За езду по встречке и превышение скорости злостных нарушителей теперь могут лишить свободы

Президент подписал закон об изменениях в уголовном кодексе — теперь злостные нарушители ПДД рискуют кроме крупного штрафа получить судимость и даже лишиться свободы на срок до трех лет.
В группе риска водители, которых дважды привлекали к административной ответственности за выезд на полосу встречного движения и значительное превышение скорости. Третье такое нарушение обернется уголовной статьей, а не очередным крупным штрафом.
Как было раньше
До новых изменений в УК РФ водителя можно было привлечь к уголовной ответственности за неоднократное вождение в пьяном виде и нарушение ПДД, повлекшее тяжкий вред здоровью или смерть потерпевшего. Эти нормы не изменились и сейчас.
Если потерпевший в ДТП получил тяжкий вред здоровью, нарушителю грозит лишение свободы до трех лет. При гибели потерпевшего срок составит до пяти лет. Водители, которые скроются с места ДТП, которых поймают в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, усугубят свое положение: если их установят, лишить свободы могут на срок до 15 лет.
Если человека ранее подвергли административному наказанию за нетрезвое вождение или отказ от медицинского освидетельствования, а он снова сел за руль пьяным — также возбудят уголовное дело. Санкция — штраф от 200 000 до 300 000 ₽ или лишение свободы на срок до двух лет.
Если водителя уже судили за ДТП в состоянии опьянения, в котором человек погиб или получил тяжкий вред здоровью — за повторное вождение в пьяном виде накажут еще строже. Штраф составит от 300 000 до 500 000 ₽, а срок лишения свободы — до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до шести лет. Обычно «определенная деятельность» в таких случаях — все, что связано с управлением транспортом.
Другие нарушения ПДД раньше находились в сфере действия кодекса об административных правонарушениях. За них в основном штрафуют или лишают прав.
Иногда ситуация усугубляется, если человека уже лишили водительского удостоверения. Дальше отбирать нечего — могут оштрафовать на 30 000 ₽ или арестовать на 15 суток. Многих водителей такие санкции не пугают. А потом многие снова садятся за руль.
Что изменилось
В уголовном кодексе появилась статья 264.2, которая предусматривает уголовную ответственность за нарушение ПДД для водителей, которых ранее уже дважды подвергали административному наказанию и дважды лишали прав.
Теперь уголовная ответственность грозит водителям, которых дважды привлекали к административной ответственности за превышение скорости более чем на 60 км/ч или выезд на полосу встречного движения, когда это запрещено ПДД.
Санкции — от штрафа до лишения свободы. Наказание будет строже, если человека уже судили по новой статье, а он снова превысил скорость более чем на 60 км/ч или выехал на встречку.
Как будут наказывать за третье превышение скорости более чем на 60 км/ч и выезд на встречку
Первая судимость по статье 264.2 | Повторная судимость по статье 264.2 |
---|---|
Штраф от 200 000 до 300 000 ₽ или в размере зарплаты или иного дохода за период от года до двух лет | Штраф от 300 000 до 500 000 ₽ или в размере зарплаты или иного дохода за период от двух до трех лет |
Обязательные работы на срок до 480 часов | Исправительные работы на срок до 3 лет |
Принудительные работы на срок до 2 лет | Принудительные работы на срок до 3 лет |
Лишение свободы на срок до 2 лет | Лишение свободы на срок до 3 лет |
Дополнительно — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет | Дополнительно — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 6 лет |
Как будут наказывать за третье превышение скорости более чем на 60 км/ч и выезд на встречку
Первая судимость по статье 264.2 | Повторная судимость по статье 264.2 |
Штраф от 200 000 до 300 000 ₽ или в размере зарплаты или иного дохода за период от года до двух лет | Штраф от 300 000 до 500 000 ₽ или в размере зарплаты или иного дохода за период от двух до трех лет |
Обязательные работы на срок до 480 часов | Исправительные работы на срок до 3 лет |
Принудительные работы на срок до 2 лет | Принудительные работы на срок до 3 лет |
Лишение свободы на срок до 2 лет | Лишение свободы на срок до 3 лет |
Дополнительно — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет | Дополнительно — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 6 лет |
Нюансы
По новой статье к уголовной ответственности водителя могут привлечь, если нарушение зафиксируют сотрудники ГИБДД. Если выезд на встречку или превышение попадут на камеру в автоматическом режиме — водителя просто оштрафуют по КоАП РФ.
Нарушения ПДД за всю жизнь человека не суммируют: уголовная ответственность наступит, если нарушителя лишали прав и повторно подвергали административному наказанию — то есть в течение года со дня вступления в силу предыдущего постановления о назначении административного наказания. Поэтому, если водителя каждые два года привлекали к ответственности за выезд на встречку в течение 20 лет — это не повод возбудить против него уголовное дело.
Как это работает: допустим, 1 января водитель гнал 180 по городу, его задержали сотрудники ГИБДД, оформили протокол и передали дело в суд. 2 января водитель ехал уже 200, а 3 января — прокатился по встречке, и снова на виду у полиции. По всем трем нарушениям сотрудники ГИБДД оформили протокол. Но за три дня все эти нарушения в суде рассмотреть невозможно — дела в суде рассматриваются в двухмесячный срок со дня получения судьей.
Но, допустим, материалы по нарушениям поступили в суд, и судья рассмотрел их в том же порядке — 11, 12 и 13 января. Но 13 января привлечь водителя к уголовной ответственности все еще нельзя — ни одно из предыдущих решений в силу не вступило.
На обжалование у водителя есть 10 суток со дня получения копии постановления суда. Если водитель решит обжаловать постановление — срок снова сдвигается, теперь уже до вынесения решения судом второй инстанции. А раз так — то водитель все еще не считается привлеченным к административной ответственности. Оснований для уголовной ответственности пока нет. А если водитель в суде добьется отмены постановлений, их не будет вовсе.
Но представим другую ситуацию — 1 января водитель гнал 180 по городу, попался сотрудникам, дело поступило в суд, и 1 февраля решение вступило в законную силу. Но водитель снова решил прокатиться с ветерком — 2 февраля попался с превышением скорости под 200 и снова оказался в суде, решение которого вступило в законную силу 1 марта.
На этом его лимит административных правонарушений закончился — поездка по встречной полосе как минимум в течение года будет означать судимость по уголовной статье, потому что «повторником» он считается со дня вступления решения суда в законную силу.
А перестанет он быть «повторником» через год со дня исполнения наказания — например, выплаты штрафа или истечения срока лишения прав. Который, напомним, отсчитывается со дня сдачи водительского удостоверения в ГИБДД.
Если хоть одно постановление вступило в законную силу, а год со дня исполнения наказания еще не прошел, то каждое последующее нарушение считается повторным, и очередной выезд на встречку и превышение более чем на 60 км/ч приближает водителя к уголовной ответственности. Если же постановление вступило в законную силу, а водитель свое удостоверение не сдал или не уплатил штраф, у него будет меньше шансов избежать уголовной ответственности.
Если постановление вступило в силу, прошел год, а человек ничего не нарушил — считается, что он исправился. В этом случае следующее нарушение нельзя считать повторным.
Что это значит для водителей
Изменения никак не повлияют на тех, кто не нарушает правила систематически.
Для «серийных» любителей крупных превышений и езды по встречке рисков станет больше — теперь отделаться штрафом получится не всегда. Если третье нарушение зафиксируют сотрудники ГИБДД, есть риск лишиться свободы.
30.12.21, 16:30
"Если третье нарушение зафиксируют сотрудники ГИБДД, есть риск лишиться свободы."
Три нарушения такого превышения скорости, зафиксированные сотрудниками ГИБДД, это нонсенс, имхо.
30.12.21, 20:00
Alexander, у них есть система Поток: камера фиксирует, передает инфу патрулю - они ловят авто ниже по течению и оформляют
31.12.21, 04:26
Антон, как поймать того, кто топит 180?
01.01.22, 11:57
Ольга, ну у нас не формульная трасса. Яиц у большинства таких клоунов нет, как и умения управлять машиной. Даже поехав за таким чучелом 100, через пару перекрестков или сложных поворотов его можно нагнать.
30.12.21, 17:23
Ну зачем сразу 180 по городу?
Как насчёт 91км/ч в зон действия знака 30?
А знаками 30 утыкан весь бесплатный дублёр М4.
Чтобы деньги мимо кассы не проносили...
30.12.21, 18:17
Сначала обрадовалась статье, а потом почитав, стало ясно, что всё как обычно у нас...
Мне кажется ключевое здесь: "если нарушение зафиксировано СОТРУДНИКОМ..."
Я ежедневно вижу многие десятки нарушений, на которые люди идут ОСОЗНАННО, и одна из причин этого пофигизма - отсутствие сотрудников ГИБДД как явления.
Я за месяц в ЕКБ наталкиваюсь на "блюстителей" от силы 3-4 раза.
Так что если не считать Default City, ничего не изменится, по сути.
31.12.21, 12:51
Funky, в комментариях к соседней статье, про изменения в закон о полиции, с вами не согласятся. Там пишут что толпы сотрудников взламывают чужие машины и квартиры. А вы вот взяли и написали что сотрудников гибдд на дорогах все меньше и меньше с каждым годом :)
А если серьезно - вы правы. За пределами стационарных постов сотрудника ГИБДД редко встретишь. Если только на дтп вызвать через службу 112.
03.01.22, 11:58
Funky, я уже очень давно не видел гаишников нигде, кроме как на хлебных местах.
В 2020 году на машине проезжал северный выезд из Краснодара - там из-за них была многокилометровая пробка (ехали участок 10 км 2,5 часа) а после проезда их поста машины гонят 150+ чтобы наверстать время.
При этом, с удовольствием посмотрел бы как в Москве гаишники постоят на Кутузовском проспекте по вечерам пятницы/субботы - при должном усердии выполнили бы показатели на несколько месяцев вперёд.
31.12.21, 04:34
Funky, у нас их тоже почти нет
30.12.21, 20:50
Думаю, это нововведение - угроза для любителей «погонять» в городе. Для лихачей, опасных для окружающих.
Целиком и полностью поддерживаю, ибо пдд написаны кровью.
01.01.22, 01:21
Морриган, 200 км/ч на дороге 2+2 с разделительной, почти пустой, с хорошим покрытием, на машине с хорошей управляемостью — это уже на пределе. Нужна полная концентрация, чтобы не допустить ошибку. Недаром по немецким автобанам рекомендуют ехать, выключив даже музыку — чтобы ничто не отвлекало. И много видео с регистраторов, где полусекундное промедление на автобане кончается ДТП. Поэтому 300+ — это довольно утопично с точки зрения безопасности.
Те же самые 200 км/ч — это расход совсем не 6 литров бензина на сотню. Бака хватит километров на 100, а не на 400–500. Так что и с технической точки зрения — сомнительно.
10.01.22, 05:54
Oleg, если для вас проблема ехать за 200, то не надо так ездить и плетитесь в правом ряду. Остальные в чём виноваты? Я от 110км/ч за рулём постоянно засыпаю - запретим ездить 110?
16.01.22, 10:33
Максим, все верно. Почему-то из-за людей, которые боятся и не умеют, должны страдать те, кто не боится и умеет.
13.01.22, 07:20
Максим, если вы засыпаете за рулем, то надо остановиться и поспать. :))
31.12.21, 12:53
Вероника, сплошная линия в таких местах - это чаще всего попытка спасти жизнь водителям.
31.12.21, 11:41
Вероника, особенно понравилась вот эта часть: "обгон (через сплошную) не несёт никакой опасности".
01.01.22, 06:52
Максим, вот из-за таких водителей как Вероника мне и страшно ездить по дорогам с одной полосой в каждую сторону
01.01.22, 12:00
Максим, когда нет мозга, то такие мысли часто возникают. Я бы за обгон по встречке, да вообще обгон потока едущего с разрешенной скоростью сразы бы лешал прав. Эти клоуны обгоняльщики хуже всего на свете.
02.01.22, 10:14
Владимир, в 2020 году 126 898 водителей привлекли за нарушение ПДД связанное с выездом на полосу встречного движения.
За повторный выезд наказали 7 246 водителей. Посмотрите - статистика не секретная - http://stat.xn----7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/adm/t/31/s/1
Видимо у этих водителей инстинкт самосохранения вообще отключен. Кстати, если неисправно рулевое управление - отвечать все равно водителю.
08.01.22, 03:16
что бы ни делалось, только бы не строить дороги. Надо в дорогах избежать возможности выезда на встречную полосу. Встречки - это две разных дороги на расстоянии друг от друга. Вот и всё, захочешь выехать, и не получится. Разве только перелететь.
01.01.22, 10:39
Вероника, сплошная на то и сплошная, чтобы показать, что выезд на встречную полосу движения запрещён.
Что касается ваших жалоб по поводу ремонта дороги: Ваши проблемы, не дающие вам никакой привилегии над другими водителями в потоке
03.01.22, 06:03
Морриган, для кайфа от разгона - посещайте трек дни. Вашему кайфу не место на дороге общего пользования.
30.12.21, 17:24
user575057, как определить, кто в первых двух случаях был за рулём?
31.12.21, 16:38
А как насчёт того, чтобы, как во всех цивилизованных странах вообще исключить шансы выезда на встречку. Ведь в странах, где правительство заботится о своём народе нет встречного движения. Две полосы в одном направлении две в другом, между ними разделительная полоса. У нас же одна проселочная дорога через всю страну, миллион фур, и одна сплошная Линия разметки от Москвы до Дальнего востока. Посадим всю Россию ведь не нарушать условий нет!
04.01.22, 02:33
Сергей, да в России такое повсеместно. Вон в Москве на Кутузовском нет разделителя и там постоянно бются, а всё ради того чтобы чиновники по разделительной полосе гоняли. В развитых странах такое немыслимо.
10.01.22, 07:36
Сергей, в Турции очень был удивлен качеством дорог - все основные загородные шоссе - 2 полосы в каждую сторону.
31.12.21, 16:43
Сергей, ну не знаю в какой стране у вас одна проселочная дорога через всю страну :) я видимо в какой то другой стране живу :)
Юг Сибири - тут на всех трассах асфальт :) а вот сплошная разделительная здесь далеко не везде, только там, где обгон создает реальную опасность. В остальных местах - прерывистая, обгонять можно без проблем
10.01.22, 07:38
Дмитрий, основная причина большой смертности на дорогах в России как раз из-за ошибок при подобных обгонах. В других странах основные шоссе имеют 2 полосы в каждую сторону, чтоб исключить риск обгонов.
31.12.21, 17:07
Дмитрий, «просёлочная дорога» это метафора близкая к действительность. В прошлом году, впервые проехал на авто от Красноярска до Краснодара. И Вы знаете, представлял себе одну из главных федеральных магистралей совсем по другому. То, что я увидел, меня очень разочаровало к сожалению современной и безопасной дорогой это назвать никак нельзя. В моём понимании, современная дорога это примерно, как трасса «Таврида» от Керчи до Симферополя где на самом деле, созданы все условия для безопасной и комфортной езды без аварий, жертв и нарушений.
14.01.22, 09:04
Дмитрий, автор дальше большого города за рулем лично не выезжал ни разу.
Вся страна устлана однополосными междугородными дорогами, которые пестрят неграмотной разметкой сплошных и прерывистых линий. А рисуют их девочки-проектантки в автокаде, которые и дороги-то в глаза никогда не видели, к тому же, без учета рельефа местности.
Поэтому можно рофлить с разметки всего юга рф, где на спуске - сплошная, а в конце подъема - прерывистая.
Цитируя автора с сарказмом - да, в конце подъема можно без проблем обгонять, ага, спасибо.
01.01.22, 07:29
Встречка..... Что ж вы за обочечников молчите.
25.01.22, 13:13
Андрей, тут, скорее всего, ужесточение наказаний для снижения смертности на дорогах. Видимо обочечники по смертности не в топе.
01.01.22, 22:24
Морриган, скорость 300+ можно разрешить даже в городе, т.к. 10.1 ПДД требует от водителя учитывать погоду, состояние дороги и фазу луны при выборе скорости движения. Т.е. если по гололеду улететь на тротуар и убрать несколько человек, аргумент "ехал 60" не снимет претензии.
Знаки с ограничением скорости - это не про безопасность, а про пополнение бюджета.
03.01.22, 07:18
Морриган, с учетом поправок в УК трэк становится выгоднее гонок по дорогам общего пользования. Даже если его на сутки выкупить.
05.01.22, 19:56
Дмитрий, трек это про спорт. А им просто лупить в пол тапку интересно. Удовлетворение каких-то примитивных инстинктов.
03.01.22, 08:02
Виктория, вам стоит почитать наши правила: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/. Посмотрите пункты 4 и 6
07.01.22, 03:30
Как всегда,придумали закон не подумавши.Сначало хотя бы знаки нормально растовляли. Едешь 80 и вдруг 40. Так и будут отсчитывать от 40,60. Как всё наше законодательство,для "людей".
03.01.22, 01:03
Как бы ты правила не менял это не будет работать пока есть телефонное право и возможность дать взятку. Кто ездил и нарушал безнаказанно так и будет это делать.
Лично я не против ужесточения мер наказания за нарушения ПДД, но как всегда есть НО.
05.01.22, 19:54
Морриган, школьный курс математики и понятие средней скорости вам во многом прояснят ситуацию.
05.01.22, 19:55
Вероника, вы на глаз как 1 км определяете?
15.01.22, 08:31
Г, не получится так просто в тюрьму :) Чтобы судимость получить - придется регулярно и систематически кататься по встречке.
19.01.22, 04:28
Знаете что изменится на самом деле!? Сумма взяток и больше ничего. Надо быть дебилом чтоб ввести такое не поборов коррупцию сперва.
19.01.22, 16:16
ответьте кто нибудь, меня в октябре 2020 года лишили прав на год за повторное пересечение сплошной, в октябре 2021 я получил права обратно, сегодня 19.01.2022 мене снова написали протокол за пересечение сплошной, что мне будет???
19.01.22, 16:39
Денис, что именно будет - может только суд сказать.
19.01.22, 17:28
Дмитрий, а попадаю ли я под 264.2??
20.01.22, 01:31
Денис, в вашем конкретном случае - не попадаете. Закон обратной силы не имеет.
26.04.22, 23:22
Максим, на дороге мы отвечаем не только за себя, но и за других участников движения. Если на скорости 200 пробьёт колесо, или наехать на невовремя замеченную ветку на трасе, сорванную с дерева сильным ветром, можно потерять управление и сбить кого-то на встречке или на обочине. Чем выше скорость, тем машина менее контролируема в экстремальной ситуации.
20.06.22, 07:59
Здравстуйте. Я попал в дтп, делал разворот и в меня врезалась машина. Перед манёвром я видел этот авто до него было более 150метров , при манёвре я смотрел в левую помеху так как там стояли припаркованные машины и любая из них могла прийти в движение. Разрешённая скорость на всей этой дороге 60км/ч. плюс пешеходный переход после разворота тоест перед тем участником. Я полностью уверен в манёвре учитывая скоростной режим и особо опасный участок дороги(пешиходный переход). До него 150метров аврия через 4секунды, по расчёту определения скорости он ехал 135км/ч., и что инткресно за 5метров до столкновения он резко перестроился не тормазя с левого ряда в правый. Еслиб он летел по своей левой полосе без перестроения то дтп бы не было.