Как заключить договор на вывоз мусора?

Я живу в частном секторе в Краснодарском крае. Точкой сбора твердых коммунальных отходов, ТКО, здесь является каждая придомовая территория, и плата за вывоз мусора должна начисляться по числу проживающих по адресу.

Раньше мы заключали договоры с местной компанией по работе с ТКО на определенный срок в году и не платили за зимние месяцы. Сейчас у нас новый региональный оператор, который не хочет заключать письменные договоры с физлицами и ссылается на особый порядок предоставления услуги.

Оператор говорит, что не хочет создавать очереди в офисе. На самом деле очереди есть, потому что многим в квитанциях количество проживающих поставили наобум. Теперь приходится собирать документы, чтобы доказать, сколько человек живет в доме. Разве оператор не должен был самостоятельно взять у местной компании информацию о количестве проживающих?

Еще мы почему-то должны платить за весь год, даже если мусор не производим. Может быть так, что нельзя доказать, вывозится мусор от моего дома или нет?

Несет ли компания ответственность за некорректно выставленные счета, где количество проживающих указано неправильно? Может ли она в конце расчетного периода требовать безусловной оплаты по счетам? Могу ли я оказаться должником из-за некорректно выставленных счетов и могут ли с меня взыскать долг за тех, кто в моем доме не живет?

Подписывать бумажные договоры с каждым из тысяч потребителей коммунальщики не обязаны — вместо них существуют типовые договоры. Для всех действуют одинаковые правила, и ни вы, ни оператор не можете от них отказаться.

Если бы вы жили в многоквартирном доме, новый оператор по работе с ТКО мог бы договориться с предшественником, чтобы тот передал данные о количестве прописанных в каждой квартире. УК или ТСЖ обязаны передавать эту информацию регоператору, и для этого им даже не нужно собирать у собственников согласия на обработку персональных данных.

В частном секторе кроме собственников домов передать информацию о зарегистрированных людях просто некому. Поэтому собственники сами должны сообщить регоператору, сколько человек живет в доме. Но то, что вы не передали данные о прописанных, конечно, не дает оператору права указывать лишних людей в квитанции.

Если же у вас возник долг, неважно, по какой причине, регоператор может взыскать его через суд. Скорее всего, вы узнаете об этом только после блокировки счета в банке. Так что лучше обратится к регоператору самостоятельно — и чем раньше, тем лучше.

Объясню эту сложную систему в деталях.

Почему не нужен бумажный договор с каждым потребителем

Собственники обязаны заключить договор на вывоз ТКО с регоператором. А регоператор, в свою очередь, не может отказать в этом потребителям, если они живут в зоне его деятельности. То есть хотят собственники и операторы этого или нет, но договор между ними будет.

Правительство утвердило типовой договор для услуги по вывозу мусора, который потребители и регоператор могут дополнить. Например, стороны могут договориться, что мусор будет вывозиться чаще, а потому услуга будет стоить дороже. Но не наоборот.

Поскольку хранить тысячи одинаковых договоров с собственниками для коммунальщиков сложно, то письменно заключать их необязательно. Обычно регоператоры выкладывают на своих сайтах типовые договоры, которые действуют для всех. Это законно. Но если собственник захочет, регоператор обязан выдать ему подписанный договор.

В целом договор с регоператором считается заключенным в двух случаях:

  1. вы заключили обычный письменный договор, то есть обратились в офис регоператора и попросили выдать подписанный им документ. Один подписанный экземпляр остается у вас, один — у регоператора;
  2. вы стали собственником дома, который находится в зоне работы того или иного регионального оператора. Бумажный договор необязателен, потому что договор считается заключенным как бы сам по себе;

Вот аналогия: если в квартиру поступает холодная вода, автоматически считается, что жильцы ею пользуются. Собственнику квартиры не нужен бумажный договор с водоканалом, договор между ними действует автоматически по общим для всех правилам. Юристы называют такую схему заключением договора через конклюдентные действия, иначе говоря, через молчаливое согласие.

Можно встретить ошибочное мнение, что конклюдентными действиями для услуги по вывозу ТКО будет первая плата за мусор по квитанции. На самом деле это не так. В правилах предоставления коммунальных услуг сказано, что договор с регоператором начинает действовать с момента, когда оператор начал вывозить мусор, а вы стали собственником дома или квартиры.

Исключение — периоды, когда был договор на вывоз мусора с другой организацией. Это не означает, что вы можете договориться с кем-то другим вместо регоператора. Но если регионального оператора не было или вы платили другому регоператору, то не должны платить за услугу повторно.

То есть начало работы регионального оператора — это и есть отправная точка для начисления платы, а конклюдентные действия — сам факт приобретения права собственности на жилой дом.

Где коммунальщики берут сведения о проживающих

В многоквартирных домах сведения о собственниках регоператору обязаны передавать управляющая компания или ТСЖ. Они же обязаны компенсировать регоператору штрафы за неверные начисления в квитанциях, если ошибки появились из-за некорректных данных от УК и ТСЖ. Про эти штрафы я расскажу ниже. Но в частном секторе вся ответственность лежит на собственниках.

Чтобы уточнить данные по числу проживающих, лучше заключить письменный договор с регоператором. Так вы не только передадите информацию для начислений, но и сразу получите на руки документ со всеми условиями вывоза мусора. Для этого нужно подать региональному оператору заявление.

В заявлении укажите:

  1. Паспортные данные собственника дома.
  2. Номер телефона.
  3. Адрес дома и его общую площадь.
  4. Количество зарегистрированных по месту жительства людей.
  5. Сведения о субсидиях на ЖКУ.

К заявлению нужно приложить копии паспорта и документа о праве собственности на дом: выписки из ЕГРН или старого свидетельства о праве собственности.

В течение 10 рабочих дней вам должны выдать проект договора на вывоз ТКО. Чтобы подписать документ, обычно нужно прийти в один из офисов регоператора.

Ответственность коммунальщиков за ошибки в расчетах

Если вам приходит квитанция с начислениями на большее количество людей, чем прописано в доме, вы вправе требовать перерасчета на основании документов жилищного учета. В разных регионах они называются по-разному, часто это справка о составе семьи или справка о регистрации.

Если же количество прописанных в доме людей в квитанции указано верно, но на самом деле они там не живут, вы сможете получить перерасчет, только если подтвердите, что эти люди оплачивают вывоз мусора в другом месте. Например, если принесете справку, что дети временно зарегистрированы в вузовских общежитиях. Такой перерасчет делают только на шесть месяцев назад. Или если кто-то из членов семьи на 14 дней уезжал в командировку, то на основании проездных документов вам могут сделать перерасчет за 12 дней — за вычетом дат отъезда и возвращения.

Собственники квартир в многоквартирных домах могут требовать выплаты штрафа в свою пользу, если УК или регоператор необоснованно начисляли им дополнительные суммы. Размер штрафа — 50% от лишних начислений. Чтобы получить сумму штрафа, собственники должны написать заявление в свободной форме, которое регоператор обязан рассмотреть за 30 дней. Деньги на руки не выдают, но на сумму штрафа уменьшают долг или начисления в будущем. Это регоператор должен сделать в течение двух месяцев после письменного обращения.

Для собственников частных домов такой нормы нет, хотя потребовать излишне уплаченные суммы можно было бы по нормам гражданского кодекса о неосновательном обогащении. Но похоже, это не ваш случай: лишние начисления появились, потому что вы не представили сведения о прописанных в доме. Регоператор обязан все правильно пересчитать и списать пени — на этом все.

Чем грозит судебный иск от регоператора

Коммунальщики вправе через суд требовать уплаты долга. Долги за ЖКУ обычно взыскивают в приказном порядке. Это не обычный судебный иск, а ускоренный порядок рассмотрения дела: суд не вызывает должника, чтобы выяснить его мнение. Если по документам долг есть, то судья выносит приказ о взыскании.

Копию приказа направляют должнику — только после этого он узнает, что дело рассмотрел суд. У должника есть 10 дней, чтобы подать возражения. Если неплательщик это сделал, будет уже полноценное судебное разбирательство: участников вызовут к судье и выслушают мнение каждого.

Но бывает, что должник не получает приказ вовремя. Через 10 дней приказ отправляют приставам, а те списывают деньги с банковского счета или блокируют пустой счет.

Позже можно будет отменить судебный приказ и обжаловать списание денег с вашего счета, но это большая бумажная волокита. Поэтому лучше сразу разобраться с долгом и сходить с документами в офис регоператора. Ваш регоператор, кстати, готов делать перерасчет на основании фотографий документов, если прикрепить их в личном кабинете на сайте.

Алиса Маркина
Какие у вас были проблемы с платой за мусор?

Если говорить об СНТ, то проще сказать каких проблем не было:-) Ежемесячная война.

0

У меня есть дачный дом, но находится он в маленькой деревне, не в дачном поселке. Никакого вывоза мусора нет. Утилизируем мусор самостоятельно. Часть вывозим в город. Я плачу за электричество через интернет и вот как-то мне по тем же реквизитам пришел на электронную почту счет на вывоз мусора, но проблема в том, что у нас нет никакого контейнера или мусорных баков, соответственно, никто ничего не вывозит и нечего, собственно, вывозить, так как складывать мусор некуда. Я ничего не заплатила и больше не таких квитанций не присылали, хотя я готова платить за эту услугу, но при ее фактическом оказании.

Вопрос: что это было? Как можно требовать плату за вывоз мусора при отсутствии контейнера в населенном пункте?

0
Герой Т—Ж

Светлана, ну так потребуйте установку контейнера
В принципе вы можете инициировать заключение договора с рег. оператором в письменном виде, соответственно рег. оператор обязан будет в договоре указать точку сбора мусора.

0

Ivan, к сожалению, в деревне много пожилых людей с немосковскими пенсиями, а счет мне выставили 1000 р в месяц. Думаю, что меня не поймут, если я организую точку сбора мусора. Все привыкли сами справляться.
Я просто не поняла, как в принципе можно выставить счет, если даже нет намека на оказание услуги.

0
Герой Т—Ж

Светлана, я не понял про пенсии.
Тариф на вывоз мусора устанавливается единым на весь район или даже регион.

0

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю