Отчет «Белуги групп» за 2022 год: все основные показатели обновили рекорды
10 марта на сайте компании опубликовали ключевые операционные и финансовые показатели за 2022 год. Результаты бизнеса говорят сами за себя: рекордные отгрузки алкогольной продукции, рекордная выручка, рост рентабельности продаж на фоне увеличения продаж премиальной продукции и более чем двукратный рост чистой прибыли.
«Белуга групп» (MOEX: BELU) — крупнейший производитель крепкого алкоголя в России, а также один из главных дистрибьюторов импортной алкогольной продукции. Холдинг владеет 5 ликеро-водочными заводами, спиртзаводом и винным хозяйством «Поместье Голубицкое». Кроме того, компания активно развивает собственную сеть розничных магазинов «Винлаб».
Выделим главное из отчета:
- Отгрузки в натуральном выражении выросли на 7% — до рекордных 16,8 млн декалитров.
- В сети «Винлаб» теперь 1350 точек.
- Выручка по итогам 2022 года прибавила 30% и выросла до 97,3 млрд рублей.
- Себестоимость продаж увеличилась на 23% — до 58,9 млрд рублей.
- EBITDA компании выросла на 66% — до 17,36 млрд рублей.
- Рентабельность по EBITDA увеличилась за год с 14 до 17,8%.
- Операционная прибыль увеличилась на 69% и достигла 13,06 млрд рублей.
- Чистая прибыль за период выросла почти в 2,2 раза — до 8,44 млрд рублей.
- Долговая нагрузка по коэффициенту «чистый долг / EBITDA» увеличилась с 1,32 до 1,43×.
- 13 марта СД рекомендовал выплатить акционерам 400 ₽ в качестве финальных дивидендов за 2022 год.
На чем зарабатывает бизнес
Группа выделяет три сегмента своей деятельности.
Алкоголь. Самый большой доход компании приносит оптовая продажа собственной алкогольной продукции, а также дистрибуция импортного алкоголя известных мировых брендов. В портфеле собственных брендов компании: Beluga, «Беленькая», «Архангельская», «Белая сова», «Мягков», тихое вино Golubitskoe Estate, игристое вино Tête de Cheval и другие.
Розница. Самый быстрорастущий сегмент, в рамках которого холдинг развивает собственную торговую сеть специализированных магазинов «Винлаб». Свой ретейл позволяет напрямую взаимодействовать с потребителями и предлагать товар через канал электронной коммерции.
Продукты питания. «Белуга» продолжает заниматься также производством и дистрибуцией продуктов питания. В состав холдинга входит несколько производственных площадок по выпуску молочных и мясных изделий.
По итогам 2022 года объем отгрузок в натуральном выражении вырос на 7% и достиг рекордных 16,8 млн декалитров. Из них 13,9 млн декалитров пришлось на отгрузку собственной продукции (+5,4% год к году) и 2,9 млн декалитров — на импортные бренды (+13,8%). Хорошую динамику продемонстрировали высокомаржинальные премиальные сегменты, что положительно отразилось на финансовых показателях.
Западные санкции не помешали компании продать рекордные объемы импортного алкоголя в России — возможно, кто-то запасался впрок, опасаясь, что импорт закроют.
Но внешние ограничения повлияли на сокращение продаж российского алкоголя за рубежом. В частности, компания вынуждена была приостановить экспорт своей алкогольной продукции на рынки США, Европы и в магазины розничной беспошлинной торговли Duty Free.
При этом экспортное направление никогда не было приоритетным для компании, даже по итогам 2021 года на долю экспорта приходилось лишь около 4% от общего объема отгрузок холдинга.
Динамика отгрузки «Белуги групп», млн декалитров
2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | |
---|---|---|---|---|---|
Собственная продукция | 11,7 | 12,6 | 13,5 | 13,1 | 13,9 |
Продукция партнеров | 1,2 | 1,5 | 2,1 | 2,6 | 2,9 |
Итого | 12,9 | 14,1 | 15,6 | 15,7 | 16,8 |
Динамика отгрузки «Белуги групп», млн декалитров
Собственная продукция | |
2018 | 11,7 |
2019 | 12,6 |
2020 | 13,5 |
2021 | 13,1 |
2022 | 13,9 |
Продукция партнеров | |
2018 | 1,2 |
2019 | 1,5 |
2020 | 2,1 |
2021 | 2,6 |
2022 | 2,9 |
Итого | |
2018 | 12,9 |
2019 | 14,1 |
2020 | 15,6 |
2021 | 15,7 |
2022 | 16,8 |
Финансовые показатели
Общие продажи без учета НДС по итогам 2022 года превысили 127,5 млрд рублей. Примерно 30,2 млрд рублей составили акцизные выплаты алкогольной компании. В результате выручка бизнеса достигла рекордных 97,32 млрд рублей, увеличившись год к году на 30%.
Себестоимость продаж выросла на 23% — до 58,9 млрд рублей — на фоне высокой продовольственной инфляции. Выросли также и коммерческие, хозяйственные и административные расходы на 31% — до 25 млрд рублей.
В результате операционная прибыль увеличилась на 69% и достигла 13,06 млрд рублей — еще один рекордный показатель для компании. Мультипликатор EBITDA вообще прибавил 66% и вырос до 17,36 млрд рублей, а его рентабельность возросла с 14 до 17,8% на фоне хорошей динамики продаж премиальной продукции.
Увеличились у компании и чистые финансовые расходы на 72% — до 3,53 млрд рублей, — в основном из-за неденежной переоценки курсовых разниц на фоне волатильности рубля.
Чистая прибыль «Белуги» в 2022 году выросла в 2,2 раза — до 8,44 млрд рублей. В расчете на акцию прибыль увеличилась с 294,13 до 645,02 ₽, что стало историческим максимумом за всю историю наблюдений.
Финансовые показатели «Белуги групп», млрд рублей
2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | |
---|---|---|---|---|---|
Выручка | 43,4 | 51,27 | 63,29 | 74,94 | 97,32 |
Операционная прибыль | 3,3 | 4,46 | 6,84 | 7,74 | 13,06 |
Чистая прибыль | 0,9 | 1,43 | 2,46 | 3,86 | 8,44 |
Чистая прибыль | 68,34 ₽ | 103,7 ₽ | 197,47 ₽ | 294,13 ₽ | 645,02 ₽ |
Финансовые показатели «Белуги групп», млрд рублей
Выручка | |
2018 | 43,4 |
2019 | 51,27 |
2020 | 63,29 |
2021 | 74,94 |
2022 | 97,32 |
Операционная прибыль | |
2018 | 3,3 |
2019 | 4,46 |
2020 | 6,84 |
2021 | 7,74 |
2022 | 13,06 |
Чистая прибыль | |
2018 | 0,9 |
2019 | 1,43 |
2020 | 2,46 |
2021 | 3,86 |
2022 | 8,44 |
Чистая прибыль | |
2018 | 68,34 ₽ |
2019 | 103,7 ₽ |
2020 | 197,47 ₽ |
2021 | 294,13 ₽ |
2022 | 645,02 ₽ |
Долг, инвестиции и дивиденды
Компания — один из лидеров на российском рынке по динамике операционных и финансовых показателей за последние 5 лет. Поддерживать рост показателей позволяет масштабная инвестиционная программа, которая нацелена на развитие ключевого направления — продажи алкогольной продукции, в том числе через собственную торговую сеть, — и электронной коммерции.
Стратегия группы предполагает, что к 2024 году количество торговых точек «Винлаба» достигнет 2,5 тысячи, а выручка розничной сети составит около 80 млрд рублей. При этом на долю онлайн-продаж будет приходиться от 10 до 15% всех продаж группы.
Динамика розничной сети «Винлаб», количество магазинов
2016 | 136 |
2017 | 252 |
2018 | 468 |
2019 | 604 |
2020 | 645 |
2021 | 1000 |
2022 | 1350 |
Динамика розничной сети «Винлаб», количество магазинов
2016 | 136 |
2017 | 252 |
2018 | 468 |
2019 | 604 |
2020 | 645 |
2021 | 1000 |
2022 | 1350 |
По итогам 2022 года капитальные затраты «Белуги» выросли на 46% — до 3,39 млрд рублей.
