Природные арки и архитектура ар-деко: почему стоит посмотреть Сиди-Ифни и Легзиру в Марокко
Координаты пляжа Легзира: 29.445882
Координаты Сиди-Ифни: 29.380800
Расходы: 452 MAD (4102 ₽), 54 € (5428 ₽)
За три месяца в Марокко я объездил север и центр страны, но больше всего мне понравилось на далеком юге — в городе Сиди-Ифни и на пляже Легзира по соседству, где природные арки врезаются в Атлантический океан. Это скалы со сквозными проходами, которые образовались под влиянием волн и ветра.
Сиди-Ифни — маленький городок, построенный в 1930-е. В середине 20 века он был столицей испанских колоний на северо-западе Африки. Марокко вернуло его себе только в 1969 году. Там до сих пор говорят по-испански. В путеводителе Lonely Planet я прочитал, что в центре города сохранились колониальные здания в стиле ар-деко, поэтому сразу загорелся желанием туда поехать.
Заодно хотел посетить пляж Легзира и полюбоваться на две уцелевшие природные арки — третья обвалилась в 2016 году. От Сиди-Ифни до Легзиры всего 11 километров, можно без спешки осмотреть город и пляж за два дня.
Дорога на юг
В Сиди-Ифни я поехал в октябре, когда в Марокко спала невыносимая летняя жара. Добирался из Агадира. У одного из двух крупнейших автобусных перевозчиков страны — CTM — есть регулярные рейсы оттуда. Билеты купил заранее на сайте CTM с помощью узбекской карты. Проезд в одну сторону стоил 95 MAD (862 ₽), но я взял билеты туда-обратно и немного сэкономил — заплатил не 190 MAD (1724 ₽), а 172 MAD (1561 ₽). Билеты можно купить и в офисе CTM за наличные.
От Агадира до Сиди-Ифни — примерно 170 километров. Там есть сложный участок дороги: последние 70 километров она все время петляет. Я подобное переношу спокойно, но знаю, что для некоторых часовая болтанка может стать испытанием.
В Сиди-Ифни приехал в 22:15, по расписанию. От вокзала до отеля Suerte Loca, где я снял номер за 54 € (5428 ₽) на две ночи, дошел минут за пятнадцать. Центр компактный, все находится рядом. Утром собирался первым делом поехать на пляж Легзира, поэтому уточнил у хозяйки отеля, каким транспортом лучше воспользоваться. Она ответила, что каждый час от рынка рядом с вокзалом в сторону Легзиры отправляются зеленые автобусы Lux Transports.
В 09:00 я пришел на остановку. Автобус там действительно стоял. Но в отличие от водителя и пассажиров я не говорил по-испански, по-французски или по-арабски. Все, что понял, — конкретно этот рейс в сторону Легзиры не шел.
Другого я ждать не стал и пошел к остановке гран-такси — это еще один вид общественного междугороднего транспорта в Марокко. Им может оказаться как Мерседес, так и маршрутка. Я сел в гран-такси на семь мест и ждал час, пока оно заполнится. Попросил водителя высадить меня у поворота на Легзиру. За проезд отдал 15 MAD (136 ₽). До пляжа пришлось идти около километра.
Пляж Легзира
Скалы и холмы на побережье круто обрываются в океан, пространство между ними занято пляжем. Территорию рядом освоили отели, кафе и прокаты квадроциклов. Кто-то из них позаботился о цивилизованном спуске — удобных ступеньках.
Спустившись к пляжу, я повернул налево и увидел вдали первую арку Легзиры. Заранее уточнил на сайтах surfline.com и wisuki.com, когда прилив и отлив, — всегда это проверяю, путешествуя по побережью. Выходило, что низший уровень воды — в 09:00, а высшая точка — в 15:00. Если неправильно рассчитать время, пройти по определенным участкам не получится: их затопит. Обходить по верху может быть долго и даже опасно: тропы слишком крутые.
Я оказался у первой арки около 11:00 и смог прогуляться по пляжу на юг примерно 3,5—4 километра, как и планировал.
У первой арки, как я понял, собирается большинство туристов. Цвет породы и песка под ногами красноватый. В зависимости от того, как падает свет, скалы и пляж могут казаться оранжевыми — такие яркие краски свойственны Африке. Выглядит как в мультике. Неудивительно, что туристы ездят в Легзиру с однодневной экскурсией из Агадира за 75—90 € (7538—9046 ₽). Их привлекает экзотический и фантастически красивый пейзаж.
В первой половине дня было +25 °С, небо затягивали облачка, жара не ощущалась. Я неторопливо прошелся ко второй арке, встречая по пути только одиноких рыбаков. Считаю ее более фотогеничной: она крупнее, благодаря чему в кадр влезает больше песка и волн, рядом почти никого нет.
За второй аркой есть пологая тропа. Она выводит на скалы и холмы, нависающие над пляжем. Оттуда открывается замечательный вид на побережье. Облачка добавили тени, на горизонт наполз туман — окрестности стали еще красивее. С холмов я увидел только скалы, протянувшиеся в океан. Дальше шагать не было смысла, я повернул назад, спустился на пляж и направился к первой арке.
Тем временем прилив затопил одно из узких мест — кусок пляжа напротив скалы, еще не превратившейся в арку. Пришлось выбираться на холмы по очень узкой и крутой тропе. Ее мне показали рыбаки. Тропа опасная, второй раз я бы по ней не пошел.
Дойдя до трассы, подождал минут пять, поймал проезжавший мимо автобус Lux Transports и за 6 MAD (54 ₽) добрался до Сиди-Ифни.
Архитектура Сиди-Ифни
Арки меня порадовали, но и Сиди-Ифни оправдал ожидания. Основные колониальные здания, возведенные испанцами в 1930-е годы, сгруппированы вокруг площади Хасана Второго. Они относятся к стилю ар-деко, еще в архитектуре отчетливо проступают марокканские мотивы. Башенки напоминают о берберских крепостях, например о знаменитой Айт-Бен-Хадду. Берберы — коренное население Северной Африки, в том числе Марокко.
В городе мне запомнились три здания. Консульство приковывает внимание необычным фасадом с тремя арками и таким же количеством дверей. Оно заброшено, потому что испанские дипломаты перебрались оттуда в Агадир еще в 1970-е. Тем не менее увядает оно красиво.
Королевский дворец, несмотря на статус, потерял румянец: его давно не подкрашивают в синий и белый в отличие от многих домов в городе. Мэрию используют по назначению. Она смахивает на игрушку из-за декоративных колонн, обозначенных синей краской.
Испанскую церковь на площади марокканцы переделали в зал суда. Фасад ветшает, зато забор украсили картинами. Например, на одной художник изобразил сады Менара в Марракеше.
Я обнаружил еще немало построек и примет колониальной эпохи. Без дела простаивает испанский кинотеатр Cine Avenida. Рядом с одним спуском на пляж находится здание в форме корабля — раньше там заседал военно-морской секретариат, рядом с другим — функционирующий маяк.
На почтовом отделении марокканцы заботливо сохранили надпись Correos Avion/Ordinario — «Почта авиационная/обычная». В воображении сразу всплывают времена, когда Антуан де Сент-Экзюпери доставлял письма и открытки из Тулузы в Дакар и работал начальником станции в Тарфае — городке на самом юге Марокко, еще дальше, чем Сиди-Ифни.
Что в итоге
Сиди-Ифни заворожил меня. Его пальмы, кактусы и дома словно увязли во времени и скучают по колониальной эпохе. Ощущение дополняет практически полное отсутствие транспорта в историческом центре и крайне нетипичная для Марокко тишина.
Арки Легзиры как противоположный полюс, пейзаж с чужой планеты. Это совершенно не похоже на то, что я наблюдал в Марракеше, Асиле или Касабланке. Но в этом и суть страны — она будто сшита из разных кусков.
Вся поездка с учетом билетов на автобусы, двух ночей в отеле и питания обошлась мне в 452 MAD (4102 ₽) и 54 € (5428 ₽).
Советую не ограничиваться стандартными маршрутами и искать что-то менее изученное путешественниками. Но стоит приготовиться к тому, что достопримечательности и остановки транспорта в таких местах не обозначены на «Гугл-картах» или указаны неверно. Если решите отправиться к морю, не забудьте проверить расписание приливов и отливов.