![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/baby-icon.frrba8.jpg)
Как мы сэкономили на занятиях с логопедом 145 000 ₽
Благодаря логопедическому детскому саду и бесплатным занятиям у специалиста
![Как мы сэкономили на занятиях с логопедом 145 000 ₽](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/main-nastyaofly-shutterstock-logosad.5jgcpogw3zux..jpg)
До полутора лет с речью нашей дочери все было хорошо: она легко освоила простые «дай» и «бух», а однажды даже повторила слово «ягодка». Но потом попала в больницу с кишечной инфекцией и замолчала.
Мы не знаем, связаны ли возникшие речевые проблемы с болезнью, но после стационара все изменилось. Дочка перестала говорить то, что уже умела, начала общаться жестами и использовала ничего не значащие сочетания звуков. Только после трех лет в ее речи появились обычные слова. Правда, вместо «сумка» она говорила «сума», вместо «ботинки» — «ботини», а «змея» была «земей». Еще дочь заменяла одни слова другими. Так, «суп» у нее назывался «путь».
Участковый педиатр не видел проблемы в том, что речь ребенка была с особенностями. Считал, что со временем дефекты уйдут сами собой. Мы не были с ним согласны и хотели водить ее к логопеду за деньги, но потом узнали, что можно добиться бесплатных занятий и устроить ребенка в логопедический детский сад. Расскажу, что для этого пришлось сделать и почему оно того стоило.
О чем расскажу
Как бесплатно получить логопедическую помощь
Когда дочери было три года и четыре месяца, мы наконец дождались очереди и она пошла в обычный государственный детский сад. Однажды жена увидела в саду объявление, что дети, у которых есть проблемы с речью, могут пройти психолого-медико-педагогическую комиссию — ПМПК — и получить направление на бесплатные занятия с логопедом.
Комиссия определяет, нужны ли ребенку особые образовательные условия, а если нужны, то какие. В ее состав обычно входят психиатр, невролог, социальные работники, логопед.
Мы решили попробовать.
Собрали документы для ПМПК. Чтобы пройти комиссию, мы подготовили:
- Паспорт родителя.
- Свидетельство о рождении ребенка.
- Выписку из медицинской карты.
- Характеристику из детского сада.
- Медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.
Бывает, что требуются и другие документы. Например, если ребенок уже проходил ПМПК, нужно представить прошлое заключение комиссии.
Характеристику нам за несколько дней сделала воспитатель. В ней указывают, хорошо ли ребенок осваивает учебную программу в саду, как он общается со сверстниками и каковы черты его характера и особенности поведения.
Врачей мы бесплатно прошли в государственной детской поликлинике рядом с нашим домом. Дочку посмотрели отоларинголог, офтальмолог, невролог и психиатр. А чтобы получить выписку из медкарты, ее присутствие даже не потребовалось. Педиатр просто сделал это по нашей просьбе.
На сбор всех документов мы потратили около двух недель. Это было нетрудно.
![Очереди на комиссию мы ждали два месяца: записались в августе, а прошли в октябре](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/logosad-docs-1.u2ptvynttzf2..png)
Прошли комиссию. На заседание ПМПК с дочкой ходила жена. Их пригласили в комнату со специалистами, и те вежливо попросили супругу не вмешиваться в разговор, а дочери стали давать задания: объясни пословицу, найди лишнее на картинке. Дочка восприняла все как игру и практически без затруднений справилась с вопросами. В итоге комиссия отметила, что с интеллектуальным развитием ребенка все хорошо, вынесла заключение «общее недоразвитие речи» и присвоила статус «ребенок с ОВЗ», то есть с ограниченными возможностями здоровья.
Родители часто боятся таких вердиктов и считают, что это клеймо на всю жизнь. Из-за этого не идут на комиссию и не показывают ребенка врачам, а в итоге он страдает, потому что не получает помощи. Но в подобном статусе нет ничего страшного — наоборот, он позволяет бесплатно воспользоваться государственными программами поддержки.
На комиссии нам рекомендовали устроить ребенка в специализированный детский сад, куда ходят дети с нарушениями речи, чтобы скорректировать произношение.
В логопедических садах ставят звуки, которые ребенок не выговаривает, и исправляют те, что он произносит неправильно. А еще обогащают словарь, развивают способность воспринимать речь на слух, помогают строить грамматически верные предложения.
![Вот такое заключение ПМПК мы получили. Адаптированную образовательную программу рекомендовали на 3 года — до первого класса. Но если бы возникла необходимость, можно было повторно пройти комиссию и получить новое заключение](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/logosad-docs-2.pwfeiwxoodbv..png)
![Вот такое заключение ПМПК мы получили. Адаптированную образовательную программу рекомендовали на 3 года — до первого класса. Но если бы возникла необходимость, можно было повторно пройти комиссию и получить новое заключение](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/logosad-docs-3.chdmchuhsbnv..png)
![Вместе с заключением нам выдали памятку о его использовании](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/logosad-docs-4.olbv6mt4w4ai..png)
Как подать заявление в логопедический детский сад
Чтобы узнать, какие логопедические сады работают в Сыктывкаре, я воспользовался «Яндекс-картами». Но надежнее обратиться в управление образования в вашем городе или другое ведомство с этими функциями. Еще можно поискать эту информацию на сайте управления. Учитывайте, что специализированные сады бывают разной направленности: для детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи. Но называются они одинаково: детский сад компенсирующего вида.
У нас логопедических садов всего два. И один из них только административно относится к Сыктывкару, а географически находится в другом городе. Поэтому выбирать, куда устроить дочку, нам не пришлось. Мы позвонили в нужный сад и спросили, какие документы надо представить для перевода.
Вот что мы подготовили:
- Паспорт родителя.
- Свидетельство о рождении ребенка.
- Свидетельство о регистрации по месту жительства.
- Заключение ПМПК.
Заявление на устройство в сад я подавал лично в управление дошкольного образования по месту жительства. Пришел без записи и все сделал за 10 минут — никаких очередей к специалисту не было. Знаю, что сейчас жители многих регионов могут оформить заявление дистанционно на госуслугах, а москвичи — на сайте mos.ru. Еще заявления принимают в МФЦ.
Через месяц мы получили ответ, что свободных мест в логопедическом детском саду нет, но мы можем записаться на бесплатные занятия к логопеду.
![Письмо из управления дошкольного образования](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/logosad-docs-5.rtaunuha3ecc..png)
Как дочь бесплатно занималась с логопедом
Бесплатные занятия с логопедом в Сыктывкаре проводят в том же здании, где работает ПМПК. Нам добираться туда было неудобно: я работаю на другом конце города. Но мы решили, что воспользуемся возможностью исправить дочкину речь и будем заниматься. Кроме того, нам пошли навстречу, и мы выбрали более-менее комфортное время. Сначала я возил дочку к логопеду во время обеденного перерыва, так как в саду она спала редко, а потом — по вечерам после работы. Каждую неделю у нее было два занятия.
Специалист отрабатывала с ней произношение сложных звуков — [р], [к] и шипящих, — давала задания на развитие памяти и внимания, читала и даже немного играла. Например, стоя на балансире, дочке надо было поймать брошенный мяч.
Занятия дочери нравились, она говорила, что «тетя строгая, но дает интересные задания», а мы видели результат: ее речь стала намного понятнее и чище. Логопед в свою очередь отмечала, что с интеллектуальным развитием дочери все в порядке и во многом она опережает сверстников в развитии.
В итоге они прозанимались целый год, а потом нам предложили перевести дочку в логопедический садик, потому что там освободилось место в группе.
Как мы перевели дочь в логопедический сад
Решились мы не сразу. Во-первых, дочери нравилось в своем детском саду, там у нее была дружная группа и любимые воспитатели. Во-вторых, мы не были уверены, что стоит выдергивать ребенка из знакомой обстановки за год до школы. А еще, как и многие другие родители, опасались, что, находясь в среде, где все плохо говорят, дочка начнет копировать неправильную речь других детей.
Чтобы определиться, мы собрали мнения о логопедических садах у друзей и знакомых. Но отзывы оказались неоднозначными: одни хвалили сад за хорошую подготовку к школе, другие ругали за большую нагрузку.
Тогда я записался на прием к заведующей детским садом. Она рассказала, что в садике два вида групп: одни речевые — для детей с нарушениями речи, а другие — для детей с задержкой психоречевого развития. И у них разные образовательные программы, подходы к обучению тоже отличаются. Регресса, по мнению заведующей, случиться не могло: дочка попадала в речевую группу с детьми, которые развивались в соответствии с возрастными нормами. Впрочем, на мой взгляд, даже в одной группе дети бывают очень разные: кому-то сложно собрать пазл из 20 деталей, а кто-то легко складывает из 100.
В конце концов мы подумали, что хуже точно не будет. Сложности с речью могли значительно испортить дочери жизнь в будущем, а исправлять произношение у платных логопедов очень накладно. Решились перейти в логопедический сад и не пожалели.
Для перевода я забрал документы из нашего сада, получил в кассе родительскую плату по квитанции за остаток месяца — что-то около 200 ₽ — и передал бумаги в логопедический. Через несколько дней дочка пошла в новый сад.
Что нам понравилось в логопедическом саду
Преимуществ у логопедических садов оказалось довольно много. Отмечу те, что показались нам самыми существенными.
В группах мало детей — не больше 15 человек, благодаря чему воспитатели могут работать с каждым ребенком индивидуально. По факту детей получается еще меньше. Как-то перед майскими праздниками у нас в группе было всего три человека.
Воспитатели исправляют речевые ошибки. Дети попадают в среду, где их речь постоянно контролируют. Неточности произношения не остаются незамеченными, взрослые реагируют на все неправильно выговоренные звуки или неверно построенные предложения и говорят, как надо. В обычном саду обращать внимание на речь каждого ребенка персоналу просто некогда.
Больше возможностей для коррекционной работы. В нашей группе с детьми работали два воспитателя и логопед, они проводили групповые и индивидуальные занятия. Персонально дочка занималась с логопедом четыре раза в неделю.
У детей была артикуляционная гимнастика. Мы принесли в сад небольшое зеркало, и дочка могла следить за тем, как во время упражнений двигаются ее губы и язык.
Еще нужно было повторять материал дома. В итоге занятий получалось так много, что в первое время дочь жаловалась на усталость из-за нагрузки. Потом втянулась.
![В рабочей тетради дочери 80 листов. В нее логопед записывала упражнения и вклеивала распечатки с домашними заданиями](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/logosad-01.h8nvrvmxsemm..jpg)
![Задания для изучения буквы Н](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/logosad-02.e2yfrv26xte3..jpg)
Детей хорошо готовят к школе. В нашем саду дошкольников учили правильно держать карандаш, делать звуко-буквенный анализ, делить слова на слоги, ставить ударения. Дополнительно готовить дочку к первому классу не пришлось. В итоге, когда она пошла в школу, со всеми домашними заданиями справлялась сама. А наши знакомые до ночи сидели с детьми и помогали им.
Кстати, некоторые родители оставляли детей в подготовительных группах логопедического сада на два года, чтобы те лучше усвоили материал и были более уверенными в школе.
Родителям дают обратную связь. Нас постоянно держали в курсе детсадовской жизни и регулярно рассказывали о результатах ребенка. Родительские собрания были раз в несколько месяцев.
Кроме того, в нашем логопедическом саду чаще, чем в обычном, проводили праздники и спортивные соревнования. Дети постоянно разучивали песни, танцы и участвовали в конкурсах. К участию в мероприятиях часто привлекали родителей. Нам это было в радость. Я, например, с удовольствием помог провести веселые старты: выносил на площадку мячи, кегли и другой инвентарь, который использовали дети, и раздавал им конфеты в качестве подарков.
Одним словом, наши опасения насчет регресса в речи не подтвердились. Напротив, дочка говорила все лучше и лучше. И это заслуга педагогов логопедического сада.
![Наша дочь заняла третье место в детсадовском аналоге шоу «Голос. Дети». Конкурс приурочили к новогодним праздникам](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/logosad-03.4pbyqvkuvcu3..jpg)
Какие минусы сада мы отметили
Несмотря на то что садом мы в целом остались довольны, отмечу, какие недостатки обнаружили и как с ними жили.
Неудобный график работы. Из-за дополнительной нагрузки на сотрудников, которые занимаются с детьми, наш сад работает по сокращенному графику — до 18:00, тогда как обычные сады открыты до 19:00. Рабочий день у меня, как и у большинства людей, заканчивается в шесть, а до сада еще нужно добраться.
Пришлось договориться о том, чтобы уходить с работы пораньше. И по той же причине надо было ездить на машине, хотя обычно я хожу пешком. Однажды я задержался на 5 минут, и воспитатель безостановочно звонила мне на мобильный, но я не мог ответить, так как был за рулем.
Я и другие родители несколько раз обращались к руководству сада с просьбой организовать дежурную группу, но к нам так и не прислушались.
Денежные сборы. Нельзя сказать, что нас то и дело просили скинуться на какие-либо нужды и требовали большие суммы, но несколько таких моментов я запомнил.
Мы сдавали деньги на воду — немного, рублей по 10—20 в месяц. Хотя, по-моему, это было лишнее: водопроводная вода у нас в городе хорошего качества. А однажды воспитатель попросила меня сдать 200 ₽ на дворника. Дескать, штатный не успевает зимой убирать всю территорию сада от снега. Мне показалось, что 3000 ₽ за небольшую площадку рядом с группой слишком дорого, и я вызвался убрать ее сам бесплатно. Как раз был в отпуске, привез с собой лопату и все почистил.
Впрочем, подобные ситуации наверняка возникают и в обычных садах.
![Площадку я вычистил всего за час](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/logosad-04.6wtx6bkwhe5s..jpg)
Невкусная еда. Моя дочь никогда подолгу не сидит над тарелкой, но в логопедическом саду нормально поесть она не могла.
Детям постоянно давали капусту во всех возможных видах и запеканку из творога сомнительного качества. Поэтому мы обычно кормили ребенка завтраком и ужином дома.
Какие льготы на оплату сада мы получили
В России не взимают плату за присмотр и уход за детьми с инвалидностью, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми с туберкулезной интоксикацией.
Льготы на оплату детского сада определяет региональное законодательство, поэтому они различаются.
Так, в Санкт-Петербурге от платы освобождают родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, если те ходят в специализированные группы. А у нас в Сыктывкаре для детей с ОВЗ предусмотрено снижение родительской платы. Из стандартного дневного тарифа, который в 2020—2021 годах составлял 170 ₽, вычитали 65 ₽. Мы случайно узнали об этом от знакомых примерно спустя год после того, как получили заключение ПМПК.
![Приказ о снижении платы за детский сад для воспитанников с ОВЗ](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/logosad-docs-6.htm46ap1bfes..png)
Как оказалось, в обычном детском саду, чтобы получить эту льготу, надо было написать заявление. Но мы об этом не знали: на родительских собраниях призывали делать скворечники и рассказывали о сборе макулатуры, а о льготах не упомянули ни разу.
В итоге примерно за год мы потеряли больше 8000 ₽. Я попросил сделать перерасчет за предыдущие месяцы, но мне отказали, ссылаясь на то, что информация о льготах размещена на сайте детского сада.
![После этого письма я решил, что бороться дальше бесполезно: потрачу больше времени и сил. С текущего месяца плату брали по сниженному тарифу](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/logosad-docs-7.al1dlhez35qd..png)
В логопедическом саду льготу применяли автоматически, но с оплатой все равно возникали проблемы. Воспитатели просили вносить аванс за весь месяц, хотя до этого я всегда платил по факту — вычитал дни, когда ребенок болел или не посещал сад по другим причинам.
Еще бухгалтерия постоянно забывала начислять компенсацию родительской платы. Ее размер и порядок назначения с учетом рекомендаций правительства страны тоже определяют регионы. В Республике Коми компенсация положена тем, чей доход меньше 2,5 регионального прожиточного минимума, и составляет 30% на первого ребенка, 50% на второго и 70% на третьего. Нам компенсировали 30%. В деньгах это примерно 600 ₽ в месяц. После моих звонков в бухгалтерии извинялись и всегда делали перерасчет.
Что в итоге
Мы не жалеем, что отдали дочь в логопедический сад. За год от большинства проблем с речью она избавилась и пошла в обычную школу. Произношение, конечно, нельзя назвать идеальным: дочка не всегда четко произносит шипящие и звук [р], а когда торопится, глотает некоторые звуки. Но это мелочи по сравнению с теми дефектами, что были раньше.
Кроме того, на коррекцию речи с логопедом нам понадобилась бы приличная сумма. Если даже считать по минимуму — два занятия в неделю по 700 ₽ каждое в течение года, — мы заплатили бы 72 800 ₽. А еще мы год водили дочку на бесплатные логопедические занятия. Следовательно, сэкономили вдвое больше — 145 600 ₽.
Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety