Почему я считаю, что не всем стоит идти в 10-ый класс
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
О себе
По первому образованию я инженер, но так случилось, что в 1995 году мне нужна была любая работа, а школе в моем родном селе нужен был практически любой человек на должность учителя. Уже преподавая историю и географию я окончила заочно педагогический университет, но первые годы работы в школе сделали свое дело: я усвоила, что учитель я "не совсем".
Может, именно по этой причине я вижу многие вещи не так, как мои коллеги. И позволяю себе об этом говорить то, что думаю.
Мои наблюдения
На своем первом уроке в 10 классе я обязательно обращаюсь к ребятам примерно с такими словами:
"Приветствую вас и спешу сообщить следующее: вас сюда никто не звал, вы пришли сюда сами, сами и виноваты. Ну, в смысле, самим вам за это ваше ПЕРВОЕ ВЗРОСЛОЕ РЕШЕНИЕ и отвечать. Когда родители собирали вас в 1 класс, они писали заявление о приеме вас в школу. В 10 класс заявление вы писали сами. Я очень надеюсь, что это ваше решение было осознанным. Вы могли бы начать получать профессиональное образование, но вы пришли сюда. 10 -11 классы — это фактически классы предвузовской подготовки. Надеюсь, вы это понимаете и не собираетесь тратить ни свое время, ни время своих товарищей зря!"
Я действительно считаю, что в 10 класс есть смысл идти ребятам, которые в предыдущие 9 лет научились учиться и делают это азартно и весело. Если человек до конца 9 класса домучился, едва-едва сдал экзамены, не стоит маяться дальше.
Во-первых, материал средней школы по большинству предметов сложнее, чем был в основной, осваивать его слабому ученику будет сложно и, учитывая отсутствие и серьёзной базы и мотивации, невыносимо скучно. Учеба превратится в бесконечный стресс.
Во-вторых, набор специальностей в колледжах для выпускников основной школы шире, чем для выпускников школы средней. Знаю немало случаев, когда, "отбыв" двухлетний срок в 10 — 11 классах, выпускник шел в колледж с аттестатом за 9 класс. Зачем он провел эти 2 года в бесплодных мучениях?
В-третьих, такие ученики являются "камнем на шее" остального класса. Сейчас в 10-11 классах обязательно изучения некоторых предметов на углубленном уровне. В больших городских школах создаются профильные классы, в нашей маленькой сельской школе ребята совместно с родителями определяют список этих предметов. Как правило, учащиеся ориентируются на подготовку к профильному экзамену по математике. Для слабого ученика этот уровень недостижим. Он готовится сдавать базу. Таким образом он вносит диссонанс в работу класса на уроке, сам выбивается из общего потока, что и для него усугубляет стресс, и остальным мешает.
Итак, вывод номер раз: если учеба тебя не прикалывает (в хорошем смысле этого слова), лучше не тратить два года своей юности на скучную травмирующую рутину.
Второй момент, который должен осознавать человек, идущий в 10 класс: чем раньше начнется подготовка к ЕГЭ, тем дешевле и плодотворнее она пройдет. А это значит, что, выбирая предметы для углубленного изучения перед 10 классом надо уже представлять, куда (хотя бы на какой круг специальностей) собираешься поступать после школы. И здесь очень важна роль родителей.
В школе сейчас проходят занятия по профориентации, но они, на мой взгляд, не очень эффективны. Например, когда ребята всем классом проходят тест на определение предпочтительной профессиональной сферы, они невольно ориентируются на лидеров класса. Такое тестирование лучше проходить не в толпе, а в идеале — так и с консультацией психолога (профессионала, а не трудовика, прошедшего дополнительную профпереподготовку).
Итого, вывод номер два: когда идешь в 10 класс, хорошо бы знать, чего ты хочешь получить на входе из 11.
Мне уже немало лет. В моем возрасте уже очень остро чувствуешь горечь от осознания упущенных возможностей, начинаешь по-особому ценить время. Потому и хочется предостеречь детей от ловушки, в которую они попадают, поступая в 10 класс, потому что "так принято" или "так мама хочет".