Рекомендую фильмографию Романа Полански

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Николай Климанов

Страница автора

В наше время, процесс кинопроизводства сопряжен со многими факторами и условиями. Молодым независимым авторам крайне сложно пробиться на широкие экраны, не имея покровительства студии. Попытки снять нечто оригинальное, нетривиальное, нечто, что рождается в больной миазмами и девиациями голове автора пресекаются еще в чреве. Конечно, существуют и исключения (храни Господь студию А24 и Neon).

20 век. Век войн и революций, опытов и экспериментов, поисков и чаяний. Вот где требовательный синефил сможет утолить свою жажду. Париж, 1933 год. В семье польских евреев рождается мальчик, которому суждено будет оставить свой след в кинематографе. Один из самых уникальных и неповторимых режиссеров. Разнообразие его работ, сравнимо разве что с его биографией. Переживший оккупацию и зверское убийство беременной жены, неоднократно подвергавшийся «культуры отмены».

Поработав в нескольких эпохах, ему удалось оставить след в каждой из них. Человек, при жизни ставший легендой. Народный артист Советского Союза, Украины, России и даже Чечено-Ингушетии. Лауреат государственной премии СССР имени Ленинского комсомола.Человек признанный, известный, авторитетный, метр.

В этой статье, я попробую кратко рассказать о творческом видении и художественном стиле режиссера. Также, для полноты представления, думаю стоит поведать о некоторых событиях из биографии Романа.

Французско-польский режиссер, продюсер, сценарист и актёр Роман Полански
Французско-польский режиссер, продюсер, сценарист и актёр Роман Полански

Краков, война, театр

В 1937 году, семья Поланского (урожденный Либлинг) переезжает в Краков из Парижа. Будучи в пятилетнем возрасте, Роман плохо учиться, имеет отвязный и дерзкий характер, постоянно обижается и злиться. Во многом это связано с обстановкой в доме. С началом войны, мальчик вместе с мамой отправляется в Варшаву, но спустя время, вся семья оказывается в Краковском гетто. В 1943 году, его мама и бабушка погибнут в Освенциме, а дядя, будет забит до смерти в Бухенвальде. Ужасные события происходившие там навсегда останутся в памяти Романа, а спустя время, найдут отражения в фильме «Пианист».

По окончании войны, Роман увлекается театром и спустя несколько попыток, поступает в Лодзинскую киношколу. Там он знакомиться с влиятельными представителями кинематографа того времени. В этих стенах его все больше начинает захватывать постановочная деятельность, которая приводит к первому полнометражному фильму.

«Нож в воде», 1962 г

Дебют Полански в кино. Полностью авторская работа, для которой Роман также написал сценарий.

По сюжету, семейная пара отправляется совершить плавание на яхте, но по дороге, они встречают юношу-хичхайкера, после чего, приглашают его присоединиться к ним. Завязка фильма строиться на взаимоотношениях между людьми. Хозяин яхты — Анджей, красивый, успешный, властный человек (олицетворяющий респектабельность), пытается всеми способами показать свое превосходство над бедным юношей, который в свою очередь, не собирается сдаваться и демонстрирует свой гордый нрав. Постепенно, их отношения накаляются до предела, что приводит к открытому финалу.

Это камерная картина, большинство сцен которой происходят на яхте, снята полностью на натуре. В фильме присутствуют всего три действующих лица, которые отлично раскрываться, благодаря операторской работе Ежи Липмана. В этой ленте закладывается стиль, который мы увидим во многих последующий работах режиссера. Это и остроумные диалоги, держащие нас в напряжение, и откровенный сексуальный подтекст, который умело создает напряжение между персонажами.

Фильм оказался успешный и получил номинацию на оскар, как лучший фильм на иностранном языке.

«Отвращение» ― начало «квартирной трилогии», 1965 г

Благодаря успеху дебютной работы, Полански отправляется в Великобританию и приступает к написанию своего следующего фильма.

В центре сюжета молодая, красивая девушка в исполнении Катрин Денев. Она кажется нам скромной и застенчивой, для мужчин, она кажется легкомысленной. Оставшись одна в пустой квартире, словно волны ее начинает окутывать страх. Чувство одиночества добавляется к общему шаткому состоянию. Проведя с ней день, мы начинаем понимать, какие страхи ее гложут. Что это — страх, тайное желание или отвращение? Настоящий триллер, который, как мне показалось, лучше поймет женская аудитория.

Пожалуй, с этого фильма складывается любовь Полански к женским персонажам. Его Кэрол — неуверенная, напуганная девушка в огромном мире мужчин. При помощи ручной камеры, наблюдающей за ней из-за спины, мы проникаем в ее тело и чувствуем на себе взгляды грязных уличных рабочих, самоуверенных денди-плейбоев и подозрительных соседей. Ее квартира, место, которое должно являться ее крепостью, становиться ее клеткой. Даже здесь она не может найти покой.

«Отвращение» имел огромный успех. Если «Нож в воде» сделал Поланского известным в Польше, после «Отвращения» о нём заговорил весь мир.

«Тупик», 1966 г

Далее Полански снял фильм «Тупик», который тоже был весьма успешно встречен критиками и зрителями, а также, завоевавшим главный приз Берлинского кинофестиваля.

Эта криминальная драма с элементами комедии роднит режиссера с его первым полнометражным фильмом. Несколько действующих лиц, волею случая оказываются в одной отдаленной локации, сюжет выстроен на взаимоотношениях между персонажами, а невозможность покинуть это место приводит их в тупик.

«Бал вампиров», 1967 г

Следующей работой режиссера становится «Бал вампиров». Это легкая фантастическая комедия в стиле «Золотого Голливуда». Фильм рассказывает нам историю слегка чудаковатого профессора Абронсия и его помощника Альфреда (Полански сам снялся в фильме исполнив роль помощника профессора), приехавших в горы Трансильвании ради охоты на вампиров. Главная женская роль досталась актрисе Шерон Тейт, на которой впоследствии женился Роман. От начала и до конца это нетипичная работа для режиссера, фильм снимался для американского проката и впоследствии был перемонтирован, а также несколько раз сменил название. Полански играет застенчивого юношу, влюбившегося в красавицу в исполнение Шерон Тейт. В итоге вышел довольно незамысловатый комедийный хоррор с элементами старомодной комедии. Если убрать фамилию режиссера из титров, можно подумать, что это не его фильм. Отсюда, как мне кажется, вытекает талант разнопланового режиссера.

«Ребенок Розмари», 1968 г

Взойдя на Олимп славы, Роман, в 1968 году в качестве невероятно талантливого режиссера переезжает вместе с молодой женой в Америку. Этот момент также найдет место в фильме Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде».

Поселившись в престижном районе Лос-Анжелеса, Полански начинает работу над экранизацией романа «Ребенок Розмари».

В центре сюжета картины молодая пара: Гай и Розмари Вудхаус. Они переезжают в новую квартиру в Нью-Йорке, где их встречают, на первый взгляд, дружелюбные соседи. Муж Розмари работает актером, но в последнее время его карьера не складывается и ему приходиться перебиваться халтурой в дешевой рекламе и паршивых сериалах. Она же — безработная и убивает время за выбором обоев и новой мебели для гостиной. Со временем, их отношения с соседями начинают укрепляться, что не особо нравиться Розмари. Она считает их странными и слегка навязчивыми. Гай, напротив, очень рад новому знакомству и старается всеми силами подружиться с милыми соседями. Спустя некоторое время, Гай предлагает своей жене завести ребенка. В процессе зачатия, Розмари теряет сознание и ей приходит видение, где она окружена голыми сектантами, а ее муж, в образе дьявольского чудовища насилует ее.

Кадр из фильма «Ребенок Розмари»
Кадр из фильма «Ребенок Розмари»

Сразу после выхода фильм обрел культовый статус. Критики назовут его настоящим шедевром саспенса, в довершение всего, фильм продолжает тему страха беззащитной женщины в довлеющем ужасом на нее доме, начатом в «Отвращении». Нагнетающая атмосфера триллера лучше всего раскрывается в повседневных бытовых вещах, таких как приготовление пищи или же поход ко врачу. Тема оккультизма, еще не столь популярная в то время, добавила красок к сюжету.

События фильма проходят параллельной линией с жизнью самого Полански. В процессе создания картины, пара ждала ребенка. Отсюда, мы можем предположить, что фильм является своеобразной проекцией страхов режиссера.

Спустя год после выхода картины, в доме Полански произойдет массовое убийство пяти человек участниками «семьи» Чарльза Мэнсона. Одной из жертв станет беременная актриса и жена режиссера — Шерон Тейт.

«Макбет», 1971 г

Зверское убийство навсегда оставит след на его жизни. Решив, что лучшее лекарство — работа, спустя несколько лет продюсеры уговаривают его снять новый фильм. Полански давно мечтал снять фильм по Шекспиру, и в этот раз ему это удается.

«Макбет» — став первым фильмом после чудовищных событий в его жизни, вышел очень мрачным и тяжелым. Переосмысление одноименной пьесы все же понравилось критикам, подтвердив статус режиссера, как непреклонного профессионала.

«Китайский квартал», 1974 г

На дворе был 1974 год, в Америке, во всех кинотеатрах гремит «Крестный отец» Копполы, ознаменовавший новую эру Голливуда. Следующий фильм не заставил себя долго ждать. Сценаристом нового фильма выступил Роберт Таун. По слухам, он с самого начала писал сценарий под Джека Николсона, ранее работавшим с ним в фильме «Последний наряд».

Это история про детектива Лос-Анджелеса сочетала в себе классический нуарный сюжет, соединённый с современной постановкой. В один прекрасный день, главному герою ему поступает заказ на расследование факта измены мужа. По началу, казавшимся легкое дело приобретает новые краски после загадочного убийства последнего.

Детектив Гиттес, в исполнение Джека Николсона, слегка наглый, самовлюбленный профессионал, любящий свою работу. Его персонаж, на мой взгляд, отлично раскрывается в сцене в парикмахерской, споря с посетителями о моральной составляющей своей работы. Его вспыльчивость и упрямство заводят его в центр крупного заговора, по итогу становясь очень личной историей.

Кадр из фильма «Китайский квартал»
Кадр из фильма «Китайский квартал»

Китайский квартал, стал культовым фильмом «Нового Голливуда», возведя звезду Джека Николсона на апогей славы. Роману удалось создать шедевр для американских продюсеров, но и непременно заложить в фильме часть собственного видения. Не даром концовка фильма изначально была более положительная, Полански же, переписал ее на более мрачную.

Решив слегка отдохнуть от кинематографа, Роман отправляется в Италию. Решив попробовать себя в новом амплуа, он концентрируется на театральной деятельности и в 1974 году ставит свою первую пьесу.

«Жилец», 1976 г

Фильм «Жилец» заканчивает квартирную трилогию, начатую фильмом «Отвращение». Теперь же акцент сместился на мужчину. Молодой конторный служащий — Трелковски, переезжает в новую квартиру, в которой бывшая квартирантка при странных обстоятельствах выбросилась из окна. Постепенно, соседи начинают давить на него, начиная замечаниями о шуме, ночных посиделках и распутных девицах. И даже в кафе напротив, официанты видят в нем бывшую квартирантку, так любившую Мальборо. По своей форме, фильм напоминает роман «Процесс», Кафки. Общая клаустрофобия держится на протяжении всего повествования.

Стоит заметить, что главного героя «Жильца» исполнил сам Полански. Важно это потому, что данный факт говорит нам о личном характере этой истории. Если и раньше Полански, так или иначе, фрустрировал собственную боль и свою историю на кинопленку, пусть и вуалируя это определенными условностями, метафорами и т.д, то в «Жильце» Роман практически полностью стирает границу между «личным» и «условным», оставляя заинтересованного зрителя гадать, где начинается реальная боль режиссера и где она заканчивается.

Мы можем сказать, что эта история тесно переплетается с жизнью самого Полански. Потерявшего жену и ребенка, неприкаянного и глубоко потерянного человека. А связь режиссера с «Французской новой волной» (Полански называл их любителями) показывает нам непринятие его широкой плеядой именитых французских режиссеров.

Кадр из фильма «Жилец»
Кадр из фильма «Жилец»

Обвинение в изнасиловании и бегство из страны

Этот период жизни режиссера больше интересует правозащитников и желтую прессу. Но так или иначе, она является частью его биографии и о ней стоит рассказать.

11 марта 1977 года, 43-летнего Полански задержала полиция по обвинению в изнасиловании 13-летней фотомодели Саманты Гейли. Изначально Полански полностью отрицал вину, но вскоре покинул страну за несколько дней до вынесения приговора. Инцидент, прошедший на вилле Джека Николсона, на всю оставшуюся жизнь поставил на нем клеймо в глазах общественности. Дальнейшая карьера в Америке стала невозможна. Студии стремительно спешили разорвать с ним контракты.

Переехав во Францию, Полански приступает к работе над новым фильмом. Дурная репутация режиссера не отпугнула продюсеров, Его новый фильм «Тэсс» — экранизация одноименного английского романа (Тэсс из рода Дербервиллей) в итоге оказался подстать первоисточнику. Великолепно воссозданная английская деревушка в союзе с первоклассными костюмами блестяще передают отражение эпохи. Главную роль исполнила 17-летняя Настасья Кински, сыграв гонимую и отверженную Тэсс (снова переплетения с судьбой Полански). Американская киноакадемия не могла пройти стороной фильм, присудив ему «Оскар» за лучшие костюмы и декорации.

В 1984 Роман знакомиться с молодой французской актрисой — Эмануэль Сенье. Эта встреча во многом повлияла на жизнь именитого режиссера. После неудачного фильма «Пираты», провалившегося в прокате, в 1988 году Роман решает поставить более камерный фильм.

«Неукротимый», 1988 г

Первое, что встречает тебя в этом фильме, это шикарная вступительная музыка за авторством Эннио Морриконе. Париж представляют нам недружелюбным, местами даже враждебным. Это не тот романтичный Париж, который теплится в грезах Вуди Алена, с его маленькими кафешками и книжными магазинчиками. Нам показывают трущобы и закоулки, шумные панк-клубы с наркотиками и секс-работницами.

Главный герой в гостях в этом городе и ему явно не рады. Спустя полчаса после заселения в отель, вместе со своей женой, Ричард Уолкер (Харрисон Форд) обнаруживает, что она чудесным образом пропала. В поисках возлюбленной, он погружается в самые злачные уголки города, пытаясь разгадать тайну ее таинственного исчезновения. Главную женскую роль исполнила Эмануэль Сенье, впоследствии ставшей третьей женой режиссера. Фильм часто называют оммажем Полански Хичкоку, своему, во многом, вдохновителю.

«Горькая луна», 1992 г

В 1991 Романа приглашают возглавить жюри Канского кинофестиваля. Многим этот жест показался дерзким (еще свежа история с Самантой). Спустя год, на экраны выходит очередной фильм режиссера — «Горькая луна». Это идеальный фильм в жанре сторителлинга, наверно самый сексуальный из всех работ Полански. Дьявольски соблазнительная Эмануэль Сенье, которая исполнила главную женскую роль, получила огромное количество эротических сцен, ставшая в итоге знаменитой на весь мир.

Кадр из фильма «Горькая луна»
Кадр из фильма «Горькая луна»

«Смерть и девушка», 1994 г

Затем свет увидел «Смерть и девушка». Это скромный камерный фильм, в центре которого трое главных героев. Бен Кингсли и Сигурни Уивер на вершине своей популярности. Напряжение, умело созданное между персонажами, режиссёр не раз это демонстрировал в фильмах «Нож в воде» и «Тупик». Полански в очередной раз доказывает, что для хорошего фильма достаточно пары актеров и хороший сценарий.

«Девятые врата», 1999 г

Далее последовал один из самых любимых мною фильмов в фильмографии Полански, расколовший критиков и зрителей на два лагеря. Российскому зрителю он понравился больше, чем на Западе, наверно из-за всенародной любви к Джонни Деппу.

Специалист по поиску различный раритетных книг — Дин Корсо, получает задание определить подлинность одного очень редкого, старинного экземпляра. Для этого, ему предстоит отправиться в Европу, где его поджидают охотники за этим экземпляром.

Сама книга — «Девять врат в царство призраков» является своего рода библией для оккультистов, по слухам которой, можно вызвать самого дьявола. Критики не оценили тему сатанизма в фильме, единогласно сравнивая и находя отсылке к «Ребенку Розмари». Сам же Полански признавался, что фильм не имеет ничего общего, с его прошлой работой. Повествование здесь более прямолинейное, сюжетные ходы порой предсказуемы. Однако данная форма оставляет гораздо более легкое послевкусие финала.

«Пианист», 2002 г

В двадцать первый век Полански шагнул с триумфом. Фильм «Пианист», вышедший в 2002 году, вновь позволил говорить о Романе.

После череды не столь признанных фильмов, многие авансом занесли его в когорту исписавшихся авторов, чьи золотые деньки остались в прошлом. Полански на тот момент было 69 лет. Снискавший славу и признание, имеющий репутацию гонимого гения, отец двух детей, муж. Судьба позволила ему уйти на покой и счастливо доживать свои деньки. Но Полански не был бы собой, если позволил этому случиться.

«Пианист» является экранизацией автобиографии польского пианиста Владислава Шпильмана, повествующая о жизни, в оккупированной фашистами Польши. Это история, во многом автобиографична для режиссера. Будучи еще мальчишкой, Роман своими глазами видел все ужасы, происходившие там. В итоге вышел его самый популярный и самый не похожий на него фильм. Сверхнатуральные сцены насилия вызывают шок, а откровенная жестокость, в очередной раз показывает ужасы войны. Наверное, таким и должен быть фильм про холокост.

За свою работу, Роман получил Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. Картина стала триумфом всего позднего периода творчества Полански. Благодаря «Пианисту», о нем снова заговорили, приглашая во всевозможные проекты, в том числе театральные постановки.

«Оливер Твист», 2005 г и «Венера в мехах», 2013 г

В 10-ые годы Полански снял несколько фильмов, имевших скромный успех. Из них можно выделить «Оливер Твист» и «Венера в мехах» с Эмануэль Сенье в главной роли.

Все же, дискуссии о нем вновь взбудоражили общество, правда не в том ключе, в каком он хотел бы. Движение MeToo, разросшееся словно снежный шар, припомнило ему историю 40-летней давности. Снова подвергнувшийся культуре отмены, Полански попал в немилость либерального движения за свои патриархальные взгляды.

«Дворец», 2023 г

Бойкотируемый на Западе, но все еще востребованный в Европе, в 2023 году, Полански выпускает новую картину. Возможно есть некий символизм, что его последняя (на сегодняшний день) работа, написана в соавторстве с Ежи Сколимовски, автором его первого фильма «Нож в воде».

«Дворец» — черная комедия о богатых постояльцах отеля накануне двухтысячного нового года. Картина получилась скомканной и местами вульгарной. Критики увидели в ней острый сарказм на современное общество. Стиль и повествование роднит этот фильм с работой Робина Эстлунда «Треугольник печали», но она более прямолинейная и лишенная меры.

Роман Полански в молодости
Роман Полански в молодости

О его жизни пишут исследования, его фильмы изучают в киноакадемиях, он и сам выпускал свою автобиографию. Человек безусловно гениальный и неоднозначный. Сквозь все его фильмы, красной нитью проходит тема секса, страсти и женской беспомощности. Возможно, каждый зритель увидит в его фильмах что-то другое. Ужас, мрак, любовь, а может даже и скуку. Но посмотреть их нужно. Это чертовски того стоит.