Что происходит с алкоголем в России и как на этом заработать инвестору
В 2022 году российский алкогольный рынок столкнулся с невиданной перестройкой: из-за санкций западные бренды ушли из России, логистику приходилось перекраивать на ходу, правительство одобрило параллельный импорт, а российские производители начали выпускать собственные бренды, чтобы заместить ушедшие западные.
Расскажу, как российский алкогольный рынок пережил 2022 год, какие перспективы есть у российских производителей и почему это может быть интересно для инвесторов.
Что случилось с рынком в 2022 году
Розничные продажи алкоголя, включая пиво и пивные напитки, по итогам 2022 года выросли на 1% и составили миллиард декалитров. Объемы продаж удалось сохранить, несмотря на уход западных брендов и сложности с поставками из-за курсовых разниц и санкций.
Производство алкоголя внутри страны также выросло — на 2,24%, до 1,01 млрд декалитров, — благодаря росту в сегментах игристых вин, настоек, джина и рома.
Весной 2022 года производители алкоголя из США, Австралии, Европы и других регионов прекратили официальные поставки в Россию. Об уходе с российского рынка объявили:
- Diageo — производитель виски Johnnie Walker и ликера Baileys.
- LVMH — производитель Hennessy, Moët & Chandon и Bacardi.
- Pernod Ricard — производитель виски Chivas Regal и Jameson, водки Absolut и коньяка Ararat.
- Brown-Forman — производитель виски Jack Daniel’s и водки Finlandia.
По оценкам крупного поставщика алкоголя в Россию Luding, доля ушедших брендов на рынке крепкого алкоголя России составляла около 40%.
Из-за резких колебаний курса в феврале и марте 2022 года крупные импортеры и поставщики, такие как Luding и Simple, приостановили поставки, но затем вернулись к ним, подняв отпускные цены в среднем на 10—15%.
Исполнительный директор Luding Эрнест Хачатурян в интервью «Коммерсанту» рассказал, что основные сложности с импортом возникли из-за ограничения финансовой инфраструктуры и проблем с логистикой. Если до весны 2022 года логистика стоила 1500 € за фуру, то потом цены доходили до 15—20 тысяч.
В начале 2023 года цены на импортный алкоголь так и не стабилизировались из-за меняющихся условий поставки и курсовых разниц. А вот цены на российский алкоголь остаются стабильными, и растущая конкуренция между производителями ограничивает их сильный рост.
По итогам года производство водки — самого популярного напитка в категории крепких — выросло на 4%, до 84 млн декалитров. Из-за ухода иностранных брендов российские производители начали производство собственной продукции, и по итогам года многие сегменты рынка показали двузначный рост.
На 42% выросло производство настоек, ликеров, джина, рома и других напитков крепче 25%. На 25% увеличилось производство слабоалкогольных напитков и игристых вин. Объем производства тихих вин увеличился на 10% по итогам года.
Возвращение Pernod Ricard и новые участники рынка. В апреле 2023 года французский производитель Pernod Ricard объявил о возобновлении поставок в Россию, объяснив это заботой о сотрудниках компании в России.
Но, как сообщает исполнительный директор компании Fortwine Александр Липилин, по-настоящему они так и не ушли из России и на протяжении всего 2022 года их бренды были доступны в российских магазинах, ресторанах и барах. И это несмотря на то, что бренды Pernod Ricard не включили в список разрешенных для параллельного импорта алкоголя.
Руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз считает, что решение Pernod Ricard было основано на потенциальных убытках, которые несла компания после ухода с российского рынка.
Конкуренция за время отсутствия иностранцев выросла: за прошлый год в России появилось 77 новых брендов виски, 14 из которых — российские марки, а также 31 местная марка джина.
Среди новичков — индийская Allied Blenders & Distillers (ABD), производитель третьего по популярности виски в мире The Officer’s Choice. Индия производит 60% мирового объема виски, но в России напитки из страны не были представлены до весны 2023 года. Категория виски стала самой пострадавшей на российском алкогольном рынке: поставки за год сократились в два раза.
Уход иностранных производителей стимулирует развитие производства в России, и как основные участники рынка, так и государство будут использовать этот момент для усиления конкурентных позиций. До 2030 года государство планирует потратить 26 млрд рублей на поддержку виноградарства и виноделия.
Динамика потребления алкоголя в России
В 2022 году потребление алкоголя крепче 25% выросло на 7,5%, до 6,8 л на человека, — это самый сильный рост за последние 4 года. Потребление вина снизилось на 5,5%, до 6,2 л, а потребление пива и пивных напитков осталось неизменным и составило 52,2 л на человека в год.
Самым большим спросом алкоголь пользуется в северных и дальневосточных регионах России. По итогам 2022 года в лидерах по продаже крепкого алкоголя Карелия — 15,5 л на человека — и Сахалин — 14,9 л.
Традиционно низкие продажи наблюдались на кавказских территориях. В Чеченской Республике продажи крепкого алкоголя составили 0,1 л на человека, а в Ингушетии — 0,5 л на человека в год.
В целом потребление алкоголя в России постепенно сокращается. В 2008 году объем потребления алкоголя на человека составлял 15,7 л, а к 2021 сократился на 43%, до 9 литров на душу населения.
Динамика потребления алкоголя в России
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | |
---|---|---|---|---|
Крепкий алкоголь | 0,9% | 3,3% | 1,2% | 7,5% |
Вино | −1% | −2,6% | −7,4% | −5,5% |
Пиво | −1,4% | 3,9% | 2,1% | −0,1% |
Динамика потребления алкоголя в России
Крепкий алкоголь | |
2019 | 0,9% |
2020 | 3,3% |
2021 | 1,2% |
2022 | 7,5% |
Вино | |
2019 | −1% |
2020 | −2,6% |
2021 | −7,4% |
2022 | −5,5% |
Пиво | |
2019 | −1,4% |
2020 | 3,9% |
2021 | 2,1% |
2022 | −0,1% |
Перспективы рынка в 2023 году
Мнения экспертов о динамике рынка в 2023 году расходятся. Александр Липилин из Fortwine считает, что у российского алкогольного рынка в этом году два главных вызова: невозможность спрогнозировать спрос и валютные курсы. Из-за падения уровня доходов россиян спрос на алкоголь может упасть или сместиться в более низкий ценовой сегмент.
В ноябре 2022 года исследовательская компания NielsenIQ провела опрос, по результатам которого оказалось, что 64% россиян не готово сокращать траты на алкоголь. Он оказался на последнем месте среди десятки самых популярных товаров и услуг, на которых российские потребители экономили в июле — сентябре 2022 года.
С другой стороны, даже этот отчет показал постепенное увеличение доли респондентов, снижающих траты на спиртное: по итогам прошлого опроса число неготовых экономить на алкоголе россиян сократилось на 5 процентных пунктов. Если доходы населения продолжат падать, рынок может ждать замедление.
Эрнест Хачатурян из Luding считает, что пока ситуация остается нейтральной, но очень неустойчивой: курс может сильно и быстро меняться, пути доставки — ограничиваться. Но главное, на что он обращает внимание, — этот кризис переживут крупные производители с собственной ресурсной базой, логистической инфраструктурой и розничной сетью.
Как на этом заработать инвестору
На Мосбирже торгуются акции двух российских производителей алкоголя: «Абрау-Дюрсо» и «Белуга групп».
«Белуга групп» (MOEX: BELU) — крупнейшая алкогольная компания в России, лидер по производству водки и ликеро-водочных изделий на российском рынке, а также один из главных импортеров зарубежных крепких напитков в стране и владелец сети магазинов «Винлаб».
До 2022 года компания занималась экспортом своей продукции, но была вынуждена частично продать этот бизнес после введения новых санкций со стороны США и ЕС. Холдинг владеет пятью ликеро-водочными заводами, спиртзаводом и винным хозяйством «Поместье Голубицкое».
По итогам года компания увеличила отгрузки алкогольной продукции на 7%, до рекордных 16,8 млн декалитров. Из них 13,9 млн декалитров пришлось на отгрузку собственной продукции — рост на 5,4% по итогам года, — а 2,9 млн декалитров — на импортные бренды, где был рост на 13,8%. Выручка группы по итогам года увеличилась на 30% и составила 97,3 млрд рублей. Чистая прибыль за период выросла почти в 2,2 раза — до 8,44 млрд рублей.
Число магазинов «Винлаб» достигло 1351, объем продаж вырос на 52,3%, а средний чек — на 11,1%. Собственный ретейл позволяет напрямую взаимодействовать с потребителями, оперативно реагируя на их предпочтения. Этот сегмент бизнеса снова стал самым растущим в структуре группы.
13 марта совет директоров рекомендовал выплатить 400 ₽ на акцию в виде дивидендов по итогам работы в 2022 году — дивидендная доходность на момент рекомендации составила около 11%.
В 2022 году «Белуга групп» стала крупнейшим в России импортером крепкого алкоголя, обогнав Pernod Ricard.
«Абрау-Дюрсо» (MOEX: ABRD) — крупное винодельческое предприятие России, которое выпускает игристые вина, шампанское, крепкие и безалкогольные напитки и другую продукцию.
Кроме основного алкогольного бизнеса компания также развивает свое туристическое направление на берегу Черного моря в одноименном поселке Абрау-Дюрсо.
За 2022 год компания увеличила продажи алкогольных и безалкогольных напитков собственного производства на 18,5%, а общий объем реализации составил 52 857 млн бутылок. Общая выручка группы выросла на 22,35%, до 12,1 млрд рублей, а чистая прибыль — на 25,56%, до 1,7 млрд рублей.
Значительный прогресс показал сегмент слабоалкогольных напитков. Так, объемы продаж коллекции Abrau Light выросли на 45%. Трехкратный рост показал сегмент крепких и безалкогольных напитков. В портфеле крепкого алкоголя «Абрау-Дюрсо» успешным запуском стал джин «7 трав», рекордный спрос на который зафиксировали уже в первые полгода продаж. Дистрибуция артезианской воды выросла в 2 раза, а напитков Abrau Junior — на 19%.
По итогам 2022 года объем инвестиций в развитие собственной ресурсной базы составил 545 млн рублей: за год высадили еще 230 га новых виноградников. Фокус на собственном производстве делает компанию менее зависимой от чужого сырья и увеличивает показатели рентабельности.
Еще одно важное направление бизнеса, которое компания продолжила развивать в 2022 году, — туризм и гастрономия. В 2022 году «Абрау-Дюрсо» первой среди всех российских виноделен вступила в GWTO — Всемирную организацию винного туризма. Также за прошедший год открыли новые рестораны: флагманский 1870 Abrau-Durso в центре Москвы, а в Абрау-Дюрсо — караоке-бар Abrau Light и сетевой ресторан 1870 Abrau-Durso.
За 2022 год в Москве открылся уже третий, а в Воронеже — второй фирменный магазин «Ателье вина „Абрау-Дюрсо“». Развитие собственной сети продаж — также хороший шаг для улучшения эффективности бизнеса.
Сравнение показателей «Абрау-Дюрсо» и «Белуги групп», млрд рублей
«Белуга групп» | «Абрау-Дюрсо» | |
---|---|---|
Выручка | 97,3 | 12,1 |
Динамика выручки за 2022 год | 30% | 22,3% |
EBITDA | 17,4 | 3,63 |
Чистая прибыль | 8,44 | 1,7 |
Рентабельность EBITDA | 17,8% | 30% |
Р / Е | 5,18 | 11 |
Долг / EBITDA | 1,43 | 0 |
Сравнение показателей «Абрау-Дюрсо» и «Белуги групп», млрд рублей
Выручка | |
«Белуга групп» | 97,3 |
«Абрау-Дюрсо» | 12,1 |
Динамика выручки за 2022 год | |
«Белуга групп» | 30% |
«Абрау-Дюрсо» | 22,3% |
EBITDA | |
«Белуга групп» | 17,4 |
«Абрау-Дюрсо» | 3,63 |
Чистая прибыль | |
«Белуга групп» | 8,44 |
«Абрау-Дюрсо» | 1,7 |
Рентабельность EBITDA | |
«Белуга групп» | 17,8% |
«Абрау-Дюрсо» | 30% |
Р / Е | |
«Белуга групп» | 5,18 |
«Абрау-Дюрсо» | 11 |
Долг / EBITDA | |
«Белуга групп» | 1,43 |
«Абрау-Дюрсо» | 0 |
Что в итоге
Прошедший год оказался хорошим для российских производителей алкоголя: помогли уход западных брендов и рост собственного производства. Акции «Белуги групп» выросли на 115% за прошедший год, а бумаги «Абрау-Дюрсо» — на 52%.
Оба производителя показали рост выручки сильнее рынка и продолжали диверсифицировать бизнес. Согласно прогнозам руководителя «Винного гида России» Олеси Буняевой, рост производства тихих вин ожидается на уровне 10% за 2023 год, игристых вин — на уровне 25%, а «Абрау-Дюрсо» — главный бенефициар этого роста.
Сильная сторона «Белуга групп» — стабильные показатели бизнеса, собственное производство, логистика и сбыт, высокие дивиденды, а также диверсифицированный портфель брендов. В 2011 году на долю водки приходилось 84% выручки группы, а по итогам 2022 эта доля снизилась до 41%.
Если компаниям удастся сохранить высокие темпы роста производства и продаж, акции продолжат рост. По мультипликаторам «Белуга групп» выглядит более привлекательной в сравнении с «Абрау-Дюрсо». Даже несмотря на рост на 115% за год, бумаги оцениваются дешево по мультипликатору Р / Е.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique