За и против: стоит ли ​учить детей англий­скому с ранних лет

Аргументы читателей
24
За и против: стоит ли ​учить детей англий­скому с ранних лет
Аватар автора

Лада Кошман

учила английский с пяти лет

Страница автора

Современные родители стараются как можно раньше прививать детям любовь к иностранным языкам.

Для этого они нанимают преподавателей, выбирают билингвальные детские сады или самостоятельно объясняют новые слова. Читатели Т⁠—⁠Ж обсудили, есть ли смысл учить ребенка английскому и другим иностранным языкам с ранних лет, — их мнения разошлись. Выбирайте точку зрения, присоединяйтесь к дискуссии и делитесь собственным опытом.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

👎 Против: изучение языков не влияет на развитие интеллекта

Аватар автора

Alexander Schnurrbart

цитирует профессора

Страница автора

Даже повернутые на языках немцы пишут, что начинать учить английский в садике нет смысла. При этом в гимназиях Германии осваивают минимум два иностранных, нередко еще и латынь.

Немецкий профессор психологии Элизабет Штерн изучает когнитивную психологию и интеллект в Швейцарской высшей технической школе Цюриха. «Оно того просто не стоит, — говорит профессор Штерн. — Чтобы выучить язык через игру, требуется много времени. Ребенок, который посещает курсы английского языка в детском саду, через два-три месяца уже знает несколько слов или может произносить простые предложения, например „Меня зовут Кевин“. Это приятно, но непропорционально расходам».

Она же рассматривала влияние изучения в гимназиях латыни — а это фундамент для последующего освоения романских языков: французского, испанского, итальянского — на развитие интеллекта, логического мышления и улучшения математических способностей. И пришла к грустному выводу, что взаимосвязь отсутствует. В Википедии есть ссылка на это исследование.

👍 За: на ранних этапах дети восприимчивы к новым знаниям

Аватар автора

Alex Ts.

приводит положительные примеры

Страница автора

Общеизвестный факт, что ребенок впитывает все, как губка. И свой родной язык он сначала учит, просто повторяя за окружающими, не зная ни алфавита, ни грамматики.

Если с ребенком с самого рождения говорить на разных языках, он будет их усваивать. У меня много примеров друзей, у которых родители — носители разных языков. В результате все свободно владеют двумя или тремя языками. Просто потому, что родители говорили с ними, читали книжки и показывали мультики.

👎 Против: сначала ребенок должен освоить родной язык

Аватар автора

Андрей877

начал учить язык в средней школе

Страница автора

В мои школьные годы, 2001—2012, английский начинался только с пятого класса, и ничего — как в переносном, так и в буквальном смысле.

В переносном, потому что именно от якобы позднего старта ничего плохого не произошло. Сначала надо выучить родной язык на элементарном уровне, чтобы было хотя бы понимание языковых конструкций. А уже потом иностранный.

А в буквальном смысле — потому что в школе все равно преподавание английского на низком уровне, если это типичное МБОУ СОШ.

Аватар автора

Фата-моргана

вспомнила забавный случай

Страница автора

Если нет веских поводов для изучения языка с детства, я бы отложила это до восьми или девяти лет.

Давненько была интересная ситуация, когда пришли на развивашки, и один ребенок четырех или пяти лет спрашивал у своей мамы, как, например, будет «стол» по-русски. Мамочка мне потом сказала, что они смотрели много мультиков для малышей на английском, параллельно ребенка обучали русскому и английскому в домашней среде. И для них образовалась проблема: ребенок по-русски понимает, но не знает все элементарные бытовые слова.

Аватар автора

juarhala

ратует за постепенное развитие

Страница автора

Мамочки, стремящиеся потратить лучшие годы своих детей на пятьсот тысяч ненужных кружков и навыков, когда им бы хоть русский язык нормально освоить, наладить социализацию и моторику в рамках игр во дворе с другими детьми, — это просто смех и слезы.

Зачем пытаться поставить произношение четырехлетнему ребенку? Не логичнее ли рассказывать ему про животных, цвета и прочие намного более простые и увлекательные вещи?

👍 За: с подходящим преподавателем дети легко учат язык

Аватар автора

Little Whinging

обратилась к своему опыту

Страница автора

Малыши очень хорошо развиваются офлайн с грамотным преподавателем. Им нужно много времени на запоминание, требуется использовать большое количество техник, постоянно быть в тонусе. Но и результат прекрасный: им это потом пригождается и в изучении русского языка, и со школьным английским никаких проблем. И главное — развивается мозг ребенка, навыки коммуникации, появляется желание учиться.

А зависит все от компетентного преподавателя и грамотного подхода родителей. Нужно ко всему относиться не с точки зрения достигаторства, а с позиции потенциала для развития. Все индивидуально.

Ко мне в группу полгода ходил трехлетний мальчик, и все, что он делал, — это смеялся над тем, как я показывала животных и прочее. А потом оказалось, что за это время он неплохо все запомнил и начал выдавать целые фразы.

Аватар автора

немало вероятно

ищет преподавателя итальянского

Страница автора

Все зависит от учителя или репетитора. На мой взгляд, задача родителей — подобрать хорошего преподавателя, а педагога, если он хочет развиваться как детский, — найти подход. Другой вопрос, что такое обучение будет стоить дороже, чем для взрослого, — к этому нужно быть готовым.

Сейчас мне 33 года, и я нахожусь в поиске преподавателя по итальянскому для себя. Отказалась от англоговорящего, так как он не может объяснить логику ни на каком языке. Другой не подошел, так как решил вести занятия только на итальянском. Я его уже понимаю, но не очень могу говорить. Сейчас смотрю другие варианты. Для ребенка такой анализ должны делать родители вместе с преподавателем. Тогда будет результат.

Аватар автора

Анна Афанасьева

рассуждает об особенностях обучения детей

Страница автора

У дошкольников есть понятие silent period, когда они воспринимают информацию, но молчат. И у всех детей он длится разное время. Все работает, просто нужен правильный подход и регулярные занятия. И конечно, надо быть на одной волне с детьми, это не все преподаватели могут и любят.

Китайцы давно ориентированы на ранний английский, и дети у них занимаются с года или двух лет. Поставлены у вашего ребенка русские звуки или нет, вообще неважно. Английские звуки — это совершенно другое: [t] — это не русский [т], речевой аппарат работает иначе.

👎 Против: единицы справляются с обучением малышей

Аватар автора

Полина Карабардина

защищает учителей

Страница автора

Эффективное преподавание английского маленьким детям — это высший пилотаж. Это капец как сложно. Надо кроме всей обычной методики изучить что-то чисто для малышей — типа Хелен Дорон. А потом невероятно выкладываться на каждом уроке, чтобы четырехлетка не игнорировал ваше существование.


