Банки «Яндекса», Ozon и Wildberries заняли 40% рынка электронных денег

В РФ он превышает 4 трлн рублей
21
Банки «Яндекса», Ozon и Wildberries заняли 40% рынка электронных денег
Аватар автора

Яна Ломакина

следит за новостями

Страница автора

Доля банков крупных технологических компаний на рынке электронных платежей в России выросла в 20 раз за три года.

Об этом рассказала первый заместитель председателя Центробанка Ольга Скоробогатова. Сейчас на банки, принадлежащие «Яндексу», Ozon и Wildberries, приходится 40% расчетов электронными деньгами. Еще три года назад их доля составляла 2%. Скоробогатова отметила, что такая динамика «меняет наш платежный ландшафт».

Маркетплейсы начали развивать собственные финтех-сервисы в 2021 году, когда практически синхронно приобрели себе небольшие российские банки. Внедрение собственных платежных сервисов позволяет площадкам экономить миллиарды рублей на банковском эквайринге, а также зарабатывать на классических банковских услугах.

Чтобы привлечь в новые сервисы клиентов, маркетплейсы начали предлагать своим пользователям скидки при оплате товаров электронно через дочерний банк. Такая практика вызвала обеспокоенность традиционных банков. Они стали привлекать внимание регулятора к растущему влиянию маркетплейсов в финансовом секторе и методам их экспансии.

Например, в июне 2024 года глава «Альфа-банка» Владимир Верхошинский назвал конкуренцию с такими компаниями несправедливой и отметил, что значительное число клиентов «Ozon банка» предпочитают его только из-за возможности покупать товары на маркетплейсе по его карте со скидкой. В ответ директор Ozon Сергей Беляков рассказал, что около 40% клиентов «Ozon Банка» тратят деньги за пределами торговой площадки, а все крупные классические банки предлагают скидки и кэшбэк.

В то же время глава Сбербанка Герман Греф высказался о конкуренции в финтехе более оптимистично. «Я двумя руками за то, чтобы они [маркетплейсы] развивались и мучили нас своей скоростью и инновационностью, придавали нам стимул для развития. <…> В России, в общем, банки не проспали этот момент времени, в отличие от Китая, где банки потеряли транзакционный бизнес», — сказал он. Греф отметил, что сейчас в Китае 65% транзакций совершается небанковскими игроками.

По данным ЦБ, в 2023 году объем операций с использованием электронных средств платежа для перевода электронных денег превысил 4,3 трлн рублей. Это почти в полтора раза больше показателя 2022 года — 3 трлн рублей. В 2023 году было совершено 4,2 млрд таких операций против 3,4 млрд в 2022 году.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

Яна ЛомакинаПользуетесь банками маркетплейсов? Расскажите, что вас в них привлекает:
  • Сергей ТатариновПользуюсь только для оплаты товаров. С Яндексом связываться не буду никогда. Тем более доверять им деньги.5
  • Михаил ВикторовичПополняю Озон и Вайлдберриз через СБП исключительно из-за доп. скидок.34
  • АлексейТак пусть банки дают компенсацию разницы цены , чтобы их картами платить. Чего ныть. Хоть и рыбки и сесть ?14
  • Пирожок без начинкиНу вот и всё. Остальные банки можно закрывать 😂0
  • Ya.SergТого же мнения. С Яндексом очень бы был аккуратен и доверия к ним нет в плане денег.0
  • ГвоздикЯ плавно перешел на озон. Причем раньше я просто пополнял озон.счет (или озон.карту), когда надо что-то купить. А потом они сделали хороший процент на накопительный счет - и я уже перешел на озон.банк как на полноценный.8
  • JohnDoeYa.Serg, а в чём согрешил яндекс?8
  • user1579346Ветер, Плохо считаете0
  • Ветер Провансаuser1579346, все верно0
  • SJВ яндекс выпали категории кэшбека: супермаркеты 5% бонусами, фастфуд 7% бонусами плюса. Использую только для оплаты по этим категориям. Был один сбой при оплате через QR-код. Если в кратце, то QR-кодом у яндекса нужно оплачивать на терминалах, где подключен проводной интернет. Если терминал мобильный, платеж может не пройти, а деньги снять. При этом техподдержка яндекса настолько ущербная, что вы вымотаете много своих нервов, и этот кэшбек этих нервов не стоит. Кэшбек может не начисляться, если вы платили посредством NFC через приложения мир-пэй, поскольку они требуют, чтобы оплата была через яндекс-пэй, или по QR-коду. В целом мне не нравится эта тенденция, что владельцы маркетплейсов "принуждают" открывать их карты, чтобы получить скидку. Ни банку яндекса, ни озону не доверяю. И деньги хранить не собираюсь. Как только пропадут категории повышенного кэшбека, то я об этом способе оплаты благополучно забуду.5
  • Юлия ЮрьевнаСергей, вы тему то раскройте. Иначе зачем писать такой пустой комментарий1
  • ДмитрийУ озона и яндекс маркета есть свои "кредитки" с беспроцентным периодом. Покупаю с них и дарю банкам ощущение их нужности. Не обижайте банки, они не виноваты что жадные))0
  • ЖукМихаил, озон сейчас и вклад интересный например, за вб хз, но лучше чем в тбанке1
  • Денис ШевчукА чё глава Альфа-Банка скулит? Условия для розницы у него гавно, а премиум обслуживание = коррупция. Правила менять не хочет, пускай пеняет на себя0
  • Dmitry AlmakaevЮлия, задайте вопрос яндексу)0
  • sugar_pillsАлексей, альфа банк даёт скидки на яндека маркете0
  • Екатерина КолодяжнаяГвоздик, у них и кешбек неплохой0
  • МаксимИ так отвечу. Я клиент Сбера, Т банка,БКС банка, Яндекс банка и Озон банка. Из классических банков я могу лишь выделить Т банк, где всё же привлекательность имеет в простоте, оформлении, лучшими категориями кэшбека(а если брать партнёров и акциям то вообще зашибись). Ну и технически компания молодец, развивается. Сбербанк меня привлекает в плане своих удобных услуг, страховка, экосистема, кредитный мониторинг и другое. Ихние сберспасибо туфта полная. 1 сберспасибо равно 0.5 р. Функционально тоже развиваются, добавлены некоторые сервисы. Бкс банк чисто для инвесторов. Там есть свои плюсы и минусы. Офисы у них только в крупных городах. Это Екатеринбург, Новосибирск и Москва. Из электронных банков стоить отметить конечно Яндекс. Кэшбек у них конечно на высоте. До 3000 бонусов за месяц можно смело набрать, а то и два раза можно. Кэшбек в процентах высокий по сравнению с другими банками. На их сплит много жалоб, я и сам столкнулся с одной проблемой из неприятных. Могу сказать, что всё таки Сбер и другие подобные банки отличаются даже тем, что у них всё таки есть офисы в любом городе и человек может придти туда со своими проблемами, или с консультацией и решить. В электронных банках нет офисов. Служба поддержки отвечают через раз, а то и вовсе ждать долго приходится и зачастую ничего решить не могут.0