То самое MBA: бизнес-образование в России, за рубежом и онлайн
MBA — это дорогостоящее образование, которое позволяет научиться предпринимательскому мышлению, свежим взглядом посмотреть на свою карьеру и бизнес, а также просто качественно «перезагрузить голову».
Трое людей, выучившихся на магистров делового администрирования в МГУ, Оксфорде и на онлайн-программе «Нетологии», рассказали, как устроено бизнес-образование, чего от него ждать, и действительно ли оно помогает зарабатывать больше.
От менеджера проектов к своему продакшену
К 2017 я проработала менеджером проектов уже 8 лет. У меня уже было высшее образование по специальности «Государственное и муниципальное управление», которое я получила в РГСУ. Но в какой-то момент я поняла, что этого недостаточно для реализации моих амбиций — мне хотелось занимать более высокие позиции и впоследствии открыть собственный бизнес.
Я пыталась понять, что поможет моему качественному карьерному рывку, и после изучения вопроса пришла к выводу, что получение степени MBA — то, что нужно. Плюс я всегда читала книги по бизнесу, управлению, маркетингу и продажам, так что решилась довольно быстро.
Как выбрать университет, где получить MBA
Университет, в котором я хотела бы учиться, должен был соответствовать нескольким критериям:
- Хорошая история, награды.
- Высокий рейтинг и отзывы.
- Образование на русском языке.
Я создала гугл-таблицу и вписала в нее все университеты, где преподают MBA, с рейтингами, стоимостью и сроком обучения, вариантами оплаты и формой обучения. В итоге в мой шорт-лист попали:
- Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС.
- Высшая школа менеджмента Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ)
- Плехановская школа бизнеса Integral Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.
- Экономический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
- Высшая школа бизнеса МГУ.
Поскольку я не хотела отрываться от работы и влезать в кредиты на обучение, вырисовывались следующие факторы: обучение в Москве, общий бюджет не более 500 тысяч рублей, возможность оплаты по семестрам и очно-заочная форма обучения. В итоге выбор пал на экономфак МГУ.
Обучение длилось 2 года и стоило 380 тысяч рублей. Я платила в рассрочку по 95 тысяч раз в полгода. Это было соразмерно с моей зарплатой, поэтому на обучение я накопила за шесть месяцев, откладывая ежемесячно по 30%.
- 380 000 ₽
На экономический факультет я пошла, потому что там было направление «Стратегические менеджмент и предпринимательство» — именно на нем можно было получить нужную базу по созданию своего бизнеса. Ну и моей мечтой всегда было учиться во всемирно известном МГУ — детские гештальты тоже сыграли роль.
Для поступления нужно было отправить:
- Копию диплома.
- Копию паспорта.
- Заполненную анкету.
- Мотивационное эссе, в котором я рассказывала, что я за человек, какими навыками обладаю и зачем мне дополнительное образование.
После отправки мотивационного письма и документов мне выслали бизнес-кейс, на решение которого отводилась неделя. Я получила 8 баллов из 10, после чего меня поздравили с зачислением на курс. В целом отбор мне не показался трудным. Тяжелее всего далось письмо — презентовать себя всегда непросто, особенно в письменной форме.
Как устроено MBA в МГУ
Мне было важно совмещать учебу с работой, в том числе поэтому я и выбрала очно-заочную форму. Изучением предметов и домашней работой старалась заниматься вечером или по выходным. Конечно, некоторые предметы вгоняли в тоску от количества математических вычислений, да и нагрузка на работе накладывала свой отпечаток, но получалось взять себя в руки — я помнила, зачем мне все это нужно. А на время очной недели, которая была раз в полгода, я брала отпуск. Все заочные предметы мы изучали в специальной программе, доступ к которой предоставили в самом начале. Оценка за пройденный предмет выставлялась по результатам написанных эссе, решенных тестов, задач и кейсов. Свою успеваемость можно было посмотреть в электронном дневнике.
Предметы поделены на уроки и поданы в разной форме — видео, аудио, текстовые материалы. У каждого урока свой срок изучения и дедлайн по домашнему заданию, после которого доступ к теории закрывался.
На очной неделе помимо обязательных предметов были мастер-классы от представителей крупных компаний вроде «Яндекса», «Газпрома», Procter & Gamble. Я бы не назвала их суперполезными, но для мотивации и общего кругозора было интересно послушать, как строятся процессы в таких компаниях. В самой группе было около 20 человек, но очные занятия проходили объединенным потоком, поэтому в аудитории нас набиралось около 40.
Несмотря на то что выбрала я экономический факультет, считаю себя гуманитарием, поэтому меньше всего мне нравились точные дисциплины: финансовый менеджмент, ценообразование, количественные методы, стратегическое бюджетирование — те, где надо было, условно говоря, свести дебет с кредитом. Но я понимала, что эти знания мне будут обязательно нужны, поэтому изучала их с удвоенным вниманием.
Больше всего мне нравились предметы, где было пространство для дискуссии: организационное поведение, управление проектами, управление конфликтами, менеджмент организации. А самым полезным для меня было создание бизнес-плана в конце первого года. Он включал в себя маркетинговый и SWOT-анализ, построение стратегии, просчет рекламной кампании, финансовый и инвестиционный план и многое другое.
Этот опыт позволил мне по-другому посмотреть на старт своего дела — я поняла, что мне будет необходимо на первом этапе при открытии бизнеса: какой понадобится бюджет, где искать клиентов, как вести бухгалтерию, какую систему налогообложения мне выбрать, какая юридическая форма подойдет для старта. В моей голове сложилась картина построения своего бизнеса. Я уволилась из компании, в которой работала до этого, и открыла свой видеопродакшен.
Насколько такое образование помогает открыть бизнес
Все студенты на курсе были из разных городов России и стран СНГ. Была даже девушка из Швейцарии. Студенты были из разных сфер, в основном наемные сотрудники. На курсе не было ни одного предпринимателя. И многие шли на обучение, чтобы затем пойти выше по карьерной лестнице.
Первые полгода мы вообще не коммуницировали, поскольку нигде не пересекались. Во время первой очной сессии создали чат и уже там начали активно общаться.
Но тесного общения в итоге не получилось — у всех своя жизнь, работа, семьи. Но было интересно собираться на очные недели и делиться опытом, например, были представители банковской и нефтегазовой сфер, крупных производств. В профессиональной сфере в итоге знакомство с одногруппниками роли не сыграло, но я завела много хороших знакомых, с которыми поддерживаю связь до сих пор.
На мой взгляд, бизнес-образование в большей степени подходит для сотрудников корпораций, которые хотят продвинуться по карьерной лестнице и повысить свою зарплату. Многие из моих бывших коллег после MBA сделали профессиональный скачок. Свой бизнес никто не открыл, но, насколько я знаю, такой цели они перед собой и не ставили. Несмотря на сугубо положительный эффект от обучения, я ожидала, что преподаватели будут в том числе из бизнеса и смогут поделиться собственным опытом, но таких было очень мало — по сути, только на мастер-классах.
Мои преподаватели были в основном теоретиками, которые не сталкивались с реальными проблемами предпринимательства.
Сейчас я понимаю, что при должной усидчивости теоретическую базу можно самостоятельно брать из книг и лекций в интернете, но в университете, конечно, она будет более высокого качества — структурированной и продуманной. Мне кажется, бизнес-образование — это отчасти про повышение самооценки и борьбу с синдромом самозванца: когда ты понимаешь, что за плечами есть такой опыт и новый статус, гораздо увереннее идешь к своим целям.
За время обучения я стала уверенней в себе и в своих возможностях, получила опыт написания реального бизнес-плана. Дополнительно прокачала навыки презентации, поскольку иногда нужно было выступать перед аудиторией и обосновывать возможности реализации проектов. Получение MBA помогло мне сделать большой шаг в сторону создания своего бизнеса и работы на себя.
На второй год обучения, когда поняла, что мне хватает полученных знаний для начала своего дела, я открыла свой бизнес — видеопродакшен Genesis Digital. Мы работаем в B2B-секторе, делаем рекламу и графику для кино. Так что все полученные знания я ежедневно применяю на практике.
С помощью налогового вычета я вернула 10% от стоимости обучения. Также после открытия бизнеса я увеличила свой доход, так что оплату на обучение удалось окупить полностью. MBA помогло зарабатывать больше главным образом за счет перестройки мировоззрения: из работы по найму на работу на себя. Я стала более уверенной в своих силах, и мои доходы возросли.
Второе MBA, чтобы встряхнуть мозги
У меня две MBA-степени. Первую я получил в 2017 году по американско-японской программе Shidler’s Global MBA — Japan Focus, которая длилась два года. Она стоила 38 000 $ (2 850 000 ₽). Обучение состояло из двух этапов. Первый проходил в Гавайском университете в Маноа, где я изучал стратегии управления бизнесом. Второй — в старейшем японском частном университете Кэйо, который считается одним из лучших в стране. Там преподавали японское управление качеством и менеджмент инноваций.
Получить вторую MBA я решил, чтобы просто «встряхнуть мозги». Онлайн-программу «Нетологии» мне рекомендовал человек, которому доверяю. Я посмотрел предметы, список преподавателей, и решил, почему бы и нет.
Как устроено онлайн-MBA
Никаких вступительных испытаний или конкурсного отбора не было. Обучение стоило 600 тысяч рублей. Программа шла с 26 июня 2020 по 25 февраля 2021. Лекции проходили по субботам, начинались в разное время и длились около 5 часов. Семинары, которые больше были похожи на беседы или мозговые штурмы, шли по вторникам и четвергам.
- 600 000 ₽
Общение на курсе шло исключительно через «Зум». Студенты могли выбрать или естественный звук, где каждый спикер говорил на своем языке, либо только английский, либо только русский. Чаще всего я выбирал английский — и это помогло мне слегка восстановить знания языка, на котором я давно не говорил. Письменные материалы на английском также шли с переводом на русский, так что уровень языка не был проблемой для студентов.
В моей группе было примерно 15—20 человек. После опыта офлайн-MBA учиться онлайн было тяжеловато, потому что, как ни крути, никакой «Зум» не заменит живого общения. Уровень вовлечения несомненно падает. На курсе мне не хватало возможности вживую, в неформальной обстановке, обсуждать полученную информацию. Возможно, по этой причине у меня не осталось каких-то тесных связей с сокурсниками. Это минус, потому что окружение, в котором студент варится, играет ключевую роль в обучении.
Лекции и подача материала
Качество подачи материала и уровень компетенции преподавателей, на мой взгляд, были одинаково высоки что офлайн, что онлайн. Обучение было достаточно насыщенным — к каждой лекции нужно было предварительно готовиться. Лектор высылал материалы: книги, кейсы, упражнения, статьи, которые помогали пониманию и усвоению материала.
После каждой лекции нам выдавали дополнительные домашние задания. Они были короткими, но помогали формировать дипломную работу. Например, в задании по блоку маркетинга нас просили определить ключевую ценность продукта, который мы предлагаем клиенту. В заданиях по стратегии нужно было набросать какие-нибудь идеи по рынкам, в которых мы хотим присутствовать, и по дальнейшим шагам развития.
Дипломная работа в «Нетологии» по сути была планом развития проекта каждого конкретного студента. В моем случае это был Архангельский водорослевый комбинат, которым я руковожу. Это единственное в России и одно из немногих в мире предприятий по комплексной переработке морских водорослей. Каждый раздел обучения превращался в часть плана развития. Блок финансов превратился в финансовую часть, блок стратегии становился общими стратегиями и глобальными направлениями того, куда мы движемся. Мы продумывали все до мелочей: как привлекать людей, мотивировать их, выстраивать финансовую и маркетинговую составляющую бизнеса и еще много чего.
Что касается семинаров, то по вторникам и четвергам проходили беседы с приглашенными спикерами. C нами созванивались Екатерина Бахарева из международного рекрутинг-агентства, которая рассказывала про ценность человеческого капитала. Одна из известнейших в стране HR-руководителей, Елена Король выступала с лекцией о том, как максимально замотивировать людей, занимающихся не самой интеллектуальной работой. Это критически важно, потому что на такой работе строится базовое производство компаний.
В целом спикеры были подобраны таким образом, чтобы иллюстрировать то, о чем нам говорили на лекциях. Если мы недавно прошли блок финансов, то приходили профессионалы с опытом управления капиталом. Если проходили тему лидерства, то для нас выступали люди с опытом выстраивания лидерской системы, управления персоналом.
Программа мне понравилась, не могу сказать, что меня что-то не устраивало или вызывало отторжение. Учитывая, что я финансист по первому образованию, блок финансов был для меня скорее повторением некоторых азбучных истин. Наиболее интересными блоками для меня стали цифровой маркетинг, лидерство в современном бизнесе, стратегия и цифровая трансформация. Во многом потому что информация в них была наиболее структурирована.
Скажу честно: программа была сама по себе насыщенной, временами даже слишком.
Достаточно тяжело совмещать фултайм-работу и какие-то ошметки личной жизни с полным погружением в учебу.
Кроме этого, онлайн-образование отличается от офлайна тем, что, оказывается, крайне важно менеджерить свое время. Офлайн подразумевает, что у студента есть расписание, онлайн — это по сути экран ноутбука и конспекты. Поэтому критически важно четко структурировать свой график и выделять время на самостоятельную дополнительную работу. Она занимает 2—3 часа в неделю, редко требуется больше.
Результаты MBA
На курсе важно было выделять время на самостоятельное обучение — урывками заниматься сложно. Также важно выделять время на хобби, на спорт или хотя бы на какую-то физическую активность, потому что без должного уровня эндорфинов в крови заниматься сложно.
За время обучения у меня слегка расширился горизонт планирования в бизнесе — он вырос с 2 до 10 лет во многом за счет того, что я просто начал об этом думать, начал общаться с людьми, которые думают подобным образом. Также я прокачал ряд чисто технических навыков: переговорных, аналитических. В ходе разных деловых переговорных игр, которые позволили поиграть с разными переговорными позициями, мне удалось слегка смягчить свойственную мне жесткость ведения переговоров. Скажем так, она не всегда бывает полезна.
В том или ином виде обучение в целом повлияло и на мой уровень дохода, — он вырос. Но «Нетология» в отдельности никакой роли в этом не сыграла. Думаю, причина в том, что повысился уровень рефлексии и возможность извлечь уроки из обсуждений на парах. То есть обучение окупилось не в материальном, а в духовном смысле. Сама по себе учеба не конвертируется напрямую в деньги, но вот оттачивание аналитических навыков, коммуникаций во всем их множестве рано или поздно в деньги конвертируется.
От детской мечты до Оксфорда
Еще подростком я твердо решила, что буду ученым, и на протяжении многих лет не видела себя за пределами научной деятельности. Я поступила в МГУ, затем в аспирантуру, защитила диссертацию и долгое время работала научным сотрудником в Институте языкознания РАН. Прекрасная академическая карьера, все шло отлично, все получалось, но с каждым годом становилось понятнее, что за пределами науки есть большой интересный мир, которого я совсем не знаю.
В 2016 году я твердо решила, что пора все поменять, но радикально сменить сферу деятельности, не потеряв при этом слишком сильно в деньгах и в профессиональном статусе, не так-то просто. В это же время меня начали посещать мысли об отъезде из России.
Университеты так и позиционируют программы MBA: «Приходите к нам учиться, если хотите поменять свою область, выйти на новый уровень или переехать в другую страну». Потратить год на бизнес-образование казалось в моей ситуации хорошим выбором — как говорят, «это перерыв в учебе, который будет отлично смотреться в резюме». Что именно я буду делать после этого года, было непонятно, но я надеялась, что как-нибудь сложится.
Оставалось выбрать, куда поступать. Тут я не раздумывала слишком долго. Оксфорд один из самых престижных образовательных брендов и очень ценится среди работодателей по всему миру. К тому же это моя детская мечта: я впервые посетила этот университет в 12 лет и с тех пор хотела там учиться, но ни разу не решалась что-то сделать для этого.
Подавать документы только в один университет было неблагоразумно, но я действительно рассматривала мало учебных заведений. В тот период я довольно много работала, а сбор нужных бумаг, их подача и собеседования — трудоемкий процесс, а еще это все очень дорого.
Я отправила документы в Наньянский университет в Сингапуре, и, конечно, в Оксфорд. IE Business School в Испании рассматривала как запасной вариант. На очные собеседования никуда не ездила. Сказала университетам, что у меня нет времени на это, и сдавала все по «Скайпу» — это было стандартной опцией, никто не возражал.
Как поступить в Оксфордский университет
Готовиться к экзаменам я начала в ноябре. Вступительные испытания на MBA в Оксфордский университет такие же, как везде: надо сдать GMAT и IELTS — стандартные тесты, которые подтверждают, что ты умеешь читать, считать и писать и знаешь английский на должном уровне. У разных университетов чуть отличается пакет сопроводительных документов: мотивационное письмо есть у всех, а вот насколько оно большое и сложное, свободная у него форма или жесткая структура — тут могут быть различия. В мотивационном письме или эссе надо рассказать о том, зачем мне вообще понадобилось получить MBA, для чего и почему именно в этом университете.
На самих собеседованиях задавали стандартные вопросы в духе «как вы видите свое будущее», «что вас интересует», «чего вы хотите добиться», «какие у вас сейчас мечты». В общем, спрашивали все, что я ожидала услышать на таком собеседовании. В памяти отпечатался один разговор с интервьюером — мы почему-то обсуждали модернистскую архитектуру в Барселоне, и нам было очень интересно друг с другом.
С начала подготовки к экзаменам до того, как я узнала, что меня взяли в Оксфорд, прошло примерно полгода. MBA в Оксфорде одна из самых дорогих программ в Европе — в 2017 базовая цена составляла около 55 000 GBP (5 869 600 ₽). Сейчас уже 63 000 GBP (6 723 360 ₽). У меня была стипендия, которая покрывала чуть меньше половины суммы, остальное — около 30 000 GBP (3 201 600 ₽) — я оплатила из накопленных и одолженных у друзей денег. Немного помогли родители. Текущие расходы на жизнь в Англии покрывала моя зарплата и деньги от сдачи квартиры в Москве.
- 30 000 £
Как устроена учеба в Оксфорде
Учебный процесс длится год с разделением на триместры — в каждом разная программа и типы нагрузки. В первом — лекции по обязательным предметам. На них студенты просто слушают, записывают, сдают какие-то работы, групповые и индивидуальные проекты. Довольно уныло, особенно учитывая, что у нас принято по многим предметам проводить семинары и много общаться с преподавателем. Там ничего такого нет.
Меня, человека, выросшего и учившегося в России на гуманитарном факультете, совершенно шокировали письменные экзамены в конце триместра — я привыкла к устным. Это был первый подобный опыт. Особенно это было странно для предметов, где ты просто сидишь и пишешь развернутый ответ на вопрос — намного удобнее было бы подойти к педагогу и то же самое рассказать, подискутировать. Кусок моего письменного экзамена по экономике потеряли, и я провалила этот экзамен. Пришлось пересдавать.
Во втором триместре появились предметы по выбору — они тоже проходили в лекционном формате. В то же время у нас стало больше индивидуальной работы и групповых заданий, и главная радость второго триместра — выездной курс. Весной мы поехали в Африку, изучали перспективы развития локального бизнеса, полторы недели жили в Йоханнесбурге.
В третьем триместре все предметы были элективами по выбору. Тогда учиться было интереснее всего — каждый студент сам выбирал то, что казалось ему важным, актуальным, любопытным. Правда, экзамены были сложнее. Но из-за самостоятельного выбора они не казались таким мучительным испытанием, как итоговая работа по экономике или эккаунтингу.
Сама учеба была довольно интенсивной. С 9:00 до 16:00 мы занимались в университетских аудиториях — и это минимальная нагрузка. Было огромное количество домашних заданий, проектов, групповых занятий. Наш курс был разбит на 4 больших группы (sections) — чуть больше 80 человек в каждой. Внутри каждого такого потока все разбивались на учебные группы (study groups) по 6 человек. Утверждалось, что группы составляли так, чтобы в них были люди с разным бэкграундом из разных стран, хотя это, конечно, было не совсем так. Лекционные занятия проходили в большой группе, а вся проектная работа велась в учебных.
В Оксфорде складывается такая среда, где очень тесно переплетены академическая жизнь и менее формальная составляющая. Балы, обеды, неформальное общение — все это тоже часть учебы.
Правда, я насладилась этим гораздо меньше, чем многие мои одногруппники, просто потому, что я весь год продолжала работать, и времени на веселье не хватало.
Денег тоже было жалко, балы и ужины стоят дорого — всем поступающим я рекомендую предусмотреть это как особую статью расходов.
Самое яркое мое воспоминание за все время обучения — курс про Африку и так называемый предпринимательский проект. Мы с приятелями делали работу про ответственное производство в Индии, и это был мой первый опыт создания бизнес-кейса с нуля. Мы делали все — от продуктового предложения и маркетинга до моделей дистрибуции. Не могу сказать, что это был колоссально удачный опыт, но он запомнился. До сих пор в своей нынешней работе я иногда пользуюсь теми наработками.
Что касается Африки, то это было неожиданно. Оказалось, что до Оксфорда я почти ничего о ней не знала. Знала про культуру древнего Египта и один раз была в Марокко — вот и все знания. За несколько недель во время этого курса и подготовки заданий к нему я перекопала колоссальное количество информации: как на лекциях, так и самостоятельно. Узнала о том, как устроены драйверы рынка, что вообще происходит в африканском финансовом мире, как все работает. И, конечно, на курсе было очень много ребят из разных стран Африки, общение с ними много дало.
Во время учебы я продолжала работать в Институте языкознания, писала статьи, руководила одним международным проектом. Кроме этого, у меня были проекты на фрилансе, я занималась маркетинговым консалтингом. Работа занимала много времени, но в часах ее трудно оценить: у такого рода деятельности есть пики и спады. Балансировать работу и учебу удавалось плохо. Я всем говорю, что так можно, но так не нужно делать никогда, потому что учеба — это интенсивный процесс, в который надо погружаться с головой.
После завершения программы мне действительно удалось найти совсем другую сферу — сначала я работала в Лондоне в крупной компании, специализирующейся на impact-инвестициях, а сейчас занимаюсь образованием в «Яндексе». Применять полученные знания на практике мне удается в ограниченном объеме, потому что многое, чему нас учили, скажем, в сфере финансов, никак не связано с моей нынешней деятельностью, а что-то не очень применимо в российском контексте. Точно пригождаются знания из сфер коммуникаций, маркетинга и брендинга. Но нередко сталкиваясь с какой-то новой задачей, я думаю: «ну почему же нас этому не учили, а учили, как работает конвейер на машиностроительном заводе».
MBA повлиял на мой доход: сейчас зарабатываю примерно в два раза больше, чем я зарабатывала до обучения. Не знаю, случилось бы это, если бы я осталась на прежней траектории.