Новости
13K

Что происходит с алкоголем в России и как на этом заработать инвестору

10
Что происходит с алкоголем в России и как на этом заработать инвестору

Аватар автора

Роман Романович

Страница автора

В 2022 году российский алкогольный рынок столкнулся с невиданной перестройкой: из-за санкций западные бренды ушли из России, логистику приходилось перекраивать на ходу, правительство одобрило параллельный импорт, а российские производители начали выпускать собственные бренды, чтобы заместить ушедшие западные.

Расскажу, как российский алкогольный рынок пережил 2022 год, какие перспективы есть у российских производителей и почему это может быть интересно для инвесторов.

Что случилось с рынком в 2022 году

Розничные продажи алкоголя, включая пиво и пивные напитки, по итогам 2022 года выросли на 1% и составили миллиард декалитров. Объемы продаж удалось сохранить, несмотря на уход западных брендов и сложности с поставками из-за курсовых разниц и санкций.

Производство алкоголя внутри страны также выросло — на 2,24%, до 1,01 млрд декалитров, — благодаря росту в сегментах игристых вин, настоек, джина и рома.

Весной 2022 года производители алкоголя из США, Австралии, Европы и других регионов прекратили официальные поставки в Россию. Об уходе с российского рынка объявили:

  1. Diageo — производитель виски Johnnie Walker и ликера Baileys.
  2. LVMH — производитель Hennessy, Moët & Chandon и Bacardi.
  3. Pernod Ricard — производитель виски Chivas Regal и Jameson, водки Absolut и коньяка Ararat.
  4. Brown-Forman — производитель виски Jack Daniel’s и водки Finlandia.

По оценкам крупного поставщика алкоголя в Россию Luding, доля ушедших брендов на рынке крепкого алкоголя России составляла около 40%.

Из-за резких колебаний курса в феврале и марте 2022 года крупные импортеры и поставщики, такие как Luding и Simple, приостановили поставки, но затем вернулись к ним, подняв отпускные цены в среднем на 10—15%.

Исполнительный директор Luding Эрнест Хачатурян в интервью «Коммерсанту» рассказал, что основные сложности с импортом возникли из-за ограничения финансовой инфраструктуры и проблем с логистикой. Если до весны 2022 года логистика стоила 1500 € за фуру, то потом цены доходили до 15—20 тысяч.

В начале 2023 года цены на импортный алкоголь так и не стабилизировались из-за меняющихся условий поставки и курсовых разниц. А вот цены на российский алкоголь остаются стабильными, и растущая конкуренция между производителями ограничивает их сильный рост.

По итогам года производство водки — самого популярного напитка в категории крепких — выросло на 4%, до 84 млн декалитров. Из-за ухода иностранных брендов российские производители начали производство собственной продукции, и по итогам года многие сегменты рынка показали двузначный рост.

На 42% выросло производство настоек, ликеров, джина, рома и других напитков крепче 25%. На 25% увеличилось производство слабоалкогольных напитков и игристых вин. Объем производства тихих вин увеличился на 10% по итогам года.

Возвращение Pernod Ricard и новые участники рынка. В апреле 2023 года французский производитель Pernod Ricard объявил о возобновлении поставок в Россию, объяснив это заботой о сотрудниках компании в России.

Но, как сообщает исполнительный директор компании Fortwine Александр Липилин, по-настоящему они так и не ушли из России и на протяжении всего 2022 года их бренды были доступны в российских магазинах, ресторанах и барах. И это несмотря на то, что бренды Pernod Ricard не включили в список разрешенных для параллельного импорта алкоголя.

Руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз считает, что решение Pernod Ricard было основано на потенциальных убытках, которые несла компания после ухода с российского рынка.

Конкуренция за время отсутствия иностранцев выросла: за прошлый год в России появилось 77 новых брендов виски, 14 из которых — российские марки, а также 31 местная марка джина.

Среди новичков — индийская Allied Blenders & Distillers (ABD), производитель третьего по популярности виски в мире The Officer’s Choice. Индия производит 60% мирового объема виски, но в России напитки из страны не были представлены до весны 2023 года. Категория виски стала самой пострадавшей на российском алкогольном рынке: поставки за год сократились в два раза.

Уход иностранных производителей стимулирует развитие производства в России, и как основные участники рынка, так и государство будут использовать этот момент для усиления конкурентных позиций. До 2030 года государство планирует потратить 26 млрд рублей на поддержку виноградарства и виноделия.

Динамика потребления алкоголя в России

В 2022 году потребление алкоголя крепче 25% выросло на 7,5%, до 6,8 л на человека, — это самый сильный рост за последние 4 года. Потребление вина снизилось на 5,5%, до 6,2 л, а потребление пива и пивных напитков осталось неизменным и составило 52,2 л на человека в год.

Самым большим спросом алкоголь пользуется в северных и дальневосточных регионах России. По итогам 2022 года в лидерах по продаже крепкого алкоголя Карелия — 15,5 л на человека — и Сахалин — 14,9 л.

Традиционно низкие продажи наблюдались на кавказских территориях. В Чеченской Республике продажи крепкого алкоголя составили 0,1 л на человека, а в Ингушетии — 0,5 л на человека в год.

