Мнения
823

Мнение: корпорации манипулируют подсознанием массового потребителя в корыстных интересах

31

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Евгений Герштейн

Страница автора

Для любого человека, который разбирается в маркетинге и пиаре, не секрет, что корпорации используют психологические стратегии, направленные на формирование привычек потребления. Они буквально создают ощущение, что для счастья и успешной жизни необходимы определенные продукты или действия. То есть вместо того чтобы фокусироваться на реальных потребностях человека, компании замещают их искусственными.

Я приведу простой пример: многие люди полагают, что секрет хорошей фигуры в том, чтобы считать калории. Везде сейчас только слышно «считай калории», «вот AI-приложение, которое считает калории по фотографии еды», «марафон похудения, где мы научим считать калории». В действительности секрет хорошей фигуры в том, чтобы есть настоящую и чистую еду — практически не важно, в каком количестве.

Если говядина или баранина, то grass-fed и без гормонов, если курица или яйца, то свободного выгула, если овощи и фрукты, то без пестицидов и выращенные органическими методами, если вода, то без микропластика и тяжёлых металлов.

В итоге мы можем наблюдать, как многим людям представления об общем физическом здоровье заместили постоянным стремлением к похудению. Постоянным, потому что такие люди никогда не добьются стабильного результата, если не изменят пищевые привычки и не откажутся от эндокринных разрушителей, которые им продают эти же компании и корпорации:

  • пластиковую упаковку с бисфенолом А (BPA) и фталатами, которые исследования связывают с воздействием на гормональный баланс и повышением риска различных заболеваний
  • коровье молоко и мясные продукты, содержащие остатки гормонов, таких как эстрогены и гормоны роста, которые используются в животноводстве для увеличения продуктивности
  • нефильтрованную воду из-под крана, когда большая часть водопроводных труб ужасно загрязнена тяжелыми металлами и химикатами (см. изображения)

Так случилось, потому что Эдвард Бернейс, племянник Зигмунда Фрейда, использовал психоаналитические идеи своего дяди для создания новой формы манипуляции, которая бы воздействовала на массовое подсознание. В 1920-е годы он разработал концепцию PR — систему, превращавшую желания и эмоции людей в рычаги, которые могли подталкивать их к потреблению.

Например, Бернейс устроил кампанию «Факел свободы», которая продвигала курение среди женщин как акт эмансипации. Но стали ли женщины более независимыми и здоровыми от того, что им разрешили курить через маркетинговые манипуляции? Не думаю.

Также Бернейс убедил корпорации и политиков, что потребители будут более управляемыми, если их желания направлять в русло материальных приобретений. Подобный подход заставлял людей покупать больше вещей, с которыми они ассоциировали счастье и успех. Таким образом, например, автомобили или модные товары стали не просто покупками, а символами личного статуса.

Он первым использовал знаменитостей для продвижения товаров. Его идея заключалась в том, что известные личности в рекламе создают ассоциации с успехом. Это привело к тому, что звезды стали не просто лицами брендов, но и символами желаемого образа жизни. Например, реклама Coca Cola с участием популярных артистов в 1950-е годы помогла установить крепкую связь между продуктом и положительными эмоциями.

Если вы посмотрите глубже и ознакомитесь со всеми достижениями Бернейса, то станет очевидно, что он заложили основу для современной рекламы и пропаганды, фокусируясь не на рациональном убеждении, а на эмоциональном внушении. Я считаю, что такие методы создают иллюзию свободы, на деле же манипулируя людьми через их подсознательные страхи и желания.

Теперь людей с детства учат быть потребителем больше, чем быть производителем — таким образом у них постепенно отбирают возможность полагаться только на себя.

  • Александр МаркеловЭто работает только с внушаемыми людьми.6
  • ВеленаВ действительности секрет хорошей фигуры в том, чтобы есть настоящую и чистую еду — практически не важно, в каком количестве. Смешно, дальше читать нет смысла.10
  • DevastorАлександр, то есть с 99% населения земли4
  • Эмин ГалыковУ Миши Маваши есть песня "Своими силами" называется, там он такую фразу произносит: Начнёшь с себя-примером ближнему поможешь! Все кем-то манипулируют! Женщины, мужчины прихорашиваются для привлечения внимания противоположного пола, тоже форма манипуляции! Люди живут манипуляциями! А на счёт вреда пластика, молока и мяса насыщенных гормонами и тяжёлых металлов в нефильтрованных вода-это всё, разговоры ни о чём! При том же Эдварде Бернейсе никакого пластика небыло, молоко и мясо были чистыми и никаких тяжёлых металлов и при этом качество жизни было хуже чем сейчас!0
  • Елена МироноваАга. "О, натуральное молоко и мясо без добавок, беру! Сколько-сколько стоит? Нет, спасибо".3
  • Андрей Чевозёров1) Да, корпорации используют маркетинг и пиар чтобы зарабатывать на людях деньги А ещё это делает государства А ещё на этом строится массовое образование А ещё религии 2) У вас тоже в голове та ещё моча, из-за паранойи о хитрых корпорациях в шизотеории и конспирологию уходить всё же не стоит5
  • Андрей ЧевозёровЕвгений, аргументация от частного к общему в таких случаях не работает, вот почему: У меня есть кореш который каждый день ест чипсы и пьёт пиво, а в обед съедает булочку или ватрушку из столовой на работе – но выглядит крепче и стройнее вас. Но мы не можем сказать, что это означает что все люди могут есть чипсы, пиво и булочки и будут здоровыми. Потому что это его случай, у которого может быть множество других факторов. А в среднем, по всей популяции, калории это прямая метрика количества энергии которую получит организм, избыток энергии => увеличение веса. Там много AI не надо чтобы с этим разобраться, и в основе лежат довольно старые научные открытия13
  • Александр МаркеловDevastor, и откуда такая статистика?3
  • Мистер_ФиксСогласен, если оспа, то только натуральная.5
  • AmbroziyЕвгений, вы прям как те корпорации, верим картинке и словам🙂4
  • AmbroziyЕвгений, что значит без добавок и где её берете в городе?1
  • Андрей ЧевозёровЕвгений, Вы сидите на тех же психологических манипуляциях что вам толкают корпорации, это точно такой же маркетинг, просто продают вам псевдо-зож - вы всего лишь другой тип аудитории Сегодня вы уверены в том, что консерванты или, пестициды наносят человеку вред. Завтра у вас станет немного выше зарплата, и вы переплатите условной азбуке вкуса за еду с большой надписью "Эко" и рекламной компанией "За отсутствие ГМО". Ну и что уж говорить о частниках которым вы будете нести деньги за натуральные продукты, технологический процесс сбора которых будет сопровождать гораздо большее количество лишних примесей, чем даже в фабричном производстве. В сущности, например, если размышлять о псевдо-натуральности, самые близкие к натуральным по условиям роста овощи - будут выращены на гидропонике. Так как в питательном растворе шанс, что растение впитает лишних тяжёлых металлов гораздо ниже чем в почве. К тому же пестициды и гербициды при таком методе производства не нужны. "Натуральность" - это такой же бренд, с которого также рубят деньги. Просто лохи другие - которые думают что они разгадали замысел маркетологов и корпораций.12
  • Андрей ЧевозёровЕвгений, Задача модерации блокировать чернуху, а не "бороться с фейками", особенно в разделе "Мнения". А редакция очень часто постит спорные вещи на главной странице, для того чтобы разжечь дискуссию и привлечь внимание читателей. Про мочу раскрыл в комментарии выше4
  • Полиция Т—ЖАндрей, просим не грубить0
  • Никита ЗиминЕвгений, у меня было похожее преобразование. Но я не менял свой рацион, наоборот начал есть больше фастфуда и прочих быстрых углеводов. Просто после того, как я начал ходить в зал, организму стало резко не хватать привычного питания.0
  • Никита ЗиминКак корпорации манипулируют мнением, Ожидание: рассказ про раздутую стоимость алмаза, который не имеет никакой ценности, современное искусство, дизайнерские вещи и успешный успех Реальность: автор начинался ЗОЖ-шизы и убежден, что питается исключительно натуральной на 100% едой7
  • Евгений ГерштейнАндрей, маркетинговые манипуляции есть везде, включая сегмент здорового образа жизни, да. Маркетинг пронизывает любой объект в нашем мире — даже шнурки на обувь продают с его помощью. Но вопрос, который я поднимаю в тексте, никак не связан с тем, о чём вы пишите. Я знаю о маркетинговых трюках — именно поэтому потребляю сознательно. Можно следовать моде, а можно знать о веществах, которые могут влиять на здоровье, и не желать их в своём теле. Именно поэтому нет каких-либо причин доверять промышленным методам, которые используют удобрения и гормоны роста. Разве вы считаете иначе? Мы живём в мире, где даже чеки в магазине, если их трогать часто, могут подавлять эндокринную систему. Какие причины сомневаться, что мотивы по крайней мере каких-то компаний, которые стремятся к органическим методам производства и не мучают животных, более прозрачные?1
  • Евгений ГерштейнVHEYK, нет, я от них очень сильно отличаюсь тем, что абсолютно прозрачен. Мне не сложно обменяться с вами контактам и предоставить любые доказательства. Да чего говорить, у меня в Instagram всё задокументировано.1
  • Евгений ГерштейнVHEYK, об этом писал в другом материале: https://journal.tinkoff.ru/expat-diet-tailand/1
  • Евгений ГерштейнАндрей, тут написано буквально: «Материалы, которые содержат недостоверную информацию и вводят читателя в заблуждение, не принимаются».2
  • Евгений ГерштейнОб этом и речь, Елена. Мы никому не нужны здоровые и долго живущие, кроме нас самих. Нет денег — кушай пестициды, гормоны роста и микропластик.2
  • Евгений ГерштейнАлександр, такой статистики, разумеется, нет. Но в том, что это будет большинство людей, у меня нет сомнений. Мы с вами тоже в каких-то аспектах — не просто так мнение по каким-то вопросами меняем. Просто мир стал слишком большим — в нём очень много информации. Вот мы все и внушаемся кому в чём нравится. Я вам рекомендую посмотреть документальный фильм Адама Кёртиса — The Century of the Self. С сами знаете каких сайтов можно скачать — не уверен, что тут можно упоминать, откуда скачивают не лицензию. Думаю, вам очень понравится. Если не знаете английский, то с субтитрами тоже найти можно.2
  • Евгений ГерштейнНикита, зачем уводить фокус с темы текста на личные взгляды и предпочтения автора? Это же совсем не конструктивно. Просто манипуляции работают в разных областях — не только с материальными вещами, но и с более повседневными аспектами жизни, такими как здоровье и еда? Влияние на привычки в питании — это такая же манипуляция, и она важна, так как касается физического и психического состояния людей. По-моему, это прямо считывается в тексте. Буквально пропишу ещё раз: маркетинг использует разные инструменты, чтобы заставить людей думать, что им «нужны» конкретные вещи — алмазы, статусные товары или способы достижения «идеального» тела. Даже калорийность и диеты становятся объектами манипуляций, формируя потребность, которую не все могут сознательно воспринять. Здесь речь не о слепом следовании моде, а о попытке делать информированный выбор. Это позволяет лучше понимать, что идет на пользу, а что — на вред.0
  • Евгений ГерштейнЭмин, да, я согласен, манипуляции — часть человеческой жизни. Они везде — от социальных взаимодействий до маркетинга. Это наш естественный элемент поведения. Но корпоративные манипуляции затрагивают массы и часто используются для формирования долгосрочных потребительских привычек, а это выходит за рамки обычного человеческого взаимодействия. Те манипуляции, о которых говорите вы — ухаживание за собой, чтобы понравиться — отличаются по своему масштабу и последствиям от манипуляций на уровне корпораций. Хотя бы потому, что последние работают с глубокими психологическими триггерами и используют влияние на массовое подсознание. Манипуляции Бернейса касались формирования образа жизни, современные манипуляции — воздействуют на потребности, связанные с базовым здоровьем. Это разные уровни воздействия, потому что сейчас такого рода манипуляции могут прямо влиять на ваше и моё благополучие. Суть текста именно в этом.1
  • DevastorАлександр, жизненный опыт + аналитика. Если в двух словах. Полноценный ответ на такой объемный вопрос не уместится и в 100 таких комментариев0
  • DevastorЕвгений, разумеется, такой статистики нет, это условное приближение, на самом деле, конечно же, тех, кто не подвержен внушению и способен мыслить полностью самостоятельно и осознанно куда меньше 1%2
  • Евгений ГерштейнАндрей, забыл добавить, что насчёт гидропоники вы правы. Я зелень обычно в этом отделе и покупаю.0