Мнения
10K

Мнение: стоит хорошо поду­мать, прежде чем отдавать маленького ребенка на англий­ский язык

88

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Anastasia

удивляется

Страница автора

Работаю репетитором через известную платформу по изучению иностранного языка и все не могу понять, зачем родители заставляют четырехлеток учить английский.

Ладно, допустим, вы живете в англоязычной стране и это кровь из носу необходимо, ребенку суждено стать билингвом. Принимается, работаем, учим. Но ребенок живет в языковой среде, он будет использовать эти знания в среде ровесников в садике или подготовишках. Те же родители, раз работают в англоязычной стране, говорят на языке, и у ребенка будет адекватная практика. Будет разделение: вот русский язык, а вот английский, они разные.

Но! Мальчик, четыре года, из маленького городка в центральной России. Еле-еле по-русски говорит, наши, родные звуки не поставлены, слова коверкаются. На первом, вводном уроке с трудом выучили правильное произношение четырех чисел. За полчаса. Еще 15 минут потом беседовали с мамой. Цитирую: «Я всю жизнь пыталась выучить английский, но язык мне совершенно не дается, поэтому пусть сыночка учит с ранних лет». Занавес.

Неисполненные мечты родителей превращаются в какой-то ад для ребенка.

Мы честно месяц пытались заниматься: гоняли по кругу одни и те же десять слов. Два раза в неделю по полчаса. Считали до пяти и называли цвета предметов. Восемь уроков в никуда. У ребенка абсолютное непонимание всего. По-русски не все слова четко запечатлены в памяти, произношение слов нулевое. А тут какая-то новая непонятная абракадабра. Отсутствие языковой среды и психологическая неготовность ребенка к изучению стали ключевыми факторами — занятия стоит прекратить до лучших времен.

Но когда же все-таки начинать учить язык? Вот основные условия:

  1. У ребенка поставлена русская речь, нет серьезных логопедических проблем, есть знание звуков и русского алфавита.
  2. Готовность и желание ребенка к изучению. Занятия из-под палки и психи «я не буду» никогда ни к чему хорошему не приведут. Есть редкие исключения из правил, но в большинстве своем дети просто игнорируют необходимость делать домашние задания, зубрить новые слова и запоминать правила. Пока не будет мотивации все это делать, результата не будет.
  3. Есть возможность практиковаться. Мама, папа, сестра, бабушка говорят на английском? Отлично! Ребенок может говорить и понимать, что этот язык — не придумка тетеньки, которую он только что узнал, а что-то реально существующее и нужное.
  4. Есть цель. Учить язык просто так, для себя — это, конечно, классика. Подготовиться к поступлению в английскую школу, быть готовым говорить на английском в отпуске за границей, читать книги в оригинале? Разные цели — разные методы обучения.

Конечно же, есть и плюсы в изучении языка с ранних лет. Дети, как губки, очень быстро впитывают все новое, у них нет страха ошибиться, изучение языка очень хорошо развивает память и логику, а изучаемый язык будет разговорным, а не академическим.

Разумеется, есть огромное количество нюансов, а все случаи индивидуальны. Но перед тем, как отдавать ребенка на занятия, двести раз подумайте и взвесьте все за и против.


РедакцияЧто думаете? Поделитесь своими аргументами:
  • С.С.Я, конечно, не берусь оспаривать ваши методы преподавания английского, но для 4-летки, мне кажется, не с того вы начали. Буквы и письмо им не нужно вообще. Так же как родной язык дети учат сначала без всяких алфавитов. С ним надо просто разговаривать простыми словами вроде Hi, thank you, mom, dad, hand, table и т.д. Показывать ему простые обучающие мультики, где герои также говорят простыми фразами. Ведь когда ребенок примерно в год начинает говорить, первые его слова мама, баба, папа, а не "пять" или "красное". Зачем ребенку английский - масса вариантов ответов, начиная с того, что изучение языка развивает нейронные связи мозга.121
  • Кот КапушаМоя бж тоже ходила с трёх годовалым ребенком на английский, причем около года. Результат, соответственно, нулевой. Они там пели какие то песенки, а ребенок судя по всему пассивно наблюдал за этим со стороны. Английский нужный язык с этим никто не спорит, но я согласен что когда он не "горит", тогда можно хотя бы лет до 5-6 подождать9
  • juarhalaЯ с вами согласна, эти мамочки, пытающиеся потратить лучшие годы своих детей, в которые им бы хоть русский язык нормально освоить и социализацию и моторику в рамках игр во дворе с другими детьми наладить, на пятьсот тысяч ненужных им кружков и навыков - это просто смех и слезы, и больше ничего 🤦‍♀️Но зачем вы пытаетесь четырехлетке поставить произношение, причем цифр, тоже не совсем понимаю - такой запрос от матери что ли был?) Не логичнее было бы ему там, животных рассказать, цвета и прочие намного более простые и увлекательные вещи, нежели скучная математика,да еще и на незнакомом языке?30
  • Анна АфанасьеваС.С., сто процентов согласна. Преподаватель изначально выбрала немного не тот подход, который нужен ребенку в таком возрасте. Плюс за 8 уроков от таких малышей ждать какой-то результат более чем странно. Его можно ожидать от взрослых и школьников. У дошкольников есть понятие silent period , когда они воспринимают, но молчат. И у разных детей он длится разное время. Все работает, просто нужен правильный! Подход и регулярные!! Занятия и конечно надо быть на одной волне с детьми, это не все преподаватели могут и любят. Китайцы давно ориентированы на ранний английский и дети у них занимаются с года или двух лет. Поставлены у ребенка или нет русские звуки, это вообще не важно. Английские звуки - это вообще другое. t - это не русское "т", речевой аппарат по другому работает.54
  • Alexander Schnurrbartесли "вы живёте в англоязычной стране", то ребёнку не английский надо учить, а русский. английский от него и так никуда не денется, если его, разумеется, отдать в местный садик, а не запереть дома с говорящей только на русском бабушкой и русским же телевидением...46
  • kefirtapirЭто ещё что... Некоторые мамочки хотят, чтобы их четырёхлетние малыши учили китайский. Мне кажется, это ещё смешнее.8
  • AnnaAlexander, ну тут методика обучения неадекватна возрасту. Результат в лучшем случае предсказуемо будет нулевым. Могла бы честно сказать - я ничего не могу дать вашему ребенку.28
  • Alexander SchnurrbartС.С., да и препод в этом возрасте не нужен никакой - мультиков достаточно. даже повёрнутые на языках (в гимназиях изучают минимум два иностранных, нередко ещё и латынь) немцы про английский в садике пишут, что нет смысла Есть такая немецкая психологиня и профессорша Elsbeth Stern, которая изучает на факультете обучения и преподавания в ETH Zürich когнитивную психологию и интеллект Оно того просто не стоит», — говорит профессор Штерн. «Чтобы выучить язык через игру, требуется много времени. Ребенок, который посещает курсы английского языка в детском саду, через несколько месяцев уже знает несколько слов или может произносить простые предложения, например: «Меня зовут Кевин». Это приятно, но это непропорционально расходам». Ну и чтобы два раза не вставать: к вопросу о нейронных связях. Она же изучала влияние изучения в гимназиях латыни (это фундамент для последующего изучения романских языков: французского, испанского, итальянского) на развитие интеллекта, логического мышления и улучшения математических способностей. Пришла к грустному выводу, что влияние - отсутствует в вики есть ссылка, в т.ч. на это исследование.19
  • AnnaAlexander, вот-вот, двумя руками и ногами, а в итоге виновата мать и ее амбиции.4
  • ВеленаAnna, мне 32, и я тоже так не умею. Я отдельные слова забываю тут же начисто. Вот я их выучила и тут же забыла через секунду. В школе и в вузе у меня такой проблемы не было, там с англ. максимально просто было. Там слова давались незаметно. Я их запоминала по написанию и практически сразу. Не по смыслу, а по контексту, и еще тому, как выглядит на бумаге слово, я и в русском так же делала всегда. Вот такая у меня память. А как тексты перестала читать, так все. Досвидос. Английский слетел просто к нулю. Я пробовала их зазубривать - ноль. пробовала карточки- ноль. Только постоянное чтение разных текстов дает плоды, но я не могу постоянно читать. Постоянное- это когда слово в тексте видишь каждый день более 5 раз. Вот тогда я его запомню, может быть, к концу недели. Запомнить в моем понимании: от зубов будет отскакивать. Это когда ты знаешь слово так, как все мы знаем слова you, hi и так далее. Они ж везде. на любой рекламе, на любом здании. Сейчас самый распоследний пенсионер знает значение этих слов. Хотя он, может, учебник английского и не открывал никогда.3
  • Alexander SchnurrbartВелена, язык невозможно выучить на "склад" если вы его не используете регулярно - он начинает сам по себе забываться "Я отдельные слова забываю тут же начисто. Вот я их выучила и тут же забыла через секунду."9
  • Майкмама все правильно делает, просто преподаватель им попался не очень.. при чем так смешно, вы были против, но целый месяц продолжали брать денюжки))23
  • С.С.Alexander, а как же исследования, которые доказали влияние знание более одного языка на деменцию и альцгеймера?2
  • LittleDevilЯ была бы очень рада, если начала бы учить английский с четырех лет, а не доучивала его самостоятельно в двадцать16
  • BluemaidenАнастасия, а кто вы по специальности? Я почти уверена, что вы не преподаватель иностранных языков, просто хорошо знаете английский и на курсах каких-нибудь занимались, ну или видео много посмотрели, прежде чем заняться репетиторством, верно? Это НЕ придирки, я поняла из вашей статьи, что вы добросовестно пытались заниматься с малышом с небольшой задержкой развития дистанционно, и результат вас огорчил. Из частного случая вы сделали общий вывод. А я, прочитав статью, думаю, что вы и многие комментаторы понятия не имеете о возрастной физиологии, психологии и довольно слабое представление о методиках преподавания языков детям дошкольного возраста. Я не имею желания и возможности вступать в дискуссию с непрофессионалами, но... Вот моё мнение, основанное на "долгих летах"😁 наблюдений и практики. Обучать иностранному языку очень эффективно начинать в 4-6 лет. Конечно, нужна специальная мотивация для детей. Она может быть разной! Но несколько лет обучения и практики в небольших группах дадут детям возможность свободно общаться на английском. В школьном возрасте внимание оттянут математика, родной язык, множество других предметов. Потом наступит возраст полового созревания и - всё! У 90% детей когнитивный интерес снизится на 90% навсегда🥲 ПОТОМ желание и необходимость знать английский могут возродиться, а вот возможности для его изучения будут сильно ограничены. Исключения, как правило, только подтверждают правило😉14
  • ДжокондаЕсли ребёнок еле-еле по-русски говорит в 4 года, то ему нужен скорее логопед, чем репетитор английского. Я отдала дочь в 4 года на английский. За месяц научилась считать до 10, цвета, 5-6 животных, вести простой диалог-знакомство и небольшое стихотворение. Походили год и забросили (о чем я жалею). Заграницей может сказать простые фразы, не более. Считаю вложения небесполезными, т к ребёнку нравилось. Учить ребёнка онлайн не вижу смысла, мне кажется сложно оценить насколько ребёнок вовлечен, с ним не порисовать, не подвигаться, не поиграть в игры. Пялиться полчаса на малознакомую женщину, говорящую на непонятном языке вряд ли интересно.19
  • Андрей877В мои школьные годы (2001–2012) английский начинали учить только с 5 класса и ничего. Как в переносном, так и в буквальном смысле. В переносном, потому что именно от якобы позднего старта ничего плохого не произошло. Сначала надо родной язык выучить на элементарном уровне, чтобы хотя бы понятие языковых конструкций было. А уже потом иностранный. А в буквальном, потому что в школе всё равно преподавание английского на низком уровне, если это типичная МБОУ СОШ. Для сдачи ЕГЭ я ходил на платные индивидуальные занятия за пределами школы. Ну а чтобы английский знать и не забывать, им нужно пользоваться. Я переписываюсь на Reddit, читаю на английском, смотрю YouTube на английском, и так далее. Моя жена, которая ничего этого не делает, говорит заметила английский у неё ужасный. Я ей скидываю видео, она отвечает "не хочу переводить". И я такой думаю, в плане переводить? Вот мне например не требуется переводить. Я всю информацию на английском обрабатываю напрямую. Нужно что-то сформулировать по-английски, беру и сразу формулирую. А не сначала по-русски и потом переводить. С автором в целом согласен. Учить надо всё же ближе к возрасту, когда ребёнку можно объяснить, что "brother" не читается как "в рот хер", а "cry crazy" как "сру сразу" ))15
  • ИгорьЛичный опыт. Отдавали ребенка с 5 лет на муниципальные курсы по английскому языку. Преподавали слова и выражения. А не буквы и правила. До школы. В школе после этого английский давался легко а любовь к языку прошла и через школу и через вуз. Уровень при этом всегда держался даже выше пятерки. Вот для чего ребенка надо отдавать на языковые курсы при условии, что они правильные а не перетянутые со взрослых на детей. Ну и как и для всех детских занятий, если не везёт с преподавателем то напрочь отбивается желание заниматься предметом целиком.14
  • АркадийЭпидемия саморазвития в самой её абсурдной форме — вот что это такое! У ребёнка должно быть детство, а не бесконечная учеба и доп.курсы.3
  • Алина КозловаЯ считаю, что надо с маленького возраста начинать в игровой форме. И чтобы фоном шел английский. Родной язык так и учится ребенком.7
  • ВеленаАндрей877, brother" не читается как "в рот хер" аааааа))))2
  • Александра СамойловаРебёнок начал изучать английский с 8 лет. Всё отлично: говорит, пишет, читает, спорит на английском. Смысла начинать раньше совершенно нет. Мозг дозревает к школе. И у меня ребёнок был без логопедических проблем, рано заговорил сложными предложениями, начал читать в 4 года, хорошо запоминал и рассказывал сложные стихотворения. Мальчику в статье в первую очередь нужно ставить звуки и развивать родную речь. Учить работать со звуками и интонацией, слушать и слышать. А потом уже, когда сформирована родная речь, переходить к другим языкам. К тому же, маме плохо даются языки - по логике у ребёнка может быть также. Хотя конечно там много нюансов. Сейчас методики обучения значительно лучше. Главное - желание не отбить слишком ранним стартом.2
  • PlayaМожет быть найти другого репетитора со свободным английским, который сам жил хоть когда-то в среде и умеет играть и общаться с малышами на английском? И который знает основы британских программ для 4 леток, основанных на замечательных играх именно для этого возраста и дети в восторге учат английский, играя 🧸 Печальный опыт и жаль и маму и ребенка, что нашли именно этого репетитора. К сожалению, таких большинство, у которых нет живого языка и не могут болтать с малышом и играть в прибаутки. Петь песенки на английском, знают звуки животных на английском. Конечно, преподавателю/репетитору следует себе задать вопрос - а знаю ли я английский настолько, чтобы общаться с ребенком и научить через речь четырехлетку? Или максимум могу взрослому ребенку объяснить цифры и слова, дни недели и презент симпл, как в учебнике?10
  • PlayaАнна, тоже сразу подумала про китайские школы, общалась с русским мальчиком 4 лет после китайской школы, как и все дети его возраста говорил на детском языке , только по-английски3
  • немало вероятносейчас закидают помидорам, но все же, нет такого, что ребенок или взрослый готов и может обучаться, здесь от репетитора/преподавателя зависит все. и на мой взгляд, задача родителей здесь попробовать и подобрать подходящего преподавателя, а преподавателя если он хочет развиваться, как детский, найти подход. Другой вопрос, что такое обучение будет стоить дороже, чем для взрослого- к этому нужно быть готовым. Сейчас в поиске преподавателя для себя (33 годика целых) по итальянскому, отказалась от англоговорящего так как не может объяснить логику ни на каком языке, другой не подошел, так как решил говорить со мной только на итальянском (я его понимаю уже, но говорить не очень могу), сейчас смотрю другие варианты. Но для ребенка такой анализ должны делать родители и преподаватель вместе. Тогда будет результат. А учить алфавит, слова, числа сначала, для 4-х летки ну извините, стыд. Понятно, что эффект будет 0. Когда вы изначально вовлекаете его в то, что не будет интересно.4
  • Alexander SchnurrbartС.С., мы всё ещё про четырёхлеток?11
  • С.С.Alexander, мы все еще про положительное влияние изучения иностранного языка на мозг7
  • Юлия МаркинаЯ родилась в СССР и до 8 лет в нём прожила. До сих пор помню как у нас были маленькие книжечки с простыми выражениями- доброе утро, добрый день, добрый вечер. Привет/Пока. И маленькие рифмовки в них типа: У меня есть обезьянка и зовут её a monkey. Свою первую сотню слов в школу я принесла именно из этих книжек-коротышек. Дочь начала изучать английский в школе в 1 классе, о репетиторе попросила она сама. Сейчас призер двух олимпиад. И это не мои амбиции, это ее выбор. Так же как и её выбор в прошлом году перейти в лингвистический класс. В нашей семье так сложилось, что мнение детей учитывается с маленького возраста... С автором согласна, что многие родители пытаются навязать детям свои нереализованные мечты, но с какого возраста начинать учить язык, считаю, что все индивидуально.5
  • Полина КарабардинаМайк, на таких платформах нельзя отказаться от ученика. Он записался - ты ведёшь. И в защиту преподавателя скажу, что эффективное преподавание английского четырехлетке - это высший пилотаж. Это капец как сложно. Надо, кроме всей обычной методики, изучить что-то чисто для малышей типа Хелен Дорон, вот это работает. А потом невероятно выкладываться на каждом уроке, чтобы четырехлетка не игнорировал ваше существование.17
  • АлександраМеня где-то в таком возрасте и отдали учить английский, что блин, наверное и привило мне большую любовь к языкам в принципе. Но там были занятия не с репетитором, а в группе в детском саду с перерывами на игры и другие занятия.5
  • ВераНаверное, цель такого раннего изучения - упростить адаптацию в начальной школе, где ребенок быстро сталкивается с иностранными языками3
  • Alexander SchnurrbartВиталий, как человек, живущий в Германии уже достаточно долго, могу авторитетно заявить следующее: 1. в Германии нет русских кварталов. 2. рождённые в Германии / привезённые в мелком возрасте дети, при условии, что они ходят в местный садик, между собой будут говорить на немецком, даже если все они нормально говорят на русском (что тоже далеко не редкость). Такую же картину неоднократно наблюдал в Израиле.7
  • Alexander SchnurrbartMinnaloush, потому, что два языка лучше чем один но изначально я писал о бессмысленности изучения с репетитором четырёхлеткой английского языка в англоязычной стране5
  • ГусеничкаПрошу прощения, не совсем поняла: обучение происходит онлайн? Если да, то, на мой взгляд, это вообще издевательство над ребёнком.6
  • Little WhingingВы точно преподавателем работаете? Насчёт онлайн платформ для малышей-да,сомнительная фигня. А вот оффлайн они очень хорошо развиваются с грамотным преподавателем. И да, малышам нужно много времени на запоминание, много техник нужно использовать,постоянно в тонусе быть, но и результат прекрасный- им это пригождается и в изучении русского языка потом, и со школьным английским проблем никаких, и самое главное мозг ребенка развивается,навыки коммуникации и желание учиться. А зависит всё от грамотного преподавателя и грамотной позиции родителей. Нужно ко всему относиться не с позиции "достигаторства", а с позиции потенциала для развития. Да,все индивидуально. Ко мне в группу полгода ходил трехлетний мальчик и всё,что он делал-это смеялся над тем,как я показываю животных и прочее. А потом оказалось,что всё это время он неплохо все запоминал и начал выдавать целые фразы. Я тут виду в Ваших словах,что Вы просто сами не знаете как и не хотите этим заниматься.3
  • Alexander SchnurrbartНаталия, в Clerenberg (Dortmund) %% иностранцев в раза превышает средний по Дортмунду, но даже там он составляет всего 1/3 от населения. Вы сами пишете про 50/50, соответственно, русских там 1/6.3
  • Alexander SchnurrbartНаталия, это шутка такая? их ставят там, где проходное место, дешёвая аренда и есть подходящее помещение. у наших друзей русский магазин если что...4
  • AnyaoiЯ ходила на английский с трёх лет. Не уверена, что это дало мне какую-то сильную базу и огромную форму перед одноклассниками позже, во 2 классе. Да и цели никакой у меня не было, просто отправили — я ходила. Но вот один несомненный плюс, который я получила от ранних занятий языком — я его не боялась. Для меня английский не был чем-то непонятным, ненужным, чужим и незнакомым. Он стоял у меня наравне с русским языком, мне не казалось странным говорить на английском, языковых барьеров тоже почти не было. И вот эта база очень сильно упростило мое знакомство с английским уже в сознательном возрасте.3
  • Gulnara I.Учите методику и не хвастайтесь своей некомпетентностью. Четырехлеток учат не так, их погружают в речь. Сейчас даже на ютубе полно игр. Не повезло маме, что вы попались. И логопедические проблемы не помеха, наоборот скачок идёт в речи с английским.3
  • Alexander SchnurrbartНаталия, это не "статистика из интернета", это статистика, которую публикуют сами города. не уверен, что у вас наберётся те же 340 знакомых, указанных в статистике...3
  • juarhalaLittleDevil, да толку не было бы поверьте от него в четыре, когда он четырехлетке нафик не сдался (в одно ухо влетело,в другое вылетело, и русский еще толком не выучил, и не понимаешь зачем тебе эти слова и высидеть на уроке внимательно в принципе дольше 20 минут не в состоянии - хочется то есть, то писать, то пить, то скакать, то просто скучно и т.д). Это не уроки, а дрессировка обезьянок) В двадцать, если человек на 100% замотивирован и точно знает, для чего ему английский (скажем, для повышения на работе) - вот тогда можно учиться действительно эффективно.0
  • juarhalaBluemaiden, ну про сниженный когнитивный интерес навсегда после наступления полового созревания вы прямо загнули. Откуда такая статистика? По вашей логике, как только детям стукнет лет 14, они вроде как на 90% необучаемы - как же они тогда бедолаги, умудряются готовиться к егэ, поступать в универы, выигрывать олимпиады, дальше в этих универах получать красные дипломы и так далее? Да и после универа, многие учат языки и в 25-30-40 лет, и прекрасно получается. А у вас прямо если в четыре года английским не занялся, то жизнь закончилась - очень пессимистичный подход к обучению.1
  • JimmyJimmyjuarhala, вы приводите в пример меньшинство) а так да - не все способны сохранить интерес к учебе после наступления пубертата, ибо там начинается играй гармонь, лябофь и прочие отношения со сверстниками учебу активно вытесняют.1
  • LittleDeviljuarhala, четырехлетки не особо что-то анализируют, и изучение всего нового для них проходит органично. В том числе – языка4
  • Ольга АС.С., а можете какие то реальные исследования назвать? В моем опыте есть случаи, когда у людей с прекрасным образованием- математики, физики и знанием нескольких языков, увы догнал Альцгеймер. Я давно правда изучала нейрохимию, что там при Альцгеймерепроисходит в тч и пока не могу понять как языки от него могут спасти. Хотелось бы конечно...0
  • С.С.Ольга, https://marcocalabria.cat/ В частности, этот профессор занимался подобными исследованиями. Или вот еще почитайте: https://www.gazeta.ru/science/2020/02/17_a_12963661.shtml1
  • Alexander SchnurrbartОльга, в вики по Elsbeth Stern есть ссылка в т.ч. и на исследование0
  • ОльгаС.С., спасибо большое!1
  • ОльгаAlexander, спасибо!1
  • Alenajuarhala, не соглашусь, каждый ребёнок индивидуален. Преподавала английский 4-леткам через игры и демонстративный подход (оффлайн). Да, среди группы уровень разный, но это обычная практика. Сама начала изучать английский в 4, многие упражнения на постановку звуков, песни, игры помню до сих пор и применяю их в работе. Спустя 31 год ни разу не пожалела о том, что начала учить язык так рано. Всё дело в личности преподавателя: дети в раннем возрасте приходят не на уроки, а к учителю. Если он им не нравится, то и толку 0.0