Как я продал BMW и пересел на электромобиль Zeekr
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Летом я сел за руль Zeekr 001. Это мой первый электромобиль — я долго сомневался, присматривался и решался на покупку. Несколько лет назад часть друзей пересели на китайские авто без ДВС, но я относился с подозрением. Во-первых — Китай. Во-вторых — электромобиль. Взвешивал все «за» и «против», но окончательное решение принял только тогда, когда прямо возле дома появилась станция зарядки (в моем случае Artis). Таким образом закрылся один очень весомый вопрос по обслуживанию. Какие есть плюсы и минусы по факту — рассказываю дальше.
До покупки
До электрички у меня был седан BMW «тройка» 2019 года. Машина отличная, но хотелось попробовать что-то новое и побольше. Пока я думал и выбирал, авто сильно подскочили в цене. Бренды ушли из России, а пошлина на ввоз машин с пробегом выросла. Менять на другого немца — дорого. Пятёрки BMW 2021 года стоили порядка 7 000 000 рублей, я не был готов к таким суммам, учитывая, что машина не новая. Тем более давно хотелось потестировать электромобиль, у меня никогда не было такого опыта.
Тогда я начал смотреть китайцев (да). Zeekr меня зацепил сразу — внешний вид чем-то напоминает Porsche, классное качество материалов и лаконичный дизайн салона. Еще рассматривал Nio ET7, тоже хорошая модель.
Итого: продал бывшую за 3,9 млн рублей, добавил и забрал чёрный Zeekr за 6,2 млн.
Zeekr 001 снаружи и внутри
Меня можно отнести к фанатам немецких машин. И я до сих пор убеждён, что они делают классные автомобили с отличной управляемостью и эргономикой. Но сейчас китайцы начали задавать тренды, еще и за адекватные деньги.
В Зикре куча умной электроники. Чаще всего я пользуюсь круиз-контролем, контролем полосы, и всегда включена функция остановки перед препятствием. Все индикаторы и обозначения хорошо читаются и интуитивно понятны (это вам не описание товаров с алиэкспресс).
Азиатская роскошь — это не про Зикр. Внутри все по-европейски сдержанно. Для меня это важно. Но и минусы есть. Я привык, что на BMW все продумано. Положил правую руку на подлокотник — и кисть сразу ложится на крутилку с управлением медиасистемой. Китайцы же запихали ее за подставку под бутылки. И если у тебя там что-то стоит, то добраться до регулятора становится сложно. Приходится переучивать себя пользоваться переключателями на руле.
Еще один плюс — впечатления от динамики. У меня была 3-литровая дизельная тройка, мне точно есть с чем сравнивать. Но электродвигатель — это что-то особенное. Зикр стартует с места и разгоняется очень резво, 536 лошадей! При этом в салоне почти полная тишина.
Расходы: чем выгоднее владеть
Все расходы я разделил на 3 группы: зарядка, траты на обслуживание и льготы для электромобилей.
Заправка vs зарядка. Я уже говорил, что вопрос зарядки меня беспокоил больше всего. Здорово, когда есть загородный дом и ты можешь установить станцию прямо в гараже. Но я не готов ехать на другой конец города и тратить огромное количество времени. А вот когда на парковке в соседнем доме установили ЭЗС — это другое дело.
Уже в процессе пользования Зикром я узнал, что есть разные разъёмы и зарядные станции. Советую сразу купить переходник, если он у вас не идёт в комплекте.
Чаще всего я «заправляюсь» возле дома. На платной парковке стоит стационарная станция Artis для быстрой зарядки, есть несколько кабелей, в том числе нужный мне — GB/T DC. Радует комфортное расположение, заряжаюсь минут 40, стоимость получается в пределах 1000 рублей. Этого мне хватает примерно на 500 км в городском режиме.
Зимой ситуация такая же, как и с классическими авто — расход больше, потому что надо прогреть салон и батарею. Я заряжаюсь раз в 300-350 км. А вот с ситуацией трасса и город наоборот: чем ниже скорость, тем дальше проедет машина.
Итого: 100 км пробега на Зикре стоит 200 рублей. Расход BMW3 был примерно 7 литров дизеля по цене 67 рублей — 469 рублей на сотню. Получается, заправляться электричеством в два с лишним раза выгоднее.
Из минусов — всё-таки нужно планировать зарядку. Потому что она занимает время и не всегда есть на маршруте.
Обслуживание. Пожалуй, это страх номер два. Любой автомобиль рано или поздно приходится чинить. Что с запчастями у электричек и как часто нужно приезжать на ТО?
Здесь хорошие новости — электромобили практически не нуждаются в регулярном обслуживании. Нужно менять салонный фильтр, реже — что-то в подвеске. Я планирую заехать на ТО после лета, поменять фильтр (стоит 1 300 рублей) и проверить общее состояние.
На отметке в 20 тысяч завод рекомендует заменить масло в редукторах электромотора. Количество масла для японских и китайских двигателей разное. У меня китайский, а значит понадобится 0,9 л.
На BMW я всегда заезжал на ТО перед зимой. Дизель — капризная штука. Менял масло, масляный, топливный, воздушный и салонный фильтр. Проверял сажевый фильтр, турбину. В общем, список внушительный. Ежегодное ТО выходило около 15 000 рублей, если не было форс-мажоров.
Перед покупкой переживал насчёт замены расходников. Но как оказалось, их сильно меньше, чем в авто с ДВС. Конструкция автомобиля проще, поэтому поломки случаются реже.
Самая интересная деталь — батарея. Пока нет достаточно данных, чтобы прикинуть, сколько она отъездит. Производитель заявляет, что ёмкость снижается всего на 5% после 100 000 км. Стоят батареи достаточно дорого, можно сравнить с заменой ДВС — сумма может доходить до 1 миллиона рублей.
Льготы
В Москве владельцы электрокаров освобождены от транспортного налога. За BMW я платил 9 500 рублей в год. А ещё для электричек работают бесплатные парковки — раньше на них уходило примерно 5 000 рублей в месяц. Но такие льготы есть не во всех регионах.
Минусы электромобиля
Здесь соберу все минусы, которые для себя отметил:
Планирование зарядок. Больше нельзя просто сесть и поехать куда хочется, маршрут путешествий приходится тщательно планировать.
Для зарядок нужны переходники под конкретную марку. Лучше сразу купить и для бытового напряжения, и для станций.
Не так много специалистов по электрокарам. Надеюсь, эта проблема скоро решится.
Если выйдет из строя батарея — потребуется капитальный дорогостоящий ремонт.
Минус, который касается моего использования Zeekr 001: когда едешь на скорости, идет дождь и работают дворники, на твое левое стекло попадает вся грязь. Аэродинамика и стойки лобового стекла сконструированы так, что вода стекает к водителю. Мне эту проблему устранили в сервисе — установили дополнительные планки на стойки лобового стекла, которые удерживают влагу, и теперь она стекает на крышу авто. Стоило это около 2 000 рублей.
Насколько владение электрокаром выгоднее
Я подсчитал суммы за полгода, вот что получилось.
Самая интересная часть — бензин. На нём сэкономлено около 45 000 рублей за 8 месяцев владения из среднего расчёта пробега 70 км в день.
Выгода на ежегодном ТО — 13 700 рублей. Говорят, что подвеска на электричках изнашивается медленнее, но на собственном опыте пока не сталкивался — не буду учитывать в расчёте.
Бесплатная парковка за 8 месяцев — ещё 30 400 рублей. Из общей суммы экономии отнял расходы на подземный паркинг при зарядке. И годовой транспортный налог — 9 500 рублей.
Всего за 8 месяцев сэкономлено 103 600 рублей.