Лада КошманВ каком возрасте вы начали учить иностранный язык?
  • Helg SvartСначала у нас все учили греческий, затем татарский, затем латынь, затем французский, после чего лет 50 все учили немецкий, и посление лет 60-70 все учат английский. Есть малая, но ненулевая вероятность того, что к тому моменту когда ребёнок вырастет, английский уже не будет актуальным. Язык - это модный тренд, который зависит от политики, так что лучше учить языки по мере надобности, а не с малых лет3
  • БарышняКонечно, стоит. Только нужно понимать, что обучение в детстве происходит в форме общения. У меня ребёнок с 1.5 лет ходил в двуязычный детский сад, где один воспитатель говорит на английском, другой на родном. В 7 лет во время отпуска дочь подружилась с девочками из Шотландии, и они проиграли всё время вместе. Говорила она с ними, конечно, на свободном английском. И в этом ничего сверхъестественного. Двух и трёхязычных детей в нашем окружении много.14
  • Маленькая ведьмаИзучение языков развивает мозг - это факт. Но вызывает вопросы уровень преподавания и уровень знание языка самого преподавателя. Не заметила, что бы у нас хотя бы половину выпускников могла спокойно изъясниться на английском без репетиторов и лингвистических школ.12
  • НикитаЯ в этом вопросе технократ: считаю, что в скором времени потребность для обывателя в изучении иностранных языков исчезнет. Уже сейчас современные технологии позволяют синхронно переводить видеоролики с десятков языков, переводить живую речь. И это только начало развития технологий. Через несколько лет будут корректно переводиться подтекст и культурные особенности речи. Полагаю, что мы будем даже не догадываться, на каком языке говорит наш собеседник. Да, изучение языков останется как хобби, как лингвистика, но для повседневной и деловой жизни это станет ненужным. А для развития можно найти другие направления.2
  • Владимир ШевцовЕсли ребёнок хорошо переносит нагрузку2
  • БарышняНикита, не заменит. Вы же не будете говорить на родном языке через какой-то прибор, потому что это неудобно. Живое общение через речевой аппарат, прости Господи, намного проще и сближает больше. Так же и с иностранными языками. Люди, свободновладеющие ими, не задумываются, а просто переключаются. А выучить хотя бы английский - это не бог весть какая задача. В австрийских школах выпускники говорят после окончания на английском, французском и ещё каком-то обязательно. И при желании учат ещё 1 язык факультативом. Что не отменяет других предметов и достижений. Почему не во всех странах (даже Европы) в школах преподают языки на этом уровне - это вопрос открытый.4
  • Анна АшихминаВ меня начали заталкивать английский в 9 лет, кажется. В пятом классе у нас должны были начаться языки, но учителя английского не было, и родители наняли репетитора. Целый учебный год она учила меня по учебнику Happy English и доп материалам типа оригиналов английских газет. На следующий год учителя нашли, и мы начали заниматься по этому же учебнику — с самого начала. Мне было скучно, и в какой-то момент я забила на этот предмет — оценки скатились, конечно. В дальнейшем я кое-кое-как вывезла этот инглиш (не без помощи занятий в языковой школе), мне "нарисовали" пятерку в аттестат, но язык так и не знаю. Болтаются в голове обрывки знаний уровня Elementary, полученные на занятиях с первой учительницей. Я несколько раз пыталась пойти на курсы, но мне не хватило мотивации. Сейчас подрастают сыновья, надо думать про английских для них, а я до дрожи боюсь этой темы (4
  • LittleStarКитайцы ориентированы на раннее развитие, а знает ли там кто-то язык? Вопрос риторический, стоит один раз съездить, чтобы понять, что нет. Кроме того, обыватели путают обучение в классе с преподавателем и обучение в среде. История, что ребенок усваивает язык, относится к жизни в среде. При обучении у преподавателей никакой особенной форы у детей нет по ряду причин (упрощенность программы, малый объем часов, несформированность абстрактного мышления). Рекомендую почитать Lightbown P. M., Spada N. How languages are learned 5th Edition. – Oxford university press, 2021, а не опираться на мнение людей из Интернета.0
  • Major TomОсновной плюс английского с двух лет (как и прочих методик раннего развития) - мамашкам есть чем приосаниться на детской площадке. Языки усваиваются нормально только в среде, если семья двуязычная или дома говорит не на языке страны, где живёт.8
  • Надежда КудиноваДумаю стоит учить, когда есть цель. На работе например, а малышам зачем это? По мне это бесполезная трата денег.4
  • Гришин Р.Надежда, а развитие?0
  • Надежда КудиноваГришин, Малыш ежедневно познает мир, это не развитие? Развитие мелкой моторики и другие вещи, которым ребёнок каждый день обучается? Вы смотрите с точки зрения взрослого человека, которому хорошо учить язык, что бы мозг не зарос и отсрочить Альцгеймер 😀7
  • Дарья ГузенкоЯ считаю, что надо!0
  • АлисаНеоднозначный вопрос. Сейчас я скорее за то, чтобы начинать учить за пару лет до школы, но не в виде классических уроков, а в виде просмотра мультиков и игр с игрушками. То есть, путем погружения в среду, насколько возможно. Классическое обучение по учебникам с 7-8 лет, как мне кажется, оптимально.1
  • Pippi LångstrumpЯ начала учить английский в 22 года, а шведский в 26 лет. Знаю оба языка свободно на уровне чтения, работы и общения. Если это дано, то неважно в каком возрасте учится язык. В школе учила немецкий на отлично, но общаться на этом языке не могу, а сейчас и двух слов не вспомню на этом языке.0
