате чтения мной им разных весёлых азбук, буквы я называю как звуки. Потом берём азбуку Олеси Жуковой (это самый трудный этап). Потом читаем самые маленькие книжки Татьяны Русситы, которые продаются комплектами от коробочки "3 буквы" до коробочки "много букв". Затем сундучки Умницы Книжная разминка от самых коротких до самых длинных. Классные книжки Арнольда Лобела из серии Я читаю сам от Розового жирафа. А вот серия Лис и Зайка для первого чтения не понравилась никому из моих детей, хотя её очень хвалят. Потом переходим на лучшие книжки из серии "Я читаю сам": Носов, Айболит в прозе... Разрешаю читать ерунду типа пересказа диснеевских мультиков, зато шрифт комфортный. Вообще, по-настоящему крупный шрифт - очень важен для ребёнка, который ещё не читает свободно. Я люблю книги, у нас их много, в хороших изданиях. Дошкольникам читаю сама ежедневно, школьникам - перед выходными и на каникулах. Я, наверное, удовлетворена успехами, хотя они весьма средние. Старший сын у меня с особенностями, он долго не читал по своей инициативе, хотя научился очень рано свободно читать. И я махнула рукой: невольник - не богомольник. Но он всё же самостоятельно стал очень выборочно читать после 11 лет, выбирает книги про школьников. Второй сын читает взахлёб, как художественную, так и нон-фикшн, но к школьной программе относится как к неинтересной литературе. Дочка ещё не читает свободно, у неё были логопедические проблемы, мне кажется, это отразилось, хотя в принципе, она имеет право, ей ещё нет и 8 лет, и она может иногда для себя что-то про принцесс прочитать или любимые стихи. Мне понравилось, что ее учительница на выходных просит вносить в читательский дневник, что прочитано на выходных (книги любые) и ставит пятёрки. Это мотивирует дочку. Всем учителям начальных классов на заметку) И смартфонов у детей пока нет, но будут, наверное, чтению будет сложно конкурировать с ними2
  • ЕленаЗабавная статья. Поделюсь двумя историями. Ребенок пошел в школу, учится по "Перспективе" и "Петерсон". Ао-первых, школу другую выбрать не могли, единственная школа олимпийского резерва по плаванию. Во-вторых, осознанно хотела, чтобы уровень знаний был выше среднестатического. В-третьих, первый класс очень аккуратно готовит психику ребенка, нет перегрузок, мало домашки, читать говорят много, но по интеиесам. Научила читать рано, года в 3, особо не усердствовала. Сейчас ребенок читает много, в гаджетах не сидит, четко знает, какие книги ему интересны. Очень любит школу, прогресс в спорте налицо. Вторая история под копирку, у одной подруги сын год назад в школу пошел, у второй дочь в этом году, школа по прописке, программа "Школа России". Со воторой недели по 5 уроков, по математике и письму по 3 страницы прописей формата а4, азбука 3 страницы читать листочков для нечитающих, заметьте, детей. Дети оба уставшие, плачут, школу ненавидят, все свободное время домашку учат. Даже погулять некогда. Хотелось бы услышать хоть одну историю, что нулевой первоклассник пошел в массовую школу, учитель аккуратно и гуманно к нему отнесся, научил, всему без слез, еще и кружки по интересам ребенок успеаал посещать.1
  • Ольга ЛогуноваЗамечательная статья. Спасибо0
  • РаисаАнна, возьмите учебники за первый и второй класс и посмотрите что дети проходят. Если ребенок программу начальной школы освоит еще до школы ему будет на уроках просто скучно. И любви к учебе это не добавит, и баловаться будет вместо того чтобы слушать учителя.0
  • РаисаAnna, согласна с вами полностью. Книга-это всего лишь источник знаний. Сейчас таких источников знаний стало больше (интернет, мультфильмы где простым языком объясняются законы физики, музеи, различные курсы и т.д.) не обязательно все свое свободное время проводить за чтением книг чтобы быть всесторонне развитым человеком.1
  • РаисаЕлена, у меня младший ребенок не просто нулевой пришел в школу, я бы сказала что с больним минусом. У него ТНР, в первом классе не мог даже длинные слова выговаривать. Приходилось самой начитывать учебники, чтобы он мог на устные вопросы отвечать. Учитель была в шоке, так как такие мало говорящие дети в ее практике не встречались. Но нашла подход, спрашивала так что бы ребенок мог отвечать простыми предложениями, несколько раз за урок. Ставила оценку за работу на уроке. Хорошо читать научился только к 4 классу, когда улучшилась речь. В младшей школе ходил на туризм и школьные логопедические занятия. С 5 класса стал ходить на детскую железную дорогу. Если ребенку нравятся внеурочные занятия, то ребенок ходит на них с удовольствием. Учителя если дети хорошо работают на уроке на дом задают мало заданий (или в качестве поощрения вообще не задают), если балуются то штук 5 заданий сверху накинут. Это очень дисциплинирует детей. Так что все зависит от учителя, а не от того какая программа обучения в школе.0
  • ВадимРаиса, бизнес? Всегда мама с папой учили и ребенка читать и писать печатными буквами. А школа 1-4 классы - это отсталая деградация0
  • ОльгаЕлена, вот это самое главное - не отбить желание. А это возможно лишь при адекватной нагрузке. И по санпин для 1 класса это 21 час в неделю всего лишь. Значит 4 урока 4 дн, и 5 уроков в 1 день. И тогда будут силы на кружки и секции, и погулять.0
  • РаисаВадим, дети в детском саду все разные. Кому то интересно читать, а кому то больше конструирование или рисование нравится. Сейчас помешаны все на раннем развитии, чуть говорить научился уже читать учат, на разные развивашки водят где за ребенка уже все решено как и что он должен сделать В подготовительной группе детского сада буквы и звуки изучают, а так же счет в пределах 20, этого хватает чтобы ребенок уверенно себя чувствовал в первом классе. А родители (или бабушки) раньше учили читать если ребенок детский сад не посещал. Программа 1-4 класса нормальная, соответствует возрасту и развитию детей. Может учебники не совсем понятно для взрослого человека написаны, вот вам и кажется что программа обучения деградирует.0
  • ВадимРаиса, я не взрослый)0
  • РаисаВадим, тогда откуда вам знать как было раньше???😂0
  • ВадимРаиса, от предков и интернета. А школьная программа реально деградирует, как и вся система школьного образования0
  • РаисаВадим, в детстве у всех трава была зеленее, а солнце ярче. Так и у ваших родителей. А в интернете информация не всегда отражает действительность. Сейчас мало здоровых детей идет в первый класс и программа обучения вынуждена под них адаптироваться, ведь к концу школы все должны получить определенные знания для выбора дальнейшего жизненого пути.0
  • ВадимРаиса, в конце школы все выходят с головой, забитой кучей ненужной информации. А с жизненным путем надо в школе ещё определяться, хоть бы в 9 классе0
Вот что еще мы писали по этой теме