Spotify подвел музыкальные итоги 2022 года. Как их готовят и где можно посмотреть
В Spotify появились персональные итоги года — Wrapped.
Пришло время, когда люди публикуют в соцсетях картинки про то, что и сколько они слушали в уходящем году.
Делиться персональными музыкальными итогами в виде ярких карточек стало традицией. И стриминговые приложения каждый год придумывают, какие данные показать пользователям, тем более что собирают они их постоянно и в огромных количествах.
Рассказываем, как посмотреть итоги Spotify и что можно узнать из Wrapped. И заодно делимся интересными подробностями о том, как Spotify собирает статистику.
Где найти Spotify Wrapped в 2022 году и что там интересного
Раньше раздел появлялся на отдельном сайте, где нужно было регистрироваться. Но теперь Wrapped открывается прямо в мобильном приложении — просто найдите соответствующую карточку на главном экране. Существует и веб-версия раздела: откройте ее, если окошко с итогами в приложении так и не появилось.
Итоги все еще подводятся на русском языке — несмотря на то, что весной 2022 года Spotify покинул рынок. Важно не то, в каком регионе у вас зарегистрирован профиль, а то, какой язык вы выбрали в интерфейсе.
В 2022 году итоги состоят из таких карточек.
Топ жанров. Spotify сначала показывает, сколько новых жанров в году вы для себя открыли, а затем иллюстрирует ваши главные жанровые предпочтения — через красивую анимацию с орбитой из пяти планет.
Атмосфера дня. Wrapped показывает три ключевых настроения, которые были в любимой музыке в разное время дня. К примеру, утром могут попасться «Безмятежность» или «Тревога», а ближе к ночи — «Релакс» и «На хайпе».
Эта карточка доступна не во всех регионах. Как минимум ее нет в аккаунтах, зарегистрированных в Турции и Индии.
Итоги года. Это несколько карточек, в которых перечислена главная статистика по вашему аккаунту: топ-5 песен и топ-5 исполнителей. Отдельно отмечено, какой исполнитель оказался самым любимым, с количеством прослушанных минут.
Сервис также определяет, насколько преданным фанатом вы оказались: указывает, в какой процент слушателей вы попали.
Музыкальная личность. В конце Spotify определяет ваш «тип личности». Среди возможных вариантов — «Ценитель нового», «Искатель приключений», «Энтузиаст». У каждой «личности» есть подробное описание: к примеру, «Энтузиаст» — это «настоящий фанат, который сразу узнает о новых релизах исполнителя и всеми способами выражает поддержку».
Раздел с итогами пропадает из приложения в начале января, но персонализированные плейлисты остаются в разделе «Для тебя». А вот региональные плейлисты и отчет с главными музыкальными трендами России можно не ждать — делала их локальная редакция Spotify.
Что такое Spotify Wrapped и как он устроен
В основе успеха персональных итогов лежит то, что сделало стриминговый сервис таким успешным: он отлично умеет рекомендовать музыку на основе вкусов пользователей. Алгоритмы Spotify — главная фишка и одна из основных причин пользоваться именно этим приложением, а не аналогами.
Подробнее о технологической стороне рекомендательной системы можно узнать в материале Института музыкальных инициатив. Если кратко, Spotify задействует комплекс из разных стратегий рекомендаций, включая подробный анализ поведения пользователя и сопоставления его с другими. В ход идут математические модели, нейросети и обработка огромного объема данных.
Успех Wrapped идет вразрез с общим трендом — люди с опасением относятся к тому, какие данные отдают технологическим гигантам и как те ими распоряжаются. Также растет скепсис к механизмам рекомендаций. Но Spotify, отмечает издание Protocol, смог сделать коллекционирование данных «клевым»: пользователи сами с радостью делятся тем, что узнали про них инженеры и алгоритмы. Хоть критики и сравнивают музыкальные итоги с ситуацией, если бы Gmail показывал топ-10 электронных писем и тем самым демонстрировал уровень доступа к информации.
Каждый год Wrapped немного различается. Сотрудники Spotify придумывают все новые способы анализировать данные — это в том числе показывает, что алгоритмы научились узнавать о пользователях. Например, в 2021 году дебютировала категория «Музыкальная аура»: сервис выявлял ее на основании настроения, темпа любимой музыки, текста, обложек треков и альбомов.
Что еще стоит знать об устройстве Spotify Wrapped
- На самом деле это статистика не за весь год. Официально Spotify говорит, что подсчет данных заканчивают за несколько недель до 1 декабря. В поддержке сервиса однажды уточнили: считается период с 1 января по 31 октября.
- Топы треков и артистов составляются не по количеству времени, которое потратили на них, а по количеству прослушиваний. В Spotify трек считается прослушанным, если вы потратили на него больше 30 секунд.
- Каждый год Spotify составляет персонализированный плейлист из 100 любимых треков. Как утверждают на Reddit, только первые десять песен ранжируются по прослушиваниям, расположение остальных не так сильно зависит от статистики.
- У сервиса есть функция Private Sessions, аналог режима инкогнито в браузерах. Прослушанные в таком режиме песни не попадут в персональные итоги: подойдет, если вы включаете треки на вечеринках или тренируетесь под одну и ту же музыку.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.