Почти половина россиян не употребляет алкоголь: опрос ВЦИОМ
По данным исследования ВЦИОМ, в России алкоголь не употребляет 48% населения страны. С годами эта доля растет.
Еще 20 лет назад в стране был сильный перевес в пользу любителей алкоголя: 73 против 27% непьющих.
Меняются и вкусовые предпочтения: россияне переходят к южному типу потребления, все чаще выбирая некрепкие напитки. Причем у разных поколений предпочтения разнятся.
Разберемся, что пьют зумеры и миллениалы и чем они объясняют свою любовь к алкоголю.
Что пьют россияне
ВЦИОМ посвятил свое исследование тому, как изменились практики потребления алкоголя в России за последние 20 лет. Для этого он сравнил результаты опросов, проведенных в 2004 и 2024 годах .
Главный вывод: россияне стали меньше пить. Если в «нулевые» число употребляющих алкоголь почти втрое превосходило количество непьющих, то теперь их доли почти сравнялись.
Изменились и вкусы. В 2004 году самым популярным алкогольным напитком было пиво: в его пользу высказывались 47% опрошенных. А в 2024 на первом месте уже вино с долей 19%, тогда как у пива только 18%. Пьющих водку стало втрое меньше: 11 вместо 33%. А вот любителей коньяка немного прибавилось: 7% в этом году против 6% в 2004.
Женщины в 2024 году чаще выбирают вино — 26% опрошенных, а мужчины предпочитают пиво — 25%.
А еще ВЦИОМ выяснил, что мотивация при выборе напитка зависит от материального состояния потребителя. Для состоятельных граждан важны регион и производитель. А люди с низким доходом выбирают алкоголь в зависимости от цены.
Как относятся к алкоголю разные поколения
Смену поколений ВЦИОМ считает одним из главных факторов, которые объясняют общий тренд на трезвый образ жизни.
Среди молодежи непьющих людей намного больше. Чаще всего они встречаются в числе младших миллениалов — 61% опрошенных. Меньше всего непьющих оказалось среди представителей поколения реформ — 39%.
При этом представители старших поколений чаще высказывали свою приверженность крепким алкогольным напиткам. Больше всего их в поколении оттепели — 16% опрошенных — и в поколении реформ — 15%.
Зумеры и миллениалы в основном употребляют некрепкие напитки: 27% опрошенных любят пиво. Вино предпочитают 19% миллениалов и 13% зуммеров. При этом зумеры практически не употребляют водку — менее 1%.
Мотивы, которые приписывают россиянам, пристрастившимся к спиртному, за двадцать лет практически не изменились. Основной причиной злоупотребления алкоголем опрошенные по-прежнему называют необходимость снять стресс и напряжение — 38%. 27% полагают, что горячительными напитками злоупотребляют слабохарактерные люди. 26% считают, что это происходит от скуки и безделья. Каждый пятый выпивает от горя — из-за потери близкого человека или другой жизненной трагедии.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique