Мемы столетней давности: что посмотреть на выставке плакатов Маяков­ского
6K

Мемы столетней давности: что посмотреть на выставке плакатов Маяков­ского

2
Аватар автора

Сергей Голиков

заговорил стихами и аббревиатурами

Страница автора
Аватар автора

Ольга Алексеенко

красиво сфотографировала

Страница автора

В культурном центре «Зотов» открылась выставка, приуроченная к 105-летию «Окон РОСТА».

РОСТА — это Российское телеграфное агентство. В задачи созданной в 1918 году организации кроме мгновенной передачи сообщений входили пропаганда и агитация. Донести новые идеи до граждан, которые только переехали в город из деревни и едва умели читать — задача непростая.

Художник агентства и будущий создатель журнала «Крокодил» Михаил Черемных обратил внимание на то, как наглядно традиционные форматы вроде народного лубка рассказывали истории в картинках. И решил, что именно так — в виде плакатов, снабженных короткими фразами, — нужно прививать новые идеи советского строя и быта. Похожим образом еще недавно люди усваивали религиозные доктрины, разглядывая иконы и росписи в церквях.

Для проекта нужен был автор фраз-слоганов. Выбрали Маяковского, чей лаконичный и рубленый слог подходил стилю агиток. Руководство РОСТА быстро оценило потенциал новой формы агитации — плакаты начали печатать небольшими тиражами и размещать в витринах магазинов, опустевших во время Гражданской войны. Отсюда и появилось название «окна». Поэту так понравилась идея, что многие из плакатов он впоследствии нарисовал сам.

С 1919 по 1921, всего за два года существования «Окон», было выпущено 1500 плакатов. Для каждого из них, кроме первых пяти, тексты писал Маяковский. Кураторы предлагают взглянуть на поэта с не самой привычной стороны, а его агитационные плакаты рассматривать в терминах современных массмедиа. На примере пяти работ расскажу, чем «окна» похожи на мемы и почему стоит сходить на выставку в центр «Зотов».

Выставка «Мем. Маяковский медиа» в центре «Зотов»

Кураторы: Полина Стрельцова, Наталья Стрижкова, Гаянэ Арутюнян
Кому понравится: пламенным сердцам, поклонникам Маяковского, начинающим и не только поэтам, любителям советского авангарда
Адрес: Москва, Ходынская, 2, стр. 1
Даты проведения: до 20 октября
Часы работы: со вторника по воскресенье с 11:00 до 22:00, понедельник — выходной
Цена билета: от 350 ₽

ПРИЧИНА № 1

Погрузиться в контекст эпохи

Борьба со вшами и тифом, механизация ручного труда, внедрение передовых методов земледелия, пропаганда чтения и личной гигиены — современному зрителю нелегко оценить новаторство содержания агитационного искусства 20-х годов. Между тем все эти сюжеты были крайне актуальны для молодого государства, разбиравшегося с последствиями мировой войны и революции.

С одной стороны, плакаты РОСТА учили граждан простым, но неочевидным для массы современников бытовым правилам: мойте руки, читайте книги, пашите землю на тракторе. С другой — задавали идеологически верную систему координат, в которой «хорошими» были бравые красноармейцы и сознательные крестьяне, а их протагонистами — круглощекие «буржуи» в цилиндрах, чумазые «тунеядцы» и членистоногие вредители полей.

ПРИЧИНА № 2

Узнать Маяковского с новой стороны

Выставка удачно балансирует между общественным и частным — кроме внушительной экспозиции плакатов и артефактов, относящихся, собственно, к «Окнам», есть на что посмотреть и поклонникам Маяковского. Здесь и личные вещи поэта вроде фетровой шляпы, и смешные записки, которые писали зрители во время его выступлений. Одни сетуют на то, что Маяковский во время чтений всегда пьян, другие требуют главный хит — «Облако в штанах».

ПРИЧИНА № 3

Угореть над мемами столетней давности

Юмор агитплаката 20-х годов специфичен и не ставит целью развлечь аудиторию. Скорее — привлечь внимание к проблемам, подсветить пороки общества и времени, изобразить классового врага в комическом виде, чтобы таким образом обезоружить. Образы при этом удачны, формулировки — емки, а ритм повествования — вполне современен.

Отыскав нужный угол зрения, вы как минимум улыбнетесь незадачливому крестьянину, который «раскраснелся будто рак», пытаясь пахать землю на старой кобыле, или расхлябанным картежникам, прогуливающим трудодень.

Что посмотреть на выставке

🪲 «Окно Главполитпросвета» № 54. Рита Райт, Владимир Маяковский, 1921. Один из ранних выпусков «Окон», посвященный проблеме санитарии в рядах советской армии. Здесь есть целевая аудитория — красноармейцы, отправляющиеся в отпуск с фронтов Гражданской войны. А также яркий образ проблемы, четкий алгоритм ее решения и заседающие в голову рифмы — все как в хорошей рекламе.

Надежная примета времени помимо вшей — плакат не призывает солдат идти прямиком в баню, что было бы слишком старомодно. Вместо этого подсказывают сначала посетить местную политтройку — группу из трех человек, осуществляющую операционный политический менеджмент на вверенной им территории.

🪆 Плакат-лубок «Шел австриец в Радзивилы…». Владимир Маяковский, Казимир Малевич, 1914. Сравнив этот лубок работы двух пионеров авангарда с плакатами «Окон», можно отметить, как все изменилось за пять лет с начала Первой мировой войны.

Стиль ушел далеко от ярмарочных мотивов, «царскую» букву «ять» успели упразднить, а национальная принадлежность больше не имела значения — «свои» и «чужие» определялись исключительно по классовому признаку.

✂️ «Мужская фигура». Трафарет для изготовления «Окон РОСТА» и «Окон Главполитпросвета», 1921—1922. Важная черта культурного мема — его тиражируемость и воспроизводимость. Здесь на помощь пришла техника трафарета. Она позволила не только ускорить процесс создания плакатов, но и создать целый набор универсальных «визуальных единиц». Например, «мужскую фигуру» или «беспартийного».

🐥 Записка, поданная Владимиру Маяковскому во время выступления в Ростове, в Ленинских мастерских, 1926. «Зачем вы выдумали желтую кофту и что…» — вопрошает неизвестный ростовчанин. Пишет возмущенно и размашисто, так что приходится продолжать уже на обороте: «…вы ею хотели сказать?»

Как и подобает великому мемописцу, Маяковский и сам становится мемом — в частности, обзаводится неизменным атрибутом в виде желтой рубахи, который современники отчего-то называют кофтой. В какой-то момент она отделяется от своего носителя и становится самостоятельным высказыванием, которое непременно должно что-то сообщать зрителю.

🛸 Антон Гудим, без названия, 2024. Эстетика «Окон РОСТА» и авангардного плаката оказала влияние на несколько поколений советских и российских художников, начиная с московских концептуалистов. В начале 90-х в Ленинграде участники «Новой академии» даже образовали «Клуб друзей Маяковского». В него входили Тимур Новиков, Георгий Гурьянов и Андрей Хлобыстин — их работы тоже есть на выставке, в отделе, посвященном переосмыслению наследия Маяковского.

Из современных — пять работ Антона Гудима, художника-иллюстратора, известного серией комиксов «Да, но». В работах Гудима дидактизм и общественная полезность плаката намеренно доведены до абсурда, а «мемные» фигуры, призванные служить примером того, как делать что-либо правильно, обретают свободу от законов логики и здравого смысла.

Если вы не знаете, куда сходить, что есть и чем заняться на выходных, поищите в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_gorod

Сергей ГоликовКакие еще исторические мемы вам вспомнились? Поделитесь в комментариях: