Мнения
0

Мнение: корпорации манипулируют подсознанием массового потребителя в корыстных интересах

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Евгений Герштейн

Страница автора

Для любого человека, который разбирается в маркетинге и пиаре, не секрет, что корпорации используют психологические стратегии, направленные на формирование привычек потребления. Они буквально создают ощущение, что для счастья и успешной жизни необходимы определенные продукты или действия. То есть вместо того чтобы фокусироваться на реальных потребностях человека, компании замещают их искусственными.

Я приведу простой пример: многие люди полагают, что секрет хорошей фигуры в том, чтобы считать калории. Везде сейчас только слышно «считай калории», «вот AI-приложение, которое считает калории по фотографии еды», «марафон похудения, где мы научим считать калории». В действительности секрет хорошей фигуры в том, чтобы есть настоящую и чистую еду — практически не важно, в каком количестве.

Если говядина или баранина, то grass-fed и без гормонов, если курица или яйца, то свободного выгула, если овощи и фрукты, то без пестицидов и выращенные органическими методами, если вода, то без микропластика и тяжёлых металлов.

В итоге мы можем наблюдать, как многим людям представления об общем физическом здоровье заместили постоянным стремлением к похудению. Постоянным, потому что такие люди никогда не добьются стабильного результата, если не изменят пищевые привычки и не откажутся от эндокринных разрушителей, которые им продают эти же компании и корпорации:

  • пластиковую упаковку с бисфенолом А (BPA) и фталатами, которые исследования связывают с воздействием на гормональный баланс и повышением риска различных заболеваний
  • коровье молоко и мясные продукты, содержащие остатки гормонов, таких как эстрогены и гормоны роста, которые используются в животноводстве для увеличения продуктивности
  • нефильтрованную воду из-под крана, когда большая часть водопроводных труб ужасно загрязнена тяжелыми металлами и химикатами (см. изображения)

Так случилось, потому что Эдвард Бернейс, племянник Зигмунда Фрейда, использовал психоаналитические идеи своего дяди для создания новой формы манипуляции, которая бы воздействовала на массовое подсознание. В 1920-е годы он разработал концепцию PR — систему, превращавшую желания и эмоции людей в рычаги, которые могли подталкивать их к потреблению.

Например, Бернейс устроил кампанию «Факел свободы», которая продвигала курение среди женщин как акт эмансипации. Но стали ли женщины более независимыми и здоровыми от того, что им разрешили курить через маркетинговые манипуляции? Не думаю.

Также Бернейс убедил корпорации и политиков, что потребители будут более управляемыми, если их желания направлять в русло материальных приобретений. Подобный подход заставлял людей покупать больше вещей, с которыми они ассоциировали счастье и успех. Таким образом, например, автомобили или модные товары стали не просто покупками, а символами личного статуса.

Он первым использовал знаменитостей для продвижения товаров. Его идея заключалась в том, что известные личности в рекламе создают ассоциации с успехом. Это привело к тому, что звезды стали не просто лицами брендов, но и символами желаемого образа жизни. Например, реклама Coca Cola с участием популярных артистов в 1950-е годы помогла установить крепкую связь между продуктом и положительными эмоциями.

Если вы посмотрите глубже и ознакомитесь со всеми достижениями Бернейса, то станет очевидно, что он заложили основу для современной рекламы и пропаганды, фокусируясь не на рациональном убеждении, а на эмоциональном внушении. Я считаю, что такие методы создают иллюзию свободы, на деле же манипулируя людьми через их подсознательные страхи и желания.

Теперь людей с детства учат быть потребителем больше, чем быть производителем — таким образом у них постепенно отбирают возможность полагаться только на себя.