Чаще всего дети поступают в музыкальную школу в том возрасте, когда оценить их реальную заинтересованность и мотивацию может быть сложно.
Тем не менее учеба требует дисциплины, усердия и постоянной практики. Даже у тех, кому в итоге нравятся занятия музыкой, временами возникают проблемы с самоорганизацией, а желание учиться пропадает. Если же оказывается, что ребенок вообще не хочет играть или петь и мечтает стать футболистом, обучение становится пыткой.
Читатели Т—Ж поделились аргументами за и против учебы в детской музыкальной школе. Собрали их мнения в этом материале — выбирайте, какая позиция вам ближе, и присоединяйтесь к обсуждению в комментариях.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
👍 За: обучение музыке полезно для развития
Есть исследования, что музыкальная грамотность тесно связана с логическими, аналитическими и лингвистическими способностями, так как за развитие всех этих навыков отвечают одни и те же нейронные связи.
Учебный год — 2024/25 в музыкальной школе для меня последний. После восьми лет обучения мне есть что сказать. Перечислю главное, что мне дала музыкалка.
В первую очередь, умение играть на фортепиано, петь. Из качеств — дисциплинированность, развитую мелкую моторику, быстрое мышление, хорошую память, особенно мышечную и зрительную.
У меня хорошо развит навык самообучения. В моей семье нет музыкантов, и все задания приходилось выполнять самостоятельно. Я, кстати, даже не припомню таких моментов, чтобы я со слезами на глазах сидела над домашним заданием, пытаясь вникнуть в суть. Видимо, на занятиях так хорошо все объясняли.
Еще аргумент к самообучению: у меня никогда не было репетиторов по школьным предметам. Недавно окончила девятый класс, все ОГЭ — русский язык, математику, биологию, обществознание — сдала на пять.
Буду ли я продолжать обучаться музыке? Нет, я выбрала другой путь. Хотела ли я бросить это дело? Однозначно. Не раз думала об этом. В какие-то моменты просто получала выгорание — впрочем, так бывает со всеми в любой деятельности.
Сама захотела пойти в музыкальную школу? Нет. В семь лет я еще не знала, чего хотела. Но мне нравилась «Лунная соната» Бетховена, я часто о ней твердила. Возможно, по этой причине родители меня и отдали в музыкальную школу.
Жалею ли я, что учусь музыке? Нет! Я благодарна родителям, которые решили, что мне стоило получить дополнительное образование. Благодаря хору я стояла на сцене перед большим количеством людей, исполняла для них произведения, получая взамен яркие аплодисменты. Это меня очень радовало.
Музыкальная школа — это не кружок. Занятия музыкой развивают достаточное количество качеств, умений. Некоторым вбивают любовь к искусству.
Мне было очень удивительно, когда дочь призналась, что ей нравится сольфеджио. Я его ненавидела в свое время. Музыкальное образование очень хорошо с разных точек зрения: воспитывает вкус к хорошей музыке, расширяет кругозор, тренирует мозг и мелкую моторику.
У меня трое детей окончили в общей сложности пять музыкальных школ. Я практически не участвовала в этом, только в выпускных классах оплачивала репетитора по сольфеджио.
Могу сказать одно: музыка очень развивает ребенка на всех уровнях. Как говорил наш преподаватель по общему фортепиано, «у этих детей другие мозги».
👎 Против: занятия часто становятся стрессом для ребенка
Ненавидела учебу в музыкальной школе. Препод по фортепиано постоянно ругалась, что мои ногти стучат по клавишам, и приходилось стачивать их короче и короче, так что теперь ногтевая пластина уродская и кривая.
После окончания школы ни разу не садилась за инструмент.
Моя музыкальная школа — это восемь лет кошмара. В детсад пришли преподы из музыкалки и обнаружили у меня музыкальный слух, предложили записаться в школу. Конечно, ребенку хочется чего-то нового. Мать сказала, мол, если поступишь — бросить не дам. И когда к концу первого класса выяснилось, что и слуха особого нет, и пианист я фиговый, бросить не дала.
Меня перевели на хоровое. Филонить там было легче, но сольфеджио я так и не осилила. Руководству школы выгонять меня было невыгодно: обучение платное. Ставили на уроках два, а за год три. Короче, годы унижений и борьбы за свою самооценку, пока подростковый бунт не победил родительскую волю: бросила, не доучилась два месяца.
Брат учился легко, но пианино тоже бросил. Сам освоил гитару. Племяшка с удовольствием занималась скрипкой, у них даже был свой ансамбль. Она заработала сколиоз. После школы инструмент в руки не брала.
Восемь лет ада — это общее впечатление об учебе в музыкальной школе. Когда родители спрашивали, хочу ли я ходить на пение, я, конечно, согласилась: петь о-о-очень любила и люблю до сих пор. На прослушивании определили хороший слух, дома стояло мамино пианино — она тоже отучилась в музыкалке, в общем, было решено поступать.
В итоге к обещанному пению добавилось фортепиано, сольфеджио, музыкальная литература. И это четыре раза в неделю, плюс домашка. Все гуляют, а я прусь в музыкалку, а потом делаю домашнюю работу по школьным предметам и по музыке.
Еще и учитель по фортепиано — ей тогда уже под 80 было — за неправильную постановку пальцев била металлической линейкой по рукам. К счастью, через год она уволилась.
В общем, возненавидела я эту школу через полгода. Остальные семь с половиной лет заставляли ходить, бросать же нельзя: это музыка, культурное развитие! Хорошо, что там обзавелась друзьями, мы периодически прогуливали.
В итоге, получив аттестат в торжественной обстановке, выкинула его при всех в окно и высказала все, что накопилось. Получила детскую травму на всю жизнь: ненавижу пианино, терпеть не могу его слушать, дома через несколько лет разбила его молотком и осталась безумно удовлетворена этим. Не нужно заставлять детей.
👍 За: детям проще освоить инструмент, чем взрослым
Я человек, который во взрослом возрасте тратит кучу денег и времени, пытаясь освоить музыкальную премудрость. В детстве ноты гораздо легче даются.
👎 Против: ребенок быстро забросит музыку, если не хочет заниматься
Есть дети, которые упорно ходят в музыкалку, «потому что мама настояла», а после ее окончания больше никогда не садятся за инструмент.
Родители часто проецируют на своих детей собственные мечты — часто это что-то из времен СССР, когда было модно учится петь или играть. Я вот ходил на хор и вокал, а хотел играть в футбол. Когда немного подрос, вместо музыкалки топал на стадион пинать мяч и быть счастливым.
Я вам как человек с почти восемью классами музыкальной школы и повернутой на музыкалке мамой скажу так: в гробу я ее видала, ту музыкалку. Бросила на последнем году и ни дня не жалела.
👍 За: с хорошим педагогом и правильным репертуаром учиться интересно
Я училась пять лет на флейте, а после окончания еще год с разрешения педагога занималась в хоре. Хор был любимым предметом, сольфеджио тоже не вызывало трудностей. Музыкантов в семье нет, так что помогать было некому, да это и не требовалось.
Профессиональным исполнителем я не стала, но еще лет десять после окончания школы с удовольствием музицировала дома и в универе, причем на фортепиано, а не на флейте. В универе тоже занималась с чудесным педагогом в вокальном ансамбле, что вряд ли было бы возможно без начального музыкального образования.
Потом пришлось переехать в другой город в съемную квартиру, возможности играть не стало, навык утерян. Сейчас пытаюсь восстановить его для удовольствия и образования новых нейронных связей.
Годы учебы в музыкалке вспоминаю с теплом. Ни один педагог никогда не повысил голос, некоторые обладали отменным чувством юмора, и в целом атмосфера была какая-то интеллигентная.
Во многих музыкальных школах есть фольклорное отделение: народный ансамбль, общее фортепиано или народный инструмент, сольфеджио. Некоторые народники поют в хоре. Мой сын пожелал, попросился — и его взяли.
Именно фольклор для нашего ребенка оказался идеальным направлением: сыну нравится петь на сцене в косоворотке. Педагог приглашает детей участвовать в конкурсах и фестивалях. Это все равно серьезная учеба, но она проходит в веселой и дружелюбной форме.
Учился играть на аккордеоне в нулевые. Первые шесть лет обучения была проблема: мне не нравился репертуар. В конце шестого класса на лето дали выбрать свою программу. Я покопался в нотах, оставшихся от матери. Там нашел всякие французские мелодии, музыку из «Крестного отца» и советскую эстраду. В результате в седьмом классе катался по всем концертам. Даже на восьмой класс бесплатно остался, чтобы представлять интересы школы.
Мой личный опыт с игрой на скрипке был грустным: пришлось бросить во втором классе. Учителя часто менялись, а меня не хотели отдавать слабым педагогам. Когда приняли это решение, я очень сильно плакала и ходила расстроенная. В итоге после первого семестра во втором классе перевелась на отделение фортепиано.
Моя новая учительница обучала меня шикарно, у нее был хороший подход к ученикам. Она никогда не била детей, всегда с радостью их встречала и помогала в изучении материала. За первый год я наверстала программу первого и второго классов фортепиано и смогла спокойно перевестись в третий. По программе даже обогнала сестру, которая все это время занималась: мы поступили в музыкальную школу одновременно.
Благодаря своей учительнице я до сих пор сохранила любовь к классической музыке и фортепиано. Хороший педагог всегда найдет подход к ученикам и не будет применять физическую силу, чтобы заставить их выучить материал.
👎 Против: система образования может отбить желание заниматься музыкой
У меня много знакомых, которые окончили музыкальную школу. Только двое из них пошли дальше в музучилище. Остальные бросили инструмент, как только получили аттестат. Я с огромным удовольствием продала свое старое фортепиано и купила на вырученные деньги крутые наушники и сабвуфер для компа. Не слушала никакую музыку до 20 лет вообще, потому что ненавидела всю музыку в целом: классику, попсу, рок — какая нафиг разница.
Потом я вышла замуж, а хобби мужа оказалась музыка. Родители не отдали его в музыкалку в детстве, потому что не было денег. Он сам накопил на гитару, занимался до кровавых мозолей и морозил пальцы, чтобы меньше чувствовать боль от струн.
Потом я вышла замуж второй раз. А хобби мужа оказалась музыка. Мама не отдала его в музыкалку, потому что сама работала в музучилище и не хотела сыну такой судьбы. Он прибился к какой-то молодой группе, научился играть на барабанах и клавишах. Сейчас играет просто божественные импровизации, может с ходу исполнить любую композицию, в принципе пишет музыку, но не знает нот. До сих пор жалеет, что не получил музыкальное образование.
А я уверена, что если бы они оба попали в музыкалку, приключилась бы та же самая история, что и со всеми остальными, то есть ненависть к музыке. Практически всю классику не могу слушать до сих пор, аж мутит.
Мой сын в семь лет попросил отвести его в музыкальную школу, хотел научиться играть на гитаре. С первого раза не поступил. И он сам уже на следующий год пришел туда снова и поступил.
Заниматься ему нравилось, никто из семьи его не заставлял. Не скажу, что он был отличником, но успехи были неплохие. И вот на третьем году обучения, когда по уровню он стал одним из первых учеников школы, его стали буквально «разрывать» учителя: ругаться между собой, в чьем ансамбле или группе он должен заниматься, и давить на ребенка. Ведь каждому нужен именно успешный ученик, чтобы улучшить свои показатели.
В итоге ребенок измучился, и желание стало пропадать. Рассказал мне о ситуации, после чего мы обсудили это с преподавателем. К сожалению, не помогло. Из музыкальной школы сын ушел без желания когда-нибудь еще заниматься музыкой и с сильным стрессом, с которым мы разбирались с помощью психологов очень долго.
И таких «пережеванных и выплюнутых» детей мы видели немало. К сожалению, система, которая сложилась у нас в музыкальных школах, часто приводит именно к такому.
👍 За: музыкальное образование учит понимать и ценить искусство
Учиться музыке нужно ради развития мозга, дисциплины, опыта, прикосновения к прекрасному. Ради того, чтобы познакомить ребенка с искусством, в конце концов. Музыка — это всегда про развитие, возвышенность чувств и творчество. В подростковом возрасте можно учиться дополнительно на электрогитаре, барабанах. Это все отличные инвестиции в будущее ребенка.
Я сама отучилась в музыкальной школе, к концу уже ненавидела это все. А сейчас играю ребенку и сама разучиваю популярные классические произведения — невероятные ощущения. И ребенок тянется к прекрасному, видя мой пример.
Баланс строгости и любви к музыке у преподавателя, регулярные занятия — залог успеха. А как только появляются выступления и возможность играть сложное и интересное, становится намного легче.
Каждому ребенку предстоит совместное музицирование в ансамбле. Струнники, народники и духовые с ударными будут играть в оркестре — реально захватывающий опыт. Пианисты займутся аккомпанементом — тому же оркестру или кому-то из струнных или духовых.
И не страшно, если музыка не станет профессией, а инструмент будет заброшен: все равно вырастет грамотный слушатель и образованный человек.
Мой ребенок отучился в музыкальной школе по классу фортепиано уже пять лет. Сам осознанно выбрал инструмент. Важно не заставлять, если не хочет, надоело, устал, чтобы не отбить охоту. Наш преподаватель хотела бы, чтобы он занимался по 2—3 часа в день, но так он давно бросил бы. Нужно музыку культивировать: ходить на концерты, балет, слушать дома.
Это самое прекрасное, что есть в нашей жизни, это настроение, вдохновение, смысл!
👎 Против: в наше время обучение музыке не назовешь необходимостью
Музыка как элемент обязательного образования была актуальна в дворянских семьях в 18 и 19 веках. Вместе с французским и латынью. Это не базовая потребность в 21 веке.
👍 За: музыка часто становится любимым хобби
Музыкальное образование учит видеть мир шире, может пригодиться при выборе профессии. Наш сын отучился в музыкальной школе, и так вышло, что показал талант. Он у нас конкурсный был, а это как большой спорт: занятия по четыре часа плюс дополнительные в школе, репетиции в больших концертных залах, поездки.
Произведения на конкурсы — это произведения по курсу консерватории. То есть Лист, Рахманинов и так далее. И программа — 25 минут исполнения на сцене, вышел и играешь. Ее выдержать физически надо. Очень все это сложно, но круто!
А потом сын решил, что будет математиком, физиком. И тоже получилось. Сейчас учится на третьем курсе технического вуза из топ-3 страны. И играет в студенческом оркестре — физик-лирик. Вообще не жалею, что так жили. И он тоже.
👎 Против: научиться играть или петь можно без музыкальной школы
Необязательно мучиться с музыкалкой, чтобы научиться играть для своего удовольствия. Она скорее отобьет все желание на долгие годы. Освоить инструмент можно самостоятельно в любом возрасте.
👍 За: музыка может оказаться призванием
У меня мама окончила музыкалку и работала музыкальным руководителем. И мы с братом пошли, вариантов не было. Он на гитару, я на фортепиано. Мама уроки с нами не делала: может это странно, но осваивать сольфеджио приходилось самостоятельно.
Я по этой стезе не пошла, окончила школу для общего развития и гибкости мозга и рук. А вот брат стал преподавателем классической гитары и уже открыл свой класс, нашел призвание.
Своего ребенка мы отдали в музыкальную школу с целью общего развития в два с половиной года — и только из этих соображений. Хотя надо сказать, что сын — музыкант в пятом поколении с двух сторон. Изначально думали, что хватит музыкантов в семье. Но все пошло иначе. Генетику не обхитрить.
Дважды собирался бросать, оба раза убеждала продолжать, мотивируя тем же, чем в свое время мотивировал меня мой отец, тоже профессиональный музыкант: если начал какое-то дело, доведи его до конца, а дальше — вольному воля. В итоге сын окончил музыкальную школу по двум специальностям, фортепиано и саксофон. Обе блестяще освоил.
В колледж искусств поступил по принципу «все подумали, и мама решила». Когда начал там учиться, сказал, что «наконец-то он дома» — подразумевая, что на своем месте. Уже на четвертом курсе опять хотел бросить. Опять договорились завершить образование. Окончил колледж — поступил, уже сам выбрав специальность, в консерваторию.
Учится блестяще, с легкостью, востребован везде, работает по специальности, счастлив. И вишенка на торте: женился на сокурснице. Возможно, будет продолжение музыкальной династии :)