На фоне инвестиций в развитие, а также щедрых дивидендных выплат, общий долг компании увеличился за год на 61% — до 38,07 млрд рублей.
При этом на счетах компании на конец 2022 года находилось 13,24 млрд рублей в виде денег и их эквивалентов. Поэтому чистый долг составил 24,83 млрд рублей, увеличившись за 12 месяцев на 79%.
Долговая нагрузка по коэффициенту «чистый долг / EBITDA» возросла с 1,32 до 1,43×. Несмотря на рост, уровень долговой нагрузки бизнеса остается приемлемым, а значит, выплате дивидендов от рекордной прибыли ничего не должно угрожать.
Динамика долговой нагрузки «Белуги групп», млрд рублей
2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | |
---|---|---|---|---|---|
Чистый долг | 11,8 | 13,93 | 12,41 | 13,86 | 24,83 |
EBITDA | 4,25 | 6,51 | 9,21 | 10,49 | 17,36 |
Чистый долг / EBITDA | 2,78 | 2,14 | 1,35 | 1,32 | 1,43 |
Динамика долговой нагрузки «Белуги групп», млрд рублей
Чистый долг | |
2018 | 11,8 |
2019 | 13,93 |
2020 | 12,41 |
2021 | 13,86 |
2022 | 24,83 |
EBITDA | |
2018 | 4,25 |
2019 | 6,51 |
2020 | 9,21 |
2021 | 10,49 |
2022 | 17,36 |
Чистый долг / EBITDA | |
2018 | 2,78 |
2019 | 2,14 |
2020 | 1,35 |
2021 | 1,32 |
2022 | 1,43 |
Осенью 2022 года совет директоров утвердил новую дивидендную политику группы, которая установила размер дивидендных выплат на уровне не менее 50% от консолидированной чистой прибыли по МСФО за год. В предыдущей редакции было не менее 25%.
Прошедший год был весьма щедрым на дивидендный поток в сторону акционеров бизнеса. В 2022 году компания выплатила финальные дивиденды за 2021 год в размере 47,24 ₽ на акцию, дивиденды за 1 полугодие 2022 года в размере 150 ₽ на акцию и впервые объявила дивиденды за 3 квартал в размере 75 ₽ на акцию.
13 марта 2023 года совет директоров компании рекомендовал финальные дивиденды по итогам 2022 года в размере 400 ₽ на обыкновенную акцию. Дивидендная доходность к цене акции на момент выхода новости составляет 11,83%.
Если финальные дивиденды утвердят, то общая выплата за год, включая промежуточные дивиденды, составит 625 ₽ на одну акцию, а всего компания заплатит почти 7,5 млрд рублей, или 89% чистой прибыли за 2022 год.
Размер дивидендов «Белуги групп»
2019 | 32 ₽ |
2020 | 100 ₽ |
2021 | 120 ₽ |
2022 | 625 ₽* |
Размер дивидендов «Белуги групп»
2019 | 32 ₽ |
2020 | 100 ₽ |
2021 | 120 ₽ |
2022 | 625 ₽* |
Что в итоге
2022 год компания завершила с рекордными результатами. Практически все ключевые показатели достигли новых исторических максимумов. В который раз бизнес продемонстрировал высокую устойчивость к кризису. В период повышенного стресса и общей неопределенности продажи крепкого алкоголя показали сильные результаты.
Несмотря на рост инфляции в продовольственном секторе, доходы «Белуги» росли быстрее издержек за счет высокой вертикальной интеграции. Это позволило повысить рентабельность бизнеса и удвоить чистую прибыль по итогам 2022 года.
На фоне высоких доходов менеджмент пересмотрел дивидендную политику, увеличил долю прибыли, которая будет идти на выплаты акционерам, и фактически перешел на квартальную выплату дивидендов. Это способствует росту инвестиционной привлекательности компании, особенно на фоне хорошей динамики операционных и финансовых показателей.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.