«Писательство занимало по 6—7 часов в неделю»: как я зарабатываю на фанфиках

37

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Итак, если кратко, то деньги получить можно, и довольно просто. Алгоритм таков: разбираешься в популярном на данный момент чтиве, вносишь нотку своего стиля и ненавязчиво перегоняешь читателей на «бусти» (Boosty — это российский аналог Patreon, где авторы выкладывают эксклюзивный контент, а подписчики ежемесячно платят за доступ к нему).

Если же разбираться более подробно, то есть несколько критериев, от которых прямо пропорционально зависит ваш заработок:

  1. Насколько часто вы выкладываете главы как в бесплатный, так и в платный доступ.
  2. Каков объём ваших глав.
  3. Первоначальное количество аудитории и их платёжеспособность.
  4. Качество вашего чтива.
  5. Актуальность жанра, стиля написания, общей темы и так далее.

Фанфики, зачастую, продают по главам. Начало произведения находится в свободном доступе, а остальная часть — по подписке на Boosty, в телеграмм-канале (также платном, по ежемесячной подписке) или в продаже по отдельности на Tl.rulate (Tl.rulate — сообщество любителей новелл/ранобэ, но и фанфиков там предостаточно). Соотношение бесплатных глав к платным варьируется от автора к автору, но обычно платных глав со временем становится всё больше. Я сам стремлюсь к такой стратегии, но пока что не набрал нужного количества глав.

Что касается объёма каждой отдельной главы, то у меня он варьируется от семи до двадцати тысяч символов в зависимости от произведения. Средних по размеру глав, публикуемых раз в неделю в бесплатном доступе, и два-три — в платном, вполне достаточно, чтобы набрать аудиторию.

Считается, что чем главы больше, тем лучше, но и тут нужно соблюдать рамки. Играясь с размерами, можно пробовать и разные графики публикации, чтобы найти идеальный для вас вариант.

У меня писательство занимало по шесть-семь часов в неделю, что безумно мало, но это всё равно позволило получать до десяти тысяч рублей в месяц. Весьма неплохие деньги, если учитывать, что ты занимаешься любимым делом.

Следующий пункт — это популярность фандома. От неё напрямую зависит количество потенциальных читателей. Как всегда, есть небольшой нюанс: в большом фандоме довольно просто затеряться среди других авторов. Соответственно, нужно предложить читателю что-то своё, уникальное.

С другой стороны, если ваша идея действительно новаторская и способна заинтересовать множество людей, то и маленький фандом препятствием не станет. Есть немало примеров тому, как начинающие авторы с первой же работы в непопулярном фандоме получали как огромные охваты, так и неплохие заработки.

Изначально я начинал писать по Наруто и для себя, не сильно заботясь о популярности и привлечении читателей. Потом, когда стал интересоваться пополнением аудитории, пришлось переквалифицироваться и продолжить писать по популярной на тот момент заявке. Такой шаг практически сразу принёс мне читателей как на новый фик, так и на старый, да ещё и появились постоянные подписчики.

Дальше идёт качество вашего произведения. Да, есть фанфики с кучей ошибок, непонятно как составленными предложениями и использующие смайлики в тексте, но при этом имеющие десятки тысяч лайков. Они — исключение из правил, и заработать на таких работах уж точно не получится («Цветы для Элджернона» и ему подобные книги, опять-таки, исключение, и скорее прекрасный демонстрант, что при правильной реализации вашей идеи ничто не будет помехой). Нам, среднестатистическим смертным, нужно работать над качеством, делать всё, чтобы ошибок было как можно меньше, а стиль подходил к теме повествования.

Не менее важно понимать, как будет идти ход истории, и иметь хотя бы примерный план, учитывая в нём развязку истории. О последствиях отсутствия плана расскажу на собственном примере. У меня изначально ничего такого не было, а потому довольно быстро я сам себя загнал в угол сразу в двух работах: продолжать писать надо, но интересно продолжить никак не получалось. Всё это по итогу вылилось в писательский блок, а затем и выгорание. Но, спустя пару лет, во время которых было написано всего пару абзацев, я вернулся с новыми силами и с нуля переписал все свои фанфики. В тот же самый момент и начал монетизацию своего творчества, что дало дополнительную мотивацию.

Очень настойчиво рекомендую публиковаться на разных платформах. Во-первых, целевая аудитория на разных сайтах интересуется разными жанрами, стилями и прочим. Поэтому я советую занять и Фикбук, и «Автор тудей», и АО3, и даже какой-нибудь «Ваттпад». Во-вторых, это позволит в кратчайшие сроки перегнать всю толпу ваших подписчиков на «бусти» с «рулейтом».

Теперь мы, наконец-то, перейдём к самим платформам, подходящим для заработка. Большинство авторов (и я в том числе) оставляют ссылки на них в описании профиля, в описании работы и в конце каждой главы. Единственное, в чём я отличаюсь, это последний пункт: считаю слишком навязчивым и раздражающим в каждой главе оставлять ссылки на себя.

Выбора между «бусти» и «рулейтом» стоять не может в принципе — у вас должно быть и то, и другое. Но нужно быть аккуратнее со стоимостью подписки на «бусти» и частотой выхода глав. Ведь на «рулейте» главы стоят максимум по пять рублей (всё, что дороже, покупают крайне неохотно), из которых вы получите только четыре. А потому многим читателям будет выгоднее проигнорировать «бусти», что не выгодно уже нам, авторам, ведь ежемесячная подписка намного привлекательнее разовой покупки, ибо даже при простое денюжка капает.

Собственно, а что по цифрам? Я за первый месяц с пятидесяти подписчиков на Фикбуке и с нуля на «Автор тудей» заработал три с половиной тысячи рублей. За год — около пятидесяти пяти тысяч. Но тут большую роль сыграла и моя собственная ошибка, ведь в момент пика доходов я прекратил регулярно писать и выпускал одну главу в несколько недель. Жизненные обстоятельства и собственная неорганизованность надломили меня, вернув чуть ли не в самое начало пути.

Здесь как раз можно отметить одну из главных трудностей стабильного заработка на фикрайтерстве: нужно либо регулярно писать, либо быть мастодонтом индустрии, которым многое прощается.

Если же брать этих самых мастодонтов, то я могу выделить две вариации: ориентированные на один конкретный жанр (или даже одно единственное произведение), или пишущие много, хорошо и на различные темы. Примеров приводить не буду — найти их не составит никакого труда. Такие личности могут спокойно получать от ста тысяч с одного только «бусти» при выкладке через день или два, но некоторые и раз в неделю не выкладывают: тут на них работает репутация, что выступает гарантом качества.

Теперь по затратам. Изначально можно не вкладывать ничего, кроме времени и моральных сил, но вот потом желательно и обложку заказать, и редактора (хотя на том же Фикбуке можно найти огромное количество тех, кто работает на энтузиазме), и пропиариться у других писателей.

Лично я заплатил две тысячи за обложку и отдаю десять процентов с заработка на «бусти» бете, которая и этот текст отредачила. Пиаром, к сожалению, не занимался, так что и трат никаких нет.

Какой вывод можно сделать? Заработок возможен, и вполне неплохой, но всё, конечно, индивидуально. Перед тем, как делать его основным, нужно трудиться, трудиться и ещё раз трудиться. Пишите, экспериментируйте со всем, чем только можно, поддерживайте связь со своими читателями, и у вас всё получится. Может быть.

  • Регина ДыбовицкаяЕще и здесь прорекламировал, молодец! По сабжу - как я рада, что увлекалась фанфиками лет 20 назад, когда они были абсолютно бесплатные, родители и так считали это несерьезным, а если б я еще и карманные тратила...29
  • You know whoого, я в последний раз читал фанфики в 20171
  • Еленаа как на бусти с очень интересными ныне законами, касаемо определенных жанров? за определенные направленности отношений меж персонажами не прилетит? или просто банят такое?3
  • ZhargonЕлена, по поводу определённой направленности отношений ничего сказать не могу - не пишу такое, да и знакомые авторы тоже. Но тут, думаю, как и с запретом на эротику - нельзя, но если очень захотеть, то милости просим. На бусти, по большей части, контролируются фото и видео материалы, а тексты никто не проверяет. У меня и 18+, и расчленёнка спокойно себе живут. Ну и в случае бана, можно переговорить с поддержкой и она даст время на устранение нарушений.2
  • Катя ЗаикаОго как круто. Мне даже в голову такое не приходило. Для меня фанфики - отдушина от написания сценариев. И чтобы их разогнать надо заморачиваться, участвовать в обменах отзывами, покупать продвижение и все такое. Просто лень)8
  • Олег«Цветы для Элджернона» ... опять-таки, исключение А что там не так?2
  • ZhargonОлег, если память не изменяет, то они выполнены в стилистике дневника, который ведёт умственно отсталый персонаж. Соответственно, там множество тех или иных ошибок, что и стало некой фишкой книги.2
  • Мерзкий СкуфZhargon, оу0
  • Илья ВакаевZhargon, так эти ошибки сделаны намеренно, чтобы стилизовать текст под мысли умственно отсталого, это не плохая редактура и не безграмотность автора4
  • ZhargonИлья, я это и хотел сказать, но плохо выразился)3
  • Тина КузнецоваРазве фанфики не запрещено продавать? Вселенная и герои закреплены авторским правом. Тема заинтересовала. Сама работаю автором, и фанфикшен всегда был близок.2
  • essetimereА как Вы изначально искали читателей? иными словами, кто все те люди, которые пришли к Вам на бусти?0
  • ZhargonТина, насколько я успел узнать, подписчики не покупают фанфик, а делают добровольные пожертвованиея, в ответ на которые авторы предоставляют им уже своё вознаграждение (более быстрый доступ к главам). Собственно, это уже не запрещено (хотя насчёт донатов и есть некоторые вопросы, ибо они должны быть безвозмездными). Так что пока не ставлю фиксированную сумму за фик, продажами не занимаюсь)5
  • essetimereЕлена, знаю минимум одного автора, который радостно нарушает на бусти один такой прошлогодний закон и останавливаться не собирается. Правда, не знаю, в какой стране этот человек живет)2
  • Zhargonessetimere, как и говорил, изначально писал на фикбуке чисто для себя, не ставя цели набрать аудиторию или заработать. Благодаря этому набрал первоначальную аудиторию, но она росла больно уж медленно. Так что обратился к заявкам (на фикбуке любой желающий может создать заявку на фанфик, который хотел бы видеть, прописав что именно он хочет от чтиваполучить), где и нашел популярную на тот момент заявку Марвел-11. Посмотрел, что многие пишут практически одно и тоже, да и решил, что если немного изменить концепцию, то и читателей привлеку, и чем-то своим выделюсь. Благодаря этому и набрал постоянных читателей, которых через время перегнал на бусти. Ну и примерно в то же время начал выкладку на автор тудей, где тоже был довольно стремительный рост с последующим переходом на бусти. С рулетом тоже никакой перегонки со старых площадок не было – самостоятельно набиралась аудитория. В принципе, если пишите что-то уникальное или с какими-то отличиями от обычных клише, то набрать аудиторию не проблема. Ну и смотреть на популярные в данный момент темы тоже стоит.2
  • essetimereZhargon, спасибо! Я в настоящее время пишу фантастику "полноразмерную", с оригинальным сюжетом, в общем полноценный роман получается, и прикидываю, что буду с ним делать) Это конечно другая аудитория нежели фанфики, но все способы презентации произведения в интернете интересны.1
  • Zhargonessetimere, поделитесь потом опытом?) Сам потихоньку готовлю полноценные книги и тоже прощупываю почву. Ну и заодно надеюсь, что аудитория фанфиков будет не против перетечь и на другие работы...1
  • rottenbrainzombieZhargon, тут вы капитально не правы. Как раз на уникальное аудитория по щелчку пальцев не набирается. Люди приходят за подобным тому, что им уже нравится, за тропами, клише и формульной культурой.4
  • essetimereZhargon, поделюсь, если он будет успешный, но вряд ли это будет скоро))1
