Рекомендую посмотреть: новую экранизацию романа «Евгений Онегин»

6

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Дмитрий Овчинников

Страница автора

В российский прокат фильм "Онегин" режиссёра Сарика Андреасяна вышел 7 марта, накануне Международного женского дня. Но уже задолго до того новая экранизация бессмертного романа вызвала многочисленные дискуссии и даже явную критику.

В основном недовольство публики концентрировалось на двух моментах — фигуре постановщика, и впрямь, надо заметить, с достаточно неоднозначной репутацией, и актёрах, подобранных им на главные роли.

Сарик Андреасян — известный и, в принципе, весьма успешный режиссёр, хотя многие его предыдущие проекты также получились спорными, а некоторые и откровенно провальными. Я, честно признаться, с творчеством Андреасяна близко не знаком, поэтому на данную тему рассуждать не буду. А вот на актёрах и отдельных прочих моментах есть смысл остановиться подробнее.

Чем понравился

Начну с того, что в принципе я не считаю, в отличие от многих, этот фильм плохим или неудачным.

Да, у него есть целый ряд минусов, на которые уже указали добросовестные рецензенты, и спорить с этим сложно. Они, эти минусы, в общем-то, на поверхности. Но за себя могу сказать, что для меня они если и играют какую-то роль, то вторичную, второстепенную.

Бывает же такое — кино может быть объективно слабым, но тебя лично оно цепляет и впечатляет. Так и здесь — просто сама по себе история Онегина и Татьяны настолько красивая, трогательная и завораживающая, что разного рода детали и нюансы отходят на второй план.

Сюжетно фильм повторяет канву романа. Думается, сюжет нетленного творения Александра Сергеевича примерно все знают наизусть со школы, и повторять его здесь нужды нет.

Герои говорят прозой, но наличествуют и оригинальные стихотворные вставки рассказчика в исполнении Владимира Вдовиченкова. Ход интересный, к тому же не грешащий против истины — ведь в романе повествование ведётся также как бы от лица рассказчика, приятеля Онегина.

Кроме того, поэтические вставки в определённые, как правило, самые важные, узловые моменты служат и фоном происходящих на экране событий, и играют пояснительную роль. В том числе избавляя героев от необходимости дополнительно говорить какие-то слова и проявлять эмоции — за них всё объяснено непревзойдённым пушкинским слогом.

Ну и, в конце концов, да, понятно, что все реплики действующих лиц в стихотворной форме звучали бы, наверное, несколько странновато, и вряд ли это вообще возможно. Да и не нужно — проза на слух воспринимается проще.

Но если бы в фильме совсем не нашлось места подлинным волшебным пушкинским строкам, то это было бы большим упущением его создателей. А так получился некий компромисс, идеальное сочетание стихов и прозы.

Ещё из плюсов хочется отметить работу декораторов, костюмеров и прочих, как принято выражаться, специально обученных людей. Атмосфера Российской империи начала XIX века воссоздана очень эффектно.

Например, заснеженный Петербург, загородные усадьбы Онегина и Лариных, сцены бала и чудные пасторальные пейзажи, детали интерьера предстают вполне аутентично и достоверно, что позволяет проникнуться духом эпохи, в которой происходят описываемые события.

Довольно неплохо, как по мне, в "Онегине" показана помещичье-аристократическая среда. Весь этот провинциальный beau monde, который экранный Онегин то и дело называет "сбродом": все эти Пустяковы, Скотинины и иже с ними.

Чем не понравился (но не мне)

Если обратиться к минусам, то многие, скорее всего, найдут фильм в целом скучным и монотонным, с вялотекущим повествованием. И отчасти даже будут правы — экшена здесь действительно маловато — ну разве что сцена дуэли да сны Онегина и Татьяны, и то с большой натяжкой. Зато много крупных планов и, будем откровенны, немного подзатянутых сцен.

Но можно ли на самом деле вынести этому фильму вердикт "скучный". И да, и нет.

Надо понимать, что, помимо всего прочего, мы в данном случае имеем дело с эффектом восприятия. Мы просто привыкли, точнее, телевидение в последние годы приучило нас к тому, что на экране чуть ли не каждую секунду должно происходить что-то яркое и интересное, способное привлечь наше внимание и держать в напряжении. А спокойное и размеренное действие на этом фоне нам представляется скучным.

Можно согласиться, что драйва в этом кино немного. Но, с другой стороны, a priori сложно ожидать от экранизации "Евгения Онегина" чего-то вроде голливудского блокбастера — исходный материал не тот. Просто заранее нужно осознавать, на какое кино ты идёшь, и не требовать от него того, что оно в принципе не способно тебе дать.

Ну и, наконец, по поводу актёров. Кастинг в этом фильме стал предметом всеобщей критики — на мой взгляд, не вполне заслуженной.

Главная суть претензий сводится к тому, что актёры, сыгравшие трёх центральных персонажей — Онегина, Ленского и Татьяну Ларину — в жизни старше, чем их герои. И, якобы, тем самым оказался полностью разрушен и извращён гениальный замысел Пушкина.

Что можно на это возразить? Вообще говоря, артисты, исполняющие роли определённых персонажей, не обязаны с точностью до года соответствовать им по возрасту. Режиссёр фильма или спектакля, если речь идёт о театре, вправе в рамках своего видения и авторского прочтения подбирать актёров любых параметров.

Есть даже совсем уж экстравагантные случаи, когда молодых героев играют люди пожилого возраста и наоборот. Правда, это больше относится к театру, но и в кино в этом смысле допустимы вариации и разночтения.

Если конкретно говорить по "Онегину", то можно согласиться, что, скажем, Виктор Добронравов в роли Евгения Онегина, возможно, не самый удачный выбор, и дело здесь даже не в возрасте, а в типаже.

С другой стороны, можно вспомнить, что ему не впервой примерять данное амплуа — в театре им. Вахтангова в спектакле по роману Пушкина Добронравов также исполняет роль Онегина.

Ну не знаю, у меня здесь возникают определённые вопросы, какое-то внутренне противоречие. Но наверняка найдутся и те, кому такой Онегин придётся по душе.

Что поделаешь, таков выбор режиссёра, ему и карты в руки. Как говорится, он художник, он так видит. Имеет право.

Да, мы, зрители, в свою очередь вовсе не обязаны придерживаться принципа aut bene, aut nihil, а вполне себе имеем право критиковать это художественное видение. Но, положа руку на сердце, просто не хочется заниматься критиканством.

Нет такого желания, как и в случае с Елизаветой Моряк в роли Татьяны — по совместительству женой режиссёра, которая, опять же, на десять лет старше своей героини. Не то чтобы это стопроцентное попадание, но и откровенным фиаско назвать нельзя — некоторые заложенные в этот образ черты ей передать вполне удалось.

А вот где точно произошло то самое попадание, так это в случае с Ленским. И вот здесь однозначно возрастной фактор отходит не то что на второй, а на двадцать пятый план.

Ну и что из того, что книжному Ленскому восемнадцать лет, а сыгравшему его Денису Прыткову тридцать? Совершенно без разницы, и никакого значения это не имеет. Я всё равно буду утверждать, что этот Ленский абсолютно идеален, по крайней мере, на мой субъективный взгляд.

Да, можно его сыграть по-другому, может быть, даже не хуже, но лучше и точнее — вряд ли.

В целом можно сказать, что "Онегин" — вполне себе достойная une histoire romantique, которая при всех минусах найдёт своего благодарного зрителя. Конечно, можно заниматься буквоедством и ad infinitum перечислять всевозможные огрехи фильма, но есть ли в этом большой резон? Думается, что нет.

В конце концов, это кино и не претендует на то, чтобы войти в золотой фонд отечественного кинематографа. Нет, это чисто коммерческий проект, вполне подходящий для того, чтобы прийти в свободное время в кинотеатр и получить определённое эстетическое удовольствие.

С таким аршином к нему и нужно подходить. Не больше и не меньше.

Сюжет: 5 из 5 баллов

Игра актеров: 5 из 5 баллов

Зрелищность: 5 из 5 баллов

  • Alexandra P.Отличный разбор! В целом со всем согласна. Фильм красивый, практически дословно иллюстрирует исходный текст. Классика в современной трактовке - это мероприятие на любителя, я к таким любителям не отношусь. Поэтому мне понравилось, что здесь все было строго по тексту. Что касается актёров, мне понравился актёр, который играл Онегина. По-моему, получилось очень даже убедительно. То, что актёры старше героев, меня не смутило. Мне кажется, они смотрелись достаточно органично. Если прямо совсем молодых актёров взять, как раз не очень бы убедительно получилось.2
  • Курочка ДрёмаА в чем "гениальный замысел Пушкина" с возрастом героев? таковы были реалии. А в наше время уставший от жизни 23-летний мажор - это как-то чересчур. Даже самые мажористые мажоры в деревню не попрутся в таком возрасте - сегодня мир предлагает столько развлечений, что нынешние "онегины" еще не успевают все перепробовать и утомиться. Мне наоборот нравится, что герои понятнее современному зрителю за счет возраста. В уставшего Онегина 40+ я верю. Кстати, экранизация с Файнсом аналогична - и вполне ничего все смотрелись.5
  • BoooМне внезапно фильм напомнил советские фильмы, документальные или вставки как в служебном романе со стихами: красивые пейзажи, красивая музыка, с детства всем известные стихи, силуэты томных барышень и изящных кавалеров. Одним словом, полноценным фильмом не назовёшь, но и не подкопаешься, что автор отсебятил. Зато можно показывать школьникам на уроках, кусками правда, а то уснут. Да, актриса в главной роли - самый эпикфейл.2
  • Юлиана Орловау меня еще до Мастера и Маргариты руки не дошли, а тут уже опять что-то вышло0
  • Elena PКурочка, "мажор" поперся в деревню не из-за утомления от развлечений, а потому что замаячила переспектива получить наследство. Онегин, при всей его светскости и мажористости, большими деньгами, очевидно, не обладал.2
  • Курочка ДрёмаElena, говоря об усталости, я имею в виду общее настроение. Ну тоскливо ему, скучно, устал, все неинтересно, девочки какие-то, письма, сопли. Что в трейлере поразило - как там сказано... история великой любви? тут я подскочила, конечно. Откуда там это, кто вычитал... Ну для рекламы, я полагаю, слоган сочинили.2