Рекомендую: 3 очень разных романа о будущем страны
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Никаких планов подумать о судьбах Родины у меня на новогодних каникулах не было, только отложенные книжные новинки почитать. Но все три вполне развлекательные романа на поверку оказались очень социальными.
Алексей Поляринов «Кадавры»
Собственно наличие в романе тех самых «кадавров», просоленных трупов детей, возникших в нулевые в российском Черноземье, меня от чтения и удерживало, я за реализм. Но по факту получилось, что эти странно возникшие «дитятки», как в книге их называют местные, просто очень удачная и многогранная метафора любой дичи, с которой люди очень быстро и очень по-разному осваиваются, а государство неумело пытается сначала бороться, а потом игнорировать. А они тем временем при каждом посягательстве катастрофически засаливают почвы, превращая чернозем в пустыню. Как тут не вспомнить историю Карфагена, засеянного солью после победы римлян.
Параллельно (действие книги разворачивается в конце 2020-х) мы видим российский юг, после восстания на национальной почве отданный китайскому правительству и уже заселенный ссыльными китайцами.
Все повествование мы смотрим глазами ученой, исследующей кадавров и крайне тяжело живущей в эмиграции. Из флэшбэков становится понятна не менее мрачная, чем страна вокруг, история ее семьи. Вайб у книги как в фильмах Звягинцева, только вместо притчевости — настроение подросткового хоррора. И за счет стилизации текста под выдержки из книг и статей получается очень похожая на реальность жутковатая картина.
Алексей Конаков «Табия тридцать два»
Если мрачность вам не по душе, то браться нужно за эту книгу. В ней настроение дозастойных советских фильмов с верой в светлое будущее и победу прогресса. Меж тем действие происходит в 2087 году и в альтернативной реальности книги Россия живет бедно (герой высмеивает «фантазеров», у которых якобы есть два пальто: зимнее и демисезонное). Но при этом очень счастливо. Хотя на страну наложен карантин на 100 лет: связи с заграницей нет, технологии включая интернет отключены, мобильные телефоны кнопочные и даже самолетов не стало. Секрет мирной и комфортной жизни в стране: смена идеологии с литературоцентричной (вызывающей имперские амбиции) на шахматную.
Первую треть книги просто интересно осваивать эту измененную реальность, где названия улиц, пословицы и все метафоры замены с привычных «книжных» на шахматные. «А дела за тебя Крамник будет делать?». Где школьники разбирают схемы партий, а не «Му-Му». А на кафедрах исследуют историю шахмат и анализ ходов, сделанный без компьютеров.
Просто на описании альтернативной вселенной книгу не сделать, поэтому дальше мы и в книге, и в голове переживаем конфликт, понимая, что в мире-то все партии давно просчитаны ИИ и «ничейная смерть шахмат» точно уже случилась. И постепенно эта очаровательная уютная утопия приходит хоть и не к тоталитарной, но вполне антиутопии.
Яна Вагнер «Тоннель»
Формально в книге настоящее, только стартовое событие, запирающее 500 человек в тоннеле под рекой, придумано. Но мысли, на которые наводит рассказ о поведении разных людей в этих обстоятельствах, очень похожи на две предыдущие книги.
Ад снаружи возникает из случайных совпадений или люди его сами создают? Виноват тот, кто стрелял или тот, кто спровоцировал выстрел? Перед умелым злом слабое и не верящее в себя добро виновато? У книги есть один ощутимый минус, присущий всем произведениям Яны Вагнер. У нее главный герой — это рефлексия, а не люди. Сначала ты очень радуешься, что персонажи такие глубокие, а мотивировки проработанные, но когда на открывание двери у любой героини уходит две страницы внутренних загонов, это немного утомляет и хочется действие ускорить как-то. Но в целом книга и реалистичная, и «держащая».
Все три романа можно читать как просто интересные авторские придумки, а можно в очень разные стороны после них задуматься.