1 сентября 2024 года вступили в силу новые правила видеофиксации нарушений ПДД: что изменилось
С 1 сентября 2024 года вступили в силу поправки в закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности».
Они изменили порядок установки на дорогах автоматических камер, фиксирующих нарушения ПДД.
Поправки приняли еще в 2023 году, но вступление в силу отложили, чтобы владельцы дорог и местные власти успели привести средства видеофиксации и дорожные знаки в соответствие нормам закона. Если где-то не успели этого сделать, водитель сможет обжаловать штраф.
Расскажу, как это теперь работает.
Что осталось как раньше
Новый закон не вносит изменений ни в КоАП РФ, ни в правила дорожного движения. Как и прежде, штрафы за нарушения, зафиксированные видеокамерой, будут приходить владельцу автомобиля — независимо от того, кто был за рулем. И по-прежнему он сможет обжаловать штраф — если докажет, что за рулем был другой человек.
Каких камер касаются изменения
Изменения касаются автоматических камер на автомобильных дорогах и улицах. Неважно, записывают они нарушения или только делают фотографию, стационарные они или на треноге. Если камера предназначена для фиксации нарушений, на нее распространяются правила из закона.
Исключение — камеры в патрульных машинах ГИБДД. Они тоже могут фиксировать нарушения, но порядок их использования регулируют другие нормативные акты.
Что изменилось
У каждой камеры должен быть сертификат и действующее свидетельство о метрологической поверке. Нет сертификата и свидетельства — нет оснований для штрафа, его можно обжаловать. Требовать сертификаты и свидетельства может суд — при рассмотрении жалобы.
Решение об установке стационарной камеры могут принять и владелец дороги, и власти региона, по территории которого она проходит. Им придется согласовать это решение друг с другом. Если стороны не договорятся, камеру не установят.
Если власти и владелец дороги договорились, решение нужно согласовать с ГИБДД. Стационарные камеры видеофиксации, которые водители часто называют камерами ГИБДД, принадлежат местным властям. ГИБДД владеет только камерами в патрульных автомобилях. Но на них требования нового закона не распространяются.
Принимать решение об отключении, неприменении или демонтаже стационарных камер могут владелец дороги, региональные власти или территориальное подразделение ГИБДД. Власти региона и владелец дороги должны договориться и принять решение об отключении или демонтаже. ГИБДД согласование не нужно — достаточно уведомить местные власти и владельца дороги в течение пяти рабочих дней.
Определены полномочия местных властей. Вот они:
- Финансировать все расходы, связанные с содержанием видеокамер. Источник денег — региональный бюджет, в который поступают штрафы за правонарушения, зафиксированные на камеры. И неважно, кому принадлежит дорога. Владелец вправе установить камеру автоматической фиксации нарушений за свой счет. Но тогда он обязан передать ее местным властям, которые после этого будут нести все расходы по ее обслуживанию. Условный ИП Иванов больше не может взять камеру в аренду у мэрии, поставить ее у обочины и получать за это процент от штрафов.
- Передавать в ГИБДД информацию о нарушениях, полученную с камер.
- Финансировать все расходы, связанные с обработкой и рассылкой материалов по делам об административных правонарушениях, зафиксированных камерой, а также почтовые расходы, связанные с рассмотрением жалоб по зафиксированным на камеры нарушениям. Не имеет значения, кому принадлежит дорога. Если она частная, принадлежит дачному обществу или жильцам многоквартирного дома — у них нет обязанностей по рассылке.
Информацию о размещении камер публикуют в интернете. Это касается как стационарных, так и мобильных видеокамер. Региональные власти обязаны сообщать в ГИБДД, где стоят камеры. ГИБДД, в свою очередь, размещает всю эту информацию на своем сайте.
Определены места, где можно устанавливать видеокамеры. Вот они:
- Дороги с выделенной полосой для движения маршрутных транспортных средств — камера должна фиксировать нарушения именно на этой полосе.
- Аварийно-опасные участки дорог.
- Перекрестки, на которых в течение года произошло четыре и более ДТП с материальным ущербом, или два ДТП одного вида, например из-за проезда под один и тот же запрещающий знак, или четыре ДТП, в которых погибли или ранены люди.
- Автоматические пункты весового и габаритного контроля.
- Места, где строят, реконструируют или ремонтируют дороги. Либо места других работ, при которых надо вводить временные ограничения или перекрывать движение по дороге.
- Пешеходные переходы.
- Места, где запрещена стоянка или остановка транспортных средств.
- Перекрестки.
- Объекты государственного или муниципального контроля. Например, железнодорожные переезды, линии электрического транспорта, дорожные сооружения, элементы обустройства.
Список исчерпывающий. Чиновник не может установить камеру у своего дома — если, конечно, к этой улице не подходит любое из условий, перечисленных в списке.
Определены условия размещения видеокамер. Они должны быть обозначены знаками. Зона контроля видеокамер обязана начинаться через 150—300 метров после дорожного знака, указывающего на место их установки. Если камера стоит в населенном пункте, зона ее контроля должна начинаться минимум через 100 метров от дорожного знака, обозначающего начало населенного пункта.
У зон контроля при фиксации одних и тех же видов нарушений ПДД не должно быть общих контролируемых участков — так можно избежать двух штрафов за одно нарушение.
Нельзя произвольно перемещать камеры. Даже если камера мобильная, для нее должно быть определено место, зафиксированное на сайте ГИБДД.
Ранее установленные камеры должны соответствовать новым требованиям. Если к 1 сентября этого не успели сделать, придется либо снять камеры, либо привести их в соответствие с законом. Исключение — камеры, установленные на железнодорожных переездах.
Если камера установлена с нарушениями — это основание, по которому водитель может обжаловать штраф за зафиксированный ею проступок.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil