Рекомендую: роман «Актриса» ирландской писательницы Энн Энрайт
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
О чем эта книга
В последние годы ирландские писатели громко заявили о себе в пространстве мировой литературы. Салли Руни, Колм Тойбин, Джон Бойн, Себастьян Барри — их имена на слуху, их книги читают и горячо обсуждают. А вот писательницу Энн Энрайт широкий читатель пока внимаем обходит, хотя у себя на родине она заслуженно пользуется славой и уважением.
Роман «Актриса» посвящен вымышленной звезде ирландского театра и кино Кэтрин О’Делл. Повествование идет от лица ее дочери Норы, которая после смерти матери решает написать ее биографию и заодно выяснить, кто был ее настоящим отцом.
Норе пятьдесят восемь, ровно столько было Кэтрин, когда она умерла. Во время очередного интервью молоденькой журналистке Нора понимает, что никто не расскажет историю Кэтрин О’Делл лучше, чем она сама: пока мать блистали на сцене, дочь подглядывала за ней из-за кулис. Образ Кэтрин, закрепившийся среди поклонников, не имел ничего общего с реальной жизнью: Нора видела, какой слабой и беспомощной была мать дома на кухне, сколько усилий она прилагала, чтобы сберечь уходящую красоту. Нора сидела в зале суда, когда Кэтрин изображала (изображала ли?) безумие после того, как выстрелила в своего знакомого продюсера Бойда О’Нилла.
Нора не спешит раскрывать все секреты матери, ее рассказ складывается по кусочкам: от старта карьеры Кэтрин и ее фальшивой ирландскости, до череды мужчин, заката карьеры, безумия и смерти. Вместе с героиней мы проходим непростой путь принятия дочерью родной матери и узнаем о ней те факты, которые не смог откопать ни один журналист.
Чем понравилась
Сюжет «Актрисы» полностью вымышлен, однако выглядит узнаваемым. Мы слышали много историй о временах Золотого века Голливуда: актрисы сидели на жестких диетах из грейпфрутов, делали маски, пилинги, подтяжки и операции, но вылетали из кадра при первых признаках старения. На их место всегда приходили более молодые, более сговорчивые. И хоть этот роман написан задолго до движения #metoo, Энрайт поднимает тему женской эксплуатации и пишет о том, что приходилось делать актрисам, чтобы получить заветную роль.
Энрайт хорошо знакома с театральной средой и с иронией описывает всю ее иллюзорность. В этой книге она пошла чуть дальше, чем нам могли бы дать настоящие мемуары звезды ирландской сцены. Энрайт ставит перед читателем интересный вопрос: «Что делает актера великим: его талант или миф, который он строит вокруг своей жизни?»
Еще одной важной темой романа является принятие. Кэтрин всю жизнь скрывала от дочери правду об отце. Она никогда прямо не говорила Норе, что та стала для нее обузой, но после рождения Норы карьера Кэтрин пошла на спад. Нора видела эти перемены и винила в них себя. Обе женщины несли на плечах тяжелый груз, но так и не смогли поговорить друг с другом. По-настоящему понять Кэтрин Нора смогла, только прочитав дневники матери уже после ее смерти. Энрайт красиво переплетает судьбы дочери и матери, показывая, что не такими уж и разными они были.
Чем известен автор
Энн Энрайт шестьдесят один год. За ее плечами Букеровская премия (2007 год), медаль Карнеги за выдающиеся достижения в области художественной литературы, премия ирландского ПЕН-клуба и два попадания в шорт-лист премии Women’s fiction (2012 и 2024 года).
Также Энн Энрайт является первым лауреатом премии Irish fiction. За время пребывания на посту лауреата она продвигала ирландскую литературы в люди, читала лекции и проводила занятия по писательскому мастерству. Она уже написала восемь романов, несколько рассказов, сборник эссе и не собирается останавливаться.
Где почитать
На русском языке доступен всего один ее роман «Актриса» (издательство Синдбад), два других выходили в 2000 (Издательство Аграф) и 2013 (издательство Фантом Пресс) и сейчас считаются библиографической редкостью.