ОГЭ — это Основной государственный экзамен, он проверяет знания по программе основного общего образования, с 5-го по 9-й классы.

Этот экзамен сдают девятиклассники — математику и русский обязательно для получения аттестата, а остальные предметы, включая английский, по выбору — их тоже нужно сдать два.

Я преподаю английский уже несколько лет и замечаю, что многие ребята и родители не знают, за что схватиться при подготовке. В материале расскажу, как распределить усилия. Так как контрольные измерительные материалы похожи для разных языков, включенных в ОГЭ, принципы можно применить в подготовке к экзамену по французскому, испанскому, немецкому.

Как растить детей и не разоряться
Лучшие материалы о том, как справляться с родительством и получать максимум от государства, — каждый вторник в вашей почте. Бесплатно

Собираем данные о знаниях ребенка

Попробуйте ответить на несколько вопросов, которые помогут структурировать подготовку.

Сколько баллов из 68 максимальных хочется получить. Напишите пробный экзамен, чтобы сравнить план и факт. Например, если ученика устроят баллы на четверку — от 46 до 57, — уже понятнее, на что ориентироваться. Полученные баллы каждый субъект РФ переводит в оценки самостоятельно, но есть рекомендации Рособрнадзора по минимальному порогу.

Таблица перевода первичных баллов в пятибалльную шкалу. Источник: письмо Рособрнадзора
Таблица перевода первичных баллов в пятибалльную шкалу. Источник: письмо Рособрнадзора

Знает ли ученик структуру ОГЭ по английскому. Возможно, рассказывали в школе. Если нет, познакомиться с ней поможет пробник.

Официальная демоверсия экзамена есть на сайте ФИПИ, о нем я расскажу ниже: в скачанном файле будут кодификатор, задания для устной и письменной частей, записи для аудирования. Формулировки заданий написаны по-русски, так что все понятно. Решая пробник, важно уложиться в отведенное время. Запишите, на какие задания сколько ушло:

  1. На аудирование дается 30 минут и 15 баллов.
  2. Чтение — 30 минут и 13 баллов.
  3. На грамматику и лексику — 30 минут и 15 баллов.
  4. Письмо — 30 минут и 10 баллов.
  5. Говорение — 15 минут и 15 баллов.

В скачанной демоверсии есть ключи к заданиям, по ним можно проверить, сколько набрал ребенок за каждую часть, и отыскать пробелы в знаниях.

Запишите свои вопросы, трудности и впечатления ребенка: например, он не расслышал аудирование или не понял вопросы из устной части, слишком волновался или не успевал выполнить задания в отведенное время. По ним можно составить план самостоятельной подготовки или передать пожелания учителю.

Может ли учитель помочь с подготовкой и какие результаты ОГЭ были у его учеников в прошлом году. Спросите у десятиклассников, которые в прошлом году сдавали ОГЭ, помогла им школа или сторонний репетитор. Если в школе подтянут говорение и письмо, получится сэкономить на репетиторе.

Находим проверенные ресурсы для подготовки

Признак качественного источника для меня — соответствие требованиям экзамена, хорошая структура и общая понятность заданий.

Сайт ФИПИ — Федерального института педагогических измерений. Он публикует официальные материалы по государственным аттестациям и экзаменам. Как я говорила выше, на сайте есть демоверсии экзаменов за прошлые годы и методические рекомендации комиссиям, которые проверяют работы. Также можно обратиться к банку тестовых заданий ФИПИ, но в нем нет ответов, так что в спорных моментах придется поискать их в интернете.

Также на сайте ФИПИ есть кодификаторы и спецификаторы тем. В кодификаторе указаны все темы, которые должен знать выпускник девятого класса. В спецификаторе перечислены только те, которые будут в экзамене, — чтобы сократить время подготовки, стоит опираться на них. Например, в кодификаторе есть тема «распространенные и нераспространенные предложения», но ее нет в спецификаторе. Подробнее об этих документах можно почитать в материале Тинькофф Журнала про ОГЭ по русскому языку.

Агрегаторы тестов вроде «РешуОГЭ» тоже дают возможность попрактиковаться бесплатно, плюс там есть ответы и часто пояснения.

Справочники, например грамматика Елены Музлановой «ЕГЭ Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ». В нем собрана ровно та грамматика, которая потребуется для ОГЭ и ЕГЭ. Правила написаны на русском языке, а примеры для отработки — в формате экзаменационных заданий, что очень удобно. Такие справочники стоят около 300 Р.

Как распределить время на подготовку

Как правило, ОГЭ по иностранным языкам проводят в конце мая — в июне. Поэтому примерный план подготовки, на мой взгляд, выглядит так.

В сентябре напишите пробный экзамен. Затем разберите формат, на 2022—2023 учебный год:

  1. Три задания по аудированию.
  2. Два по чтению.
  3. Два по грамматике и лексике.
  4. Одно по письму.
  5. Три устных задания: чтение текста, ответ на вопросы и монолог.

Вспомните требования к письму другу, послушайте задания по аудированию из банка ФИПИ и «РешуОГЭ».

В октябре начните подготовку к чтению: можно почитать тексты в открытом банке ФИПИ, выписать, перевести и заучить незнакомые слова.

В ноябре и декабре займитесь подготовкой к грамматической части, повторите словообразование.

В январе и феврале — письмо. Пишите много писем, обращайте внимание на ответы на вопросы. Учитесь писать сразу в чистовик, одновременно засекайте время на задание — 20 минут.

В марте подтяните устную часть. Помогут видео, подкасты, аудиокниги, фильмы, музыка на английском.

В апреле еще раз напишите пробник целиком, отметьте, сколько времени ушло на каждое задание.

Готовимся к аудированию

На 2022 год заданий по аудированию 11, но их можно разделить на три группы:

  1. Задания 1—4: школьник слушает четыре коротких текста, обозначенных буквами А, B, C, D. В поле ответа надо вписать цифру 1, 2 или 3, соответствующую выбранному варианту ответа.
  2. Задание 5 — высказывания пяти людей, обозначенных буквами А, В, С, D, E. После прослушивания к каждому нужно подобрать высказывание из предложенного списка.
  3. Задания 6—11 проверяют, насколько хорошо ученик понял содержание звучащего интервью.

Все записи в заданиях прозвучат дважды.

Пробник покажет, где есть пробелы, но в целом подготовка универсальна. Скачайте с сайта ФИПИ задания прошлых лет и сделайте их с ребенком. Проверьте ответы по ключам и выясните, много ли непонятных слов в заданиях.

Если много, на первых порах полезно выписать их, перевести и выучить. Главное не переусердствовать, ведь иногда можно угадать смысл фразы — тем более никто не ждет, что ребенок поймет все-все слова. Такая предварительная работа позволит наработать словарный запас и добавит уверенности при аудировании.

Чаще всего мои ученики ошибаются:

Чтобы решить эти проблемы, мы делаем такое упражнение: слушаем задание и записываем, что услышали, оставив пропуски на непонятных местах, потом слушаем еще раз и заполняем пробелы, а потом еще раз, с паузами и перемотками — так, пока не начнет вырисовываться смысл озвученного текста. Еще одна хитрость в подготовке — перед прослушиванием аудио постараться предугадать, о чем будет идти речь. Как правило, часть сказанного ясна из текста заданий.

Например, здесь контекст здания предполагает, что речь пойдет об увлечениях и планах. Источник: демоверсия экзамена на ФИПИ
Например, здесь контекст здания предполагает, что речь пойдет об увлечениях и планах. Источник: демоверсия экзамена на ФИПИ

Готовимся к устной части

  1. Чтение: ученика просят прочитать вслух отрывок из научно-популярного текста. Дают полторы минуты на подготовку и около двух минут на выполнение задания. Чтение проверяет не только понимание текста, но и фонетическую сторону речи.
  2. Условный диалог-расспрос: темы ориентированы сначала на что-то общее, а потом конкретное. Например, сначала могут спросить, какие хобби есть у сверстников, а потом какие хобби предпочитает сам ученик.
  3. Монолог об окружающей среде, свободном времени, праздниках, учебе, интересах молодых людей.

По моим наблюдениям, чаще всего у ребят, которые выбирают на ОГЭ английский, нет особых проблем с чтением и говорением, но всегда можно проверить свои навыки.

Готовимся к чтению текста. Для начала вспомним правила чтения, на занятиях я сверяюсь с ютуб-каналом Teacher Aya. После мы с учениками тренируемся читать вслух — берем аудиокниги или смотрим видео, где видно и слышно текст, и читаем, записывая себя на диктофон. Потом проверяем, похоже ли на чтеца, и так по кругу.

Отдельно отмечу, что в заданиях часто встречаются дни недели, месяцы, числа, даты, количественные и порядковые числительные, популярные города, имена исторических личностей, названия памятников и значимых объектов вроде Эйфелевой башни. При подготовке обратите на них побольше внимания, например заучите.

Примеры из банка заданий ФИПИ. Как видно, даты, числа, названия встречаются часто. Источник: oge.fipi.ru
Примеры из банка заданий ФИПИ. Как видно, даты, числа, названия встречаются часто. Источник: oge.fipi.ru

Готовимся к диалогу. Мы с учениками в основном тренируемся по вопросам в открытом доступе на сайте ФИПИ и «Решу ОГЭ», иногда пользуемся другими источниками. Вообще, эту часть хорошо репетировать с наставником — другом или репетитором, — который в состоянии оценить ответ по двум критериям: понятен ли ответ в целом и нет ли в нем ошибок, которые делают невозможным понимание его сути.

