В цену вывоза мусора добавят расходы на станции перегруза отходов: изменятся ли суммы в квитках
Региональные операторы по вывозу мусора добились изменения правил, по которым формируется тариф на обращение с твердыми коммунальными отходами.
С 12 октября 2024 года в затраты операторов будут включать расходы на содержание мусороперегрузочных станций. Постановление об этом приняло правительство России.
Расскажу, что это значит и как новшество повлияет на стоимость вывоза мусора для обычных людей.
Что такое мусороперегрузочная станция
Мусороперегрузочная станция, или МПС, — это площадка, где отходы перегружают из маленьких мусоровозов в большие. Система устроена так: в узких городских дворах мусор собирают небольшие и маневренные автомашины, которые потом едут на МПС. Оттуда вместительный мусоровоз отправляется на полигон твердых коммунальных отходов.
На современных МПС отходы также прессуют, чтобы уменьшить их объем и за раз увезти побольше.
МПС важны для системы обращения с отходами по следующим причинам.
- Снижается стоимость перевозки. Транспортировка — самая затратная часть процесса для регионального оператора, и чем она дешевле, тем меньше тариф для людей. Выгоднее отправить на полигон один большой мусоровоз, чем 10 маленьких.
- Не нарушаются графики вывоза мусора. МПС обычно стоит в городской черте, полигон же, напротив, делают в отдалении от города. Если запускать на полигон маленькие мусоровозы, их оборот будет очень медленным, весь мусор из города вывезти не получится или придется содержать очень много маленьких машин.
- Снижается необходимость строительства новых полигонов. Это благотворно влияет на окружающую среду.
Что изменилось
Нововведения подразумевают, что затраты на эксплуатацию МПС можно будет включить в тариф регионального оператора. Но не все, а только перечисленные в постановлении. К ним, например, относятся:
- оплата труда работников МПС;
- расходы на топливо и ГСМ;
- расходы на техническое обслуживание транспорта;
- ремонты;
- амортизация.
Также в тариф можно заложить расчетную предпринимательскую прибыль, но не более 5%.
Но и это еще не все. Законодатель поставил условие, при котором указанные выше расходы могут быть включены в тариф: в итоге должно получиться дешевле, чем есть сейчас. То есть при расчете тарифа сначала выяснят, сколько бы региональному оператору стоила транспортировка отходов сразу на полигон, если бы не было МПС. Потом посчитают стоимость перевозки до и от МПС плюс стоимость эксплуатации МПС. На последнем этапе сравнят получившиеся суммы, и если вторая будет меньше первой, расходы на МПС войдут в тариф регионального оператора.
Как было раньше
Затраты на МПС не включали в тариф. Операторы строили такие объекты для оптимизации внутренних процессов — в надежде на уменьшение стоимости транспортировки.
Одновременно регоператоры добивались изменения ситуации. Известен случай, когда региональный оператор до последнего боролся за включение расходов на строительство и эксплуатацию МПС в тариф. Но суд кассационной инстанции указал, что эти расходы относятся к хранению, а не транспортированию ТКО, а значит, источником финансирования не могут быть регулируемые тарифы в сфере обращения с ТКО .
Что в итоге
Нововведения призваны стимулировать регоператоров начать строительство МПС там, где их нет. Изменения в правилах, как рассчитать тариф на вывоз ТКО, особой роли для людей не сыграют: повышение цены прямо запрещено одним из условий постановления.
Но плата за вывоз ТКО будет увеличиваться из-за другого: инфляции, развития системы обращения с отходами и появления новой инфраструктуры для обращения с мусором.
Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga