Как восстановить доступ к госуслугам?

6

Видимо, после введения обязательной двухфакторной аутентификации госуслуги автоматически поставили мне подтверждение по смс. Это окей. А маме автоматически установили TOTP. Но никакого TOTP-приложения она никогда не ставила и не пользовалась. С чего они решили подключить именно этот способ?

Как быть? Как восстановить доступ на самый важный сайт гражданина РФ? В МФЦ сказали, что ничем помочь не могут.

Аватар автора

Виктория Зорина

разбирается в госуслугах

Страница автора

Прекрасно вас понимаю: неприятно, когда заставляют пользоваться неудобным способом, да еще без вашего согласия. У меня стоит подтверждение по смс. Но чтобы ответить на ваш вопрос, я поменяла способ авторизации на TOTP  и обратно.

Отключить подтверждение аутентификации нельзя: с октября 2023 года она стала обязательной. Но есть несколько способов решить проблему с TOTP.

Как войти на госуслуги, если подтверждение не работает

Если у пользователя нет QR-кода или ключа с госуслуг, чтобы хоть раз воспользоваться приложением TOTP, попасть в личный кабинет не получится. Запрос на восстановление пароля от учетной записи тоже не поможет: вход все равно придется подтверждать. Значит, остается восстановление доступа к учетной записи.

В МФЦ должны помочь, но вопрос нужно поставить иначе: сотрудник должен восстановить доступ к учетной записи пользователя. Он точно может это сделать: техподдержка госуслуг это подтверждает. После восстановления подтверждение входа через смс снова заработает.

Кроме того, можно обратиться в банк, где у пользователя, потерявшего доступ к госуслугам, открыт счет, и зарегистрировать новую учетную запись, которая заменит предыдущую. После этого можно будет авторизоваться по смс. Помочь войти в имеющийся аккаунт сотрудники банка не смогут.

Чтобы получить новый аккаунт, есть два требования:

  1. Банк должен быть в перечне банков — партнеров портала госуслуг.
  2. Паспортные данные пользователя на госуслугах должны совпадать с данными в банке.

Если приложения банка на смартфоне нет, его придется поставить. Либо можно воспользоваться сайтом или прийти в отделение банка лично с паспортом.

Варианты восстановления доступа к личному кабинету от техподдержки госуслуг
Варианты восстановления доступа к личному кабинету от техподдержки госуслуг
Варианты восстановления доступа к личному кабинету от техподдержки госуслуг
Список банков — партнеров портала госуслуг, актуальный на конец мая 2024 года. Сможет ли ваш банк помочь и какие дополнительные требования к этой процедуре у него есть, лучше заранее заранее уточнить в поддержке
Список банков — партнеров портала госуслуг, актуальный на конец мая 2024 года. Сможет ли ваш банк помочь и какие дополнительные требования к этой процедуре у него есть, лучше заранее заранее уточнить в поддержке

Напишите в техподдержку госуслуг, если ни один из способов выше не сработал. Попросите бота позвать оператора — он поможет восстановить доступ.

А еще у госуслуг есть поддержка по телефону:

  • бесплатный номер по России — 8 800 100-70-10;
  • номер для звонка с мобильного телефона — 115;
  • для звонков из-за границы — +7 495 727-47-47.

Как войти на госуслуги через TOTP

После восстановления доступа к госуслугам можно будет изменить способ входа на вкладке «Безопасность» в личном кабинете. Если, конечно, такая необходимость есть. Например, можно входить по биометрии или с помощью электронной подписи.

Чтобы изменить эту настройку, выберите нужный вариант из списка и подтвердите решение указанным способом. Например, если меняете смс на TOTP, нужно будет ввести одноразовый код подтверждения из приложения TOTP.

Расскажу, как все настроить.

TOTP — это вполне удобный способ авторизации: для его работы не нужен интернет или мобильная связь, как для смс. Это особенно пригодится, если вы находитесь в роуминге или в местности с плохой мобильной связью. Нужно только установить приложение для работы с одноразовыми кодами TOTP. Коды будут появляться прямо в приложении.

Приложений для TOTP много, можно использовать любое, например Google Authenticator, Microsoft Authenticator или «Яндекс Ключ». Все они работают по одному принципу:

  1. Отсканируйте QR-код или введите ключ с сайта, на который планируете входить по одноразовому паролю. Код и ключ появятся, когда вы выберете этот способ подтверждения входа на сайт.
  2. Генерируйте в приложении одноразовый пароль — обычно это цифровой код — при каждом входе на сайт.
Чтобы изменить способ подтверждения, выберите нужный вариант в настройках. Вы всегда можете поменять выбор, имея доступ к личному кабинету
Чтобы изменить способ подтверждения, выберите нужный вариант в настройках. Вы всегда можете поменять выбор, имея доступ к личному кабинету
После подключения авторизации через TOTP отсканируйте QR⁠-⁠код в любом приложении TOTP и введите код подтверждения в том же окне на госуслугах
После подключения авторизации через TOTP отсканируйте QR⁠-⁠код в любом приложении TOTP и введите код подтверждения в том же окне на госуслугах
Так выглядит авторизация на госуслугах с помощью одноразового кода из приложения «Яндекс Ключ»
Так выглядит авторизация на госуслугах с помощью одноразового кода из приложения «Яндекс Ключ»
Так выглядит авторизация на госуслугах с помощью одноразового кода из приложения «Яндекс Ключ»
Так выглядит авторизация на госуслугах с помощью одноразового кода из приложения «Яндекс Ключ»
1/2
Так выглядит авторизация на госуслугах с помощью одноразового кода из приложения «Яндекс Ключ»

Виктория ЗоринаБыли проблемы с авторизацией на госуслугах? Расскажите о своем опыте:
  • huistoe gaan nieА почему вы решили спросить это здесь, а не в поддержке Госуслуг?1
  • АлександрКак человек, который несколько лет отработал в поддержке Госуслуг (на первой линии), вижу три варианта: 1. И самый очевидный - косяк работников МФЦ. Они просто не могут управиться с АРМ, он тупой и малопонятный даже для них. В теории, они должны иметь возможность к сбросу пароля. Решение: обратиться в другой центр обслуживания (на Госуслужках должна быть карта). Лайфхак - предварительно позвоните и спросите, смогут ли восстановить, т.к. информация по центрам иногда бывает неактуальная. Сэкономите время, деньги и нервы. 2. Обратиться в поддержку (сейчас, видимо, только через чат или бот ВК, дозвониться теперь проблема, сам тут как-то хотел); сами не сбросите, к сожалению, все настройки только из ЛК. Насколько понимаю, скриншоты с ПК, попробуйте удалить кэш/куки в браузере и повторить действия по входу, либо сменить браузер / устройство, если есть такая возможность. Если приложение, переустановите и повторите вход. Если и тут не поможет, дорога лежит в поддержку. 3. Самый хардкорный - удалить учётку силами того же МФЦ и зарегистрироваться с нуля самостоятельно, потому что если начать путь по второму пункту, он может быть долог, тернист и малоэффективен. Но при этом рискует сожрать уйму времени и нервов.1
  • АлександрГога, ну поделитесь, в чем я был неправ и предложите свой вариант решения проблемы. Видимо, у вас есть какой-то свой рецепт успеха, что ж, почитаю с удовольствием.0

Сообщество