Как восстановить доступ к госуслугам?
Видимо, после введения обязательной двухфакторной аутентификации госуслуги автоматически поставили мне подтверждение по смс. Это окей. А маме автоматически установили TOTP. Но никакого TOTP-приложения она никогда не ставила и не пользовалась. С чего они решили подключить именно этот способ?
Как быть? Как восстановить доступ на самый важный сайт гражданина РФ? В МФЦ сказали, что ничем помочь не могут.
Прекрасно вас понимаю: неприятно, когда заставляют пользоваться неудобным способом, да еще без вашего согласия. У меня стоит подтверждение по смс. Но чтобы ответить на ваш вопрос, я поменяла способ авторизации на TOTP и обратно.
Отключить подтверждение аутентификации нельзя: с октября 2023 года она стала обязательной. Но есть несколько способов решить проблему с TOTP.
Как войти на госуслуги, если подтверждение не работает
Если у пользователя нет QR-кода или ключа с госуслуг, чтобы хоть раз воспользоваться приложением TOTP, попасть в личный кабинет не получится. Запрос на восстановление пароля от учетной записи тоже не поможет: вход все равно придется подтверждать. Значит, остается восстановление доступа к учетной записи.
В МФЦ должны помочь, но вопрос нужно поставить иначе: сотрудник должен восстановить доступ к учетной записи пользователя. Он точно может это сделать: техподдержка госуслуг это подтверждает. После восстановления подтверждение входа через смс снова заработает.
Кроме того, можно обратиться в банк, где у пользователя, потерявшего доступ к госуслугам, открыт счет, и зарегистрировать новую учетную запись, которая заменит предыдущую. После этого можно будет авторизоваться по смс. Помочь войти в имеющийся аккаунт сотрудники банка не смогут.
Чтобы получить новый аккаунт, есть два требования:
- Банк должен быть в перечне банков — партнеров портала госуслуг.
- Паспортные данные пользователя на госуслугах должны совпадать с данными в банке.
Если приложения банка на смартфоне нет, его придется поставить. Либо можно воспользоваться сайтом или прийти в отделение банка лично с паспортом.
Напишите в техподдержку госуслуг, если ни один из способов выше не сработал. Попросите бота позвать оператора — он поможет восстановить доступ.
А еще у госуслуг есть поддержка по телефону:
- бесплатный номер по России — 8 800 100-70-10;
- номер для звонка с мобильного телефона — 115;
- для звонков из-за границы — +7 495 727-47-47.
Как войти на госуслуги через TOTP
После восстановления доступа к госуслугам можно будет изменить способ входа на вкладке «Безопасность» в личном кабинете. Если, конечно, такая необходимость есть. Например, можно входить по биометрии или с помощью электронной подписи.
Чтобы изменить эту настройку, выберите нужный вариант из списка и подтвердите решение указанным способом. Например, если меняете смс на TOTP, нужно будет ввести одноразовый код подтверждения из приложения TOTP.
Расскажу, как все настроить.
TOTP — это вполне удобный способ авторизации: для его работы не нужен интернет или мобильная связь, как для смс. Это особенно пригодится, если вы находитесь в роуминге или в местности с плохой мобильной связью. Нужно только установить приложение для работы с одноразовыми кодами TOTP. Коды будут появляться прямо в приложении.
Приложений для TOTP много, можно использовать любое, например Google Authenticator, Microsoft Authenticator или «Яндекс Ключ». Все они работают по одному принципу:
- Отсканируйте QR-код или введите ключ с сайта, на который планируете входить по одноразовому паролю. Код и ключ появятся, когда вы выберете этот способ подтверждения входа на сайт.
- Генерируйте в приложении одноразовый пароль — обычно это цифровой код — при каждом входе на сайт.