В целом потребление алкоголя в России постепенно сокращается. В 2008 году объем потребления алкоголя на человека составлял 15,7 л, а к 2021 сократился на 43%, до 9 литров на душу населения.

Динамика потребления алкоголя в России

2019202020212022
Крепкий алкоголь0,9%3,3%1,2%7,5%
Вино−1%−2,6%−7,4%−5,5%
Пиво−1,4%3,9%2,1%−0,1%

Динамика потребления алкоголя в России

Крепкий алкоголь
20190,9%
20203,3%
20211,2%
20227,5%
Вино
2019−1%
2020−2,6%
2021−7,4%
2022−5,5%
Пиво
2019−1,4%
20203,9%
20212,1%
2022−0,1%

Перспективы рынка в 2023 году

Мнения экспертов о динамике рынка в 2023 году расходятся. Александр Липилин из Fortwine считает, что у российского алкогольного рынка в этом году два главных вызова: невозможность спрогнозировать спрос и валютные курсы. Из-за падения уровня доходов россиян спрос на алкоголь может упасть или сместиться в более низкий ценовой сегмент.

В ноябре 2022 года исследовательская компания NielsenIQ провела опрос, по результатам которого оказалось, что 64% россиян не готово сокращать траты на алкоголь. Он оказался на последнем месте среди десятки самых популярных товаров и услуг, на которых российские потребители экономили в июле — сентябре 2022 года.

С другой стороны, даже этот отчет показал постепенное увеличение доли респондентов, снижающих траты на спиртное: по итогам прошлого опроса число неготовых экономить на алкоголе россиян сократилось на 5 процентных пунктов. Если доходы населения продолжат падать, рынок может ждать замедление.

Эрнест Хачатурян из Luding считает, что пока ситуация остается нейтральной, но очень неустойчивой: курс может сильно и быстро меняться, пути доставки — ограничиваться. Но главное, на что он обращает внимание, — этот кризис переживут крупные производители с собственной ресурсной базой, логистической инфраструктурой и розничной сетью.

Как на этом заработать инвестору

На Мосбирже торгуются акции двух российских производителей алкоголя: «Абрау-Дюрсо» и «Белуга групп».

«Белуга групп» (MOEX: BELU) — крупнейшая алкогольная компания в России, лидер по производству водки и ликеро-водочных изделий на российском рынке, а также один из главных импортеров зарубежных крепких напитков в стране и владелец сети магазинов «Винлаб».

До 2022 года компания занималась экспортом своей продукции, но была вынуждена частично продать этот бизнес после введения новых санкций со стороны США и ЕС. Холдинг владеет пятью ликеро-водочными заводами, спиртзаводом и винным хозяйством «Поместье Голубицкое».

По итогам года компания увеличила отгрузки алкогольной продукции на 7%, до рекордных 16,8 млн декалитров. Из них 13,9 млн декалитров пришлось на отгрузку собственной продукции — рост на 5,4% по итогам года, — а 2,9 млн декалитров — на импортные бренды, где был рост на 13,8%. Выручка группы по итогам года увеличилась на 30% и составила 97,3 млрд рублей. Чистая прибыль за период выросла почти в 2,2 раза — до 8,44 млрд рублей.

Число магазинов «Винлаб» достигло 1351, объем продаж вырос на 52,3%, а средний чек — на 11,1%. Собственный ретейл позволяет напрямую взаимодействовать с потребителями, оперативно реагируя на их предпочтения. Этот сегмент бизнеса снова стал самым растущим в структуре группы.

13 марта совет директоров рекомендовал выплатить 400 ₽ на акцию в виде дивидендов по итогам работы в 2022 году — дивидендная доходность на момент рекомендации составила около 11%.

В 2022 году «Белуга групп» стала крупнейшим в России импортером крепкого алкоголя, обогнав Pernod Ricard.

Источник: TradingView
Источник: TradingView

«Абрау-Дюрсо» (MOEX: ABRD) — крупное винодельческое предприятие России, которое выпускает игристые вина, шампанское, крепкие и безалкогольные напитки и другую продукцию.

За 2022 год компания увеличила продажи алкогольных и безалкогольных напитков собственного производства на 18,5%, а общий объем реализации составил 52 857 млн бутылок. Общая выручка группы выросла на 22,35%, до 12,1 млрд рублей, а чистая прибыль — на 25,56%, до 1,7 млрд рублей.

Значительный прогресс показал сегмент слабоалкогольных напитков. Так, объемы продаж коллекции Abrau Light выросли на 45%. Трехкратный рост показал сегмент крепких и безалкогольных напитков. В портфеле крепкого алкоголя «Абрау-Дюрсо» успешным запуском стал джин «7 трав», рекордный спрос на который зафиксировали уже в первые полгода продаж. Дистрибуция артезианской воды выросла в 2 раза, а напитков Abrau Junior — на 19%.

По итогам 2022 года объем инвестиций в развитие собственной ресурсной базы составил 545 млн рублей: за год высадили еще 230 га новых виноградников. Фокус на собственном производстве делает компанию менее зависимой от чужого сырья и увеличивает показатели рентабельности.