  • ДарПрикольно. В мое время за фанфики не платили. Желаю всяческих удач. А сколько вам лет, если не секрет ?2
  • Zhargonrottenbrainzombie, ну сразу и полностью писать что-то совершенно новое не стоит (думаю на примере того, что я сам лично по заявке писал это понятно). Как уже говорил в статье, нужно обращать внимание на популярные на данный момент тематики, но при этом привносить что-то своё, уникальное. Думаю мало кому понравится читать одно и тоже по многу раз, где меняются только имена и названия.0
  • ZhargonДар, спасибо) Мне 21, а начинал писать ещё лет в 16-17.2
  • Ксения ЕгороваА ещё можно тупо перевести с английского фик с АОЕ, и на это тоже найдутся свои читатели) готовые платить подписку на бусти) знаю несколько таких переводчиков)2
  • Ксения ЕгороваВангую популярный фандом этого лета, "дом дракона" Выходит второй сезон и новый всплеск интереса0
  • ZhargonКсения, этого счастья на рулете завалом) Я пару раз пытался таким заняться, но все найденные популярные фики уже имели свои переводы, а не слишком успешные там и у нас не охотно продавались. Так что тоже надо разбираться и искать подходящие фики.1
  • ZhargonКсения, фандом ИП успешно читаю, но вот ознакомиться с каноном всё руки не доходят... Возможно, станет поводом и для просмотра сериала, и для написания)0
  • Виктория К.На написании фанфиков я заработала только выгорание сто тыщ лет назад2
  • user3318575Ого круто 👍0
  • Liten KerstiРади таких денег куда проще и быстрее писать на текстобиржах про купить гвозди недорого в Московской области. Еще и хобби от обязаловки и продвигайтунга не испоганится.1
  • Антон Маслак«Всё это по итогу вылилось в писательский блок, а затем и выгорание. Но, спустя пару лет, во время которых было написано всего пару абзацев, я вернулся с новыми силами и с нуля переписал все свои фанфики. » Как боролись с писательским блоком? Меня иногда одолевает1
  • Глеб ХромовВот, кстати, достаточно интересная тема. Сейчас увлёкся фанфиками, перейдя на них с оригинальных произведений на том же АТ, и за последние года два тема с boosty взлетела. Наверное, сейчас почти каждый автор имеет там профиль, что на самом деле логично. Не могу рассуждать с точки зрения автора (так как таковым, к собственному сожалению, не являюсь), но как читатель полностью одобряю такой подход. Тут и денюжка автору и больше глав читателю. Единственное, тут тоже нужен баланс. Не уверен в истинности информации, но, исходя из опыта, больше платных подписчиков у тех авторов, кто пишет 2-3 не особо больших (но и не маленьких) главы в неделю и имеет в запасе ещё парочку. Собственно, выкладка глав на бесплатных сайтах именно на такое количество и отстаёт от выкладки на boosty. Это позволяет и читателю не терять нить повествования, и автору не батрачить, как на галерах. Просто знаю нескольких писателей, что имеют по 20-30 платных глав вперёд, и независимо от скорости их выкладки читатели обычно берут самую дешёвую подписку на месяц, проглатывают все главы разом, после чего отписываются и повторяют эту процедуру раз в полгода. Это, конечно, тоже не плохо, но сами понимаете. А некоторые авторы выкладывают по одной огромной платной главе раз в неделю-две. Если посчитать объем текста, то в месяц может выходить даже больше, чем у тех, кто пишут небольшие/средние фрагменты текста, но подписчиков, как ни странно, тоже меньше. Однако, конечно, речь идёт преимущественно именно об авторах, что называется, "средней руки". Какой-нибудь ШПИК, Алигьери или Седрик могут себе позволить писать так, как хотят, но тоже не особо усердствуют в этом.1
  • ZhargonАнтон, как раз сейчас работаю над статьёй над этой темой) В ближайшее время постараюсь выложить, а пока ищу баланс между личным опытом и объективной оценкой...1
  • ZhargonГлеб, хм, спасибо за пищу для размышлений... Давно хотел поэкспериментировать и попробовать разные способы выкладки, так что возьму на заметку ваши догадки) Ну и дополню, что самое главное набрать первоначальную аудиторию (обычно делается с частой выкладкой и внушительным запасом глав), а вот потом уже можно извращаться как душе угодно и пропадать хоть на полгода, хоть на год – есть такие примеры.0
  • Диана ИманкуловаЗа регистрацию на бусти нужно платить? И можно ли заработать на произведении собственного авторства, на своей книге? Заранее спасибо ответившему.0
  • ZhargonДиана, регистрация на бусти бесплатная. На своем произведении зарабатывают также на бусти, ну и обычная продажа присутствует. Собственные книги пока только пишу, так что более качественно о стратегии продажи рассказать не могу)0