Новые японские санкции против автомобильного рынка: какими будут последствия
С 9 августа начали действовать новые правила экспорта машин из Японии в Россию, запрещающие, кроме прочего, ввозить машины с объемом двигателя более 1,9 литра, электромобили, гибриды, вэны и грузопассажирские автомобили.
Рассказываем о новых японских автомобильных санкциях, а также об их влиянии на экономику России и Японии.
Какие санкции ввела Япония
В апреле 2022 года Япония уже вводила санкции в отношении автомобильного экспорта: тогда в Россию запретили ввозить новые машины премиум-класса стоимостью более 6 млн иен — то есть примерно 43 тысячи долларов. В июне 2022 года к этим ограничениям Япония добавила запрет на экспорт грузовиков, самосвалов и бульдозеров.
С 9 августа 2023 года в Россию нельзя будет ввозить как новые, так и подержанные машины с объемом двигателя более 1,9 литра, а также электрокары и гибридные автомобили и шины для крупной транспортной техники. Под запрет, по информации автотрейдеров, также попали вэны и грузопассажирские автомобили.
Похожие ограничения ввел и Евросоюз в июне 2023 года в рамках 11-го пакета санкций против РФ.
Всего в список запрещенной к экспорту в РФ продукции японское правительство добавило 758 наименований — и там не только машины, но и различные волокна и трубки, гипс, цемент, продукция химической промышленности, яхты и спортивные суда и многое другое.
По оценке японского правительства, новые запреты затронут 20% японского экспорта в Россию в стоимостном выражении по состоянию на 2021 год. В 2021 году Япония экспортировала в РФ товаров почти на 8 млрд долларов, то есть новые запреты сократят экспорт на 1,598 млрд долларов. Это примерно треть от экспорта Японии в РФ в 2022 году.
Как это отразится на российском автомобильном рынке
По состоянию на 2021 год в России зарегистрировано 4 млн автомобилей с правым рулем — 7,6% от всего автомобильного рынка страны. Больше всего их в Дальневосточном федеральном округе — три четверти автопарка. Дальше идет Сибирский федеральный округ — там правый руль у каждой четвертой машины. Маловероятно, что люди откажутся от таких машин: здесь на них ездят более 30 лет. Есть два варианта развития событий.
Обход санкций. Обе стороны — Россия и Япония — найдут способ переправлять машины через третьи страны. Автотрейдеры говорят об этом достаточно давно: среди вариантов — Южная Корея, Малайзия, Китай и даже Монголия. Если это получится, люди по-прежнему смогут покупать какие угодно праворульные машины, но им придется дольше ждать и больше платить.
Соблюдение санкций. Японское правительство будет жестко пресекать все попытки японских автотрейдеров обойти санкции. Трейдеры будут рады отправить электрокар или минивэн через другую страну — но ничего не смогут поделать. Покупателям придется соблюдать санкции и обращать внимание только на автомобили, не подпадающие под ограничения, — в том числе на непопулярные ранее варианты. Их цена на японских аукционах существенно вырастет, а на машины, что в санкционном списке, — упадет.
В любом случае ситуация коснется многих жителей Дальнего Востока. Вот кто может пострадать:
- Брокеры, которые помогают с таможенным оформлением машин.
- Железнодорожники и водители автовозов, занятые в их транспортировке.
- Банкиры, которые зарабатывают на переводах денег в Японию.
- Работники гостиниц, общепита и инфраструктуры, которая обслуживает перегонщиков и тех, кто приехал за машиной сам.
Что будет с импортом из Японии
На автомобильный рынок России повлияет утилизационный сбор. Автотрейдеры с 1 августа не могут покупать машины с пробегом для перепродажи. Все, что им остается, — возить машины на заказ под конкретного клиента. Еще один вариант — включить утильсбор в конечную стоимость автомобиля, так тоже можно.
Среднестатистический потребитель тоже почувствует дискомфорт, но это вряд ли скажется на его желании купить трехлетний гибридный Lexus GS350 или Toyota Alphard — само собой, в околоидеальном состоянии. И в целом в России вряд ли будет меньше машин с правым рулем.
Есть надежда, что все наладится, но срок доставки и затраты на логистику и оформление вырастут. Покупатель в России, как мне кажется, будет тратить на 10—20% больше, чем потратил бы без санкций.
Ожидаю, что ситуация стабилизируется примерно через месяц-два. За это время автотрейдерам по обе стороны границы предстоит отладить работу и понять, как доставлять в Россию санкционные автомобили. Самый очевидный — везти машины через Южную Корею, Китай или Малайзию. Жители Владивостока, Хабаровска и множества других городов за Уралом не планируют и вряд ли будут пересаживаться на машины из КНР. Япония не хочет терять прибыль и тоже найдет выход.
Цены на аукционах поменялись уже сейчас, когда предложения по моделям сократились. Вместе с тем рубль слабеет по отношению к евро и доллару, поэтому доступные для покупателей машины будут дорожать, и пока непонятно, когда это прекратится.
На рынке «Зеленый угол» во Владивостоке продали даже те автомобили, которые долгое время оставались невостребованными. Запрет сыграл на руку тем, кто долгое время не мог продать неликвидные автомобили. Совсем скоро их стоит ожидать на авторынках, «Авито», «Авто-ру» и «Дром-ру». Цены на рынках и электронных площадках растут — и гораздо быстрее, чем росли бы из-за курса валют.
Как новые санкции могут повлиять на экономику Японии
Экспорт Японии в Россию в 2022 году составил 4,61 млрд долларов. 59% стоимости этого экспорта, то есть 2,773 млрд долларов, составляют автомобили и комплектующие. Много это или мало в масштабах всего японского экспорта?
В 2022 году Япония экспортировала пассажирских автомобилей на сумму 11,38 трлн иен. По курсу на 1 августа 2023 года это примерно 80 млрд долларов. То есть на Россию приходится примерно 3,5% автомобильного экспорта Японии. Это не слишком много, но и не мало — особенно с учетом общего положения японской экономики, которая чувствует себя не очень хорошо.
У Японии отрицательный торговый баланс — то есть импортирует она товаров на сумму большую, чем экспортирует. Инфляция в этой стране растет быстрее прогнозов: в июле, за вычетом еды и энергии, она выросла до 4% против прогнозного уровня в 3,7%. Иностранные инвесторы снижают инвестиции в японский госдолг, что дополнительно снижает спрос на японскую валюту. При этом промышленные показатели — в частности, само производство и уровень заказов машиностроительного оборудования — показывают снижение. Налоговые поступления в японский бюджет снижаются.
В общем, с точки зрения японского правительства отказываться от российских импортеров, обеспечивающих спрос на японскую продукцию и иену, в данных обстоятельствах будет расточительно.
Самим производителям тоже особой радости нет: в стране и так сильно растут зарплаты из-за нехватки рабочей силы, так что ограничения на экспорт товаров для российского рынка, каким бы маленьким этот рынок ни был, это не очень хорошая новость для японских компаний в сложившихся обстоятельствах.
В 2021 году Япония экспортировала 1,22 млн машин, и Россия была крупнейшим импортером — на нее пришлось 13,27%. Следом шли ОАЭ с 10,9%, Новая Зеландия с 8,52% и Чили с 7,21%.
За первые 10 месяцев 2022 года Япония экспортировала чуть больше 836 тысяч автомобилей с пробегом — и доля России была уже 19,48%, а доля ОАЭ — 13,66%.
В 2022 году Япония экспортировала в Россию 204 тысячи машин с пробегом на сумму около 250 млрд иен — примерно 1,8 млрд долларов. Это составляло 26% общих доходов Японии от экспорта автомобилей с пробегом.
Почему в Японии так часто меняют машины
Средняя зарплата в Японии по состоянию на 1 августа 2023 года — 545 тысяч иен (3818 $). Самая популярная машина — Toyota Yaris, стоит 1,47—2,35 млн иен (10 022—16 388 $) в зависимости от комплектации, то есть 3—5 средних зарплат. «Представьте, как часто бы вы меняли машину, если бы в России можно было бы купить небольшую, но комфортную и современную машину за 280 000—350 000 ₽», — говорит автотрейдер Дмитрий Коваленко.
При этом в стране действуют очень жесткие правила для автомобилистов — приходится платить много налогов и сборов. Например, разовый потребительский налог в диапазоне 5—8% от стоимости машины, ежегодный тоннажный налог — 4100 иен (28,5 $) за каждую тонну веса машины, ежегодный налог на двигатель на авто с объемом двигателя менее 1000 см³ — минимум 29 500 иен (205 $), и он растет вместе с объемом двигателя.
Но одна из самых значительных статей расходов — это сякен, очень тщательный техосмотр. Новый автомобиль обследовать не нужно — впервые инспекцию проходят через три года, платят за это 1000—2000 $, и так каждые 2 года, пока машине не исполнится 10 лет. Дальше — раз в год. Не так страшен сякен, как его результаты: если найдут неисправности, придется их устранять, это тоже дорого.
«Техосмотр очень строгий, поэтому на дорогах Японии нет неисправных машин. Это одна из причин, по которой машины с японского рынка так ценятся у нас», — добавляет Коваленко.
Что в итоге
Российские закупщики постарались подготовиться к новым ограничениям настолько, насколько возможно: в июле 2023 года, то есть незадолго до введения запретов, экспорт машин из Японии в РФ вырос на 84% по сравнению с июлем 2022 года — в минувшем июле российские импортеры ввезли в РФ 33,192 тысячи транспортных средств.
И как оказалось, импортеры не зря старались: после 9 августа ввоз автомобилей из Японии в РФ резко снизился — в первую неделю после введения новых японских санкций количество оформленных на владивостокской таможне машин упало на 57%.
Какие прогнозы развития ситуации мы можем сделать сейчас на основании того, что узнали?
- От новых санкций страдают обе стороны. В России больше проблем у тех, кто возит машины для перепродажи. Но дело не в запретах, а в утильсборе.
- Рынок сильно изменится. Немало бизнесменов начнет работать с конкретным заказчиком.
- Японские автобизнесмены будут искать способы вернуть свои позиции. Как — покажут ближайшие пара месяцев.
- Машины с правым рулем останутся. Каким будет доступный для покупателя в России модельный ряд, увидим.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil