За и против: стоит ли ​учить детей англий­скому с ранних лет

Аргументы читателей

8
За и против: стоит ли ​учить детей англий­скому с ранних лет
Аватар автора

Лада Кошман

учила английский с пяти лет

Страница автора

Современные родители стараются как можно раньше прививать детям любовь к иностранным языкам.

Для этого они нанимают преподавателей, выбирают билингвальные детские сады или самостоятельно объясняют новые слова. Читатели Т⁠—⁠Ж обсудили, есть ли смысл учить ребенка английскому и другим иностранным языкам с ранних лет, — их мнения разошлись. Выбирайте точку зрения, присоединяйтесь к дискуссии и делитесь собственным опытом.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

👎 Против: изучение языков не влияет на развитие интеллекта

Аватар автора

Alexander Schnurrbart

цитирует профессора

Страница автора

Даже повернутые на языках немцы пишут, что начинать учить английский в садике нет смысла. При этом в гимназиях Германии осваивают минимум два иностранных, нередко еще и латынь.

Немецкий профессор психологии Элизабет Штерн изучает когнитивную психологию и интеллект в Швейцарской высшей технической школе Цюриха. «Оно того просто не стоит, — говорит профессор Штерн. — Чтобы выучить язык через игру, требуется много времени. Ребенок, который посещает курсы английского языка в детском саду, через два-три месяца уже знает несколько слов или может произносить простые предложения, например „Меня зовут Кевин“. Это приятно, но непропорционально расходам».

Она же рассматривала влияние изучения в гимназиях латыни — а это фундамент для последующего освоения романских языков: французского, испанского, итальянского — на развитие интеллекта, логического мышления и улучшения математических способностей. И пришла к грустному выводу, что взаимосвязь отсутствует. В Википедии есть ссылка на это исследование.

👍 За: на ранних этапах дети восприимчивы к новым знаниям

Аватар автора

Alex Ts.

приводит положительные примеры

Страница автора

Общеизвестный факт, что ребенок впитывает все, как губка. И свой родной язык он сначала учит, просто повторяя за окружающими, не зная ни алфавита, ни грамматики.

Если с ребенком с самого рождения говорить на разных языках, он будет их усваивать. У меня много примеров друзей, у которых родители — носители разных языков. В результате все свободно владеют двумя или тремя языками. Просто потому, что родители говорили с ними, читали книжки и показывали мультики.

👎 Против: сначала ребенок должен освоить родной язык

Аватар автора

Андрей877

начал учить язык в средней школе

Страница автора

В мои школьные годы, 2001—2012, английский начинался только с пятого класса, и ничего — как в переносном, так и в буквальном смысле.

В переносном, потому что именно от якобы позднего старта ничего плохого не произошло. Сначала надо выучить родной язык на элементарном уровне, чтобы было хотя бы понимание языковых конструкций. А уже потом иностранный.

А в буквальном смысле — потому что в школе все равно преподавание английского на низком уровне, если это типичное МБОУ СОШ.

Аватар автора

Фата-моргана

вспомнила забавный случай

Страница автора

Если нет веских поводов для изучения языка с детства, я бы отложила это до восьми или девяти лет.

Давненько была интересная ситуация, когда пришли на развивашки, и один ребенок четырех или пяти лет спрашивал у своей мамы, как, например, будет «стол» по-русски. Мамочка мне потом сказала, что они смотрели много мультиков для малышей на английском, параллельно ребенка обучали русскому и английскому в домашней среде. И для них образовалась проблема: ребенок по-русски понимает, но не знает все элементарные бытовые слова.

Аватар автора

juarhala

ратует за постепенное развитие

Страница автора

Мамочки, стремящиеся потратить лучшие годы своих детей на пятьсот тысяч ненужных кружков и навыков, когда им бы хоть русский язык нормально освоить, наладить социализацию и моторику в рамках игр во дворе с другими детьми, — это просто смех и слезы.

Зачем пытаться поставить произношение четырехлетнему ребенку? Не логичнее ли рассказывать ему про животных, цвета и прочие намного более простые и увлекательные вещи?

👍 За: с подходящим преподавателем дети легко учат язык

Аватар автора

Little Whinging

обратилась к своему опыту

Страница автора

Малыши очень хорошо развиваются офлайн с грамотным преподавателем. Им нужно много времени на запоминание, требуется использовать большое количество техник, постоянно быть в тонусе. Но и результат прекрасный: им это потом пригождается и в изучении русского языка, и со школьным английским никаких проблем. И главное — развивается мозг ребенка, навыки коммуникации, появляется желание учиться.

А зависит все от компетентного преподавателя и грамотного подхода родителей. Нужно ко всему относиться не с точки зрения достигаторства, а с позиции потенциала для развития. Все индивидуально.

Ко мне в группу полгода ходил трехлетний мальчик, и все, что он делал, — это смеялся над тем, как я показывала животных и прочее. А потом оказалось, что за это время он неплохо все запомнил и начал выдавать целые фразы.

Аватар автора

немало вероятно

ищет преподавателя итальянского

Страница автора

Все зависит от учителя или репетитора. На мой взгляд, задача родителей — подобрать хорошего преподавателя, а педагога, если он хочет развиваться как детский, — найти подход. Другой вопрос, что такое обучение будет стоить дороже, чем для взрослого, — к этому нужно быть готовым.

Сейчас мне 33 года, и я нахожусь в поиске преподавателя по итальянскому для себя. Отказалась от англоговорящего, так как он не может объяснить логику ни на каком языке. Другой не подошел, так как решил вести занятия только на итальянском. Я его уже понимаю, но не очень могу говорить. Сейчас смотрю другие варианты. Для ребенка такой анализ должны делать родители вместе с преподавателем. Тогда будет результат.

Аватар автора

Анна Афанасьева

рассуждает об особенностях обучения детей

Страница автора

У дошкольников есть понятие silent period, когда они воспринимают информацию, но молчат. И у всех детей он длится разное время. Все работает, просто нужен правильный подход и регулярные занятия. И конечно, надо быть на одной волне с детьми, это не все преподаватели могут и любят.

Китайцы давно ориентированы на ранний английский, и дети у них занимаются с года или двух лет. Поставлены у вашего ребенка русские звуки или нет, вообще неважно. Английские звуки — это совершенно другое: [t] — это не русский [т], речевой аппарат работает иначе.

👎 Против: единицы справляются с обучением малышей

Аватар автора

Полина Карабардина

защищает учителей

Страница автора

Эффективное преподавание английского маленьким детям — это высший пилотаж. Это капец как сложно. Надо кроме всей обычной методики изучить что-то чисто для малышей — типа Хелен Дорон. А потом невероятно выкладываться на каждом уроке, чтобы четырехлетка не игнорировал ваше существование.


Лада КошманВ каком возрасте вы начали учить иностранный язык?
  • Helg SvartСначала у нас все учили греческий, затем татарский, затем латынь, затем французский, после чего лет 50 все учили немецкий, и посление лет 60-70 все учат английский. Есть малая, но ненулевая вероятность того, что к тому моменту когда ребёнок вырастет, английский уже не будет актуальным. Язык - это модный тренд, который зависит от политики, так что лучше учить языки по мере надобности, а не с малых лет1
  • БарышняКонечно, стоит. Только нужно понимать, что обучение в детстве происходит в форме общения. У меня ребёнок с 1.5 лет ходил в двуязычный детский сад, где один воспитатель говорит на английском, другой на родном. В 7 лет во время отпуска дочь подружилась с девочками из Шотландии, и они проиграли всё время вместе. Говорила она с ними, конечно, на свободном английском. И в этом ничего сверхъестественного. Двух и трёхязычных детей в нашем окружении много.5
  • Маленькая ведьмаИзучение языков развивает мозг - это факт. Но вызывает вопросы уровень преподавания и уровень знание языка самого преподавателя. Не заметила, что бы у нас хотя бы половину выпускников могла спокойно изъясниться на английском без репетиторов и лингвистических школ.2
  • НикитаЯ в этом вопросе технократ: считаю, что в скором времени потребность для обывателя в изучении иностранных языков исчезнет. Уже сейчас современные технологии позволяют синхронно переводить видеоролики с десятков языков, переводить живую речь. И это только начало развития технологий. Через несколько лет будут корректно переводиться подтекст и культурные особенности речи. Полагаю, что мы будем даже не догадываться, на каком языке говорит наш собеседник. Да, изучение языков останется как хобби, как лингвистика, но для повседневной и деловой жизни это станет ненужным. А для развития можно найти другие направления.1
  • Владимир ШевцовЕсли ребёнок хорошо переносит нагрузку0
  • БарышняНикита, не заменит. Вы же не будете говорить на родном языке через какой-то прибор, потому что это неудобно. Живое общение через речевой аппарат, прости Господи, намного проще и сближает больше. Так же и с иностранными языками. Люди, свободновладеющие ими, не задумываются, а просто переключаются. А выучить хотя бы английский - это не бог весть какая задача. В австрийских школах выпускники говорят после окончания на английском, французском и ещё каком-то обязательно. И при желании учат ещё 1 язык факультативом. Что не отменяет других предметов и достижений. Почему не во всех странах (даже Европы) в школах преподают языки на этом уровне - это вопрос открытый.1
  • Анна АшихминаВ меня начали заталкивать английский в 9 лет, кажется. В пятом классе у нас должны были начаться языки, но учителя английского не было, и родители наняли репетитора. Целый учебный год она учила меня по учебнику Happy English и доп материалам типа оригиналов английских газет. На следующий год учителя нашли, и мы начали заниматься по этому же учебнику — с самого начала. Мне было скучно, и в какой-то момент я забила на этот предмет — оценки скатились, конечно. В дальнейшем я кое-кое-как вывезла этот инглиш (не без помощи занятий в языковой школе), мне "нарисовали" пятерку в аттестат, но язык так и не знаю. Болтаются в голове обрывки знаний уровня Elementary, полученные на занятиях с первой учительницей. Я несколько раз пыталась пойти на курсы, но мне не хватило мотивации. Сейчас подрастают сыновья, надо думать про английских для них, а я до дрожи боюсь этой темы (1
  • LittleStarКитайцы ориентированы на раннее развитие, а знает ли там кто-то язык? Вопрос риторический, стоит один раз съездить, чтобы понять, что нет. Кроме того, обыватели путают обучение в классе с преподавателем и обучение в среде. История, что ребенок усваивает язык, относится к жизни в среде. При обучении у преподавателей никакой особенной форы у детей нет по ряду причин (упрощенность программы, малый объем часов, несформированность абстрактного мышления). Рекомендую почитать Lightbown P. M., Spada N. How languages are learned 5th Edition. – Oxford university press, 2021, а не опираться на мнение людей из Интернета.0