  • Elena SilichМой младший ребенок - полиглот с раннего возраста без занятий и преподавателей. Я просто попробовала в возрасте 1г 3мес позаниматься с дочерью английским по методике Домана (методика давно справедливо подвергается критике, но для некоторых детей-визуалов она на самом деле даёт потрясающие результаты). Мы не соблюдали "правила": я не показывала дочери карточки со словами по нескольку раз в день, и вообще, по сути, "занимались" когда придётся и, что удивительно, по настоянию ребенка, а не по моей инициативе. Когда подключили после двух лет короткие видео по Доману (предмет - слово или изображение действия - слово) плюс песенки на английском, в которых то, о чем поётся, изображается, прогресс пошёл семимильными шагами. К трём годам таким образом дочь читала на четырёх языках - русском, английском, французском и испанском, но говорить умела только на английском (ещё раз подчеркну: без внешних занятий, только чтение перед сном и просмотр видео). О том, что дочь умеет общаться на английском, мы узнали случайно на отдыхе, когда из всех ровестников трёхлетняя дочь выбрала себе подружкой единственную в отеле американку, несмотря на то, что русских детей было немало.. С тех пор я постоянно пыталась ей найти среду англоговорящих сверстников, но, увы, до шести лет безуспешно. В шесть лет волей случая увидела анонс про игры по Бахотскому на английском. С тех пор мы попали в англосреду в Москве и по 3-4 раза в год стали ездить в семейные лагеря, сознательно растящих детей с рождения билингвами. Это история вкратце о том, что всё зависит от ребёнка и от желания родителя ему помочь развиваться в той области, которая ему интересна, и это не обязательно должны быть языки. Подчеркну еще, что все языки по очереди просила вводить сама дочь (сначала смотрела мультфильмы и передачи по собственному выбору на этих языках, затем просила индивидуальные занятия с преподавателями). Что мы имеем на сегодня (дочери через месяц 14). Она по-прежнему с лёгкостью и удовольствием занимается всеми языками: англ (только год как появился репетитор), франц (педагог, с которым большую часть времени просто общается, грамматика занимает небольшую часть занятия), исп (в школе), около двух лет занималась китайским: попробовала, быстро достигла HSK-3, потом интерес угас, сказала, вернется и наверстает в любой момент. Более семи лет мы регулярно бываем в семейных англолагерях (общение только на английском, никаких специальных "занятий" языком). Контент на ютубе дочь всегда выбирает на английском или французском, никогда не смотрит на русском. Книги предпочитает читать на русском, иногда на английском (к примеру, "Гарри Поттера", начиная с 9ти лет, читала толтко в оригинале, я выдавала по книжке раз в год- пол года, чтобы содержание было по возрасту; но, увы, детскому напору противостоять сложно, к 11ти годам прочла все книги), редко - на французском. И про уровень. Англ и франц близки к С1, исп А2+, про китайский выше писала, но без практики язык, конечно, забывается. В этом году (7 класс) стала призером Евразийской олимпиады по иностранным языкам за 9 класс. На ВсеРосе не хватило 3 балла для выхода на заключительный этап за 9 класс по французскому. И это всё без титанических усилий и регулярных занятий (занятия с репетиторами часто отменяем, т к заниматься может только на выходным, и - то дни рождения у подруг, то семейные поездки..) Будущее дочь не связывает с языками, приоритеты меняются каждый год, хотя предварительно выбрала для себя французское отделение МГЛУ: лишь потому, что там будет для нее несложно и интересно учиться. А основную профессию выберет себе потом, в процессе) Сейчас столько потрясающих возможностей для образования и получения образования не в вузах, а на курсах, проводимых экспертами, где в концентрированной форме на базе высшего образования можно получить любую профессию. Резюме: если ребёнок хочет, почему его нужно лишать возможности общения на иностранных языках? Но если не подготовить почву - не будет и всходов..1
  • ЕрёмаПравильно, "он нам на й ненужОн ваш, английский" (c). И то верно. Учите китайский начиная с садика. Кому нужен, такими вопросами не страдают.0
  • Dmitriy GolbergЯ бы точно учил ребенка, но мне бы самому выучить для начала...0
  • Dmitriy GolbergНадежда, да не, ребенок вам будет очень благодарен, когда вырастет уже со знанием0
  • Dmitriy GolbergВладимир, а как дети в семьях, где говорят на нескольких языках сразу учат два, вот это удобней всего0
  • Надежда КудиноваDmitriy, я такой ребёнок и ненавидела английский с детства, но может я не способна к языкам. Для работы за пару лет довела его до хорошего разговорного и понимающего уровня. Но язык также быстро уходит, как и другие знания. То что получено в раннем возрасте и остаётся без практики будет утерено.2
  • Ксения СмирноваВставлю свои пять копеек. Я учитель английского языка, в преподавании 15 лет. Я против раннего изучения в формате курсов/занятий для детей с пелёнок. За всю практику своего преподавания и результатов исследований многих учёных, занятия в раннем возрасте с детьми не дают каких-то великих преимуществ по сравнению с освоением языка, к примеру, с 7-8 лет. Увы, чаще всего, я вижу детей в 1-2-3 классе, которых вынуждены в школе учить алфавит и простые слова/фразы/грамматику, которые они учили с 3 лет. Это навсегда отбивает желание и мотивацию, потому что у ребенка закрепляется мысль, что "учить английский скучно". И в целом, я ни разу не видела преимуществ в словарном запасе или произношении у детей, которые начали учить язык рано. Другое дело - освоение языка в среде. Например, если родители говорят на разных языках или ребенок живёт в иноязычной стране. Тут естественно учить два языка с пелёнок. Но это совсем иной процесс и иная мотивация самого ребенка. К слову, моему сыну 2.5 года и нет, я не занимаюсь с ним английским и не планирую в ближайшее время)) Если говорить о моем личном опыте, я начала изучать английский в 7 лет в языковой гимназии. Всего в школе я выучила 3 языка: английский,испанский и латынь. И как уже выше сказала, сама связала свою жизнь с лингвистикой. Считаю свое школьное образование великолепным для 90х годов, это реально повод для гордости за школу и учителей провинциального города в 40тыс населения.1
  • Владимир ШевцовDmitriy, Думаю что билингвы это иначе воспринимают0