Я поступила в МГИМО без вступительных и заработала более 500 000 ₽ на олимпиадах

Все это благодаря призерству на Всероссийской олимпиаде школьников
42
Я поступила в МГИМО без вступительных и заработала более 500 000 ₽ на олимпиадах
Аватар автора

Лада Кошман

окончила МГИМО

Страница автора

В 2020 году я поступила в Московский государственный институт международных отношений на факультет международной журналистики.

Мне не пришлось сдавать ЕГЭ или другие вступительные: в 9 и 10 классах я стала призером Всероссийской олимпиады школьников по литературе.

Также благодаря призовым местам я заработала первые большие деньги — около полумиллиона рублей, а также получила президентский грант на время учебы в университете — 20 000 ₽ в месяц.

Расскажу о тонкостях подготовки к Всеросу и том, как олимпиады могут стать серьезным источником дохода для школьника.

Что такое Всероссийская олимпиада школьников

Всерос — это интеллектуальное соревнование школьников, которое проводится по 24 предметам. Ежегодно в нем принимает участие около шести миллионов учащихся.

Во Всеросе четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Школьный этап проводится в конце сентября и начале октября, муниципальный — в ноябре-декабре, региональный — в январе-феврале, а заключительный — с апреля по май. С переходом на следующий уровень сложность заданий растет.

Недавно я узнала, что школьники могут поучаствовать в пригласительном этапе Всероса. По сути, это тренировка перед реальной олимпиадой. Она проводится с апреля по май в удаленном формате и ни на что в будущем не влияет. В мои школьные годы такой опции еще не было, но я считаю это отличной возможностью проверить свои силы перед реальной олимпиадной гонкой.

Памятка о проведении всех этапов Всероссийской олимпиады школьников для команды Москвы

Особые права при поступлении дает статус призера или победителя именно финального этапа. Такими особыми правами могут быть поступление на бюджет без вступительных испытаний по профилю олимпиады или начисление 100 баллов ЕГЭ по предмету участия. Плюс есть денежные премии, размер вознаграждения зависит от региона участия. В Т⁠—⁠Ж есть два текста, где подробно описаны эти моменты: о школьных олимпиадах в целом и о тех, где можно заработать.

У олимпиадников есть любимое выражение — «затащить Всерос», то есть стать призером или победителем в финале. Среди школьников и родителей сложился стереотип, что на заключительный этап Всероса проходят только гении или те, кто готовится по 10—12 часов в день, а задания в финале не под силу обычным людям.

Так вот, затащить Всерос реально без больших финансовых вложений и не будучи гением или ботаником, если знать тонкости подготовки и уметь собраться с силами в ответственный момент.

Кто может участвовать во Всеросе

ЭтапыДля каких классов разработаны заданияИсключения
ШкольныйДля 5—11 классовРусский язык и математика для 4—11 классов
Экономика и МХК для 6—11 классов, физика и химия для 7—11 классов
МуниципальныйДля 7—11 классов
Региональный и заключительныйДля 9—11 классов

Школьный
Для каких классов разработаны заданияДля 5—11 классов
ИсключенияРусский язык и математика для 4—11 классов
Экономика и МХК для 6—11 классов, физика и химия для 7—11 классов
Муниципальный
Для каких классов разработаны заданияДля 7—11 классов
Исключения
Региональный и заключительный
Для каких классов разработаны заданияДля 9—11 классов
Исключения

Мои первые олимпиады

Я участвовала в олимпиадах с 7 класса. Инициатором выступила мама: на одном из родительских форумов она узнала о преимуществах, которые дают победа или призерство, и предложила мне попробовать. Уже тогда я хотела поступить в МГИМО на факультет международной журналистики: меня привлекала перспектива выучить несколько иностранных языков на продвинутом уровне — С1 и выше по Общеевропейской шкале языковой компетенции. На факультете международной журналистики МГИМО в расписании по пять пар первого языка и по три пары второго каждую неделю.

Поначалу я участвовала в перечневых олимпиадах. Они называются так потому, что входят в специальный перечень Минобрнауки, который утверждают ежегодно. О преимуществах таких олимпиад тоже была статья в Т⁠—⁠Ж. В 7—8 классах я участвовала в этих олимпиадах не с целью получить особые права для вуза, а в первую очередь чтобы подготовиться к более значимым состязаниям и прокачать стрессоустойчивость.

В случае с перечневыми олимпиадами льготы могут получить в основном победители и призеры, которые учатся в 11 классе. Если состязание входит в перечень, это не значит, что любой вуз даст особое право: нужно уточнять в правилах приема для каждого университета.

А вот во Всеросе особые права могут получить семи- и восьмиклассники, если они выполняют задания для 9 класса — последовательно, начиная со школьного этапа. В олимпиадной практике даже были случаи, когда ученики 7 класса становились призерами заключительного этапа Всероса: например, в 2019 году — по французскому языку и праву.

Разъяснение об участии в заключительном этапе школьников младше 9 класса с сайта «Олимпиада⁠-⁠ру»
Разъяснение об участии в заключительном этапе школьников младше 9 класса с сайта «Олимпиада⁠-⁠ру»

С 7 по 9 класс я участвовала в перечневых олимпиадах по литературе, английскому, русскому языку. Некоторые попытки были неудачными, но в основном мне удавалось занимать призовые места:

В 8 классе мне не удалось стать призером по литературе в олимпиаде «Покори Воробьевы горы!», поэтому я решила: не стоит делать ставку на одну конкретную олимпиаду, так как задания — каждый раз своеобразная лотерея, никто не знает, повезет с ними или нет. Лучше участвовать в нескольких. В перечневых олимпиадах я закалилась психологически и перестала испытывать стресс на интеллектуальных конкурсах.

Мои дипломы перечневых олимпиад
Мои дипломы перечневых олимпиад

Также в 7 и 8 классах я участвовала в школьном и муниципальном этапах Всероса и становилась призером или победителем. Опиралась в основном на знания школьной программы. После первых успехов я решила попробовать себя в большой игре и поставила цель — затащить заключительный этап Всероссийской олимпиады по литературе в 9 классе.

Именно эта олимпиада давала возможность поступить на бюджет без вступительных испытаний на факультет международной журналистики МГИМО. Те, кто поступает в рамках общего конкурса, должны сдать ЕГЭ по русскому, литературе и английскому, а также пройти творческий конкурс. У каждого экзамена своя специфика, к каждому нужно готовиться отдельно. Выиграть Всероссийскую олимпиаду мне показалось стратегически выгоднее.

Чем больше я узнавала про олимпиадное движение, тем сильнее хотела сменить школу. До 8 класса я посещала школу с углубленным изучением английского неподалеку от дома, она входила в список 300 лучших в Москве. Но с каждым годом подготовка становилась слабее.

Например, учительница по русскому и литературе, которая вела занятия в 7 классе, сама допускала ошибки в словах. Вместо обсуждения и анализа произведений мы просто читали их вслух, в старших классах также не было нужного мне профиля с углубленным изучением литературы и истории.

В 2016 году, в 8 классе, я перешла в лицей № 1535. В том году он занимал первую строчку в рейтинге школ Москвы и славился гуманитарной подготовкой. Уровень мотивации новых одноклассников был гораздо выше, чем в предыдущей школе.

Еще один плюс — лицей был в пешей доступности от Центра педагогического мастерства, ЦПМ. Там я сидела на лекциях по литературе после уроков: три часа раз в неделю в начале года и 15 часов в неделю в период активной подготовки к региональному и заключительному этапам олимпиады.

Несмотря на большое количество олимпиадников в лицее, далеко не все учителя по другим предметам шли навстречу. В 9 классе нас еще не разделяли по профилям, а я всегда была выраженным гуманитарием. До 10 класса почти все предметы преподавали на углубленном уровне, в том числе математику, программирование, химию, биологию. Мне с трудом удавалось совмещать их с ударной олимпиадной подготовкой. Литературу тоже преподавали на высоком уровне, но все же нужны были дополнительные занятия для подготовки к олимпиадному формату.

Помню, как преподаватели по химии и биологии ставили мне двойки и тройки и, зная, что я еду на финал, говорили, что у меня ничего не получится с олимпиадами и зря я все это затеяла.

В 15 лет мне было обидно осознавать, что в меня не верит столько людей, но вскоре удалось выработать иммунитет к едким комментариям. Этот опыт научил меня расставлять приоритеты: невозможно успеть все и сразу. Благодаря четкой стратегии у меня получилось стать призером Всероса по литературе в 9 классе.

Подготовка к Всеросу по литературе

В подготовку к олимпиадам я и мои родители не вкладывали огромные деньги: я не занималась с репетиторами по русскому и литературе.

Для грамотного письма хватило школьных занятий, хотя стоит учесть, что это, конечно, очень хорошая школа. Также литературную подготовку я получила на бесплатных лекциях и семинарах в Центре педагогического мастерства на Хамовническом Валу в Москве: слушала лекции о теории и истории литературы. Прийти могут все желающие.

Большинство лекций были полезными не только для олимпиады, но и для общего развития, поэтому заставлять себя посещать их никогда не приходилось. Стоит отметить, что бесплатные лекции рассчитаны на продвинутую в литературе аудиторию: используется много терминов не из школьной программы, труды литературоведов. Начинающим больше подходят платные занятия: там дают основы олимпиадной подготовки.

Расписание подготовительных занятий в ЦПМ на февраль 2024 года. На подобных лекциях я и проводила школьные вечера
Расписание подготовительных занятий в ЦПМ на февраль 2024 года. На подобных лекциях я и проводила школьные вечера

У московского центра есть аналоги в регионах. В Казани работает Республиканский олимпиадный центр, где проводят занятия по подготовке к олимпиадам, в Санкт-Петербурге — Центр олимпиад.

Вот мои рекомендации для эффективной подготовки к олимпиаде.

Овладеть школьной программой по литературе, желательно на год вперед. Задания, как аналитические, так и творческие, часто отсылают участников к актуальным произведениям школьной программы за тот или иной класс.

Но есть нюанс: за каждым классом числится список литературы по программе, а этапы проходят в разное время, например муниципальный — осенью, а заключительный — весной. Какие-то произведения участник может к началу олимпиады не успеть пройти в школе, поэтому действовать нужно на опережение.

Мое творческое задание на финале в 10 классе. Его невозможно выполнить без знаний о романе «Отцы и дети», хотя на заключительном этапе олимпиады были участники, которые не читали это произведение Тургенева, не знали сюжет и имена героев. Они пренебрегли советом изучить все произведения школьной программы за текущий класс и столкнулись с неудачей на одном из туров
Мое творческое задание на финале в 10 классе. Его невозможно выполнить без знаний о романе «Отцы и дети», хотя на заключительном этапе олимпиады были участники, которые не читали это произведение Тургенева, не знали сюжет и имена героев. Они пренебрегли советом изучить все произведения школьной программы за текущий класс и столкнулись с неудачей на одном из туров

Лучше уделить чтению свободное время на летних каникулах, чтобы судорожно не запоминать имена героев и особенности сюжета накануне испытаний, читая «Брифли», библиотеку кратких содержаний. Особенно это касается больших произведений, которые точно не получится осилить за пару вечеров:

  • «Мертвые души», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» для 9 класса;
  • «Преступление и наказание», «Война и мир», «Обломов», «Отцы и дети» для 10 класса;
  • «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита» для 11 класса.

Эти произведения я читала заранее летом. Важно не просто запомнить сюжет, но и проанализировать произведение, по возможности послушать лекции на «Арзамасе» или другом ресурсе. Преподаватели ЦПМ советовали читать не только художественную литературу, но и критические и аналитические статьи и пособия. Я, к примеру, читала работы Лотмана, Гаспарова и Сухих из рекомендаций сайта «Олимпиада-ру».

Любопытно, что при подготовке я часто читала книги Игоря Сухих, и впоследствии он был членом жюри на финале и проверял мою работу
Любопытно, что при подготовке я часто читала книги Игоря Сухих, и впоследствии он был членом жюри на финале и проверял мою работу

Я часто конспектировала интересные лекции с «Арзамаса» и вообще все заметки вела от руки: так мне удобнее запоминать информацию, визуализировать услышанное в виде схем и таблиц.

Я готовилась по бумажным книгам и пособиям, электронные варианты не использовала. Для меня важно закладывать и выделять карандашом цитаты. Насколько мне известно, у многих олимпиадников все материалы в электронном формате, в целом это дело вкуса.

Тетрадки с записями, которые я везде возила с собой и всегда перечитывала
Тетрадки с записями, которые я везде возила с собой и всегда перечитывала

Изучать работы победителей и призеров прошлых лет. Это лучшие образцы жанра, на примерах которых можно учиться писать свои аналитические тексты. По ним училась и я.

Чтобы создать убедительный и глубокий анализ произведения, нужно уметь выстраивать логически четкую структуру высказывания, формировать концепцию ответа и аргументировать свое мнение. В олимпиаде по литературе нет правильных или неправильных ответов, главное связно и убедительно презентовать свою точку зрения.

Я бы сказала, что нужно создать очень хорошее сочинение, в котором участник продемонстрирует понимание текста и не забудет привнести свое мнение.

Участвовать в сборах. Для олимпиадников из Москвы, которые показали высокие результаты в том или ином этапе олимпиады, осенью и весной организуют бесплатные сборы. На протяжении 7—10 дней команда проживает в учебном центре и посещает по четыре пары в день, где разбирает задания формата олимпиады и участвует в практических семинарах.

На осенние сборы попасть легче: обычно отбор проводится на основе письменного задания, которое школьники выполняют в Центре педагогического мастерства. Весенние сборы предназначены только для команды Москвы. Она формируется по результатам регионального этапа: в нее входят участники, которые набирают достаточное количество баллов для участия в заключительном этапе, а также победители и призеры прошлых лет. Своего сайта у этих сборов нет, так как туда попадают только по приглашению. Я сама пять раз участвовала в таких сборах.

На выездах участники полностью погружаются в олимпиадную подготовку. Мы писали работы в формате олимпиады, устно анализировали небольшие тексты, слушали лекции от тренеров команды Москвы, в которую входили заслуженные преподаватели и кандидаты филологических наук, а также абсолютные победители прошлых лет, то есть участники, набравшие на олимпиаде максимальное количество баллов. Их называют тренерами, потому что они не просто читают лекции и проводят занятия, но и сопровождают финалистов на сборы и сам заключительный этап. Вместе с тренерами команду обязательно сопровождает психолог.

В таких комнатах проживают участники сборов в УМЦ «Голицыно»
В таких комнатах проживают участники сборов в УМЦ «Голицыно»

Что касается атмосферы, я до сих пор помню «романтику сборов»: мы с подругой, одноклассницей из лицея, питались только салатами из капусты и вареной картошкой, чтобы не отравиться сомнительным мясом, а по вечерам обсуждали литературные произведения, обменивались полезными учебными материалами и помогали друг другу в подготовке.

Я на практике убедилась, что такой формат помогает активизировать все навыки, нужные для успеха на олимпиаде, и в разы повышает продуктивность подготовки. За время выездных школ я освежала в памяти основные произведения, оттачивала навык создания письменных работ и не впадала в ступор при виде олимпиадных заданий уже на реальных турах.

Выездные школы доступны не только москвичам: проводят отдельные платные выезды для учеников со всей России. Ограничений для участия нет, то есть необязательно иметь олимпиадные достижения. Школы организует центр образования «Коалиция».

Стоимость участия с проживанием в учебном центре, доме отдыха или пансионате, занятиями и питанием во время моей учебы варьировалась от 20 000 до 40 000 ₽ за 8—12 дней выезда. Информацию об актуальных ценах можно получить, если подать заявку на выездную школу на сайте «Коалиции».

Платные опции центра образования «Коалиция». Источник: school-olymp.ru
Платные опции центра образования «Коалиция». Источник: school-olymp.ru

Читать критерии, по которым члены жюри оценивают работы участников. Чтобы понимать, чего вообще от вас хотят, советую ознакомиться с критериями и помнить о них во время написания работы. Для жюри важно, чтобы участники показали знание исторического контекста и литературоведческих терминов.

Комплексный анализ произведения будет неполным, если участник не сможет провести параллели с историей и теорией литературы. Скажем, если текст отсылает к революции или Великой Отечественной войне, обязательно нужно написать об этом. Также важно умело пользоваться терминами: знать, какая бывает композиция у текста, чем отличается аллитерация  от ассонанса  , что такое аллюзии и реминисценции к произведениям.

Но параллели и аналогии должны быть уместны: не стоит любой ценой демонстрировать знания всех терминов в одной работе и перечислять, как прейскурант, всевозможные средства художественной выразительности и отсылки, которые удалось найти в тексте.

Разрешить себе фантазировать, быть креативным и нестандартным. Четкого алгоритма для подготовки к творческой части у меня нет, скорее рекомендации. Если решились на участие в олимпиаде, забудьте клише, штампы и вводные фразы для сочинений в ЕГЭ по литературе:

  1. «Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…»;
  2. «Этим автор хотел сказать, что…»;
  3. «Заканчивая рассуждение, нельзя не сказать, что люди должны…».

У жюри на такие фразы аллергия. Излишняя наукообразность тоже ни к чему. Такую работу тяжело и неинтересно читать. Победители и призеры олимпиад — люди, которые умеют нестандартно подать информацию и аргументировать свое мнение.

Как проходит Всерос по литературе

На мой взгляд, литература — самый гибкий и творческий предмет на Всеросе. В заданиях нет цифр и точных величин, не нужно учить формулы и разбираться в графиках, чтобы показать высокие результаты. Все, что нужно, — широкий литературный кругозор, знание литературных терминов и способность излагать четко аргументированное мнение.

В олимпиаде две основные большие части: анализ литературного произведения — проза или стихотворение на выбор — а также творческое задание. Простыми словами, от участника ждут аналитическое и творческое сочинения. К этим двум китам в зависимости от этапа могут добавиться задания на знание литературных произведений и терминов на региональном этапе или устный ответ в финале.

Региональный этап в Москве проводится в один день, занимает около пяти часов и состоит из пяти частей, которые в сумме дают 100 баллов. Вот что включает этот этап:

  1. Два задания на литературную эрудицию.
  2. Одно задание на литературоведческие термины.
  3. Анализ текста.
  4. Творческое задание.

На заключительном этапе каждая часть сдается в отдельный день. Их три: комплексный анализ художественного текста, творческое задание и устное выступление — монолог на заданную тему.

Каждый год общее количество баллов, которое можно получить на финале, меняется. В 2024 году за анализ текста можно набрать 65 баллов, за творческую часть — 30 баллов, а за устное выступление — 15.

Отдельного внимания заслуживает антураж финала. Если школьный, муниципальный и региональный этап более или менее похожи друг на друга и часто проводятся на базе школ в форме обычного письменного экзамена, финал отличается торжественно-праздничной атмосферой, да и проходит каждый раз в новом городе.

Я ездила в Казань в 2018 и в Калининград в 2019 году, и оба путешествия мне очень запомнились: я даже не думала, что выезд на финал олимпиады может быть и полноценным классным путешествием. Билеты, проживание и питание бесплатные для всех участников финала.

Для участников организуют бесплатную культурно-развлекательную программу: экскурсии, походы в театры, музеи. В Калининграде мне даже удалось отдохнуть и восстановить силы благодаря поездке на Куршскую косу, которая входит в список всемирного наследия Юнеско.

Гостеприимство городов поражает. Например, в Калининграде нам предоставили для проживания четырехзвездочную гостиницу с видом на Балтийское море и очень красивые закаты, а в Казани дарили сувениры и чак-чак.

Задания на финале бывают очень и очень нестандартными. Это касается всех частей. На моем первом финале в качестве одного из произведений для анализа попалось эксцентричное стихотворение современного автора, без знаков препинания. Не каждый девятиклассник будет морально готов к такому. Но можно выбирать между стихами и прозой.

Я же, привыкшая к традиционным формам и не знавшая толком особенностей современной русской поэзии, выбрала для анализа прозу — более понятный, написанный в традиционном жанре рождественский рассказ Виктории Токаревой.

Это стихотворение должны были проанализировать девятиклассники на финале Всероса по литературе в 2018 году
Это стихотворение должны были проанализировать девятиклассники на финале Всероса по литературе в 2018 году
Прозаическое произведение для анализа, которое выбрала я
Прозаическое произведение для анализа, которое выбрала я

Получив результаты каждого тура, участники вправе подать апелляцию на итоги проверки и оспорить баллы. Апелляцию тренеры нашей команды называли четвертым туром олимпиады.

Апелляция — очень неприятная, но необходимая очная процедура, от которой может зависеть, получит ли школьник диплом. На олимпиадах — и не только на Всероссийской — один балл порой решает все. На кону стоят и поступление, и премия.

Я оспаривала результаты на заключительном этапе дважды: в 9 и 10 классах. И если в первый раз это особо ни на что не повлияло, то второй поход на апелляцию стал решающим фактором.

Такие бумажки с баллами выдают на показе работ заключительного этапа. Чтобы их получить, нужно показать паспорт
Такие бумажки с баллами выдают на показе работ заключительного этапа. Чтобы их получить, нужно показать паспорт

Особенно атмосфера накаляется на региональном и заключительном этапах Всероса, где апелляция может проходить до шести часов. Некоторые видят свои баллы и сдаются раньше времени. Мои знакомые олимпиадники на финале, узнав свой результат, расстраивались и уходили с апелляции, а потом оказывалось, что им не хватило до призерства одного балла.

Этот этап для меня стал самым морально трудным и напряженным во всей олимпиаде: на турах я, к удивлению, не испытывала дискомфорта и волнения. Наверное, сказался опыт участия в перечневых олимпиадах. Но в моменты получения результатов, апелляции и церемонии закрытия — на финале по литературе все это проходит в один день — я испытала сильнейший стресс.

До церемонии закрытия олимпиады участники не знают, вошли ли в список победителей и призеров, и томятся в ожидании до вечера. Казалось бы, подождать оглашения результатов нужно всего полдня, но это время будто тянется бесконечно, и нервы уже дают о себе знать.

Когда я получила бумажку со своими баллами, подумала, что оспаривать что-либо безнадежно. Но, проведя шесть часов на апелляции и пообщавшись с членами жюри, я добилась повышения результатов и попала в призеры благодаря добавленным четырем баллам.

Мы с подругой получили дипломы призеров по литературе в 10 классе
Мы с подругой получили дипломы призеров по литературе в 10 классе

Первый год коронавирусных ограничений сильно повлиял на олимпиадное движение и все интеллектуальные испытания в России.

У меня с этим периодом связана грустная история. Я весь 2019 год готовилась к третьему в жизни финалу, но из-за коронавируса его отменили в апреле 2020. Все одиннадцатиклассники, набравшие на региональном этапе проходные баллы для участия в финале, признавались призерами.

Поскольку у меня был автопроход  , я для тренировки поучаствовала в региональном этапе, не особо готовясь. Набрала недостаточно баллов, чтобы стать победителем. В результате меня премировали как участника, к сожалению, несостоявшегося финала.

Это уже никак не влияло на мое поступление, но олимпиады — это спорт, и мне, как настоящему спортсмену, хотелось улучшить свои результаты и стать победителем.

В конце 11 класса меня наряду с другими всеросниками освободили от сдачи обязательных ЕГЭ по русскому языку и математике из-за пандемии. Обычно для поступления в вуз нужны аттестат и диплом призера или победителя Всероса. Но в 2020 году отменили требование об обязательной сдаче русского и математики, чтобы получить аттестат. Выходит, я не сдавала ни один ЕГЭ.

Поступление в МГИМО и денежное вознаграждение за олимпиады

Главный финансовый бонус при победе в олимпиаде — поступление на бюджет. Мне удалось сэкономить семье 2 480 000 ₽ — столько стоят четыре года обучения на моем факультете.

Подача документов в вуз прошла в дистанционном формате еще в мае 2020 года, до получения аттестата. Наряду с другими победителями и призерами Всероса и победителями телевизионной олимпиады «Умницы и умники» меня зачислили в числе первых — без вступительных экзаменов отдельным приказом.

Аттестат и диплом призера олимпиады я сдала в вуз в конце августа. Я использовала диплом призера именно за 9 класс, так как у него раньше истекал срок действия: я решила перестраховаться, если мне не понравится учеба в выбранном университете и я решу перепоступить в другой. Тогда я могла бы использовать диплом за 10 класс.

Я не пожалела о поступлении в МГИМО, потому что реальность, в которую я попала, полностью совпала с ожиданиями. В итоге я изучала французский язык как первый, английский как второй и итальянский взяла третьим. Об этом я мечтала еще в школе.

На бесплатном обучении материальные поощрения не заканчиваются. В каждом регионе своя система премирования призеров и победителей заключительного этапа олимпиады, с премий удержат НДФЛ. Я представляла команду Москвы и получила:

  • 150 000 ₽ за призерство в 9 классе;
  • 300 000 ₽ за призерство в 10 классе;
  • 100 000 ₽ в 11 классе за участие в олимпиаде.
Мой первый диплом Всероса в 2018 году
Мой первый диплом Всероса в 2018 году

Чтобы получить деньги, участники заводят отдельную карту. Она должна быть оформлена именно на участника, победителя, призера олимпиады — карта родителей или ближайших родственников не подойдет.

В Москве победителям выплачивают 500 000 ₽, призерам — 300 000 ₽, участникам — 100 000 ₽. В Петербурге победители и призеры получают такие же выплаты, что и в Москве. Для сравнения: в Ленинградской области выплата 240 000 ₽ положена победителям заключительного этапа, 120 000 ₽ — призерам.

С 2021 года выплаты за олимпиады школьникам в Московской области сравнялись с выплатами в Москве. Премии для учеников младше 9 класса возможны, только если они стали призерами заключительного этапа.

Премии школьникам — неплохая финансовая мотивация: именно поэтому многие олимпиадники не останавливаются после года успешного участия во Всеросе, а приходят во второй, третий и даже четвертый раз. Также вознаграждения — стимул стать призерами и победителями сразу по нескольким предметам. Среди моих знакомых есть ребята, которые зарабатывали за год около 1 млн рублей только на олимпиадных премиях.

Есть еще один вид поощрения за олимпиадные успехи, о котором знают далеко не все олимпиадники. Я сама узнала о нем после завершения олимпиадной карьеры. Это президентский грант.

Что такое грант президента и кто может его получать

Грант президента РФ — мера поддержки талантливой молодежи, показавшей особые успехи в искусстве, спорте или науке. К ним относятся не только призеры и победители Всероса. Сумма гранта — 20 000 ₽ ежемесячно во время учебы в вузе. Подробно об оформлении гранта я писала в отдельном материале.

Чтобы стать получателем, нужно заполнить форму на официальном сайте и прикрепить данные о достижениях в одной из трех перечисленных сфер. Главное — заполнить заявку вовремя и направить ее в фонд «Талант и успех», который выплачивает стипендию.

Я подала заявку на первом курсе в сентябре, но из-за долгой обработки документов получила выплату только зимой — сразу за полгода. Со второго семестра мне исправно присылали 20 000 ₽ каждый месяц. Деньги платят, пока студент учится в вузе, и они могут быть неплохим пассивным доходом. Летом стипендию тоже выплачивают.

Грант президента не мешает получать вузовские и другие стипендии: университет начислял мне 3300—3600 ₽ в месяц. Грант президента мне приходит на ту же карточку, которую я завела еще для олимпиадных премий, новые карту или счет оформлять не нужно. Вузовская стипендия перечисляется на отдельную карту, которую выдали в МГИМО
Грант президента не мешает получать вузовские и другие стипендии: университет начислял мне 3300—3600 ₽ в месяц. Грант президента мне приходит на ту же карточку, которую я завела еще для олимпиадных премий, новые карту или счет оформлять не нужно. Вузовская стипендия перечисляется на отдельную карту, которую выдали в МГИМО

Обязанности участия в программе грантов. Вступая в программу, претендент обязуется соблюдать такие условия:

  • без академических задолженностей проходить промежуточную аттестацию;
  • в качестве подтверждения права на грант предоставлять сведения о достижениях: публикациях, участии в международных конкурсах и мероприятиях, стажировках, практиках;
  • при получении гранта дольше года работать на территории России не менее трех лет.

Вернуть деньги придется, если студента отчислят или если он откажется от гранта на второй или последующие годы без уважительных причин.

Если же получатель отказывается работать в России после окончания вуза, он должен вернуть сумму выплаченного гранта, а также штраф в двукратном размере выплаты. Я очень привязана к семье и дому, поэтому понимала, что работать за границей или надолго уехать из страны не смогу, так что это условие в договоре меня не смутило.

Грант подразумевает наличие достижений, активную научную и учебную деятельность, отсутствие пересдач в вузе. И, конечно, нужно заполнить договор и согласие на обработку персональных данных.

Как подтверждать грант. Взвесив все за и против, я решила, что смогу соблюдать условия, и подписала договор. Я получала выплату все четыре года учебы в МГИМО, подтверждала достижения публикациями в официальном журнале вуза, научными статьями и сертификатами за участие в студенческих конференциях, а также хорошими баллами на зачетах и экзаменах.

В конце года я отправляла скан учебной карточки студента в фонд «Талант и успех», чтобы показать, что у меня не было задолженностей и пересдач за год обучения.

Учебная карточка студента, подтверждающая мои успехи в учебе
Учебная карточка студента, подтверждающая мои успехи в учебе

Студенты, которые, к примеру, окончили вуз, должны подтвердить и это. Они предоставляют не только информацию о достижениях и копию зачетки или учебной карточки за последний год, но и скан диплома и приказ об отчислении.

Сразу после защиты диплома я собрала все эти документы и заполнила свою последнюю заявку на право получения гранта. Теперь остается исправно подтверждать факт работы в России в течение трех лет.

О своем решении подписаться на стипендию даже с такими обязательствами я не пожалела ни разу: мысли о гранте мотивировали хорошо учиться, заниматься наукой и писать статьи. Все эти усилия помогли мне поступить на бюджет в магистратуру НИУ ВШЭ.

Запомнить

  1. Из всех состязаний Всероссийская олимпиада школьников дает самые большие возможности: можно поступить в вуз без сдачи ЕГЭ, претендовать на премии и гранты. Уточняйте, какой предмет Всероса нужен, чтобы поступить в вуз вашей мечты.
  2. Не пренебрегайте перечневыми олимпиадами: они могут дать особые права при поступлении, если вы одиннадцатиклассник, или же хорошую тренировку для дальнейшего участия во Всеросе.
  3. Начните подготовку как можно раньше и делайте это комплексно: овладевайте школьной программой, слушайте лекции, посещайте занятия и выездные школы, читайте критерии проверки и работы победителей и просто креативьте.
  4. Не бойтесь подавать на апелляцию.
  5. Для призеров, победителей, а иногда и участников Всероса предусмотрены денежные премии. В каждом городе это разные суммы, уточняйте информацию о выплатах в вашем городе.
  6. Победители и призеры могут получить грант президента — по 20 000 ₽ в месяц на протяжении учебы в вузе. Но помните, что грант придется подтверждать каждый год, а после выпуска предстоит проработать в России не менее трех лет.

Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie

Лада КошманА вы ностальгируете по участию в школьных олимпиадах?
  • АфанасийОчень интересная статья, спасибо автору! Побольше бы таких2
  • Артем3 года назад я тоже выиграл всерос, только по истории. Как же круто и, самое главное, правильно передана атмосфера заключительного этапа! Аж ностальгия взяла. Благодаря олимпиаде тоже поступил в вуз, в который хотел, и сейчас мне это очень помогает по жизни.7
  • y.blshvАвтор статьи молодец. Интересная статья. Желаю дальнейших успехов.6
  • ЕкатеринаСама много писала олимпиады, согласна с автором. Очень важно оставаться интегральным человеком и не перегореть. Олимпиады когда-то закончится, в вуз поступишь, а жизнь продолжается. Очень часто сталкивалась с всеросниками, которых кроме как «ботаниками» никак иначе не назовёшь. С ними не о чем поговорить, их знания очень ограничены одним предметом! Важно продолжать помимо олимпиад заниматься и другой интересной деятельностью, жизнь должна быть разнообразной. Также очень важен тайм менеджмент. В общем, если коротко, при минимальном количестве затраченных ресурсов (время, деньги, эмоции, нервы) можно сделать все очень эффективно. За статью респект!17
  • Mr.XПо олимпиадам ностальгирую, только по тем временам, когда дипломы еще были зеленые и красные:) Эх, золотое было время( Автору повезло родиться в Москве и ходить в хорошую школу, параллельно попав в ЦПМ, который собирает все таланты и натаскивает на олимпиады. И 500 тысяч платят в Москве, в некоторых регионах могут подарить кружку или вообще ничего, а таких регионов большая часть. Прежние федеральные премии по 30 и 60 тысяч, по крайней мере, не создавали такой разрыв среди регионов и не провоцировали бегство умных ребят из провинции за "чеком" в Москву, при том, что вкладывались в них региональные педагоги, довольно грустная картина. Согласен, что можно затащить всеросс не будучи гением, но вложиться в это придется. Человек из региона без хороших наставников, бэкграунда и финансовых возможностей должен быть на голову выше всех, чтобы разобраться во всем самостоятельно. В своем предмете, который я уже преподаю много лет такие люди сейчас практически не встречаются.72
  • ДреЭх, в моё время призы были меньше. 100+150 = 250 тысяч за два призёрства. А до меня было 30 призёрам и 60 победителям, зато всем регионам, а не только Москве3
  • Ольга ГаравдинаПоздравляю 🥳 тоже закончила мгимо и бакалавриат, и магистратуру МП, лучший, любимый и родной вуз 🥰🌷 тоже по олимпиаде поступила. Впереди вас ждут лучшие годы жизни 🥳2
  • Podzhok PukanoffОчень крутая статья. Такой информации не хватало в мое школьное время)8
  • Podzhok PukanoffЕкатерина, мне еще понравилось, что автор не распылялась и сфокусировалась на одном направлении. Обычно бывает что и по химии с биологией 5, но итоговый профит от этого минимальный.9
  • Лазарева АнастасияНостальгирую... Прекрасная статья, Лада. Спасибо. Очень поможет моему сыну. Успехов в нашем вузе))4
  • E TА в чем прикол закрыть фамилию и подпись министра просвещения? П.С. Обалдел от московских олимпиадных выплат21
  • IrziЯ участвовал в олимпиадах, когда учился в школе, даже благодаря им поступил в вуз. Но тогда (лет 15-20 назад) там было очень много "блата". Рад, что сейчас ситуация изменилась и прозрачности стало больше (хотя бы относительно). Ну и, конечно, материальная отдача в данном случае весьма существенная для почти вчерашнего школьника. С другой стороны, здесь часто могут быть перегибы — ради рейтинговых баллов олимпиад школы могут жертвовать чем-то другим, возводя их в ранг культа.3
  • SkepticМолодчина, классная статья!2
  • Наталья Ингеройнен (Крылова)Какая же Вы молодец, и умница, и красавица. Испытываю почему -то гордость за Вас.Удачи.3
  • Kirill MakarovДевушка большая молодец >Помню, как преподаватели по химии и биологии ставили мне двойки и тройки и, зная, что я еду на финал, говорили, что у меня ничего не получится с олимпиадами и зря я все это затеяла, а преподаватель по математике шутила, что я, наверное, в будущем пойду в цирковое училище, потому что я не могла решить сложные задания по ее предмету. Это для администрации и учителей 1535 норма? Нездоровая ситуация для одного из лучших лицеев24
  • Мария СемёноваMr.X, Абсолютно согласна, тоже участвовала во Всероссийской по праву, немного баллов не хватило до призерства. Из ресурсов - только самоподготовка, никаких лекций, тренеров, психологов и прочего, регион. Эх, жаль, что не в Москве родилась 😅17
  • Mr.XМария, а вы в каком году участвовали?0
  • ИльяОоо, в свои школьные годы помню как стал призером по областной физике и получил 36к (еще со старым курсом бакса) Купил себе икс-бокс и телек новый :D Но это еще средняя школа была, поэтому каких-то долгих планов строить не умел толком, зато хорошо прочувствовал разницу между "учебой для оценки" и "учебой для профита" - до сих пор помогает рефлекс в карьеризме :) А автору - мое почтение!3
  • SARAHОтличные выплаты в Москве, была победителем регионального этапа по литературе в небольшом южном регионе - дали грамоту и 800 руб 😂👍🏼3
  • АлисаАвтор умница. В мое время у нас ничего кроме «кенгуру и медвежонка» не было. Школьные олимпиады были на непонятном уровне, даже ни одной грамоты за регулярные победы. Просто для галочки проводились. И все мы знали, что «за олимпиаду можно без экзаменов поступить», а что именно за олимпиады и как туда попасть - увы. Странно, что учителя молчат. А некоторые ещё и хейтят таких, как автор 🙄 Российско-советский пед во всей красе.15
  • ДарёнкаОбожала олимпиады, но доходила максимум до регионального этапа в олимпиаде по русскому языку. Заняла 4 место, было до слез обидно. О финале я и не мечтала, но 1-3 место могли без экзаменов поступить в местный вуз. На разборе сложилось впечатление, что победили те, кто должен был победить. Задания, где надо было дать точный ответ, все выполнила без ошибок, а вот сочинение мне откровенно завалили. На мой вопрос, почему тут и тут неправильно, мне был один ответ: "ну вы же понимаете..." Впрочем, я хорошо сдала ЕГЭ, получила золотую медаль и поступила на свой филфак. Но вот это "вы же понимаете..." со мной на всю жизнь.6
  • Мария КругловаSARAH, в Москве за региональный этап только грамоты дают, выплат никаких нет2
  • Мария КругловаMr.X, не могу с Вами полностью согласиться, в Москве не только больше возможностей, но и конкуренция гораздо выше (слышала про людей, которые специально переезжали из Москвы в регионы, чтобы пройти на заключительный этап). И достижения автора не выглядят везением. Человек шёл к своей цели: сменил слабую школу на сильную, нашёл занятия в ЦПМ (а не ЦПМ его нашёл) и т.д.3
  • Лиза КузнецоваТо чувство, когда тоже была призёром Всероса по химии, но так как это не Москва или Питер, заплатили 1 МРОТ. Но зато никаких сверхъестественных усилий и финансов это не потребовало)2
  • Mr.XМария, никто не говорит, что автор не старалась. Просто на это в Москве выделяются огромные средства и у человека из Москвы есть возможность ко всему получить доступ, а у провинциала такая возможность очень ограничена. Везение в данном случае родиться и оказаться в нужном месте и в нужное время. Про конкуренцию- региональный этап пишут по всей стране и он для всех одинаковый(информатику вообще проверяет компьютер). Согласен, что есть не совсем честные регионы по ряду предметов, которые дорисовывают баллы и протаскивают слабых детей, но таких меньшинство. Опять же переехать в регион и договориться с местной комиссией простой человек не сможет, что подтверждает мои слова о необходимости какого-либо ресурса. Для прохода еще есть вариант с квотой, если местные чиновники про это не забудут, но это очень малый процент от общего числа людей. А если такой нечестный товарищ проходит, то он оказывается на дне списка заключительного этапа.2
  • Ксения КазымоваНостальгирую. Я как раз из тех школьников, которые на муниципальном этапе проходили по шести гуманитарным предметам на региональный, на региональном получилось несколько раз становиться призёром по трём и победителем по одному предмету, и тем самым пройти на финал Всероса. И так получилось дважды, в 8 классе (за 9) и в 9 классе за 9 же (раньше правила это позволяли). Проблема была в том, что финансовых выгод никаких тогда это не давало, кроме как поступления в ВУЗ, если будешь призером или победителем Всероса. Мне не удалось стать призёром, но обе свои поездки в Кисловодск и в Брянск на финалы по русскому языку я вспоминаю с удовольствием. Это действительно был праздник для меня, девочки из далёкой Якутии с крайне низкой олимпиадной подготовкой (интернета у нас в то время не было, книжных магазинов как таковых тоже; доставка только почтой, только хардкор). Так что вполне понимаю автора и очень скучаю по олимпиадам, как некому интеллектуальному соревнованию:-)5
  • Ксения КазымоваMr.X, О да. Очень сложно было. Я участвовала в 2008 и 2009 годах в финалах по русскому языку. Мой регион - Якутия, что очень далеко от центра России. Хотя я проживала в одном из самых крупных якутских городов, у меня не было ни наставника (только школьный учитель, которая не сильно старалась в процессе моей подготовки), ни достаточного количества материалов для качественной подготовки (из всех отпусков тащилось всё, что могло так или иначе помочь мне при подготовке), ни интернета. У тех, кто готовился в региональном центре, были хотя бы в доступе профессоры из местного университета. Собственно, я довольна и горжусь, что самостоятельно смогла пробиться на финал дважды и побыть его частью. Однако печально понимать, что если бы у меня была возможность участвовать в сборах, решать олимпиадные задачи и пользоваться нормальными материалами, а не только школьными учебниками, то я могла бы стать призёром. Помню, было очень радостно, когда мне привезли учебник по теории филологии вузовской.5
  • Ольга ЛысенкоЛада, Вы молодец. Ещё мне кажется, что Вы написали очень полезный материал для школьников, будущих школьников и их родственников! Вам всяческой удачи и так держать!!3
  • Дмитрий УшаковОх, я участвовал в олимпиадах очень много в школьные годы, особенно в 11 классе. Но моим главным профилем, в отличие от Вашего, была математика. Дальше по убыванию — физика и информатика. Я и учился в физико-математической школе 2007. К счастью, наши учителя подходили с пониманием к профилю школы — например, по химии и биологии я имею совершенно незаслуженные пятёрки в аттестате. Как бы я снова хотел поучаствовать во всеросе... Это очень важное и очень приятное событие моей жизни. Я дважды проходил на финал по математике — в 9 и 11 классах, в последнем взял призёра. Как же хорошо я понимаю всё, что Вы пишете — и сборы от ЦПМ (ныне Коалиция), и поездка в другой город, и денежные призы. Только всё про математику. Ностальгирую ли я? Безумно. Возможно, я хочу стать преподавателем в том же ЦПМ.2
  • Артур АлексанянЕщё как ностальгирую, потому продолжаю участвовать в разных конкурсах (и выигрывать), типа тех же Лидеров России. Лада, вы молодец! Очень системно и четко разобрали процесс подготовки. Знаю огромное количество затащивщих всерос) Я лично был ближе всего по математике, истории и обществознанию) Предложение к редактуре Тинькофф Журнала: собрать информацию по студенческим и «взрослым» конкурсам и олимпиадам5
  • ЗаинтересованныйMr.X, Истинная правда, к большому сожалению, дети из провинции, на фоне данной статьи никаких шансов на победу и призерство не имеют, даже при наличии репетиторов. Все олимпиады типа " Воробьевы горы" проводятся в платном он - лайн формате, лишь для заработка учредителей и галочки для школы.0
  • КсенияЛада, подскажите, какого числа происходило подписание договора на получение гранта? В этом году хочу поступать на магистратуру и есть достижения, хочу податься на грант, но поступление в магистратуру на заочку проходит в конце сентября, переживаю, что из-за этого не смогу подписать вовремя договор0
  • Мария СемёноваMr.X, 20100
  • user2342779да😢😢😭0
  • Наталья ФЛада, кто преподавал литературу в 7 классе у Вас? Сейчас учусь в 1210, участвую в регионе ВОШ по литературе.0
  • Наталья ФKirill, это наверное в 1210? )0
  • Данил ЕгоровДа очень.. жаль что олимпиады для меня уже закончились, это было самое яркое из моей школьной жизни0
  • Данил ЕгоровДанил, Кстати мой последний всеросс прошел тоже в Казани)0
  • Viktoriya KuzinaКак быть, если учителю сказали о заявке на математику, а она попала на русский язык. Хотя учитель 4-го класса вообще не знала о Всероссийской Олимпиаде изначально и уже после моей информации отправила на математику других детей0
  • АнонимДа, ностальгирую, стала призером в 9 классе на региональном этапе в 2020 году, а далее заварушка с ковидом и я уехала за границу учиться, так как предмет испанский, я очень хорошо его знала. Сейчас вернулась в Россию, уже 4 года спустя, как гражданка с иностранным образованием и понимаю, что олимпиада тогда была бы моим спасением. Ну ничего, что-нибудь придумаем. Многие спрашивают почему я вернулась. Честно говоря, я хотела вернуться ещё раньше, но события 2022 года заставили меня поднапрячься. Пошла работать ещё доучиваясь в выпускном классе за границей. Но вернулась, потому что это тяжело, на себе все нести и не понимать какие вообще перспективы у меня есть к росту, если приоритет всегда будет у граждан. В России мне нравится возможность развиваться академически, и даже если последние 4 года как я не с особым приоритетом отношусь к учебе (работа, адоптация были куда важнее), то сейчас хочется грызть гранит науки. Очень меня мотивируют моя младшая двоюродная сестра и брат, одна учится в первом мед вузе, на первом курсе ей уже предложили работу в лабе, а брат вот поступает вместе со мной, хоть я и старше его на 2 года, на физику. В общем, умные ребята, я же иду в искусство, не смотря на сильные языки и в принципе желание делать мир лучше, понимаю, что никакие международные отношения этого сделать мне не позволят в будущем :)) у каждого свой путь, и это очень здорово. В своё время я недооценивала всерос, считала, что это не мой путь, так как не хочу учиться в лингвистическом, но мне это позволило хорошо выучить испанский язык, чтобы на уровне учиться в иностранных учреждениях.0