Два пути к общению: стратегии для неговорящих детей с аутизмом

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Леонтьева Светлана

Страница автора

Я логопед-дефектолог. Меня зовут Леонтьева Светлана Сергеевна. 4 года работала АБА инструктором. Затем сфокусировалась на развитии речи у детей. Прошла переподготовку на логопеда дефектолога, логопеда по ТНР (тяжелым нарушениям речи) 3 года развиваю частную практику. У меня свой кабинет в Спб.

Наблюдения или советы

Я логопед для детей, не говорящих. В мою практику приходят неречевые дети разных возрастов, и это не всегда малыши. Этим летом ко мне пришли мальчики 5 и 6 лет. Интересно, что оба имеют диагноз аутизм, но работу с ними я выстраивала по-разному. Давайте подробнее обсудим этот опыт.

Логопедическая справка: "здесь должна быть картинка из учебника" там написано про то, что у детей с дисфазией развития могут проявляться вторичные аутистические черты.

Что было раньше, курица или яйцо? Аутизм стал причиной тяжелых нарушений речи у конкретного ребенка, или из-за отсутствия речи у ребенка проявились аутистические черты? Если с развитием речи аутистические черты уходят, значит они были вторичны. Итак, у нас два ребенка с поставленным диагнозом. Что будем делать?

Диагностика. Для выбора верной стратегии необходимо провести ряд тестов. Дети без речи — как снежинки. Они все разные.

1. Итак, представим ребенка пяти лет — Лешу. Когда Леша был маленький, он занимался ABA — терапией. Это значит, что ко мне он пришел без проблем с поведением. У Леши есть шумопоглощающие наушники, которые помогают ему справляться с громкими звуками на улице. У его семьи есть ряд ритуалов, которые помогают ему переходить от одной деятельности к другой. У Леши есть визуальное расписание, которому он следует.

По навыкам: Леша на бытовом уровне понимает речь, взаимодействует с мамой с помощью звукоподражаний. Каждому действию соответствует какой-либо звук. ЖЖ- гудит пылесос. Уи — качаться на качелях. Прищелкнуть языком — значит что-то упало. Леше было сложно прохлопать определенное количество хлопков. У него трудности с длительным протягиванием звука (например, "АААААА") и произнесением двух слогов одновременно без паузы (например, "ма" [вдох] "ма").

Контакт глаз есть. Леша любит играть в простые сюжетные игры, отлично включается в деятельность, предложенную логопедом. У него много желаний, просьбы выражаются жестом, и он проявляет инициативу в общении со взрослыми.

2. Поговорим про Сашу. Саше шесть лет, и он — полная противоположность Леши. То, что есть у Саши, отсутствует у Леши, и наоборот.

На ABA-терапию Леша не ходил. До меня Саша был у специалистов, которые единодушно утверждали, что у мальчика не только аутизм, но и тяжелая умственная отсталость. Говорили, что он никогда не будет отвечать на вопросы и вообще не сможет осознанно общаться. У него есть «патологическая» эхолалия. Это означает, что ребенок повторяет за мамой все слова, но не понимает их смысла. Про эхолалию мы сейчас говорить не будем, это тема отдельной статьи. Важно упомянуть, что она присутствует.

  • Мама: — Ты будешь конфету?
  • Саша: — Ты будешь конфету?

Слоговая структура не нарушена — он может произносить сложные слова, такие как "температура" и "пуговица". Саша очень много вокализирует, издавая множество звуков: "люлилюю", "уиау" и так далее. Ему необходим тактильный контакт — он берет меня за руки и крепко сжимает ладони. Инициативы с его стороны нет, просьб тоже не наблюдается.

Представьте себе ребенка, который сидит в комнате, заполненной игрушками, и не интересуется ничем из этого: ни к чему не тянется, ни на что не смотрит. Он просто сжимает мои руки, заглядывает мне в глаза, улыбается и вокализирует: "люлилууууи". Игры нет. Сам он предметы не называет, только повторяет за мной вопрос:

  • Я: Что это?
  • Саша: Что это?

Итак: сравним Сашу и Лешу по навыкам:

Саша Леша

Вокализации Есть Нет

Инициатива общения Нет Есть, звукоподражаниями

Игра Нет Есть

Бытовое понимание речи Нет Есть

Слоговая структура Не нарушена Нарушена полностью

Эхолалия Есть Нет

Навык наименования Нет Есть, звукоподражаниями

Навык ответа на вопросы Нет Нет

Умение просить Нет Есть, жестами и звукоподражаниями

Умение повторять за взрослым Очень легко Очень трудно

Как мы видим, трудности разные. Речь у каждого отсутствует по своей причине. У Саши нет понимания речи. То есть работать надо с развитием понимания, развитием инициативы общения и обучения просьбам желаемых предметов.

У Леши трудности моторного характера. Он не умеет пользоваться своим голосом, не мог говорить громче или тише. Ему не хватало длины выдоха для того, чтобы сказать два слога сразу. Он не мог хлопнуть в ладоши то количество раз, которое услышал. То есть задача в том, чтобы научить Лешу управлять своим речевым аппаратом.

Работа согласно выбранным стратегиям: Никому не нравится делать то, что не получается. Это сложно, неприятно. Чтобы понять, что чувствует неговорящий ребенок, который учится говорить, попробуйте заняться незнакомым вам видом спорта. Например, вы решили научиться играть в теннис. Вы купили себе красивые шорты и ракетку и пришли на поле. Все вокруг умеют играть. Они подбадривают вас, говорят, что это легко. Но вы держите ракетку в первый раз и у вас не получается. Ваша подача слаба. Вы не можете попасть по мячу. Ваши руки быстро устают. Вы злитесь и больше не хотите в это играть. То же самое испытывает ребенок. Это действительно сложно — научить мышцы делать то, что они делать не умеют (у Леши нет неврологических проблем, его мозг не понимает, как управлять артикуляционным аппаратом и голосом).

Итак, нам надо научить мозг. Но, если вы, как взрослый, обладаете силой воли, то у ребенка ее нет. Просто потому что он маленький и его лобные доли находятся в процессе развития. Он не сможет заставить себя делать то, что сложно. Мы тоже не можем. Ребенка вообще нельзя заставить. Он расслабит все мышцы в организме и сползет со стула как растаявшее мороженое. И что вы ему сделаете? Ничего.

Когда Леше сложно — он кричит и плачет. Значит ли это, что нужно перестать с ним заниматься? Нет. Надо сделать задания интересными — чтобы Леша ХОТЕЛ их выполнить сам.

Итак:

  • Я включала в работу мыльные пузыри, задувание свечек, сдувание маленьких бумажек для формирования воздушной струи (учимся дуть);
  • Предлагала Леше громко кричать, а потом шептать, для обучения его управлять своим голосом;
  • Занималась с ним артикуляционной гимнастикой;
  • Научила Лешу использовать в речи короткие слова: Пей, мой, ам, Лей, дай, пой. Теперь он может просить желаемое: чтобы ему налили воды, дали поесть, спели песню (это он любит), помыли яблоко и т.д.
  • Я сразу подключила сортировку (я говорю первое слово, а Леша второе): воду…пей, кашу…ам, сок…пей, руки…мой и т.д.
  • Чтобы Леша мог рассортировать у себя в голове существительные согласно выполняемым с ними действиям. Что можно пить, а что есть? Что можно налить, а что помыть? Теперь он это знает и отвечает;
  • Развитие сюжетной игры: включение в игру слов. Поить и кормить игрушечных зверей (пей, ам), возить их на автобусе домой(стой, иди)и т.д.
  • Подключила указательные слова: ЭТО, Туда. Чтобы Леша мог указывать направление, и показывать, что конкретно он хочет.
  • Начала тренировать слоговую структуру — домашнее задание Леши до сих пор — это отбивание ритмов. Один, два или три хлопка.
  • Как только стали получаться хлопки, добавила к ним произнесение слогов. Ма-ма, Ма-ма-ма.
  • Включила в работу пропевание слогов. Мааааа-мааааа.

Теперь поговорим про Сашу. Что может быть сложнее работы с ребенком, который не хочет заниматься? Работа с ребенком, который вообще ничего не хочет.

Как мы помним, он хотел крепко сжимать мои руки. Значит можно попробовать подобрать для Саши другим игрушки, которые ему будет приятно сжимать. Мягкие, резиновые, пищащие — я перебрала все и нашла несколько, которые ему понравились. Он не брал их сам, даже если они лежали прямо перед ним. Но с интересом рассматривал и сжимал, если они попадали ему в руки.

Я начала это использовать. Пример: он хочет получить резинового гуся.

  • Я: Дай гуся
  • Он: Дай гуся
  • Я: *молча отдаю гуся*

Через несколько повторений он стал сам произносить эту фразу и получать за это гуся.

ВАЖНО: эта стратегия подходит не для всех. Некоторым детям надо использовать одно слово. Некоторым можно два. Зависит от навыков ребенка. Итак, мотивация появилась.

Вторым пунктом были жетоны. За каждый правильный ответ Саши я по одной детали собирала пирамидку. Как только пирамидка собиралась, он принимал это за разрешение попросить гуся и просил. Это позволило мне поработать надо спонтанностью его речи, научить просить не ожидая вокальных подсказок «попроси», «скажи» и т.д.

  • Еще на первом занятии он начал наименовывать предметы, чего не делал ранее (наверное, потому что никто раньше не предлагал ему Гуся). Оказалось, в его голове есть большой словарь существительных. Поэтому мы принялись за глаголы.
  • Я определила список из 20 глаголов — он их запомнил.
  • Он начал двумя или тремя словами описывать карточки: кошка пьет, мишка спит и т.д.
  • Он начал отвечать на вопросы, что делает сам: я иду, я мою руки, я сижу, я прыгаю. Заметьте, формы глаголов не представляли для него трудностей, он мгновенно это обобщил и стал использовать.
  • Стал отвечать на множественные вопросы: «Что ты надел?» — он смотрит на свою одежду и описывает ее: я надел зеленые штаны, красные носки и т.д.
  • Саша начал отвечать на вопрос «Кто» по сюжетным картинкам: Кто? Кто пьет? Кто ест? Кто сидит?
  • Сейчас он знает такие пары как большой/маленький, холодный/горячий, может ответить на вопрос: «какой»?
  • Саша начал отвечать на вопрос «зачем». Зачем нужен мяч? Мяч нужен, чтобы кидать. Интересно, что сама форма предложения не составила для него труда, наоборот, пока он говорит ее, он немножко тянет время, чтобы подумать надо глаголом.
  • Он начал отвечать на личные вопросы: про имя, возраст, как зовут родителей.
  • Эхолалии стало гораздо меньше — она всегда уходит, когда развивается понимание речи. На занятиях ее почти нет.

Что может помочь родителям неговорящих детей?

  1. Второе мнение; Не бойтесь получить два или три мнения от психиатров, логопедов и неврологов.
  2. Сосредоточьтесь на сильных сторонах ребенка: Обращайте внимание на увлечения ребенка, присоединитесь к нему, посмотрите на мир его глазами.
  3. Используйте визуальные материалы: Визуальные расписания или карточки с изображениями могут помочь ребенку лучше понимать задания и инструкции.
  4. Установите регулярные рутины: Создайте распорядок дня для занятий, еды и отдыха. Постоянство способствует созданию чувства безопасности.
  5. Создавайте структурированную среду: Делайте пространство дома организованным, используя визуальные подсказки. Это поможет ребенку чувствовать себя более комфортно.

Что сейчас: Оба ребенка занимаются пять месяцев. Оба говорят в силу своих способностей. Оба отвечают на вопросы. Еще слишком рано говорить о том, что было первично в их случае — нарушение речи или аутистические черты. Главное, что развивается речь, а значит и мышление. И у меня очень хорошее предчувствие.