На матчи РПЛ больше не пускают без карты болельщика: как новые правила меняют футбол в России
С начала 2023 года попасть на игры российской Премьер-лиги можно только по паспорту болельщика.
Без документа нельзя купить билет или абонемент, пройти на территорию стадиона в день матча тоже не получится. В первой части чемпионата система Fan ID работала только на пяти аренах России, но с декабря 2022 года ее распространили на все клубы.
Первые матчи после зимнего перерыва побили антирекорды посещаемости: на некоторых стадионах так мало зрителей не было никогда. Рассказываем, как прошел первый тур РПЛ, на игры которого нельзя было попасть без Fan ID.
Что такое паспорт болельщика
Карта болельщика — электронный документ, необходимый для посещения спортивных соревнований. Его должны получить все зрители и участники мероприятия, в том числе дети до 14 лет.
Заявления на карты принимают через госуслуги и приложение «Карта болельщика» либо в МФЦ. При подаче онлайн сходить в МФЦ все равно придется — чтобы подтвердить личность. Подробнее о том, как получить Fan ID, мы писали в инструкции.
Как выглядел первый тур после зимы
Самой посещаемой игрой стала встреча «Зенита» и «Пари НН» в Санкт-Петербурге — посмотреть ее пришли 19,7 тысячи зрителей при вместимости стадиона в 68 тысяч. Этот результат в несколько раз превосходит показатели остальных матчей тура, но все равно стал одним из худших на «Газпром-арене». Так мало болельщиков на стадионе было только во время ограничений из-за COVID-19.
На игру «Факела» и «Химок» в Воронеже пришли 10 тысяч зрителей. Для воронежского клуба матч стал худшим по посещаемости в лиге. Ранее домашние матчи «Факела» собирали не менее 12 тысяч зрителей.
Матч «Краснодара» и «Торпедо» в Краснодаре посмотрели 7,9 тысячи человек. Болельщики жаловались на проблемы с проходом на стадион: работали только два турникета. Для сравнения: на игру краснодарской команды в Кубке России 28 февраля пришли 26 тысяч зрителей. Туда пускали без паспорта болельщика.
На матч «Спартака» и «Урала» в Москве пришли 4,2 тысячи человек. Так мало зрителей на домашней игре московского клуба не было с 18 сентября 2004 года. В текущем сезоне все матчи «Спартака» собирали не менее 10 тысяч болельщиков — несмотря на то, что из-за ограничений МВД лимит вместимости стадиона уменьшился до 15 тысяч мест, а активные фанаты бойкотируют все игры из-за Fan ID. К примеру, фанатские объединения не прерывали акцию даже ради финала Кубка России, который в итоге выиграл «Спартак», — хотя для него паспорт болельщика не требовался.
Вместе с матчем «Спартака» и «Урала» отметку в 5 тысяч зрителей не преодолели еще четыре игры тура: «Сочи» — ЦСКА, «Динамо» — «Крылья Советов», «Ростов» — «Локомотив», «Ахмат» — «Оренбург».
Если сравнить показатели 18-го тура лиги с допандемийным сезоном-2018/19, то разница становится очень заметной, посчитала «Бумага». Посещаемость матчей «Спартака» снизилась на 86%, «Ростова» — на 84%, «Краснодара» — на 68%, «Зенита» — на 59%.
Посещаемость стадионов РПЛ в 18-м туре и в сезоне-2018/19
Матч | Место | Посещаемость матча 18-го тура, тысячи | Средняя посещаемость в сезоне-2018/19, тысячи |
---|---|---|---|
«Зенит» — «Пари НН» | Санкт-Петербург | 19,7 | 31,3 |
«Факел» — «Химки» | Воронеж | 10,3 | — |
«Краснодар» — «Торпедо» | Краснодар | 7,9 | 20,9 |
«Ростов» — «Локомотив» | Ростов-на-Дону | 4,9 | 26,9 |
«Динамо» — «Крылья Советов» | Москва | 4,9 | 13,9 |
«Сочи» — ЦСКА | Сочи | 4,4 | — |
«Спартак» — «Урал» | Москва | 4,2 | 27,6 |
«Ахмат» — «Оренбург» | Грозный | 4,1 | 15,4 |
Посещаемость стадионов РПЛ в 18-м туре и в сезоне-2018/19
«Зенит» — «Пари НН» | |
Место | Санкт-Петербург |
Посещаемость матча 18-го тура, тысячи | 19,7 |
Средняя посещаемость в сезоне-2018/19, тысячи | 31,3 |
«Факел» — «Химки» | |
Место | Воронеж |
Посещаемость матча 18-го тура, тысячи | 10,3 |
Средняя посещаемость в сезоне-2018/19, тысячи | — |
«Краснодар» — «Торпедо» | |
Место | Краснодар |
Посещаемость матча 18-го тура, тысячи | 7,9 |
Средняя посещаемость в сезоне-2018/19, тысячи | 20,9 |
«Ростов» — «Локомотив» | |
Место | Ростов-на-Дону |
Посещаемость матча 18-го тура, тысячи | 4,9 |
Средняя посещаемость в сезоне-2018/19, тысячи | 26,9 |
«Динамо» — «Крылья Советов» | |
Место | Москва |
Посещаемость матча 18-го тура, тысячи | 4,9 |
Средняя посещаемость в сезоне-2018/19, тысячи | 13,9 |
«Сочи» — ЦСКА | |
Место | Сочи |
Посещаемость матча 18-го тура, тысячи | 4,4 |
Средняя посещаемость в сезоне-2018/19, тысячи | — |
«Спартак» — «Урал» | |
Место | Москва |
Посещаемость матча 18-го тура, тысячи | 4,2 |
Средняя посещаемость в сезоне-2018/19, тысячи | 27,6 |
«Ахмат» — «Оренбург» | |
Место | Грозный |
Посещаемость матча 18-го тура, тысячи | 4,1 |
Средняя посещаемость в сезоне-2018/19, тысячи | 15,4 |
Как клубы пытаются привлечь болельщиков на стадионы
Клубы российской Премьер-лиги придумывают разные способы, чтобы обеспечить посещаемость своих матчей. По данным источников портала «Чемпионат-ком», такой деятельности по привлечению ожидают в Минцифры. Приведем несколько примеров.
Билеты. «Зенит» снизил цены на билеты на первый матч после зимней паузы до 100—200 рублей и предлагал бесплатные напитки, закуски и шарфы на матче с «Пари НН».
Программы лояльности. ФК «Динамо» запустила новую программу лояльности «Динамика». Болельщики, оформившие Fan ID, получат сертификаты на 1923 ₽ — их можно потратить на покупку билетов и атрибутики.
Подарки. Клубы объявили о розыгрыше автомобилей: «Зенит» предлагает болельщикам попытаться выиграть Ладу Гранту, а «Химки» — черно-красную машину неназванной модели. За три месяца ставки выросли: в январе подмосковный клуб обещал болельщикам с Fan ID 20 эксклюзивных календарей и розыгрыш среди их обладателей. В числе призов назывались, например, билеты в вип-ложу.
Помощь с оформлением Fan ID. «Урал» в сотрудничестве с МФЦ организовал выездные сессии на предприятия — рабочие могли оформить документ прямо на заводах. В Петербурге временный центр выдачи паспортов болельщиков развернули у «Газпром-арены» в день матча с «Пари НН». Этим занимались более 80 сотрудников городских МФЦ.
Что говорят власти и клубы
Президент РПЛ Александр Алаев заявил, что лига сделает все возможное, чтобы увеличить число болельщиков на играх чемпионата. Матч «Спартака» и «Урала» он назвал «грустной картиной» и отметил, что посещаемость была «не такой, какой должна быть».
По данным источников «Спортс-ру», близким к командам РПЛ, в клубах смотрят на будущее пессимистично. «Спартак» и «Зенит» могут потерять до 400 млн рублей за сезон, всего потери клубов лиги могут достичь 1,5 млрд рублей, подсчитало издание.
Российские клубы беспокоятся и из-за некоторых нерешенных проблем, связанных с работой системы Fan ID. Например, теперь в музей «Спартака» в дни матчей не пускают людей без паспортов болельщика: по закону им нельзя проходить на территорию стадиона.
Непонятно, что будет с клубами ФНЛ, которые по итогам сезона выйдут в РПЛ: переоборудовать стадионы и тестировать системы им придется практически за два месяца.
В Госдуме цифры посещаемости привели к небольшой дискуссии среди депутатов. Виталий Милонов пообещал направить премьер-министру РФ Михаилу Мишустину предложение приостановить систему Fan ID, а Николай Валуев заявил, что отменять закон не будут. Сергей Обухов напомнил, что уже разработал законопроект об отмене Fan ID, и назвал сложившуюся систему «позорищем». Следует отметить, что документ внесли в Госдуму еще летом 2022 года — с тех пор он находится «на рассмотрении».
По данным Минцифры, карту болельщика оформили 450 тысяч человек. В ноябре 2022 года — перед зимней паузой — число выпущенных документов составляло 300 тысяч. В Москве карту получили только 46 тысяч человек, а в Санкт-Петербурге — 29 тысяч.
Как система Fan ID работала в первом круге
Систему паспортов болельщика ввели еще летом 2022 года, но до декабря она работала только на пяти стадионах России: в Самаре, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Сочи.
Издание «Спортс-ру» сообщило, что за первые восемь туров посещаемость этих арен упала катастрофически. По сравнению с сезоном-2018/19 в среднем число людей на стадионах снизилось в четыре раза.
К примеру, посещаемость «Ростова» за четыре года упала с 30 до 6,6 тысячи человек, «Урала» — с 15,7 до 4,3 тысячи, «Крыльев Советов» — с 22,5 до 5,6 тысячи. На матчи клуба из Екатеринбурга так мало болельщиков не ходило с сезона-2010, тогда команда еще играла в Первой лиге.
В первой части сезона-2022/23 посещаемость матчей РПЛ была невысокой в том числе из-за массового бойкота — так болельщики клубов выражали несогласие с системой Fan ID. К акции присоединились все фанатские движения, кроме «Ахмата».
Спортивные сюжеты и материалы для тех, кто любит спорт во всех его проявлениях, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_sportik