1 сентября 2024 года вступили в силу новые правила видеофиксации нарушений ПДД: что изменилось

И по каким правилам теперь будут устанавливать видеокамеры на дорогах
50
1 сентября 2024 года вступили в силу новые правила видеофиксации нарушений ПДД: что изменилось
Аватар автора

Дмитрий Сергеев

разобрался с камерами видеофиксации

Страница автора

Они изменили порядок установки на дорогах автоматических камер, фиксирующих нарушения ПДД.

Поправки приняли еще в 2023 году, но вступление в силу отложили, чтобы владельцы дорог и местные власти успели привести средства видеофиксации и дорожные знаки в соответствие нормам закона. Если где-то не успели этого сделать, водитель сможет обжаловать штраф.

Расскажу, как это теперь работает.

Что осталось как раньше

Новый закон не вносит изменений ни в КоАП РФ, ни в правила дорожного движения. Как и прежде, штрафы за нарушения, зафиксированные видеокамерой, будут приходить владельцу автомобиля — независимо от того, кто был за рулем. И по-прежнему он сможет обжаловать штраф — если докажет, что за рулем был другой человек.

Каких камер касаются изменения

Изменения касаются автоматических камер на автомобильных дорогах и улицах. Неважно, записывают они нарушения или только делают фотографию, стационарные они или на треноге. Если камера предназначена для фиксации нарушений, на нее распространяются правила из закона.

Исключение — камеры в патрульных машинах ГИБДД. Они тоже могут фиксировать нарушения, но порядок их использования регулируют другие нормативные акты.

Что изменилось

У каждой камеры должен быть сертификат и действующее свидетельство о метрологической поверке. Нет сертификата и свидетельства — нет оснований для штрафа, его можно обжаловать. Требовать сертификаты и свидетельства может суд — при рассмотрении жалобы.

Решение об установке стационарной камеры могут принять и владелец дороги, и власти региона, по территории которого она проходит. Им придется согласовать это решение друг с другом. Если стороны не договорятся, камеру не установят.

Если власти и владелец дороги договорились, решение нужно согласовать с ГИБДД. Стационарные камеры видеофиксации, которые водители часто называют камерами ГИБДД, принадлежат местным властям. ГИБДД владеет только камерами в патрульных автомобилях. Но на них требования нового закона не распространяются.

Принимать решение об отключении, неприменении или демонтаже стационарных камер могут владелец дороги, региональные власти или территориальное подразделение ГИБДД. Власти региона и владелец дороги должны договориться и принять решение об отключении или демонтаже. ГИБДД согласование не нужно — достаточно уведомить местные власти и владельца дороги в течение пяти рабочих дней.

Определены полномочия местных властей. Вот они:

  1. Финансировать все расходы, связанные с содержанием видеокамер. Источник денег — региональный бюджет, в который поступают штрафы за правонарушения, зафиксированные на камеры. И неважно, кому принадлежит дорога. Владелец вправе установить камеру автоматической фиксации нарушений за свой счет. Но тогда он обязан передать ее местным властям, которые после этого будут нести все расходы по ее обслуживанию. Условный ИП Иванов больше не может взять камеру в аренду у мэрии, поставить ее у обочины и получать за это процент от штрафов.
  2. Передавать в ГИБДД информацию о нарушениях, полученную с камер.
  3. Финансировать все расходы, связанные с обработкой и рассылкой материалов по делам об административных правонарушениях, зафиксированных камерой, а также почтовые расходы, связанные с рассмотрением жалоб по зафиксированным на камеры нарушениям. Не имеет значения, кому принадлежит дорога. Если она частная, принадлежит дачному обществу или жильцам многоквартирного дома — у них нет обязанностей по рассылке.

Информацию о размещении камер публикуют в интернете. Это касается как стационарных, так и мобильных видеокамер. Региональные власти обязаны сообщать в ГИБДД, где стоят камеры. ГИБДД, в свою очередь, размещает всю эту информацию на своем сайте.

Водитель сможет сравнить информацию из постановления об административном правонарушении с информацией на сайте ГИБДД. Если камера там не указана, постановление можно обжаловать
Водитель сможет сравнить информацию из постановления об административном правонарушении с информацией на сайте ГИБДД. Если камера там не указана, постановление можно обжаловать

Определены места, где можно устанавливать видеокамеры. Вот они:

  1. Дороги с выделенной полосой для движения маршрутных транспортных средств — камера должна фиксировать нарушения именно на этой полосе.
  2. Аварийно-опасные участки дорог.
  3. Перекрестки, на которых в течение года произошло четыре и более ДТП с материальным ущербом, или два ДТП одного вида, например из-за проезда под один и тот же запрещающий знак, или четыре ДТП, в которых погибли или ранены люди.
  4. Автоматические пункты весового и габаритного контроля.
  5. Места, где строят, реконструируют или ремонтируют дороги. Либо места других работ, при которых надо вводить временные ограничения или перекрывать движение по дороге.
  6. Пешеходные переходы.
  7. Места, где запрещена стоянка или остановка транспортных средств.
  8. Перекрестки.
  9. Объекты государственного или муниципального контроля. Например, железнодорожные переезды, линии электрического транспорта, дорожные сооружения, элементы обустройства.

Список исчерпывающий. Чиновник не может установить камеру у своего дома — если, конечно, к этой улице не подходит любое из условий, перечисленных в списке.

Определены условия размещения видеокамер. Они должны быть обозначены знаками. Зона контроля видеокамер обязана начинаться через 150—300 метров после дорожного знака, указывающего на место их установки. Если камера стоит в населенном пункте, зона ее контроля должна начинаться минимум через 100 метров от дорожного знака, обозначающего начало населенного пункта.

У зон контроля при фиксации одних и тех же видов нарушений ПДД не должно быть общих контролируемых участков — так можно избежать двух штрафов за одно нарушение.

Нельзя произвольно перемещать камеры. Даже если камера мобильная, для нее должно быть определено место, зафиксированное на сайте ГИБДД.

Ранее установленные камеры должны соответствовать новым требованиям. Если к 1 сентября этого не успели сделать, придется либо снять камеры, либо привести их в соответствие с законом. Исключение — камеры, установленные на железнодорожных переездах.

Если камера установлена с нарушениями — это основание, по которому водитель может обжаловать штраф за зафиксированный ею проступок.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Дмитрий СергеевЧто вы бы предложили поменять в правилах видеофиксации правонарушений?
  • ПОЖИЛАЯ РАКЕТАAlex, не согласен. Например знак с камерой или предупреждение в навигаторе заставят меня снизить скорость, однако же если информации о камере не будет, я просто проеду с нарушением и все равно получу штраф. От этого выиграет только бюджет.10
  • Дмитрий СергеевAlex, логка тут простая: человек должен быть в курсе, что он нарушает ПДД. Его стараются извещать всеми возможными способами. Штраф только для тех, кто на эти извещения не обращает внимания.22
  • Дмитрий СергеевAlex, это во всех городах РФ. Мы рассказывали про это в одной из статей - https://journal.tinkoff.ru/news/camera-alert/ В городах - знак только на въезде в город, отдельно каждую камеру не обозначают. Но вне населенных пунктов - каждая камера должна быть обозначена отдельным знаком.8
  • Егор КраегонскийAlex, камеры без предупреждения — это мера не для предотвращения нарушений, а для сбора денег без предотвращения.8
  • ПОЖИЛАЯ РАКЕТАAlex, 10 к слишком много. Это может быть треть чьего либо дохода. Лишить человека трети дохода из-за нарушения скорости это чересчур. Штраф должен быть соизмерим с тяжестью проступка, если жестить, то можно сделать только хуже.7
  • Юрий МельниковКамеры устанавливать только с той стороны дороги что иконтролируемая полоса движения. Камера всегда справа, а не со встречной обочины выглядывает.2
  • Дмитрий безфамилииЕгор, так вон обочечники едут по обочине, перед камерой залезают в ряд, а проезжая камеру опять едут по обочине. В том то и спор, что подход популистический, и сейчас камера используется, как "искусственная неровность" - вот здесь надо снизить скорость и не нарушать. А альтернативное применение камер это создание ощущения постоянного контроля, наказание может последовать за нарушение в любом месте и всегда надо ездить соблюдая правила. Камера может быть где угодно, а еще любой автомобиль в потоке может быть скрытой патрульным автомобилем полиции. Но проблема государства с отсутствием института независимых судей, в том что проблему отсутствие суда оно пытается решить бюрократией и правилами. В итоге получается то, что получается. У кого меньше морали и нравственности, тот плевал на правила, и живет получая больше возможностей.4
  • Андрей БелогубовЛелик, люди отсидев 10 лет попадают в тюрьму. Поэтому такой себе аргумент4
  • Алина АлининаПОЖИЛАЯ, Мне тоже кажется, что если бы штраф был такой, что страшно было бы лишиться этой суммы, то нарушений было бы намного меньше - 100 раз подумаешь прежде чем на газ нажать. И смысл не в том, что сумма штрафа должна соответствовать нарушению, а что нарушать ну вообще нельзя и никак иначе. Это моё субъективное мнение2
  • МаксимПункт 3 — частный случай пункта 81
  • Константин ВитальевЛучше бы принимали записи с видеорегистраторов в машинах за определенные нарушения: езда по обочине, перестроения без включенных поворотников, парковка вторым рядом или перегораживает проезда (таксисты уже достали), выбрасывание мусора из окон авто и прочие, где достаточно короткого 5-10 секундного видео и указания локации.24
  • ПОЖИЛАЯ РАКЕТАЛелик, потенциально такая мера может лишить человека средств к существованию, человеку голодать из-за штрафа за превышение скорости? Такие драконовские меры вызовут только негатив, человек в такую систему не захочешь платить налоги, выполнять свои обязательства, штрафы никто платить не будет, что бы с карты приставы не списали будут работать в серую, соответственно налоги платить тоже не станут, ну и самое страшное на митинг может пойти. Такой штраф не повысит сознательность, да и наполнение бюджета тоже. Машины будут снимать с учета, что бы штрафы не приходили, ездить на абхазских/армянских или еще каких номерах и тд и тп. Нужно держать середочку в этом вопросе, жестить не стоит. Так что ваша логика 10 к заплатит и запомнит попросту глупая.4
  • Алина АлининаПОЖИЛАЯ, А если есть информация - "Машину не парковать, штраф 100 000"? Вы будете её парковать? Нет, вы скорее всего посмотрите на это место и пойдёте искать другую парковку. Так и тут - превышение скорости н-сумма, захотите ли вы превышать? Дело не в том, что бы лишить денег для существования, а в том, чтобы сделать так, чтобы и мысли не было о нарушениях потому что потом сильно больно кошельку будет (я бы конечно сказала ещё что то про мораль/карму/божий суд и тд, но все боятся только денежного штрафа).0
  • ПОЖИЛАЯ РАКЕТААлина, вы автомобиль водите? Далеко не все нарушения совершаются из-за того, что человек злодей. Я вчера оплатил штраф за скорость 72км/ч, я знал о камере так как это привычный маршрут, но просто был невнимателен и получил справедливый штраф. Камеры на разметку отдельная тема, я даже пытался судиться как-то. Съезжал в другую полосу по прерывистой разметке, задел колесом сплошную, получил штраф за нарушение разметки 1.5 тыс. Ок, оплатил, но мне и пришел второй штраф поему-то за движение по полосе для общественного транспорта(полоса для общественного начиналась с сплошной полосы, которую колесом задел). Итого штраф 4.5 тыс. просто за невнимательность и полнейшую ерунду, я не злостный нарушитель и не специально пытался сократить себе путь. Конечно 20 тыс. я бы ни за что не стал платить. Как ни стали бы и многие. При текущей системе я знаю людей, который копят 50+ тыс. долгов по штрафам. Не сумма дисциплинирует совсем, этим людям плевать 50, 100 или 150 долг висит.3
  • Алёна Игоревна7
  • Туманный туманAndrey, вентилятор может крутиться в другую сторону. Что сказать то хотел?4
  • Иван СамаринДмитрий, тут другая логика работает - согласно вашей позиции, человек должен быть в курсе, что его нарушение ПДД может быть обнаружено. Для того, что бы узнать, что он нарушает ПДД человек заранее проходит обучение в школе вождения а потом следит за дорожной обстановкой. Кроме того, очень эффективно голосовыми напоминаниями помогает информационная система электронных навигаторов.1
  • Сергей БорисовГде список камер прошедших поверку?2
  • Станислав ЯровКонстантин, принимают, штрафуют! Если отказывают, то жалобу нужно писать.3
  • Станислав ЯровНеужели камеры из способа поборов станет способом повышения безопасности дорожного движения?3
  • Николайдобрый день. на какой срок устанавливают камеры? если произошло снижение аварийности на этом участке...1
  • Гуля КунцевичНе разрешать ИП и всяким коммерческим организациям устанавливать камеры. Установить регламент через сколько км должна стоять видеокамеры. Пример: Киевское и Красносельское шоссе Лен.области в населенном пункте расстоянием 300м перед знаком и после стоят светофоры, стоит коммерческая видеофиксация, далее через 500м государственная на 60 через пять метров на 30 и через 5 метров опять на 90. На Киевском шоссе частенько на автозаправке стоит коммерческая и фиксирует, хотя через 1км стоит гос. видеофиксация. На съезд с Киевского на Красносельское шоссе (нет населенного пункта) стоит знак 70, через 5 метров 50 и через 5 метров 40. Издевательство. Вообще помогайте водителям, а не ужесточайте такими частыми установками видеофиксаций. Такое впечатление, чтобы пополнить бюджет чиновники идут на все. И я думаю, что это нужно прописать в правилах. Народ на пределе.2
  • Михаил ФетискинВообще убрать принятые изменения. Действующего законодательства вполне достаточно, чтобы регламентировать работу камер0
  • Александр АфтентьевДемонтировать 95% камер, тк это просто поборы, ничего не имеющие общего с безопасностью дорожного движения1
  • user3194059Решения об установке камер видеофиксации на скорость на сквозных проездах через жилые зоны отсутствуют? Авто превышают скорость 20 км в час безнаказанно? Опять говорильня, согласования - никто в Москве не контролирует пдд в жилых зонах?? Законы есть, никто не соблюдает, кивают друг на друга! Надоело!!!!1
  • Владимир РодионовНа фотографии автомобиля превышающего разрешенную скорость и зафиксированного камерой автоматической фиксации указывать величину реальной скорости в момент нарушения а также модель камеры автоматического контроля скорости.0
  • Г ХАлёна, это все могут говорить только те, кто не обращает внимания, сколько знаков "40" на ровной дороге, а сколько необоснованных "50" - на платных4
  • Г ХМихаил, так а изменения эти ни о чем.1
  • user3318030У меня вопрос - если перед камерой не будет табличка о том что ведётся наблюдение камерами- будет ли это является нарушением и можно ли будет обжаловать это в ГАИ?0
  • Константин Витальевuser3313093дим, да да. Каждое утро таких торопыг десятки или сотни. А остальные ни куда не спешат, на работу им не надо, домой тоже не надо, на встречи не надо. Всё из-за такого хамла, которое считает, что ему нужнее. Спешишь? Просыпайся раньше на 15 минут.4
  • nvnikiforova80увеличить допустимое ограничение скорости, часто на пустых участках она необоснованно занижена, и непонятно зачем.0
  • Иван ИвановУбрать с дорог общего пользования частные треноги камеры спрятанные в железном коробе . это просто отмыв денежных средств с водителя.0
  • Иван ИвановКонстантин, эта для них не интересна тема .0
  • Константин ВитальевСтанислав, пробовал несколько раз писать - в пустоту. Бегать по инстанциям и права качать у работающего человека с семьёй времени нет.0
  • Владимир ДенисенкоА вот по трассе Пенза - Тамбов - Саратов стоит бесчисленное количество мобильных камер фиксации скорости без каких либо предупреждающих знаков с обеих сторон дороги и штампуют они эти штрафы без зазрения совести. В этом году сам убедился. И почему я должен обжаловать то что незаконно неся финансовые потери, почему те же органы гибодд этого не делают ведь они как никто другой знают что камера установлена с нарушением, или кто то должен за этим следить, а не мы бегать по судам доказывая что прав, а суды зачастую из за нехватки времени просто с этим не разбираются вынося постановления об админ нарушениях.0
  • Рэмuser5955122Здравствуйте. Если перемещение включенном режиме мобильных камер запрещено то почему по дороге ездит автомобили с установленной камерой в салоне автомобиля и фиксирует нарушение скоростного режима на ходу?0
Вот что еще мы писали по этой теме