Современные родители стараются как можно раньше прививать детям любовь к иностранным языкам.
Для этого они нанимают преподавателей, выбирают билингвальные детские сады или самостоятельно объясняют новые слова. Читатели Т—Ж обсудили, есть ли смысл учить ребенка английскому и другим иностранным языкам с ранних лет, — их мнения разошлись. Выбирайте точку зрения, присоединяйтесь к дискуссии и делитесь собственным опытом.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
👎 Против: изучение языков не влияет на развитие интеллекта
Даже повернутые на языках немцы пишут, что начинать учить английский в садике нет смысла. При этом в гимназиях Германии осваивают минимум два иностранных, нередко еще и латынь.
Немецкий профессор психологии Элизабет Штерн изучает когнитивную психологию и интеллект в Швейцарской высшей технической школе Цюриха. «Оно того просто не стоит, — говорит профессор Штерн. — Чтобы выучить язык через игру, требуется много времени. Ребенок, который посещает курсы английского языка в детском саду, через два-три месяца уже знает несколько слов или может произносить простые предложения, например „Меня зовут Кевин“. Это приятно, но непропорционально расходам».
Она же рассматривала влияние изучения в гимназиях латыни — а это фундамент для последующего освоения романских языков: французского, испанского, итальянского — на развитие интеллекта, логического мышления и улучшения математических способностей. И пришла к грустному выводу, что взаимосвязь отсутствует. В Википедии есть ссылка на это исследование.
👍 За: на ранних этапах дети восприимчивы к новым знаниям
Общеизвестный факт, что ребенок впитывает все, как губка. И свой родной язык он сначала учит, просто повторяя за окружающими, не зная ни алфавита, ни грамматики.
Если с ребенком с самого рождения говорить на разных языках, он будет их усваивать. У меня много примеров друзей, у которых родители — носители разных языков. В результате все свободно владеют двумя или тремя языками. Просто потому, что родители говорили с ними, читали книжки и показывали мультики.
👎 Против: сначала ребенок должен освоить родной язык
В мои школьные годы, 2001—2012, английский начинался только с пятого класса, и ничего — как в переносном, так и в буквальном смысле.
В переносном, потому что именно от якобы позднего старта ничего плохого не произошло. Сначала надо выучить родной язык на элементарном уровне, чтобы было хотя бы понимание языковых конструкций. А уже потом иностранный.
А в буквальном смысле — потому что в школе все равно преподавание английского на низком уровне, если это типичное МБОУ СОШ.
Если нет веских поводов для изучения языка с детства, я бы отложила это до восьми или девяти лет.
Давненько была интересная ситуация, когда пришли на развивашки, и один ребенок четырех или пяти лет спрашивал у своей мамы, как, например, будет «стол» по-русски. Мамочка мне потом сказала, что они смотрели много мультиков для малышей на английском, параллельно ребенка обучали русскому и английскому в домашней среде. И для них образовалась проблема: ребенок по-русски понимает, но не знает все элементарные бытовые слова.
Мамочки, стремящиеся потратить лучшие годы своих детей на пятьсот тысяч ненужных кружков и навыков, когда им бы хоть русский язык нормально освоить, наладить социализацию и моторику в рамках игр во дворе с другими детьми, — это просто смех и слезы.
Зачем пытаться поставить произношение четырехлетнему ребенку? Не логичнее ли рассказывать ему про животных, цвета и прочие намного более простые и увлекательные вещи?
👍 За: с подходящим преподавателем дети легко учат язык
Малыши очень хорошо развиваются офлайн с грамотным преподавателем. Им нужно много времени на запоминание, требуется использовать большое количество техник, постоянно быть в тонусе. Но и результат прекрасный: им это потом пригождается и в изучении русского языка, и со школьным английским никаких проблем. И главное — развивается мозг ребенка, навыки коммуникации, появляется желание учиться.
А зависит все от компетентного преподавателя и грамотного подхода родителей. Нужно ко всему относиться не с точки зрения достигаторства, а с позиции потенциала для развития. Все индивидуально.
Ко мне в группу полгода ходил трехлетний мальчик, и все, что он делал, — это смеялся над тем, как я показывала животных и прочее. А потом оказалось, что за это время он неплохо все запомнил и начал выдавать целые фразы.
Все зависит от учителя или репетитора. На мой взгляд, задача родителей — подобрать хорошего преподавателя, а педагога, если он хочет развиваться как детский, — найти подход. Другой вопрос, что такое обучение будет стоить дороже, чем для взрослого, — к этому нужно быть готовым.
Сейчас мне 33 года, и я нахожусь в поиске преподавателя по итальянскому для себя. Отказалась от англоговорящего, так как он не может объяснить логику ни на каком языке. Другой не подошел, так как решил вести занятия только на итальянском. Я его уже понимаю, но не очень могу говорить. Сейчас смотрю другие варианты. Для ребенка такой анализ должны делать родители вместе с преподавателем. Тогда будет результат.
У дошкольников есть понятие silent period, когда они воспринимают информацию, но молчат. И у всех детей он длится разное время. Все работает, просто нужен правильный подход и регулярные занятия. И конечно, надо быть на одной волне с детьми, это не все преподаватели могут и любят.
Китайцы давно ориентированы на ранний английский, и дети у них занимаются с года или двух лет. Поставлены у вашего ребенка русские звуки или нет, вообще неважно. Английские звуки — это совершенно другое: [t] — это не русский [т], речевой аппарат работает иначе.
👎 Против: единицы справляются с обучением малышей
Эффективное преподавание английского маленьким детям — это высший пилотаж. Это капец как сложно. Надо кроме всей обычной методики изучить что-то чисто для малышей — типа Хелен Дорон. А потом невероятно выкладываться на каждом уроке, чтобы четырехлетка не игнорировал ваше существование.