Облегчить подготовку помогут несколько приемов. Первый — обратить внимание на время, в котором задан вопрос. Второй — если в вопросе есть модальный глагол, употребить его и в ответе. Третий — если в вопросе есть «почему», сказать «потому что», если спросили о мнении, сказать «I think…». Четвертый — помнить о вводных словах и фразах вроде «well», «that’s an interesting question», «oh, let me think…», «on the one hand, on the other hand».

Готовимся к монологу. Задание состоит из четырех тезисов, например, на тему каникул или путешествий, на весь монолог просят составить 10—12 предложений. Я бы не рекомендовала заучивать монологи заранее — лучше следовать плану в задании, отведя на каждый пункт по два-три предложения. Начать выступление поможет фраза из задания — «Now, I’m going to give a talk about….», а закончить — «That’s all I wanted to tell you. Thank you for listening».

Пример задания для монолога из банка ФИПИ — предложения из задания можно тоже использовать в ответе
Пример задания для монолога из банка ФИПИ — предложения из задания можно тоже использовать в ответе

Готовимся к грамматической части

Полный перечень тем к ОГЭ есть в спецификаторе, он довольно большой — включает, например, условные предложения и причастия. Я бы сказала, что список примерно соответствует уровню А2—B2. Полезно хорошо знать степени сравнения, условные предложения, модальные глаголы, числительные, местоимения, предлоги места и времени, артикли.

По моим наблюдениям, школьники чаще ошибаются в правилах на исключения множественного числа существительных, в сравнительной и превосходной степенях сравнения прилагательных, в пассивном залоге и путают Present Perfect и Past Simple, затрудняются образовать новые слова, к примеру, с суффиксом er (work → worker).

Чтобы подтянуть грамматику или понять, что тема освоена, я рекомендую три справочника:

  1. New Round Up 3 English Edition Student’s Book + CD, уровень А2 — подойдет, если у ребенка большие пробелы и трудности, тут простые задания.
  2. Raymond Murphy: Basic Grammar In Use Student’s Book with Answers Am Eng, 4 edition — просто отличная книга по грамматике.
  3. New Round-Up 4: Students Book with CD — подходит для подготовки к ОГЭ.

В подготовке в целом нет хитростей: выполняем упражнения, проверяем по ключам. Если все хорошо, можно перейти к следующей теме, если не очень — полезно посмотреть видео на «Ютубе» и почитать теорию, например справочник Елены Музлановой. Если ошибок по-прежнему много и все еще непонятно, что не так, попробуйте свериться с учителем в школе или с репетитором.

Поскольку учебник Мерфи стоит немало, имеет смысл сходить в библиотеку. Источник: labirint.ru
Поскольку учебник Мерфи стоит немало, имеет смысл сходить в библиотеку. Источник: labirint.ru

Готовимся к письму

Задание в ОГЭ предлагает написать электронное сообщение на 100—120 слов другу по переписке и предупреждает — «помните о правилах написания электронных писем». К этим требованиям стоит отнестись внимательно: считать количество слов, строго выделять абзацы, отвечать на все вопросы письма-задания. Допустим, если спрашивают «что ты думаешь» — лучше прямо написать I think, если в вопросах есть why — в письме укажите because.

Здорово, если у родителя хватит навыков проверить письмо по требованиям самостоятельно. Если же нет, попробуйте обратиться к школьному учителю. Если у него есть опыт подготовки к ОГЭ, он проверит письмо по критериям, они указаны в методических материалах; там же есть примеры выражений и связок, которые организаторы ожидают увидеть в письме. Или возьмите пару уроков с репетитором, чтобы электронное письмо проверили и посмотрели, верно ли ребенок выполняет пункты задания.

Пример письменного ответа на электронное письмо
Пример письменного ответа на электронное письмо

Коротко — как подготовиться к ОГЭ

  1. Открываем сайт «Решу ОГЭ», банк заданий ФИПИ или любой сборник заданий ОГЭ, выполняем все части экзамена.
  2. Смотрим время и баллы по каждой части.
  3. Фокусируем подготовку на тех частях, которые принесли наибольшее количество баллов и содержат меньше ошибок: так хорошее можно сделать лучше. Потом переходим к подготовке частей, где ошибок много.
  4. Составляем перечень вопросов, с которыми не справиться самостоятельно — и просим помочь учителя, репетитора.

Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie.