«Мефодий Буслаев»: что происходит в книгах от автора «Тани Гроттер» и стоит ли​ их читать в 2024 году

9
«Мефодий Буслаев»: что происходит в книгах от автора «Тани Гроттер» и стоит ли​ их читать в 2024 году
Аватар автора

Мария Лебедева

поработала в Канцелярии мрака

Страница автора

В детстве я прочитала только первые две книги про Мефодия Буслаева, весь цикл так и не закончила.

С этой серией у меня не связано никаких ностальгических чувств, в отличие от «Тани Гроттер» того же Дмитрия Емца. События книг о Буслаеве разворачиваются в той же вселенной, что и сюжет «Тани Гроттер», но прямой связи между ними нет. Это обособленная история для более взрослой аудитории.

Уже потом, когда выросла, я наконец-то закончила чтение цикла. Рассказываю, что происходит в каждой повести и стоит ли знакомиться с ними в 2024 году.

Как «Мефодий Буслаев» связан с «Таней Гроттер»

Когда герои «Тани Гроттер» повзрослели, Дмитрий Емец написал новый цикл. На этот раз о мальчике, которому суждено стать повелителем мрака. События развиваются в том же мире и примерно в то же время, что и книжная серия о девочке-волшебнице.

В 2004 году вышли восьмая и девятая книги о Тане Гроттер — и первая о Мефодии Буслаеве. Новый цикл оказался и длиннее, и серьезнее, несмотря на пометку «хулиганское фэнтези» на обложке. Вышло 19 книг об извечном противоборстве света и тьмы; в цикле об учениках и выпускниках школы магии Тибидохс — 14 книг.

«Таня Гроттер» изначально задумывалась как пародия на «Гарри Поттера», но в «Мефодии Буслаеве» прямая параллель с первоисточниками не проводится. Хотя цикл наполнен разного рода отсылками — в том числе историческими и библейскими.

«Мефодий Буслаев» — городское фэнтези. Если Москва в «Тане Гроттер» нечасто оказывается местом действия, то в этом цикле столица — один из главных героев. Поначалу Мефодий живет с мамой Зозо и дядей Эдей Хавроном в шестнадцатиэтажке на Северном бульваре.

А после герой селится со своей мрачной командой мечты в доме 13 по улице Большая Дмитровка. Дмитрий Емец рассказывал, что сначала писал об этом здании роман про «московскую резиденцию мрака». С этой книгой не задалось, но наработки перекочевали в «Мефодия Буслаева».

Официально в «резиденции мрака» находится несколько баров, гостиница и магазины. Фотография: VAUko / Shutterstock / FOTODOM
Официально в «резиденции мрака» находится несколько баров, гостиница и магазины. Фотография: VAUko / Shutterstock / FOTODOM

В первый раз Мефодий упоминается в финале книги «Таня Гроттер и ботинки кентавра» — восьмой части цикла. Сарданапал, директор школы магии Тибидохс, говорит: «Тут на горизонте появилась очень странная фигура… Некто Мефодий Буслаев. <…> Скажу только, что жизнь и судьба этого человека таинственным образом переплетена с твоей, Таня, равно как и со всей историей Тибидохса».

Узнать о Буслаеве больше не удается, потому что разговор резко обрывается. Но уже на обложке десятой повести — «Таня Гроттер и локон Афродиты» — появляется тизер нового сериала.

У «Мефодия Буслаева» и «Тани Гроттер» много сходных черт. Здесь те же интонации, юмор, карикатурные второстепенные персонажи, философия, основанная на семейных ценностях и разнице между женским и мужским мышлением.

Сходство между циклами усиливают детали. Например, эпиграфы к главам от разных деятелей культуры — зачастую вымышленных. Главы в «Буслаеве» могут предваряться цитатами из рассуждений некого автора «Властелина колец» Дж. Р. Р. Теткина. Подобное было и в «Тане Гроттер и проклятии некромага».

Кроме того, Дмитрий Емец придумал философа Йозефа Эметса в качестве автора эпиграфов к циклу о Мефодии и более поздней «Школе ныряльщиков». И персонаж успешно зажил своей жизнью. Цитаты Эметса можно встретить в интернете наравне с изречениями реальных мыслителей.

Магия и творчество в книгах Емца идут рука об руку. Из «Тани Гроттер» мы узнаем, что Пушкин в самом деле видел остров Буян. В «Мефодии Буслаеве» тоже не раз говорится о волшебной природе созидания: композиторы не были простыми людьми, а легендарный психиатр Кащенко и вовсе светлый страж — то есть бессмертный дух, защищающий человечество.

Герои «Тани Гроттер» и «Мефодия Буслаева» редко взаимодействуют напрямую, но то и дело пересекаются. Например, упоминается клиника «Зубы от Зубодерихи», преподавательницы Тибидохса. Или Герман Дурнев, родственник Тани, ревнует жену к официанту Эде Хаврону — дяде Мефодия.

Случаются и пересечения, возможно, неосознанные. Так, в «Третьем всаднике мрака» эпизод с магвазином — волшебным магазином — проклятых вещей напоминает «лавочку необычных предложений» Большого Лажа из «Тани Гроттер и ботинка кентавра». Оба заведения нельзя покинуть без покупки, владельцы потенциально опасны и подчеркнуто приветливы.

А бывают и автоцитаты. В «Мести валькирий» есть история о танцующей под яблоней девушке, которой любуются доктор, философ и поэт. Эту же историю можно найти в цикле о Тане Гроттер, а затем и в книге «Таня Гроттер и полный Тибидохс! Фразочки, цитатки и афоризмы».

Как издавали «Мефодия Буслаева»

Книги Дмитрия Емца — это еще и отличная иллюстрация маркетинговых приемов. Кроме тизера на обложке повести о Тане издатель мотивировал покупателей ознакомиться с обоими циклами с помощью бонусов. Так, к 12-й и 13-й частям серии о Буслаеве в подарок давали диски с игрой по первым двум книгам о Тане Гроттер. Это были квесты от студии CreativeDream Studio.

Диск шел в подарок к «Мефодию Буслаеву и ожерелью дриады». Обложка: «Акелла»
Диск шел в подарок к «Мефодию Буслаеву и ожерелью дриады». Обложка: «Акелла»

Лучшие цитаты вышли в 2007 году отдельной книгой «Мефодий Буслаев. Стражи мрака зажигают! Фразочки, цитатки и афоризмы». А в 2024 повести начали издавать в новом оформлении, как это было с «Таней Гроттер» за два года до этого. Каждый том включает две истории сразу.

Юбилейное издание сопровождается новыми аннотациями. Возможно, это связано с тем, что конфликты, заявленные в аннотациях к оригинальным изданиям, чаще всего разворачиваются ближе к концу книги.

Например, в первом издании «Тайной магии Депресняка» аннотация фокусируется на экшене. В ней говорится о борьбе с «лучшими бойцами Тартара», гибели их предводителя, появлении загадочного артефакта в человеческом мире и поисках адского кота Депресняка.

В новом издании все намного проще и лучше отражает главный конфликт повести — любовный. «Двое любят друг друга — кто вправе им мешать? Страж Света Дафна встречается с Мефодием Буслаевым, наследником Мрака… Но когда черная краска смешивается с белой, получается серый цвет. Вежливая терпимость к злу и равнодушие — вот что теперь ждет весь мир. Свет в панике. Мефодия и Даф нужно разлучить!..»

Как менялась обложка первой книги серии от издания к изданию. Обложки: «Эксмо»
Как менялась обложка первой книги серии от издания к изданию. Обложки: «Эксмо»

Основные персонажи «Мефодия Буслаева»

Мефодий Буслаев, или Меф, — мальчик со сверхспособностями, который должен стать повелителем мрака. При рождении впитал силы бывшего повелителя мрака и стража-оборотня. Силы было так много, что дар пришлось разделить с тремя другими людьми, которые родились в тот же час. У Мефа длинные светлые волосы — они выглядят тем лучше, чем больше зла вокруг.

Дафна, или Даф, — страж света из Эдема, которой суждено полюбить Мефодия навсегда. У стражей света в крыльях могут появиться черные перья, когда они делают что-то недостойное, — и у Дафны их полно. Ей 13 587 лет, но на Земле она изначально выглядит как обычная тринадцатилетняя девочка. Умеет играть на флейте мелодии с магическими свойствами.

Депресняк — питомец Даф еще со времен Эдема. Сын райской кошки и адского кота. Выглядит как красноглазый кот породы сфинкс с кожистыми крыльями. Энергетический вампир, но в мире людей теряет часть своих способностей. Чтобы не пугать москвичей, Дафна одевает Депресняка в комбинезон.

Зоя «Зозо» Буслаева и Эдя Хаврон — мама и родной дядя Мефодия, с которыми он живет до двенадцати лет. Оба не обладают магией, но постоянно и неосознанно пересекаются с потусторонним миром: в сердце Эди посеяно семя мрака, а некоторые ухажеры Зозо не люди.

Ирка — лучшая подруга Мефодия в те времена, когда он жил у Зозо и Эди. Позже вынуждена скрывать факт знакомства с Буслаевым. Получает способности валькирии, умеет обращаться в лебедя или волчицу. Часть своей жизни Ирка передвигается на инвалидной коляске, однако благодаря магии может обходиться без нее.

Арей — начальник российского отдела мрака, к которому на обучение поступает Меф и те, кто разделил его дар. Ранее был изгнан из Эдема. Суровый и сильный, называет Мефодия «синьор помидор» и беззлобно подшучивает над ним и его отношениями с Даф.

Ната Вихрова — одна из тех, кто родился с Мефодием в один час. Живет в особняке на Большой Дмитровке, чтобы научиться управлять своими способностями. Может влюблять в себя мужчин с помощью мимики и голоса, чем постоянно пользуется.

Петруччо Чимоданов — родился одновременно с Мефом. Получил сверхспособность создавать монстров и управлять ими. Склочный, злопамятный и высокомерный, что временами создает проблемы. Смеется, только если кто-то умер или хотя бы сломал ногу. Самого умного монстра Петруччо зовут Зудука, он любит взрывы.

Евгеша Мошкин — последний из троицы родившихся одновременно с Буслаевым. Изначально — неуверенный в себе мальчик. Умеет управлять огнем и водой. Вместе с Натой и Петруччо должен был составить свиту будущего повелителя мрака.

Улита — молодая ведьма, воспитанница Арея. Язвительная и смелая, но переживает по поводу размеров собственного тела, хотя и пытается это скрыть. На протяжении серии переживает трансформацию от легкомысленной девушки до матери семейства.

Матвей Багров — юноша-некромаг из 19 века. Провел двести лет в заморозке. Влюблен в Ирку, но валькириям нельзя иметь романтические отношения.

Эссиорх — страж света и хранитель Даф. На время пребывания в мире людей он получает тело погибшего байкера. Возлюбленный, а позже и супруг Улиты.

Лигул — антагонист, злобный карлик и глава Канцелярии мрака. Постоянно пытается помешать Мефу стать повелителем мрака.

Аида Плаховна Мамзелькина — «старшой манагер некроотдела», как она сама себя называет. Персонификация смерти.

Важные понятия из книг о Мефодии Буслаеве

Эйдос — душа. Тот, кто его утратил, теряет шанс на пребывание в вечности. После смерти носителя эйдос отправляется либо в Эдем, либо в Тартар — по заслугам. Если количество света и тьмы в душе примерно равно, страж света и страж тьмы сражаются за эйдос.

Дарх — похожее на кулон паразитическое существо, которое питается эйдосами и отдает часть сил носящему его стражу мрака. Дарх порабощает владельца и любит пить его кровь.

Тартар — дом стражей мрака, комиссионеров-вымогателей эйдосов и суккубов. А еще — литературных рабов, которые в отдельном чане пишут книги от имени стражей вроде «Притчи мрака № 1» о девушке под яблонями, то есть нечто вроде канонических текстов для обитателей Аида.

Эдем — место обитания сил света, за исключением валькирий, которые обитают на Земле. Внешне напоминает нечто среднее между райском садом и секретной военной базой. Стражи света живут в казармах, обозначаются номерами и подчинены строгой иерархии.

В каком порядке читать книги о Мефодии Буслаеве

В отличие от цикла о Тане Гроттер, повести о Мефодии Буслаеве выходили в хронологическом порядке. Параллельно Дмитрий Емец писал и книги о девочке-волшебнице — между 2004 и 2014 годами вышло семь из них.

  1. Мефодий Буслаев. Маг полуночи — 2004 год.
  2. Мефодий Буслаев. Свиток желаний — 2005 год.
  3. Мефодий Буслаев. Третий всадник мрака — 2005 год.
  4. Мефодий Буслаев. Билет на Лысую гору — 2006 год.
  5. Мефодий Буслаев. Месть валькирий — 2006 год.
  6. Мефодий Буслаев. Тайная магия Депресняка — 2006 год.
  7. Мефодий Буслаев. Лед и пламя Тартара — 2007 год.
  8. Мефодий Буслаев. Первый эйдос — 2007 год.
  9. Мефодий Буслаев. Светлые крылья для темного стража — 2007 год.
  10. Мефодий Буслаев. Лестница в Эдем — 2008 год.
  11. Мефодий Буслаев. Карта Хаоса — 2008 год.
  12. Мефодий Буслаев. Ожерелье дриады — 2009 год.
  13. Мефодий Буслаев. Стеклянный страж — 2009 год.
  14. Мефодий Буслаев. Танец меча — 2011 год.
  15. Мефодий Буслаев. Огненные врата — 2011 год.
  16. Мефодий Буслаев. Книга семи дорог — 2013 год.
  17. Мефодий Буслаев. Ладья света — 2013 год.
  18. Мефодий Буслаев. Ошибка грифона — 2015 год.
  19. Мефодий Буслаев. Самый лучший враг — 2016 год.

Что происходит в книгах о Мефодии Буслаеве

Во вселенной Емца существует не только знакомая по «Тане Гроттер» магия. Есть нечто уровнем повыше: ежедневная битва добра и зла, светлых и темных стражей. На фоне этого грандиозного сражения Меф успевает поучиться в школе и в университете, попасть в любовный многоугольник и пройти сложный путь от мрака к свету.

Мефодий Буслаев. Маг полуночи

Обложка: «Эксмо»
Обложка: «Эксмо»

Сюжет. Через три года после рождения Тани Гроттер на свет появляется будущий наследник мрака. Этому очень не рад страж тьмы Лигул, который будет всячески мешать Мефодию на протяжении всей серии.

В день тринадцатилетия мальчику суждено пройти Храм Вечного Ристалища. А пока Мефодию Буслаеву только двенадцать с половиной. Он узнает о своих силах и знакомится с магической стороной мира. Тем временем в Эдеме стража по имени Дафна отправляют в человеческий мир — в раю она успела всем надоесть своими дерзкими выходками.

Какой получилась книга. «Мага полуночи» интересно читать именно после «Тани Гроттер». Волшебники, которые казались самыми сильными существами во вселенной Емца, здесь оказываются всего-навсего «элементарными магами». Они незначительны в вечной борьбе высших сил за эйдосы. Один из начальников Дафны даже подчеркивает, что только элементарные маги называют людей «лопухоидами», стражи света используют термин «смертные».

Мефодий Буслаев. Свиток желаний

Обложка: «Эксмо»
Обложка: «Эксмо»

Сюжет. Дафна привыкает жить как смертная. Присматривать за ней из Эдема направляют стража Эссиорха. Мефодий пытается разобраться, кто есть кто в иерархии Тартара, и знакомится с известными личностями вроде Каина или Мамая. Силы света и тьмы ищут мощный артефакт — свиток желаний.

Какой получилась книга. Магическая часть истории немного отступает перед любовными коллизиями и жизненной философией. Нечто похожее происходило и в «Тане Гроттер». Тщетные попытки мамы Мефодия найти мужа, рассуждения Улиты о своей непривлекательности и авторские мысли о типично женском занимают едва ли не больше места, чем приключения. Поиск любви в мире Емца — это вечное сражение, по драматичности не уступающее битве света и тьмы.

Мефодий Буслаев. Третий всадник мрака

Обложка: «Эксмо»
Обложка: «Эксмо»

Сюжет. К дуэту Мефа и Дафны присоединяются Ната, Евгеша и Петруччо. Вместе они проходят обучение у Арея, который пытается сделать из одаренных подростков команду мечты. Даф заключает опасную сделку с суккубом. Ирка становится валькирией и встает с инвалидной коляски. Образуется любовный многоугольник, включающий всех девочек и Мефодия.

Какой получилась книга. На протяжении повести расположения Мефодия добиваются или молча желают многие девочки. Однако то и дело обнаруживаются пророчества и знаки, которые говорят, что только любовь Мефа и Даф изменит мир.

Единение мужского и женского как главную цель жизни подчеркивает и образ суккуба. В мире Емца он буквально сшит из частей мужских и женских тел, ведет себя развязно и в то же время манерно. Однако в глазах других суккуб предстает идеалом красоты.

Мефодий Буслаев. Билет на Лысую гору

Обложка: «Эксмо»
Обложка: «Эксмо»

Сюжет. У Эди, наглого и безалаберного дяди Мефодия, обнаруживаются проблемы и по магической, и по личной части. Он надеется, что их решит фея Трехдюймовочка, и попадает на новый виток злоключений. Скорость оподления Мефодия признана недостаточной, поэтому Арея лишают опекунских прав. Это подстроил Лигул, поэтому герои отправляются на Лысую гору, чтобы найти на него компромат.

Какой получилась книга. Здесь проявляется важная тема творчества Дмитрия Емца — женская привлекательность. Если Ирка или Дафна показаны стройными и конвенционально красивыми, то полную Улиту герои оценивают очень по-разному. Так, на Лысой горе даже шестирукое чудище по имени Рубило-Дебило говорит ей: «Не у тебя спрашиваю, а у хорошенькой».

Собственное тело постоянно видится Улите источником проблем. Возможно, поэтому девушка то и дело вступает в ни к чему не обязывающие отношения с джиннами. Все они как на подбор носят восточные имена и разговаривают с карикатурным кавказским акцентом.

Мефодий Буслаев. Месть валькирий

Обложка: «Эксмо»
Обложка: «Эксмо»

Сюжет. Мефодий много тренируется. А у Эди вдруг появляется невеста — опасная волшебница. Арей сообщает Мефодию, Дафне, Нате, Петруччо и Евгеше, что пришло время узнать будущее. Предсказание для Мефа зловеще и предвещает опасную битву. Ирке в ипостаси валькирии предстоит сражение с Мефодием — и она не может раскрыть ему свою личность.

Какой получилась книга. Предопределенные судьбой отношения Дафны и Мефодия иногда выглядят очень неловко — как и подобает романтическому общению двух незрелых людей. Возможно, это непреднамеренная неловкость, она просто соотносится с общей философией жизни «Мефодия Буслаева»: женщину нужно покорять. «Даф! Хочешь ты того или нет — все равно завоюю. Хотя бы из упрямства, но завоюю», — пишет в дневнике Меф, которому Дафна и так обещана всеми пророчествами.

Мефодий Буслаев. Тайная магия Депресняка

Обложка: «Эксмо»
Обложка: «Эксмо»

Сюжет. Арей намекает, что любому мальчику в возрасте Мефа интересно только одно: принести первый эйдос. Мефодий не согласен, но именно это будет новым заданием. Уточняется, что любой эйдос не подойдет, нужен именно принадлежащий той валькирии, которую герой не убил в сражении, — то есть Ирки.

А новости волшебного мира все тревожнее: дюжина лучших бойцов мрака прорвалась в Эдем. Между тем пропадает Депресняк, и его исчезновение связано с появлением очередного магического артефакта.

Какой получилась книга. Несомненное достоинство серии о Мефодии Буслаеве — то, насколько уютно показана жизнь ребят в старинном особняке на Большой Дмитровке. Временами кто-то хочет кого-то убить, но от этого волшебный коливинг не теряет своей привлекательности.

В целом же книга опять больше посвящена отношениям — между Даф и Мефом, Улитой и Эссиорхом и даже временами между Натой и Евгешей. Но читатели все больше узнают нового о мире, в котором происходят события: в отношениях светлых и темных иногда угадываются разборки бандитских группировок девяностых.

Мефодий Буслаев. Лед и пламя Тартара

Обложка: «Эксмо»
Обложка: «Эксмо»

Сюжет. Мефодий взрослеет. Ему пятнадцать, рядом любимая девушка — Дафна, а магический дар уже удается контролировать. Однажды окно в Канцелярии мрака разбивают отрубленной головой, и эта голова принадлежит кому-то, кто очень похож на Даф.

А к Ирке является некий Двуликий. Он сообщает девушке, что та скоро лишится способностей и вновь будет передвигаться на коляске.

Какой получилась книга. С этой части повествование становится более натуралистичным. Та же отрубленная голова описана достаточно подробно. Это резко отличает мир «Мефодия Буслаева» от мира «Тани Гроттер»: он гораздо суровее.

Несколько глубже становятся и конфликты: например, жизнь с магией и без для отличается не только приключениями. Как человек, Ирка сталкивается с последствиями жизни с инвалидностью в России, а как валькирия — свободна от подобного.

Мефодий Буслаев. Первый эйдос

Обложка: «Эксмо»
Обложка: «Эксмо»

Сюжет. Героям приходит приглашение на необычную охоту. Лигул зовет их в Тартар для битвы с яросом, существом из глубин Тартара. Сражение с чудовищем — обязательная часть посвящения молодого стража тьмы, но испытание оказывается гораздо опаснее, чем думали подростки. А в Мефодия влюбляется еще одна девочка — воспитанница Лигула Прасковья, наследница мрака.

Какой получилась книга. В книгах о Мефодии Буслаеве прослеживаются одинаковые мотивы: конфликты внутри группы, подковерные интриги Канцелярии мрака, сражения с неким внешним врагом, любовные коллизии. Сходство это наблюдается и в мелочах.

Так, уже которая повесть предлагает новый подход к классификации женщин. В «Первом эйдосе» Эдя описывает женщин как бытовые приборы, чья душа вселилась в человеческое тело. Эдя — пародийный персонаж, но в прошлой книге Меф абсолютно серьезно цитировал другую его классификацию женщин — по тому, какие прозвища они дают партнерам. Дмитрий Емец на новый лад артикулирует свой главный тезис: женщины и мужчины еще дальше друг от друга, чем Эдем и Тартар.

Мефодий Буслаев. Светлые крылья для темного стража

Обложка: «Эксмо»
Обложка: «Эксмо»

Сюжет. Ирка ошарашена убийством коллеги-валькирии и решает во что бы то ни стало расследовать преступление. Меф и Даф пробуют жить вместе в комнате общежития, пока в руки им не попадает уникальный эйдос Улиты — он сочетает одновременно свет и тьму. За эйдосом охотится некий Спуриус, который хочет не только захватить Тартар, но и изменить миропорядок.

Какой получилась книга. В «Светлых крыльях для темного стража» становится особенно заметно, насколько Дмитрию Емцу удаются описания проблем и страхов молодых взрослых. Возможно, в силу возраста самого автора, которому на момент начала цикла было 30 лет. В героях постепенно проступают черты повзрослевших персонажей «Тани Гроттер»: готовность к самопожертвованию ради партнера, склонность к ревности и манипуляциям, скрытность, безусловное принятие близких.

Мефодий Буслаев. Лестница в Эдем

Обложка: «Эксмо»
Обложка: «Эксмо»

Сюжет. Ирка отправляется в Санкт-Петербург на очередное задание, а Зозо находит подозрительно идеального жениха. Нечеловечески идеального.

Мефодий оставил служение мраку, но тьма так просто не отпускает. Теперь зло пытается подобраться к Буслаеву через Зозо. А из-за Арея главному герою назначает поединок сильнейший темный боец. При этом у Мефа вот-вот отнимут его волшебный меч: клинок не может принадлежать тому, кто больше не служит темным силам.

Какой получилась книга. «Мефодий Буслаев» — гипнотический цикл. Постепенно перестаешь понимать, в какой именно книге какое событие произошло. Некоторые фразы, как, например, «личная жизнь — это жизнь личности», повторяются из повести в повесть, но произносят их разные герои. А ситуации вроде бесконечных свиданий Зозо или рабочих конфликтов Эди — одни и те же каждый раз. Отношения валькирий напоминают общение обитателей особняка на Большой Дмитровке, а диалоги Мефа и Дафны похожи на разговоры других парочек, например Ирки и Матвея.

Мефодий Буслаев. Карта Хаоса

Обложка: «Эксмо»
Обложка: «Эксмо»

Сюжет. Дочь, которую Арей давно оплакал, вдруг объявляется живой и невредимой. Однако отцу приходит письмо от стража света с запретом на встречи с ребенком. Не обходится без нового артефакта — карты Хаоса, которая оказывается неожиданно связанной с родными Арея. А Мефодий Буслаев между тем теряет память, и это ставит под угрозу и его волшебную карьеру, и личную жизнь.

Какой получилась книга. Вселенная Дмитрия Емца продолжает обрастать деталями. Книги становятся все менее «хулиганским» — теперь это размеренное городское фэнтези, где все меньше шуток и все больше диалогов о вечном. Цикл действительно похож на сериал — с четкой завязкой и малособытийной серединой. И чем дальше читаешь, тем чаще кажется, что «Мефодий Буслаев» должен цеплять читателей в основном вайбом и философией.

Мефодий Буслаев. Ожерелье дриады

Обложка: «Эксмо»
Обложка: «Эксмо»

Сюжет. Дафна случайно ранит себя мечом Мефодия, и в ее теле поселяется таинственная сила. Из-за поцелуя с Матвеем Ирка вынуждена оставаться волчицей, ведь романтические отношения для валькирий под запретом. В свитке Мамзелькиной появляются имена Наты, Евгеши и Петруччо вместе с обстоятельствами их смерти. Все несколько обеспокоены.

Какой получилась книга. Это одна из самых неспешных повестей серии. Пока Дафна и Мефодий учатся сожительству и отношениям в паре, их ровесники притворяются людьми с особенностями развития и выпрашивают шоколадки у незнакомцев. «Ожерелье дриады» больше всего напоминает пляжный эпизод из аниме-сериала — только с походом и сплавом на байдарках.

Мефодий Буслаев. Стеклянный страж

Обложка: «Эксмо»
Обложка: «Эксмо»

Сюжет. Дафна и Мефодий работают в кафе «Звездный пельмень» как взрослые люди. В их отношениях все спокойно, а пристающего к Дафне коллегу Меф без раздумий избивает.

Внезапно появляется влюбленная в Буслаева Прасковья. Она ставит под угрозу будущее героев и устраивает проверку их чувств. А госпожа Мамзелькина приносит в стеклянной баночке давно утраченное сердце Матвея Багрова.

Какой получилась книга. Места жительства героев сменяются по мере их взросления. В начале цикла это родительская квартира, затем — комната в элитной школе-интернате и особняк с другими подопечными Арея. Впоследствии персонажи, нашедшие себе партнеров, живут с ними.

Узнавать о том, как Петруччо снова что-то чуть не взорвал, увлекательнее, чем читать об очередной яичнице Дафны для Мефа. Но с каждой новой частью цикла эстетика подростковых книг про волшебные школы все сильнее вытесняется романтикой.

Мефодий Буслаев. Танец меча

Обложка: «Эксмо»
Обложка: «Эксмо»

Сюжет. Меф учится в университете как обычный человек, но при этом не готов расставаться с магическими силами. Тем более что вскоре Буслаеву предстоит схватка с самим Ареем. Улита получает обратно свой эйдос, но окружающие не уверены, что ведьма готова к этому. В дочь Арея влюбляется один из светлых, с которым та обходится довольно грубо. А тем временем самому Арею угрожают наемники из Тартара.

Какой получилась книга. «Мефодий Буслаев» был и остается книгой о Москве — причем не только благодаря формальному перечислению мест: здесь много авторских рассуждений о городе. На карте этого мира чаще всего сосуществуют всего три локации. Именно столице приходится представлять весь человеческий мир. Регионов нет, есть Эдем, Тартар и Москва между ними.

В «Танце меча» Емец продолжает раскрывать характеры персонажей через излюбленную оптику — с точки зрения отношений с родными. Так, барон мрака Арей вдруг оказывается любящим и заботливым отцом.

Мефодий Буслаев. Огненные врата

Обложка: «Эксмо»
Обложка: «Эксмо»

Сюжет. Дафна пишет заявление о смене паспорта, а Улита обрабатывает балконные двери от грибка. Мефодий сдает сессию, а Прасковья делает угрожающее пророчество: вскоре Меф останется без Дафны.

Тем временам в Тартаре Лигул готовит новые козни. В злодействе ему помогает еще один человек, родившийся в один день с Мефодием и десять лет буквально выживавший в аду.

Какой получилась книга. Эпиграфы из учений отцов церкви в «Мефодии Буслаеве» встречаются чаще, чем в «Тане Гроттер». В основном потому, что этот цикл в целом больше черпает из христианской риторики, важной для Дмитрия Емца. Здесь есть простые библейские аллюзии вроде кровоточащих волос Мефодия, что отсылает к истории о Самсоне. А есть и сюжетные параллели: в «Огненных вратах», например, автор затрагивает тему предательства с последующим искуплением.

Над литературным и философским наследием писатель может иронизировать — скажем, ставить в эпиграф выдуманные сцены из «Героя нашего времени» или изречения никогда не существовавших мыслителей. Но высказывания Иоанна Кронштадского или Никодима Святогорца, которые встречаются в «Огненных вратах», Емец приводит со всей серьезностью.

Мефодий Буслаев. Книга Семи Дорог

Обложка: «Эксмо»
Обложка: «Эксмо»

Сюжет. Мефа прямо в университете избивают домовые. Утратившая силы валькирии Ирка строит новую жизнь: видится с бабушкой, навещает влюбленную в Матвея новую валькирию-одиночку. Планы на нормальную жизнь корректирует Мамзелькина: она объявляет, что теперь Ирка тоже станет смертью.

Лигул стравливает между собой всех остальных героев. А помогает ему в этом очередной артефакт — Книга Семи Дорог. Несмотря на название, это не просто книга, а целый отдельный мир со своими правилами.

Какой получилась книга. Любовные треугольники продолжают множиться — и в устоявшихся союзах мужчина то и дело смотрит на других женщин. Даже благостный прежде Эссиорх заглядывается на проходящую мимо модель, пока дома ждет беременная Улита.

Интересно, что в «Мефодии Буслаеве» инициатором беременности в паре становится мужчина: например, в «Книге семи дорог» Матвей заговаривает о количестве детей — пять или шесть — с удивленной Иркой. А Эссиорх рассчитывает число потомков, исходя из способностей Улиты.

Мефодий Буслаев. Ладья света

Обложка: «Эксмо»
Обложка: «Эксмо»

Сюжет. Ирка вынуждена работать младшим манагером некроотдела — то есть смертью. Ее чувства к Матвею ожидает серьезная проверка, в которой не последнюю роль сыграет очередной артефакт. Улита рожает мальчика, его называют Люминисценций. У Петруччо появляется девушка.

Мефодий же готовится к очередной схватке — Запретному бою. Это поединок стражей, который всегда заканчивается гибелью одного из участников. Противником Мефа станет Джаф — один из самых способных учеников Арея.

Какой получилась книга. Чтобы проникнуться циклом Дмитрия Емца, нужно искренне любить героев и интересоваться их развитием. Персонажи меняются очень по-разному.

Например, изменения Улиты, которые особенно заметны в «Ладье света», немного похожи на взросление Гробыни Склеповой из «Тани Гроттер»: один и тот же путь от легкомысленной саркастичной девушки до нашедшей свое призвание в материнстве женщины. Взросление Ирки больше похоже на историю самой Тани Гроттер: умная и рассудительная, она борется с частицей хаотичного начала в себе.

Мефодий Буслаев. Ошибка грифона

Обложка: «Эксмо»
Обложка: «Эксмо»

Сюжет. После битвы с Джафом Меф окончательно переходит на сторону света. Вот только в Эдеме случается непоправимое: исчезает грифон — и все по вине главного героя.

Ирка и Матвей, ставшие после поединка Мефа с Джафом легендарной парой бессмертных, устраиваются кем-то вроде социальной службы для нежити и выезжают на помощь домовым, русалкам и другим существам Москвы. Это непросто, но скоро Ирку ждет еще более сложное задание: найти преемницу валькирии ледяного копья, на роль которой неожиданно подходит Прасковья.

Какой получилась книга. Повесть начинается историей о том, каким был Арей, пока не стал стражем мрака. Мефодий Буслаев переживает обратную трансформацию, и скоро она завершится.

В то же время многие герои обнаруживают склонность к ведению дневника: на протяжении цикла мы знакомимся с записями Мефодия, Дафны, Ирки. А в «Ошибке грифона» и Матвей начинает фиксировать свои идеи для производства волшебных палочек, которые Емец добавляет в виде вставного текста.

Мефодий Буслаев. Самый лучший враг

Обложка: «Эксмо»
Обложка: «Эксмо»

Сюжет. Матвей обнаруживает труп собаки — это тревожный знак того, что монстры снова проникли в Москву. Их привлек важнейший артефакт небывалой силы. Прасковья, которая стала валькирией, осваивается в новой ипостаси. Арею предстоит самое важное событие в жизни — встреча с собственным прошлым. А Мефодию нужно выбрать между добром и злом.

Какой получилась книга. В финальной повести Мефодий завершает путь от тьмы к свету и окончательно понимает, какая сторона ему ближе. Однако главного героя в этой книге меньше, чем в предыдущих, и не все сюжетные линии сведены воедино.

Стоит ли читать «Мефодия Буслаева» сейчас

Тем, кто читал его в детстве, может быть приятно поностальгировать или сравнить ощущения. Это легко написанный и захватывающий цикл. Тем, кто, как и я, не читал серию в детстве, познакомиться с «Мефодием Буслаевым» стоит, если близка авторская философия. Здесь она артикулируется даже более четко, чем в «Тане Гроттер».

От цикла о Тане серию отличает специфический «взрослый» юмор, который может оттолкнуть некоторых читателей вроде меня. Шутки такого рода появляются нечасто, но запоминаются. Например, это настойчивое обращение к образам манерных худощавых мужчин, называющих неприятных людей «пра-а-ативными». Или шутки на грани, как когда Улита, придя в себя после потери сознания, первым делом выражает надежду, что Эссиорх воспользовался ее беспомощностью.

Мне не близок и авторский взгляд на женщин. Здесь девочки, даже самые отважные на поле боя, вне сражений добиваются своего с помощью «женских чар». Героини умеют флиртовать с рождения и постоянно оценивают конкурентоспособность себе подобных.

Сериал можно советовать тем, кто скучает по нулевым и десятым. «Мефодий Буслаев» — это еще и капсула времени. Подобно тому как в «Тане Гроттер» сохранились байки нулевых о сибирской язве, в этом цикле можно найти явные и скрытые точки соприкосновения с самыми разными пластами культуры.

Например, имя Петруччо как будто бы из психоделических историй о Ежи и Петруччо, которые породили мемные фразы вроде «Принеси мне хурму». Популярность этих коротких рассказов, написанных еще в конце девяностых, пришлась как раз на выход первых книг о Мефодии.

Несмотря на прошедшие годы, отдельные сцены из книг запоминаешь надолго. Я с удивлением обнаружила, что двадцать лет спустя помню фразу, которой Мефодия научила мама для победы в спорах: «С точки зрения банальной эрудиции, не каждый человеческий индивидуум способен лояльно реагировать на все тенденции потенциального действия».

Споров, где собеседник бы смог выслушать настолько длинную тираду и почувствовать себя униженным, у меня так и не случилось. Но фразу помню — вдруг пригодится.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Мария ЛебедеваЧитали «Мефодия Буслаева»? Поделитесь впечатлениями и воспоминаниями:
  • Станислав ИващенкоПодросткам может быть и стоит читать для развлечения. А для взрослых, ИМХО, существует гораздо больше интересной и полезной литературы. Ну или хотя бы оригинальной, а не кальки с более успешного произведения.1
  • ЖалильКогда я попаду в ад, там в библиотеке точно будет вся коллекция.6
  • Павел ЗабелинНет, читать такое не стоит - надо читать хорошие книги.1
  • АлександраРаньше очень любила эту серию книг, но когда перечитывала что-то во взрослом возрасте, нашла взгляд автора довольно сексистским, из-за чего желание читать цикл заново отпало.17
  • MMaximaСпасибо за такое детальное путешествие по миру Мефодия Буслаева. Я слушала все аудиокниги цикла уже во взрослом возрасте в замечательной озвучке. Помню, был сложный период в жизни, а книги о Мефе и компании оказали на меня своебразный психотерапевтический эффект. И да, я читаю, как пишут в комментариях, "полезную литературу", но считаю цикл о Буслаеве прекрасным вариантом для приятного отдыха. Тем более, книги эти простые, да непростые))3
  • lapsus_naturaeЯ тоже помню эту фразу! У меня ее вся семья когда-то помнила. Эх, ностальгия в глаз попала. Я или мама по очереди читали вслух моей младшей сестре Гарри Поттера, Таню Гроттер и Мефодия) В какой-то момент читать дальше становилось невозможно — все начинали дико ржать от фразочек Улиты или Гробыни, так ржали, что пресс потом болел)) Но любимый персонаж — Аида Плаховна) Хотя Мефодия я бросила книге на пятой и возвращаться уже не планирую) Спасибо за разблокированные воспоминания))4
  • Регина ДыбовицкаяАлександра, поддерживаю. Когда была подростком, было интересно, перечитала уже ближе к тридцати - мало того, что дикий сексизм и урапатриотизм, так ещё и бесконечные сюжетные дыры, одна книга даёт идею новых сил, следующая её забывает. Видно, что писалось не как целый мир, много лет, а книга за книгой, сиюминутно, как фанфики8
  • OБезумно любила все серии Дмитрия Емца для подростков. Но Меф больше всего западал в душу, нравилось сочетания библейских мотивов, сказок, мифов скандинавских, холодного оружия и магии и в целом много оригинальных элементов. Доходило что по несколько раз читала все книги за лето, одевалась в персонажей, собирала белые перья на улицах, так как конечно же это были перья стражей. А потом из них клеила собственные крылья.5
  • Константин СмирновРегина, так там за год по 2 - 3 книги выходило... О каком качестве может быть речь? Это бешеный конвейер1