За езду по встречке и превышение скорости злостных нарушителей теперь могут лишить свободы

79
За езду по встречке и превышение скорости злостных нарушителей теперь могут лишить свободы
Аватар автора

Дмитрий Сергеев

разобрался, кому бояться новых изменений в УК

Страница автора

Президент подписал закон об изменениях в уголовном кодексе — теперь злостные нарушители ПДД рискуют кроме крупного штрафа получить судимость и даже лишиться свободы на срок до трех лет.

В группе риска водители, которых дважды привлекали к административной ответственности за выезд на полосу встречного движения и значительное превышение скорости. Третье такое нарушение обернется уголовной статьей, а не очередным крупным штрафом.

Как было раньше

До новых изменений в УК РФ водителя можно было привлечь к уголовной ответственности за неоднократное вождение в пьяном виде и нарушение ПДД, повлекшее тяжкий вред здоровью или смерть потерпевшего. Эти нормы не изменились и сейчас.

Если потерпевший в ДТП получил тяжкий вред здоровью, нарушителю грозит лишение свободы до трех лет. При гибели потерпевшего срок составит до пяти лет. Водители, которые скроются с места ДТП, которых поймают в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, усугубят свое положение: если их установят, лишить свободы могут на срок до 15 лет.

Если человека ранее подвергли административному наказанию за нетрезвое вождение или отказ от медицинского освидетельствования, а он снова сел за руль пьяным — также возбудят уголовное дело. Санкция — штраф от 200 000 до 300 000 ₽ или лишение свободы на срок до двух лет.

Если водителя уже судили за ДТП в состоянии опьянения, в котором человек погиб или получил тяжкий вред здоровью — за повторное вождение в пьяном виде накажут еще строже. Штраф составит от 300 000 до 500 000 ₽, а срок лишения свободы — до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до шести лет. Обычно «определенная деятельность» в таких случаях — все, что связано с управлением транспортом.

Другие нарушения ПДД раньше находились в сфере действия кодекса об административных правонарушениях. За них в основном штрафуют или лишают прав.

Иногда ситуация усугубляется, если человека уже лишили водительского удостоверения. Дальше отбирать нечего — могут оштрафовать на 30 000 ₽ или арестовать на 15 суток. Многих водителей такие санкции не пугают. А потом многие снова садятся за руль.

Что изменилось

В уголовном кодексе появилась статья 264.2, которая предусматривает уголовную ответственность за нарушение ПДД для водителей, которых ранее уже дважды подвергали административному наказанию и дважды лишали прав.

Теперь уголовная ответственность грозит водителям, которых дважды привлекали к административной ответственности за превышение скорости более чем на 60 км/ч или выезд на полосу встречного движения, когда это запрещено ПДД.

Санкции — от штрафа до лишения свободы. Наказание будет строже, если человека уже судили по новой статье, а он снова превысил скорость более чем на 60 км/ч или выехал на встречку.

Как будут наказывать за третье превышение скорости более чем на 60 км/ч и выезд на встречку

Первая судимость по статье 264.2Повторная судимость по статье 264.2
Штраф от 200 000 до 300 000 ₽ или в размере зарплаты или иного дохода за период от года до двух летШтраф от 300 000 до 500 000 ₽ или в размере зарплаты или иного дохода за период от двух до трех лет
Обязательные работы на срок до 480 часовИсправительные работы на срок до 3 лет
Принудительные работы на срок до 2 летПринудительные работы на срок до 3 лет
Лишение свободы на срок до 2 летЛишение свободы на срок до 3 лет
Дополнительно — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 летДополнительно — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 6 лет

Как будут наказывать за третье превышение скорости более чем на 60 км/ч и выезд на встречку

Первая судимость по статье 264.2Повторная судимость по статье 264.2
Штраф от 200 000 до 300 000 ₽ или в размере зарплаты или иного дохода за период от года до двух летШтраф от 300 000 до 500 000 ₽ или в размере зарплаты или иного дохода за период от двух до трех лет
Обязательные работы на срок до 480 часовИсправительные работы на срок до 3 лет
Принудительные работы на срок до 2 летПринудительные работы на срок до 3 лет
Лишение свободы на срок до 2 летЛишение свободы на срок до 3 лет
Дополнительно — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 летДополнительно — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 6 лет

Нюансы

По новой статье к уголовной ответственности водителя могут привлечь, если нарушение зафиксируют сотрудники ГИБДД. Если выезд на встречку или превышение попадут на камеру в автоматическом режиме — водителя просто оштрафуют по КоАП РФ.

Нарушения ПДД за всю жизнь человека не суммируют: уголовная ответственность наступит, если нарушителя лишали прав и повторно подвергали административному наказанию — то есть в течение года со дня вступления в силу предыдущего постановления о назначении административного наказания. Поэтому, если водителя каждые два года привлекали к ответственности за выезд на встречку в течение 20 лет — это не повод возбудить против него уголовное дело.

Как это работает: допустим, 1 января водитель гнал 180 по городу, его задержали сотрудники ГИБДД, оформили протокол и передали дело в суд. 2 января водитель ехал уже 200, а 3 января — прокатился по встречке, и снова на виду у полиции. По всем трем нарушениям сотрудники ГИБДД оформили протокол. Но за три дня все эти нарушения в суде рассмотреть невозможно — дела в суде рассматриваются в двухмесячный срок со дня получения судьей.

Но, допустим, материалы по нарушениям поступили в суд, и судья рассмотрел их в том же порядке — 11, 12 и 13 января. Но 13 января привлечь водителя к уголовной ответственности все еще нельзя — ни одно из предыдущих решений в силу не вступило.

На обжалование у водителя есть 10 суток со дня получения копии постановления суда. Если водитель решит обжаловать постановление — срок снова сдвигается, теперь уже до вынесения решения судом второй инстанции. А раз так — то водитель все еще не считается привлеченным к административной ответственности. Оснований для уголовной ответственности пока нет. А если водитель в суде добьется отмены постановлений, их не будет вовсе.

Но представим другую ситуацию — 1 января водитель гнал 180 по городу, попался сотрудникам, дело поступило в суд, и 1 февраля решение вступило в законную силу. Но водитель снова решил прокатиться с ветерком — 2 февраля попался с превышением скорости под 200 и снова оказался в суде, решение которого вступило в законную силу 1 марта.

На этом его лимит административных правонарушений закончился — поездка по встречной полосе как минимум в течение года будет означать судимость по уголовной статье, потому что «повторником» он считается со дня вступления решения суда в законную силу.

А перестанет он быть «повторником» через год со дня исполнения наказания — например, выплаты штрафа или истечения срока лишения прав. Который, напомним, отсчитывается со дня сдачи водительского удостоверения в ГИБДД.

Если хоть одно постановление вступило в законную силу, а год со дня исполнения наказания еще не прошел, то каждое последующее нарушение считается повторным, и очередной выезд на встречку и превышение более чем на 60 км/ч приближает водителя к уголовной ответственности. Если же постановление вступило в законную силу, а водитель свое удостоверение не сдал или не уплатил штраф, у него будет меньше шансов избежать уголовной ответственности.

Если постановление вступило в силу, прошел год, а человек ничего не нарушил — считается, что он исправился. В этом случае следующее нарушение нельзя считать повторным.

Что это значит для водителей

Изменения никак не повлияют на тех, кто не нарушает правила систематически.

Для «серийных» любителей крупных превышений и езды по встречке рисков станет больше — теперь отделаться штрафом получится не всегда. Если третье нарушение зафиксируют сотрудники ГИБДД, есть риск лишиться свободы.

  • Alexander"Если третье нарушение зафиксируют сотрудники ГИБДД, есть риск лишиться свободы." Три нарушения такого превышения скорости, зафиксированные сотрудниками ГИБДД, это нонсенс, имхо.23
  • Kmc FiveНу зачем сразу 180 по городу? Как насчёт 91км/ч в зон действия знака 30? А знаками 30 утыкан весь бесплатный дублёр М4. Чтобы деньги мимо кассы не проносили...18
  • Kmc Fiveuser575057, как определить, кто в первых двух случаях был за рулём?1
  • FunkyСначала обрадовалась статье, а потом почитав, стало ясно, что всё как обычно у нас... Мне кажется ключевое здесь: "если нарушение зафиксировано СОТРУДНИКОМ..." Я ежедневно вижу многие десятки нарушений, на которые люди идут ОСОЗНАННО, и одна из причин этого пофигизма - отсутствие сотрудников ГИБДД как явления. Я за месяц в ЕКБ наталкиваюсь на "блюстителей" от силы 3-4 раза. Так что если не считать Default City, ничего не изменится, по сути.14
  • Антон КузнецовAlexander, у них есть система Поток: камера фиксирует, передает инфу патрулю - они ловят авто ниже по течению и оформляют4
  • Держи БодрейДумаю, это нововведение - угроза для любителей «погонять» в городе. Для лихачей, опасных для окружающих. Целиком и полностью поддерживаю, ибо пдд написаны кровью.10
  • Ольга МартыноваАнтон, как поймать того, кто топит 180?1
  • Kursor UkazatelFunky, у нас их тоже почти нет3
  • Максим УваровВероника, особенно понравилась вот эта часть: "обгон (через сплошную) не несёт никакой опасности".6
  • Дмитрий СергеевFunky, в комментариях к соседней статье, про изменения в закон о полиции, с вами не согласятся. Там пишут что толпы сотрудников взламывают чужие машины и квартиры. А вы вот взяли и написали что сотрудников гибдд на дорогах все меньше и меньше с каждым годом :) А если серьезно - вы правы. За пределами стационарных постов сотрудника ГИБДД редко встретишь. Если только на дтп вызвать через службу 112.6
  • Дмитрий СергеевВероника, сплошная линия в таких местах - это чаще всего попытка спасти жизнь водителям.7
  • СергейА как насчёт того, чтобы, как во всех цивилизованных странах вообще исключить шансы выезда на встречку. Ведь в странах, где правительство заботится о своём народе нет встречного движения. Две полосы в одном направлении две в другом, между ними разделительная полоса. У нас же одна проселочная дорога через всю страну, миллион фур, и одна сплошная Линия разметки от Москвы до Дальнего востока. Посадим всю Россию ведь не нарушать условий нет!1
  • Дмитрий СергеевСергей, ну не знаю в какой стране у вас одна проселочная дорога через всю страну :) я видимо в какой то другой стране живу :) Юг Сибири - тут на всех трассах асфальт :) а вот сплошная разделительная здесь далеко не везде, только там, где обгон создает реальную опасность. В остальных местах - прерывистая, обгонять можно без проблем0
  • СергейДмитрий, «просёлочная дорога» это метафора близкая к действительность. В прошлом году, впервые проехал на авто от Красноярска до Краснодара. И Вы знаете, представлял себе одну из главных федеральных магистралей совсем по другому. То, что я увидел, меня очень разочаровало к сожалению современной и безопасной дорогой это назвать никак нельзя. В моём понимании, современная дорога это примерно, как трасса «Таврида» от Керчи до Симферополя где на самом деле, созданы все условия для безопасной и комфортной езды без аварий, жертв и нарушений.2
  • Oleg FrantsuzovМорриган, 200 км/ч на дороге 2+2 с разделительной, почти пустой, с хорошим покрытием, на машине с хорошей управляемостью — это уже на пределе. Нужна полная концентрация, чтобы не допустить ошибку. Недаром по немецким автобанам рекомендуют ехать, выключив даже музыку — чтобы ничто не отвлекало. И много видео с регистраторов, где полусекундное промедление на автобане кончается ДТП. Поэтому 300+ — это довольно утопично с точки зрения безопасности. Те же самые 200 км/ч — это расход совсем не 6 литров бензина на сотню. Бака хватит километров на 100, а не на 400–500. Так что и с технической точки зрения — сомнительно.9
  • МаксимМаксим, вот из-за таких водителей как Вероника мне и страшно ездить по дорогам с одной полосой в каждую сторону6
  • Андрей Ростов-на-ДонуВстречка..... Что ж вы за обочечников молчите.2
  • КуповВероника, сплошная на то и сплошная, чтобы показать, что выезд на встречную полосу движения запрещён. Что касается ваших жалоб по поводу ремонта дороги: Ваши проблемы, не дающие вам никакой привилегии над другими водителями в потоке3
  • Павел БасистовОльга, ну у нас не формульная трасса. Яиц у большинства таких клоунов нет, как и умения управлять машиной. Даже поехав за таким чучелом 100, через пару перекрестков или сложных поворотов его можно нагнать.3
  • Павел БасистовМаксим, когда нет мозга, то такие мысли часто возникают. Я бы за обгон по встречке, да вообще обгон потока едущего с разрешенной скоростью сразы бы лешал прав. Эти клоуны обгоняльщики хуже всего на свете.1
  • Смузивый ИТ-бояринМорриган, скорость 300+ можно разрешить даже в городе, т.к. 10.1 ПДД требует от водителя учитывать погоду, состояние дороги и фазу луны при выборе скорости движения. Т.е. если по гололеду улететь на тротуар и убрать несколько человек, аргумент "ехал 60" не снимет претензии. Знаки с ограничением скорости - это не про безопасность, а про пополнение бюджета.1
  • Дмитрий СергеевВладимир, в 2020 году 126 898 водителей привлекли за нарушение ПДД связанное с выездом на полосу встречного движения. За повторный выезд наказали 7 246 водителей. Посмотрите - статистика не секретная - http://stat.xn----7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/adm/t/31/s/1 Видимо у этих водителей инстинкт самосохранения вообще отключен. Кстати, если неисправно рулевое управление - отвечать все равно водителю.5
  • Буду ДутьКак бы ты правила не менял это не будет работать пока есть телефонное право и возможность дать взятку. Кто ездил и нарушал безнаказанно так и будет это делать. Лично я не против ужесточения мер наказания за нарушения ПДД, но как всегда есть НО.0
  • Павел БасистовМорриган, для кайфа от разгона - посещайте трек дни. Вашему кайфу не место на дороге общего пользования.3
  • Дмитрий СергеевМорриган, с учетом поправок в УК трэк становится выгоднее гонок по дорогам общего пользования. Даже если его на сутки выкупить.1
  • Полиция Т—ЖВиктория, вам стоит почитать наши правила: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/. Посмотрите пункты 4 и 61
  • Влад БеляковFunky, я уже очень давно не видел гаишников нигде, кроме как на хлебных местах. В 2020 году на машине проезжал северный выезд из Краснодара - там из-за них была многокилометровая пробка (ехали участок 10 км 2,5 часа) а после проезда их поста машины гонят 150+ чтобы наверстать время. При этом, с удовольствием посмотрел бы как в Москве гаишники постоят на Кутузовском проспекте по вечерам пятницы/субботы - при должном усердии выполнили бы показатели на несколько месяцев вперёд.5
  • Артем СтепановСергей, да в России такое повсеместно. Вон в Москве на Кутузовском нет разделителя и там постоянно бются, а всё ради того чтобы чиновники по разделительной полосе гоняли. В развитых странах такое немыслимо.1
  • Павел БасистовМорриган, школьный курс математики и понятие средней скорости вам во многом прояснят ситуацию.0
  • Павел БасистовВероника, вы на глаз как 1 км определяете?0
  • Павел БасистовДмитрий, трек это про спорт. А им просто лупить в пол тапку интересно. Удовлетворение каких-то примитивных инстинктов.0
  • Эрнест НеизвестныйКак всегда,придумали закон не подумавши.Сначало хотя бы знаки нормально растовляли. Едешь 80 и вдруг 40. Так и будут отсчитывать от 40,60. Как всё наше законодательство,для "людей".1
  • Андрей Германчто бы ни делалось, только бы не строить дороги. Надо в дорогах избежать возможности выезда на встречную полосу. Встречки - это две разных дороги на расстоянии друг от друга. Вот и всё, захочешь выехать, и не получится. Разве только перелететь.4
  • Максим НемцануOleg, если для вас проблема ехать за 200, то не надо так ездить и плетитесь в правом ряду. Остальные в чём виноваты? Я от 110км/ч за рулём постоянно засыпаю - запретим ездить 110?1
  • QwertyСергей, в Турции очень был удивлен качеством дорог - все основные загородные шоссе - 2 полосы в каждую сторону.0
  • QwertyДмитрий, основная причина большой смертности на дорогах в России как раз из-за ошибок при подобных обгонах. В других странах основные шоссе имеют 2 полосы в каждую сторону, чтоб исключить риск обгонов.3
  • Oleg FrantsuzovМаксим, если вы засыпаете за рулем, то надо остановиться и поспать. :))0
  • AlekseyДмитрий, автор дальше большого города за рулем лично не выезжал ни разу. Вся страна устлана однополосными междугородными дорогами, которые пестрят неграмотной разметкой сплошных и прерывистых линий. А рисуют их девочки-проектантки в автокаде, которые и дороги-то в глаза никогда не видели, к тому же, без учета рельефа местности. Поэтому можно рофлить с разметки всего юга рф, где на спуске - сплошная, а в конце подъема - прерывистая. Цитируя автора с сарказмом - да, в конце подъема можно без проблем обгонять, ага, спасибо.0
  • Дмитрий СергеевГ, не получится так просто в тюрьму :) Чтобы судимость получить - придется регулярно и систематически кататься по встречке.0
  • Морриган АдмираловаМаксим, все верно. Почему-то из-за людей, которые боятся и не умеют, должны страдать те, кто не боится и умеет.1
  • Kennyy RuЗнаете что изменится на самом деле!? Сумма взяток и больше ничего. Надо быть дебилом чтоб ввести такое не поборов коррупцию сперва.0
  • Денисответьте кто нибудь, меня в октябре 2020 года лишили прав на год за повторное пересечение сплошной, в октябре 2021 я получил права обратно, сегодня 19.01.2022 мене снова написали протокол за пересечение сплошной, что мне будет???0
  • Дмитрий СергеевДенис, что именно будет - может только суд сказать.1
  • ДенисДмитрий, а попадаю ли я под 264.2??0
  • Дмитрий СергеевДенис, в вашем конкретном случае - не попадаете. Закон обратной силы не имеет.0
  • Светлана КраеваАндрей, тут, скорее всего, ужесточение наказаний для снижения смертности на дорогах. Видимо обочечники по смертности не в топе.0
  • ИгорьМаксим, на дороге мы отвечаем не только за себя, но и за других участников движения. Если на скорости 200 пробьёт колесо, или наехать на невовремя замеченную ветку на трасе, сорванную с дерева сильным ветром, можно потерять управление и сбить кого-то на встречке или на обочине. Чем выше скорость, тем машина менее контролируема в экстремальной ситуации.1
  • ВикторЗдравстуйте. Я попал в дтп, делал разворот и в меня врезалась машина. Перед манёвром я видел этот авто до него было более 150метров , при манёвре я смотрел в левую помеху так как там стояли припаркованные машины и любая из них могла прийти в движение. Разрешённая скорость на всей этой дороге 60км/ч. плюс пешеходный переход после разворота тоест перед тем участником. Я полностью уверен в манёвре учитывая скоростной режим и особо опасный участок дороги(пешиходный переход). До него 150метров аврия через 4секунды, по расчёту определения скорости он ехал 135км/ч., и что инткресно за 5метров до столкновения он резко перестроился не тормазя с левого ряда в правый. Еслиб он летел по своей левой полосе без перестроения то дтп бы не было.0
  • Константин НеволинЕщё бы ужесточили за парковку на тротуаре и газоне, как минимум чтобы штрафы были соразмерно цены машины (чем дороже авто, тем больше штраф), и обязали водителей возмещать ущерб. И по городским камерам их штрафовать. А то камеры на каждом доме висят, только бестолку. Прямо под ними и паркуются как хотят, и курят, и что хотят, то и творят.0
  • Людмила АрзамасцеваЕсли в 2020 году в мае было нарушение 2 раза подряд, прошло 3 года и 11 месяцев, а в апреле 2024 года отказался от медосвидетельствования, алкотестер показал 0 промилей, имеют ли право привлечь к уголовной ответственности.0

Вот что еще мы писали по этой теме