Россияне недоплатили за проезд по платным дорогам 924 млн рублей

Что еще выявила проверка Счетной палаты и что это значит для водителей
28
Россияне недоплатили за проезд по платным дорогам 924 млн рублей
Аватар автора

Дмитрий Сергеев

разобрался в отчете Счетной палаты

Страница автора

Счетная палата Российской Федерации опубликовала отчет о результатах проверки государственной компании «Автодор».

Если коротко — выполнили не все, что запланировали, и получили меньше денег, чем могли бы. Расскажем, почему так произошло и что это значит для простых водителей.

Что за ГК «Автодор»?

«Автодор» — государственная компания «Российские автомобильные дороги». Ее деятельность регулирует отдельный федеральный закон. Одна из ее основных задач — эксплуатация, содержание и развитие сети платных дорог. Платные трассы — это, например, М4 «Дон» и М11 «Нева». Посмотреть полный список и рассчитать стоимость проезда можно на специальном сайте.

Эти дороги — еще и источник доходов ГК «Автодор», которая собирает плату за проезд. Кроме того, деньги на содержание платных дорог выделяются из бюджета и поступают от частных инвесторов.

По состоянию на 1 сентября 2021 года протяженность платных участков автомобильных дорог ГК «Автодор» составила 1818,1 км. С каждого километра в 2020 году компания заработала в среднем 14,4 млн рублей. Всего за 2015—2020 годы «Автодор» получил 76,4 млрд рублей дохода от управления дорогами.

На содержание дорог в 2020 году потратили только 12,6% заработанного, чуть больше 3 млрд рублей. Вот как распределили остальное:

  • 8275,4 млн рублей, или 34,4% бюджета, потратили на эксплуатацию систем оплаты, распространение транспондеров и возврат средств по операторским соглашениям;
  • 7516,8 млн рублей, или 31,3%. бюджета, — на возврат средств инвесторам и концессионерам;
  • 5055,1 млн рублей, или 21% бюджета, — на обслуживание облигационного займа.

О том, как водители пользуются платными дорогами и экономят на оплате, мы рассказывали в статье «Как экономить на платных дорогах с помощью транспондера».

Что выявила проверка Счетной палаты

Если коротко — не все было так, как планировали. Вот главные выводы.

Собрали мало платежей на платных дорогах. Россияне недоплатили за проезд по платным дорогам с ноября 2020 года по сентябрь 2021 года 924 млн рублей. По состоянию на 1 октября 2021 года общая сумма начислений за проезд составила 5485,6 млн рублей, из которых пользователями внесено 4327,3 млн. Каждый пятый водитель воспользовался платной дорогой бесплатно.

Это возможно благодаря постоплатной системе: номерной знак фиксируют, а потом его владельцу выставляют счет. Но узнать владельца автомобиля по номерному знаку компания не может, потому что у нее нет доступа к персональным данным. А значит, счет за проезд по дороге выставляют только тем пользователям, что зарегистрировались в системе. Нет регистрации — нет и счета на оплату.

Планировали заменить пункты, в которых платежи принимали живые операторы, системой «Свободный поток», которая списывает платежи автоматически. Но эта система работает не везде: например, на ЦКАД ее запустили только в 2020 году. В том же году за проезд по платной дороге без оплаты ввели штраф — 5000 ₽ для водителей грузовиков и автобусов и 1500 ₽ для всех остальных.

Но граждан такие штрафы, похоже, не пугают: ГК «Автодор» не оператор персональных данных, поэтому не может собирать информацию о правонарушителях, а нарушитель может избежать штрафа, если оплатит проезд в течение 20 дней с момента вынесения постановления.

Плохо благоустраивали дороги. Более 35% платных дорог не оборудованы освещением. На них не развита инфраструктура обслуживания и сервиса, мало автозаправочных станций. Например, на автомобильной дороге М11 «Нева» расстояние между некоторыми соседними АЗС составляет более 100 км.

На платных автодорогах чаще стали происходить ДТП, связанные с их состоянием. В 2020 году на платных автодорогах произошло 1645 ДТП, 5,2% из них — из-за состояния дороги. Это на 2,1 процентного пункта больше, чем в 2019. В этих ДТП погибло 360 человек, пострадало 2282 человека.

За счет субсидий из бюджета построили тупиковую дорогу. 1,7 км дороги, на которую потратили 138,9 млн рублей бюджетных денег, упирается в лесополосу.

Что это значит для простых водителей

В отчете о результатах проверки аудитор не только перечисляет недостатки, но и приводит рекомендации, как исправить ситуацию.

Судя по рекомендациям, в ближайшее время в правительство РФ и в Минтранс внесут конкретные предложения. Счетная палата призывает дать «Автодору» право на обработку персональных данных автомобилистов, у которых есть долги за проезд по платным дорогам.

Если «Автодор» учтет рекомендации аудитора, пунктов оплаты с живыми операторами станет меньше. Вероятно, чаще будут использовать транспондеры — устройства, с помощью которых можно оплатить проезд бесконтактно и сэкономить от 15 до 50%.

Когда и как реализуют предложения — пока непонятно.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

  • d1mmmk>> Вероятно, чаще будут использовать транспондеры — устройства, с помощью которых можно оплатить проезд бесконтактно и сэкономить от 15 до 50%. Не вводите людей в заблуждение, уже пол года как нет никаких скидок за оплату транспондером34
  • Александр Давыденко0
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Не очень понял - если проехать по ЦКАДу без транспондера, то придет штраф, но его можно не платить, так как автодор не знает кому его выставлять?6
  • Darth Sidiousтьфунатебя, не знает, на кого в суд подать, как я понял. Штраф то выставят по номеру, но если ты его не оплатишь в течение 20 дней - его вроде надо взыскивать в судебном порядке, чтобы потом податься к приставам. Тут то и затык. нахрена тогда я то плачу ... вот дурак)2
  • Григорий ГоловановАлександр, нет. Езжу по ЗСД почти каждый день. Доехать с Шуваловского до Васьки по транспондеру 118 ₽, без него — 200 ₽. До Благодатной по транспондеру 291 ₽, без него — 400 ₽.3
  • d1mmmkДмитрий, СПб-Мск с транспондером и без 1920р, Спб-Сочи — аналогично 4020р без разницы чем платить.14
  • СнусмумрикГригорий, разные компании для разных трасс, у кого-то еще остались скидки.0
  • Григорий Головановblåhval, там просто был комментарий про СПб, его удалили. А так все правильно.1
  • Руслан БегалиевDarth, такая же история была с оператором платной парковки в центре СПб. Штрафы выписывали в никуда, так как у них не было доступа к базе ГИБДД. Несколько лет потребовалось, чтобы разобраться в этой бюрократии и штрафы теперь нашли своих адресатов:)3
  • Алексей ГроссДмитрий, скидка по транспондеру осталась только на ЦКАД. В конце июля купил транспондер, поехал в Крым, туда скидка действовала. Обратно еду, денег не хватает почему-то. Смотрю, а скидок нет уже (начало августа). Знал бы, не брал бы транспондер7
  • Ivan IvanovИз текста я понял что можно не платить за дороги, потому что за это ничего не будет.3
  • Наталья ЛяминаПервый раз вижу, что часть дорог оплачивается постфактум. Пока попадались только со шлагбаумами на въездах.3
  • Руслан Бегалиевтьфунатебя, к счастью, мне пришёл только один штраф на 3000р. Но выписывали штрафы всем за последний месяц, и те, кто парковался в центре каждый день и не платил, в итоге получили штрафов на приличные суммы0
  • Darth SidiousНаталья, надеюсь скоро так будет везде. Это прям мегаудобно.2
  • Александр АМне лично кажется, что на платной дороге недобрали денег лишь потому, что многие предпочитают бесплатные дороги. Что касается неких "пунктов без операторов фотографирующих номер и выставляющих счет" - то где эти пункты? Вы вообще о чем?4
  • Шальная БухгалтерицаНаталья, вот и я б хотела знать, как это они проехали бесплатно, а я нет :)))1
  • Irina KandatГригорий, ЗСД и Автодор- это разные компании, если не ошибаюсь2
  • Andy ShaxТолько каждый пятый? Думал их будет больше - в холодный сезон половина ездит с грязными номерами и кому штрафы посылать неизвестно - номера не видно3
  • Яна СероваА чё так можно было?0
  • Дмитрий СергеевIvan, не советую так делать. Рано или поздно Росавтодор получит право обработки персональных данных - и выставит всем неплательщикам счета, как минимум - за 3 года.2
  • Сергей РазинДмитрий, почему за 3 года?0
  • Дмитрий СергеевСергей, 3 года - срок исковой давности. Но Росавтодор может его и продлить. Так что кататься по платным дорогам бесплатно - идея так себе.1
  • Apuox360 жизней на 1818 км дороги0
  • Дмитрий ХодяковНасчет скидки: по транспондеру теперь можно получить жалкие 10% на месяц, полгода постоянно отдавая полную сумму. О каких 50% идет речь - не понимаю. Раньше хоть можно было ночью ехать прилично быстрее и дешевле, сейчас же в этом абсолютно никакого смысла нет. Еще и на выходные накинули оверпрайс.1
  • Мобильная жизньАй яй ай государство ругается что люди безплатно едут по дорогам. Какое горе😁 мало денег люди платят.. Вспоминаем мульт Чиполино- мы ввели налог на воздух и население начало экономить, мало дышать( что то типа этого, не дословно).0
Вот что еще мы писали по этой теме