Монголия — очень популярное направление среди моих друзей-иностранцев. Истории о том, как туристы покупали там лошадь и путешествовали на ней по стране, всегда казались мне забавными.
Но мной двигал другой интерес: в моей копилке 54 страны, и я никогда не упускаю возможности посетить еще одну. В 2018 году у меня были билеты в Иркутск с 9 по 21 мая. Я подумала: почему бы не посмотреть Монголию, когда она так близко.
В Иркутске ко мне должен был присоединиться крестный. С ним мы собирались в небольшой поход вдоль Байкала от Листвянки до пункта Большие Коты. Когда я покупала себе билеты по 500 ₽, решила, что это будет хороший подарок и для него. Крестный до этого ни разу не летал на самолете. Он признался, что 6 часов туда и 6 обратно не отрывался от иллюминатора — перебирал в голове, над какими городами, реками и горами он сейчас.
До его приезда у меня было много свободного времени, и я поехала в Монголию, где провела шесть дней.
Как я добиралась до Монголии
На весь транспорт из Воронежа через Москву в Иркутск, потом в Монголию и обратно я потратила 6412 ₽. В планировании маршрута по Монголии мне очень помог друг моего друга и его жена — тогда они жили в этой стране. Ребята нашли мне расписание автобусов, помогли разобраться с сайтом на монгольском языке. Поэтому я путешествовала с готовым графиком транспорта.
Я использую автостоп только в крайних случаях, когда общественный транспорт неприлично дорогой или его попросту нет. В остальных случаях передвигаюсь на поездах, самолетах, автобусах, изредка на такси.
Перелет из Москвы «Победой» покупала на распродаже. Я всегда стараюсь приобрести как можно больше билетов на следующий год во время распродаж или открытия расписания на сезон, а потом докупаю к ним недостающие сегменты. Среди моих рекордов билеты Москва — Братислава — Москва той же «Победой» за 2 € (174 ₽), Грозный — Стамбул за 4 $ (296 ₽). За 500 ₽ я летала в Тиват, Лейпциг, Сочи, Владикавказ, Екатеринбург, Санкт-Петербург.
Поезд из Иркутска в Улан-Удэ идет по красивому маршруту, часть его лежит вдоль Байкала. Я пару месяцев мониторила сайт РЖД, чтобы поймать эти билеты дешевле обычного.
На маршрутке из Улан-Удэ я съездила на день в Иволгинский дацан. А из Улан-Удэ отправилась на ночном поезде до поселка Наушки. Отличный способ сэкономить на хостеле — спать в поезде. Там были и сидячие места, но я заплатила на 150 ₽ больше, чтобы выспаться.
Из Наушек в Кяхту, ближе к монгольской границе, меня подвезли мои соседи по поезду — они вдохновились моим планом путешествия. Оттуда до границы я доехала на такси за 110 ₽.
Границу нельзя перейти пешком, поэтому надо ловить машину и переезжать вместе с ней. Стоит это около 200 ₽. Мне не повезло: я села в машину к женщине, которая возила китайские вещи в Россию. Провезти вещи в одном направлении она смогла, а вот на обратном пути у таможни возникли вопросы. Я потеряла полтора часа, пока не нашла новую машину. Денег с меня не взяли.
Траты на транспорт в 2018 году — 6412 ₽
Поезда Воронеж — Москва и Москва — Воронеж | 1716 ₽ |
Перелет Москва — Иркутск — Москва | 1017 ₽ |
Автобус Улан-Батор — Мурэн | 860 ₽ |
Поезд Иркутск — Улан-Удэ | 714 ₽ |
Такси на четырех человек из Сухэ-Батора в Улан-Батор | 660 ₽ |
Поезд Улан-Удэ — Наушки | 530 ₽ |
Такси в Иркутске | 250 ₽ |
Такси по Улан-Батору | 170 ₽ |
Маршрутка Улан-Удэ — Иволга — Улан-Удэ | 160 ₽ |
Маршрутка из аэропорта в Иркутске | 115 ₽ |
Метро в Москве | 110 ₽ |
Такси Кяхта — граница | 110 ₽ |
Траты на транспорт в 2018 году — 6412 ₽
Поезда Воронеж — Москва и Москва — Воронеж | 1716 ₽ |
Перелет Москва — Иркутск — Москва | 1017 ₽ |
Автобус Улан-Батор — Мурэн | 860 ₽ |
Поезд Иркутск — Улан-Удэ | 714 ₽ |
Такси на четырех человек из Сухэ-Батора в Улан-Батор | 660 ₽ |
Поезд Улан-Удэ — Наушки | 530 ₽ |
Такси в Иркутске | 250 ₽ |
Такси по Улан-Батору | 170 ₽ |
Маршрутка Улан-Удэ — Иволга — Улан-Удэ | 160 ₽ |
Маршрутка из аэропорта в Иркутске | 115 ₽ |
Метро в Москве | 110 ₽ |
Такси Кяхта — граница | 110 ₽ |
Переезды по Монголии
От границы до Сухэ-Батора я ехала автостопом бесплатно. Я смогла поменять около 1000 ₽ на монгольские тугрики, MNT, в продуктовом магазине и хотела уже отправиться в Сухэ-Батор, но машина остановилась быстрее, чем автобус. Ребята с радостью подвезли меня до автостанции, поболтали со мной на английском и даже угостили булочкой.
Из Сухэ-Батора в Улан-Батор я тоже ехала на такси. Тут начались сложности: к сожалению, таксисты видели во мне зажиточного туриста и пытались выманить мои деньги всяческими способами, даже обманом. Например, таксист на автостанции стал уверять меня, что все автобусы и поезда на Улан-Батор уже уехали и единственный выход из ситуации — ехать с ним за 1800 ₽, что почти в три раза выше реальной цены.
Я ему не поверила, так как знала, что поезд из России прибудет через два часа. Кстати, сесть в этот поезд в Иркутске и доехать до Улан-Батора — плохая идея. В этом случае вся поездка тарифицировалась бы как международная и стоила бы дорого. Поэтому всегда берите за правило ехать до границы, выходить из поезда, пересекать ее и продолжать движение уже по новому билету в пределах одного государства.
В итоге мы разговорились с женщиной, которая озвучила реальную стоимость такси. Я дождалась, когда водитель набрал четырех человек и повез их по заранее оговоренному маршруту. Это распространенный способ передвижения в Монголии. В итоге поездка до Улан-Батора стоила 660 ₽ с человека.
На следующий день я еще раз воспользовалась такси, когда сильно устала. Не уверена, что существует приложение для заказа такси, — мне машину просто поймал местный. В столице Монголии еще ездят по таксометру — не бойтесь быть обманутыми.
Из Улан-Батора в город Мурэн я поехала на автобусе, билет стоил 860 ₽. На автовокзале мне помог стюард автобуса: он довел меня до кассы, объяснил кассиру, куда мне нужен билет.
Из Мурэна я планировала доехать до Ханха — поселка на озере Хубсугул рядом с границей России. Но мы не смогли найти расписание транспорта заранее даже с моими знакомыми из Монголии. На месте мне сказали, что автобуса сегодня не будет. Я снова решила использовать старый добрый метод — автостоп.
Ко мне пару раз подъезжали местные и предлагали подбросить за деньги до Хатгала — это другой поселок на озере. Я перевела в рубли и подумала, что это слишком дорого. Потом местные рассказали мне, что водители предлагали цену в три среднемесячные зарплаты. В итоге я смогла доехать на автобусе с группой детей, которых везли на турбазу у озера.
Жилье
Ночевки в поезде позволяли не платить за жилье в хостелах. Для меня это экономия денег и времени — я одновременно и отдыхаю, и перемещаюсь. Душ можно принять на вокзале за 100 ₽.
Потом был хостел в Улан-Баторе за 330 ₽, который тоже можно было легко заменить на ночь в поезде Сухэ-Батор — Улан-Батор. Из-за моих приключений на границе и в Сухэ-Баторе я приехала в столицу Монголии около полуночи. На «Mэпс-ми» мой хостел был отмечен неправильно — в соседнем доме, я никак не могла его найти.
Но мне повезло: подъехало такси, оттуда вышла женщина, которая жила в соседней квартире. Мы начали стучать, кто-то из постояльцев проснулся, но дверь открывать не хотели, хотя по мне явно было заметно, что я туристка, пришла одна и никакой опасности для них не представляю.
В итоге они все-таки меня впустили, и я переночевала на диване в прихожей. Утром пришла администратор, приготовила нам завтрак и снова ушла. Стало понятно, почему у меня возникли сложности с заселением накануне.
Следующую ночь я спала в автобусе Улан-Батор — Мурэн. Не самое комфортное место для сна, плюс ко всему мой веселый сосед-лама играл на гармошке прямо над моим ухом.
Ночевки в юртах и дорога домой
В Хатгале меня обрадовали новостью, что автобусов сегодня не будет. Тогда я снова начала автостопить. Я шла пешком минут сорок, прежде чем увидела хоть какую-то машину, — она и остановилась. В ней был мужчина лет семидесяти со своей дочерью. Они навещали его жену в городе и возвращались домой. У них своя турбаза в нескольких километрах от дороги.
В Монголии часто можно встретить людей старше сорока, которые говорят по-русски. Мне повезло с этой семьей. Я объяснила им ситуацию, поэтому они решили оставить меня в юрте у дороги дожидаться вечернего автобуса и не взяли за это денег.
Монголы живут в одной-трех юртах. В одной жили мать со взрослым сыном, в другой — ее зять, дочка и внучка. Когда я была у них, дочь находилась в городе: она скоро должна была родить ребенка. Еще у семьи было огромное стадо овец — кажется, около 200 голов.
Юрта условно разделена на две части. Одна застелена коврами, на них сидят, отдыхают, едят. Другая часть — хозяйственная, там разуваются, моются, готовят еду. У моих монголов была солнечная батарея, от которой в юрту тянулась лампочка. Еще был телефон.
Мне выделили отдельную кровать с кучей одеял, но это все равно не спасало. Примерно к часу ночи все дрова в печке-буржуйке прогорали и становилось дико холодно. Один раз я выходила ночью на улицу. Было около −10 °С, задержаться там не удалось, но это было лучшее звездное небо, которое я видела! Отсутствие искусственного освещения и крупных городов в радиусе сотен километров делают небо абсолютно ясным.
Автобус не пришел ни в этот день, ни на следующий. Я уже хотела идти пешком до следующей юрты, но меня остановили словами «Аня, у-у-у, мням-мням-мням», что означало «куда ты идешь, глупышка, тебя же съедят волки».
Потом в лесу, в 200 метрах от юрты, я и правда видела останки барашка, а когда мы ехали к следующей юрте — несколько волков.
Только через два дня мы услышали звуки машины. Хозяин моей юрты усадил меня на мотоцикл, и мы быстро спустились к дороге, но автомобиль свернул, даже не заметив нас.
На следующий день нам все-таки удалось остановить машину. В ней были три монгола, они ехали на охоту к хозяину другой юрты. Он согласился, чтобы я у него переночевала. От юрты было примерно 40 километров до Ханха, а этот город совсем рядом с российской границей.
Я думала дождаться там автобуса, но он снова не приехал из-за того, что выпал снег, и я осталась в юрте еще на одну ночь. На следующий день мы увидели два джипа с иркутскими номерами. Они и довезли меня до Ханха. Там мы ночевали, мне выдали спальный мешок. Ночью тоже было очень холодно, но нам подкладывали дрова в печки-буржуйки. Потом мы доехали до Иркутска.
Еда
Мне кажется, что за время путешествия по Монголии я съела целого барана. Там все блюда с мясом. Особенно мне приглянулись хушур — монгольские чебуреки. Стоят примерно 90 ₽ за три штуки. И козье молоко с соком облепихи — 20 ₽ за бутылочку 0,5 литра.
В хостеле в Улан-Баторе был включен завтрак: обычная яичница с салатом, тосты с маслом и джемом. Причем все продукты были российские.
Самый интересный опыт, как меня кормили в юрте. Монголы полноценно в нашем понимании едят только один раз в день. Обычно это суп с самодельной лапшой. Тесто раскатывают на блинчики, обжаривают прямо на печке-буржуйке, потом крошат и бросают в кипящую воду. Туда же добавляют сушеное или свежее мясо.
В остальное время они едят пресные пряники, запивая их прессованным зеленым чаем с добавлением соли и жирного молока. Несколько литров чая всегда есть в доме в термосе.
Они едят много молочных продуктов, поэтому даже у 80-летней бабули в Монголии голливудская улыбка.
Ребята из экспедиции, которые подвозили меня на джипах, готовили на полевой кухне и угостили меня кашей с тушенкой, а в Иркутске и Улан-Удэ я ела позы, или буузы, байкальскую рыбу.
Достопримечательности
Гандантэгченлин, или, коротко, Гандан, — самый крупный буддийский монастырь в Улан-Баторе и, наверное, во всей Монголии. Если вы никогда не были в таких монастырях в Бурятии, Туве или хотя бы в Калмыкии, советую его посетить. Очень интересно прослеживать, как буддийские храмы отличаются друг от друга. В Таиланде, например, они совершенно другие. Интересно, что Гандан построен из кирпича, а в Монголии религиозные постройки очень часто сделаны из дерева. И поэтому выглядят обветшалыми и поблекшими. Вход бесплатный.
Музей монгольских динозавров. Их окаменелые останки находят там с начала прошлого века. За Улан-Батором есть парк динозавров с их фигурами в натуральную величину. О нем, кажется, даже рассказывали в «Орле и решке». Но туда сложно добираться, и я ограничилась музеем, посмотрела на скелеты и останки. Билет стоил 3000 MNT (75 ₽).
Памятник Чингисхану — еще одна популярная достопримечательность Улан-Батора. Он 40 метров в высоту, это одна из самых грандиозных статуй в мире. Но до него далеко ехать, а транспорт найти сложно. Нужно брать дорогую экскурсию за 65 $ (4725 ₽). В мои планы это не входило — мне было достаточно памятника сидящему Чингисхану на площади Сухэ-Батора в Улан-Баторе.
Дворец Богдо-гэгэна построен на рубеже 19—20 веков. Это музей в китайском стиле. Я не была в Китае, только в Гонконге, и не видела такой архитектуры. Мне было интересно на него посмотреть. Он деревянный, поэтому выглядит древнее своего возраста.
Музей искусств Дзанабадзара. Первый зал впечатляет, там много статуй Будды. В другом зале я увидела работы совершенно потрясающего художника. Его имя Балдугийн Шарав, кто-то назвал его монгольским Босхом. Его картины состоят из множества миниатюр с монгольским бытом, юртами. В сувенирном магазине я потом купила тарелку с репродукцией его картины или подражанием ему — на ней изображены разные типы юрт и других жилищ. Этот художник мне очень понравился.
Озеро Хубсугул называют младшим братом Байкала. Я читала, что по составу воды, флоре и фауне они очень похожи. В один из дней я встала рано утром и пошла к озеру. За ночь на нем образовалась корка льда, которая начала трескаться. Я услышала необычные звуки, будто кто-то стреляет из лазерных ружей. Очень странный звук, я думала, что сошла с ума, но на самом деле так звучит это озеро. Если посмотреть в Youtube видео «Голос Байкала», можно услышать точно такие же.
Я передвигалась вдоль восточного берега Хубсугула. Там относительно ровная местность и холмы, а с западной стороны — очень красивые горы со снежными шапками. Именно с восточного побережья открывается шикарный вид на эти вершины, поэтому, на мой взгляд, путешествовать лучше по этому берегу озера. Там есть минимальная инфраструктура: три юрты и хоть какая-то дорога. Но проехать по ней могут только УАЗы-«буханки» и джипы — нужно быть к этому готовым.
Люди
Местные, которые живут, как 500 лет назад, в юртах, ведут натуральное хозяйство, носят национальные костюмы, — это самое интересное, что вы найдете сейчас в Монголии.
Там я чувствовала особое отношение к себе. Например, пока мы ехали в автобусе, ко мне никого не подсаживали, постоянно спрашивали, все ли со мной хорошо. Потом ко мне все-таки сел монах, стал рассказывать что-то на монгольском. Его совсем не смущало, что я его не понимаю. Показывал фото Далай-ламы, лошадей и детей. А ночью я проснулась от того, что он решил поиграть на губной гармошке.
Мне понравилось, как радушно меня принимали люди в юрте. Там никогда не оставят человека в беде, ведь кругом — дикая природа, хищные звери и суровый климат. Они были искренне заинтересованы мной, пытались объясняться, хотя я и не говорю на монгольском языке, подарили подарки.
По приезде домой я отправила им небольшую посылку со сладостями, духами для хозяйки юрты — она очень просила, — карандашами и раскраской для ребенка. Причем старалась выбирать понятных для них животных.
Слон на моем кошельке вызвал у них недоумение: они никогда не видели его раньше.
Не понравилось, что таксисты и некоторые местные постоянно хотели на мне заработать. По-простому обмануть, называя цены в несколько раз больше реальных. Ну и вообще туристический рынок там избалован туристами из Европы, Австралии и США, поэтому цены соответствующие. Обзорная экскурсия по Улан-Батору стоила 40 $ (2890 ₽).
Иногда я чувствовала себя белой вороной из-за того, что постоянно ощущала повышенное внимание, но это играло на руку: всегда можно найти помощь.
Сувениры
Из Монголии везут кожаные изделия, кашемир, шерстяную одежду: носочки, варежки. В Улан-Баторе на тот момент был один торговый центр — State Department Store, где на последнем этаже работал сувенирный магазин. Я купила друзьям носочки из верблюжьей шерсти. Видела потом такие, кажется, в Кисловодске, но они были дороже в 10 раз. Еще я искала что-нибудь интересное на рынке. Но единственный отдел с предметами местного производства там был для лошадей. Только амуниция и товары для лошадей были вручную сделаны в Монголии. Остальное поставляют из Китая.
Мобильная связь и интернет
Я не пользуюсь мобильной связью и интернетом за границей. В хостеле в Улан-Баторе был вайфай, в кафе и музеях в 2018 году я его не обнаружила. Кстати, если рядом с юртой подняться на холм, то можно было даже отправить смс. Удивительно, что там была какая-то связь.
Что в итоге
Все мои перемещения и проживание обошлись мне в 6992 ₽. Развлечения и еду я никогда не считаю, потому что всегда можно питаться на 100 ₽ в день и развлекаться бесплатно или спустить бюджет всей поездки за один вечер.
Это было путешествие во времени за небольшие деньги. Моя большая удача — оказаться в Улан-Баторе, который сопоставим с нашими девяностыми, и в юрте, в укладе которой почти ничего не менялось с 16 века.
Я советую всем после снятия ограничений на перемещения отправиться в Монголию. На то есть своя причина: цивилизация добирается и туда. Если 10 лет назад в Улан-Баторе можно было запросто найти юрты, то теперь за пару дней в городе я видела только одну. Соблазнятся ли мои друзья из юрт на озере Хубсугул перебраться в город в скором времени, тоже вопрос. Так что поспешите!