Еще одно важное направление бизнеса, которое компания продолжила развивать в 2022 году, — туризм и гастрономия. В 2022 году «Абрау-Дюрсо» первой среди всех российских виноделен вступила в GWTO — Всемирную организацию винного туризма. Также за прошедший год открыли новые рестораны: флагманский 1870 Abrau-Durso в центре Москвы, а в Абрау-Дюрсо — караоке-бар Abrau Light и сетевой ресторан 1870 Abrau-Durso.

За 2022 год в Москве открылся уже третий, а в Воронеже — второй фирменный магазин «Ателье вина „Абрау-Дюрсо“». Развитие собственной сети продаж — также хороший шаг для улучшения эффективности бизнеса.

Источник: TradingView
Источник: TradingView

Сравнение показателей «Абрау-Дюрсо» и «Белуги групп», млрд рублей

«Белуга групп»«Абрау-Дюрсо»
Выручка97,312,1
Динамика выручки за 2022 год30%22,3%
EBITDA17,43,63
Чистая прибыль8,441,7
Рентабельность EBITDA17,8%30%
Р / Е5,1811
Долг / EBITDA1,430

Сравнение показателей «Абрау-Дюрсо» и «Белуги групп», млрд рублей

Выручка
«Белуга групп»97,3
«Абрау-Дюрсо»12,1
Динамика выручки за 2022 год
«Белуга групп»30%
«Абрау-Дюрсо»22,3%
EBITDA
«Белуга групп»17,4
«Абрау-Дюрсо»3,63
Чистая прибыль
«Белуга групп»8,44
«Абрау-Дюрсо»1,7
Рентабельность EBITDA
«Белуга групп»17,8%
«Абрау-Дюрсо»30%
Р / Е
«Белуга групп»5,18
«Абрау-Дюрсо»11
Долг / EBITDA
«Белуга групп»1,43
«Абрау-Дюрсо»0

Что в итоге

Прошедший год оказался хорошим для российских производителей алкоголя: помогли уход западных брендов и рост собственного производства. Акции «Белуги групп» выросли на 115% за прошедший год, а бумаги «Абрау-Дюрсо» — на 52%.

Оба производителя показали рост выручки сильнее рынка и продолжали диверсифицировать бизнес. Согласно прогнозам руководителя «Винного гида России» Олеси Буняевой, рост производства тихих вин ожидается на уровне 10% за 2023 год, игристых вин — на уровне 25%, а «Абрау-Дюрсо» — главный бенефициар этого роста.

Сильная сторона «Белуга групп» — стабильные показатели бизнеса, собственное производство, логистика и сбыт, высокие дивиденды, а также диверсифицированный портфель брендов. В 2011 году на долю водки приходилось 84% выручки группы, а по итогам 2022 эта доля снизилась до 41%.

Если компаниям удастся сохранить высокие темпы роста производства и продаж, акции продолжат рост. По мультипликаторам «Белуга групп» выглядит более привлекательной в сравнении с «Абрау-Дюрсо». Даже несмотря на рост на 115% за год, бумаги оцениваются дешево по мультипликатору Р / Е.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

  • Boris BaristaКак заработать? Покупаете ящик заграничного алкоголя и через год продаете за х2, так как компания уйдет с рынка. Как вариант)0
  • Роман РомановичBoris, можно покупать редкие и особо удавшиеся урожаи вина — они растут в цене очень хорошо со временем. Но тут нужен анализ, как и с акциями 🤷🏼‍♂️2
  • Роман РомановичСоватий, кто «хавал стекломой» раньше, может и продолжат это делать. Конкуренция за потребителя наоборот обостряется и это только поднимет уровень производства внутри страны.6
  • Дмитрий НиконовЯ когда в магазин захожу всегда удивляюсь, зачем такая стена алкоголя, кто его еще пьет? Просто по своим ощущениям за последние 10 лет, алко реально пропал из всех сфер жизни, на работе, семейных праздниках, в компании, дома, алкоголя по минимум, одну и туже бутылку коньяка год достают на каждый праздник, а она все не кончается.2
  • АватаркаДмитрий, а я как-то на прогулке стала фотографировать все встреченные на газонах пустые бутылки, насчитала в итоге штук 40 за день - такие вот оптимистичные пейзажи....0
  • Дмитрий НиконовАватарка, раньше и на прогулке сидеть и пить пиво на лавочке в парке было нормой или просто идти по городу, сейчас я такого не вижу. Под ногами я часто вишу пузырьки из под спирта или настойки пиона или еще чего, но это совсем дно и другая категория потребителей алкоголя.0
  • АватаркаДмитрий, да, вроде бы запрещено, но бутылки все из под водки, в основном небольшого объема. так что пиво в основном победили ))0
  • Роман РомановичДмитрий, в целом по стране пить стали меньше за 10 лет — падение потребления на 40%. Но в количестве марок и видов тоже вижу рост многообразия. Если это происходит, значит это кому-то нужно)4
  • Настасья Королёвадайте, пожалуйста, ссылку на источник статистических данных.0