Закон о работе такси: что меняется для перевозчиков и какие данные будут передавать в МВД и ФСБ

159
Закон о работе такси: что меняется для перевозчиков и какие данные будут передавать в МВД и ФСБ
Аватар автора

Дмитрий Сергеев

изучил требования к такси

Страница автора

Для служб и сервисов заказа такси, а также для их водителей теперь действуют строгие правила.

Расскажу, что изменилось.

Зачем нужен этот закон

Фактически перевозкой пассажиров мог заниматься любой водитель, зарегистрированный в агрегаторе через приложение. Либо вообще без регистрации: достаточно было установить на машину «шашечки» и встать у вокзала или аэропорта. Некоторые регионы принимали свои нормативные акты, касающиеся такси, другие — пускали дело на самотек.

Теперь вступивший в силу федеральный закон регулирует все отношения, касающиеся перевозок пассажиров и багажа легковым такси, и определяет порядок контроля за этой сферой. Одно из главных требований — у водителей должно быть разрешение на работу в такси.

Закон касается как небольших компаний, которые напрямую оказывают услуги такси, так и крупных агрегаторов, которые лишь предоставляют сервис для заказа автомобиля, например «Яндекс Go».

Как получить разрешение на работу в такси

Перед началом работы водителю нужно получить разрешение на перевозку пассажиров и багажа. Заявление подают по месту жительства. Если у водителя заключен трудовой договор с перевозчиком, разрешение можно не получать: это забота перевозчика.

Если разрешение получено до 1 сентября 2023 года, оно действует до окончания указанного в нем срока, но не более 5 лет.

Разрешение можно оформить бесплатно. Индивидуальные предприниматели, которые лично управляют такси, или самозанятые могут получить разрешение, если заключат договор со службой такси.

Заявление на разрешение можно подать через МФЦ или напрямую в уполномоченное ведомство — например, в Москве это департамент транспорта.

  1. Юридическому лицу — наименование, адрес и ОГРН.
  2. Индивидуальному предпринимателю — фамилию, имя и отчество, адрес регистрации и ОГРНИП.
  3. Самозанятому — фамилию, имя, отчество, место жительства, данные водительского удостоверения.
  4. Всем заявителям надо указать ИНН, телефон, адрес электронной почты, номера записей в региональном реестре перевозчиков, способ направления выписки из регионального реестра перевозчиков и способ направления заявителю уведомлений о решениях, принимаемых уполномоченным ведомством: например, просьбу слать уведомления на указанную электронную почту.

К заявлению нужно приложить:

  1. Доверенность — если заявитель обращается за разрешением не сам, а через представителя.
  2. Копию договора со службой заказа такси — если заявление подает индивидуальный предприниматель или самозанятый.
  3. Справку об отсутствии или наличии судимости.
  4. Опись бумажных документов.

Срок действия разрешения для юридических лиц и ИП — минимум 5 лет. Самозанятый может указать в заявлении более короткий срок.

Передавать разрешение другому лицу нельзя. Перевозить пассажиров можно только в регионе, который выдал разрешение. За его пределы выезжать можно, если поездку заказали в регионе регистрации, а конечный пункт находится в другом. Получить разрешение в Московской области и возить пассажиров между столичными вокзалами не выйдет, а вот отвезти пассажира из подмосковного Чехова на Ленинградский вокзал Москвы вполне можно.

Кто не сможет работать таксистом

В законе прописали критерии, когда водителя не допустят к работе в такси:

  1. У него три и больше неуплаченных административных штрафа за нарушения ПДД. Исключение — если прошло более 2 лет со дня вступления постановления в силу.
  2. Он не прошел аттестацию на знание того, где в регионе находятся объекты транспортной инфраструктуры, культурного наследия и спорта, а также медицинские и образовательные учреждения. Аттестация нужна, только если она предусмотрена региональным законом, определяющим порядок ее проведения.
  3. Его повторно лишали прав или арестовывали за нарушения ПДД в течение года со дня исполнения предыдущего наказания.
  4. Есть неснятая или непогашенная судимость за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства. Иностранных граждан, осужденных за аналогичные преступления в своей стране, также не допустят к управлению такси в России.

Перевозчики обязаны передавать информацию в ФСБ и МВД

По этому закону сервис такси обязан вести журнал регистрации заказов в электронной форме или на бумаге, фиксируя в нем:

  1. Номер заказа.
  2. Дату и время, когда заказ приняли и когда выполнили.
  3. Адреса начала и окончания поездки.
  4. Марку, модель и госномер легкового такси.
  5. Фамилию, имя и отчество водителя.
  6. Расчетное и фактическое время начала и окончания поездки.
  7. Телефон заказчика.
  8. Дополнительные требования к поездке — например, есть ли в машине детское кресло и можно ли в ней перевозить инвалидную коляску.

Перевозчик обязан хранить эти записи минимум 6 месяцев — и только на территории РФ.

В случаях, установленных законом, их придется предоставить по требованию ФСБ или МВД: например, в рамках уголовного дела или проверки сообщения о преступлении. Перевозчик не может проверить, есть ли вообще такое дело или сообщение. Зато может проверить прокуратура — как по своей инициативе, так и по обращению службы такси.

Но для ФСБ еще предусмотрен круглосуточный доступ к системе заказов без каких-либо запросов — по постановлению правительства, которое тоже вступило в силу 1 сентября. Там сказано, что служба заказа легкового такси, внесенная в реестр организаторов распространения информации, обязана предоставить ФСБ круглосуточный удаленный доступ к базам данных о заказах. Для МВД подобный доступ не предусмотрен — получение информации возможно только по запросам.

Перевозчики, не внесенные в реестр, предоставляют такие данные в ФСБ и МВД только по запросам — в срок от 3 до 10 рабочих дней.

Отвечать за ущерб придется не только водителю, но и службе такси

Службы такси и раньше возмещали ущерб наравне с водителем, но потерпевшим часто приходилось обращаться в суды.

Теперь норма об ответственности службы такси прописана в законе. Главное условие взыскания ущерба — он не покрывается страховкой по ОСАГО. О том, как устроено ОСАГО, Тинькофф Журнал рассказывал в отдельном материале. Базовая ставка страхового тарифа для автомобилей такси значительно выше.

У службы заказа такси должны быть филиалы

Служба заказа такси обязана иметь филиал в регионе, где работает, — но только если количество заказов превышает 4 тысячи в сутки. Если заказов меньше, создавать филиал не обязательно.

Службы такси и машины попадут в единую государственную систему

Правительство уже утвердило положение об этой информационной системе. Она будет собирать информацию из региональных реестров такси. В базу будут вносить:

  1. Номер записи в региональном реестре легковых такси.
  2. Дату, когда запись внесли в региональный реестр.
  3. Марку, модель и госномер транспортного средства, его VIN.
  4. Данные собственника автомобиля.
  5. Номер и дату выдачи СТС.
  6. Даты заключения и окончания срока действия договора, подтверждающего право владения и пользования транспортным средством, номер договора.
  7. Фотографию автомобиля — если это предусмотрено региональным законом.

Кто сможет пользоваться системой

Доступ получат, например, страховые компании, ГИБДД и обычные граждане.

Пассажиры смогут проверить, действительно ли водитель работает в такси.

Сотрудникам ГИБДД будет проще штрафовать водителей, перевозящих пассажиров без действующего разрешения. Санкция за такое — штраф 5000 ₽  .

А водитель такси не сможет сэкономить на ОСАГО, если укажет, что использует машину исключительно в личных целях. Страховая компания не возместит ущерб после ДТП, если выяснится, что полис оформлен на личную машину, а она числится в информационной системе как такси. В этом случае таксисту придется платить потерпевшему из своего кармана.

Что важно запомнить

  1. Водителям будет сложно «побомбить» пару часов после работы: сначала придется получить разрешение.
  2. В такси не смогут работать судимые, лишенные прав и те, кто не платит штрафы за нарушение ПДД.
  3. МВД и ФСБ смогут отслеживать маршруты — преступлений с участием водителей такси должно стать меньше. А такси станет более безопасным для пассажиров видом транспорта.
  4. Пассажир, пострадавший в ДТП, сможет предъявить претензии не только к водителю, но и к перевозчику.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal

Дмитрий СергеевА что бы вы изменили в работе такси?
  • Foo BarМангуст, эти "иностранные специалисты" чаще оказываются вежливее и аккуратнее русских, так что не надо тут.14
  • Иван ХоринFoo, запретить работу специалистов в принципе. Только роботами. Простойка в виде куска мяса между рулём и сиденьем будет раздражать всегда независтмо от вежливости или степени копчения.19
  • Dinara YavorskiО, новый повод повысить и без того гигантские цены. Если раньше это была альтернатива вылазкам в центр на автомобиле, теперь без шансов.45
  • a bit of workDinara, неужели стало так дорого?1
  • Dinara YavorskiПерепела, мои типичные маршруты подорожали в 2 разв29
  • Alexandro PuritoДа2
  • RadrogНу "класс", ещё больше "под колпаком" теперь. Реально блин "1984" какой-то. Мало того что по камерам везде в городе уже следят за тобой, теперь и в такси не проехать чтобы не отследили. И не надо про безопасность рассказать. Слова "безопасность", "дети", "охрана", "порядок", "закон", чинуши всегда используют в попытке отвести внимание, запудрить мозги, манипулировать сознанием человека. Реальная причина это тотальный контроль, в котором у человека всё меньше свобод личности, и всё больше он становится бесправным рабом властьимущих.39
  • илья захватовПерепела, раза в полтора-два увеличилась стоимость в Ростове-на-Дону например6
  • Тан ИвановичDinara, скорее в три уже10
  • ТаксистРусикЯндекс плавал на законы. Как давал заказы так и дает тем у кого нет лицензии. Сам лично перевоз 10 пассажиров. И что яндекс отключили нет. Вот вам и закон.14
  • Vladimir K-chМангуст, вы же должны прекрасно понимать, даже с учетом ваших предрассудков, что демографическая яма, погибшие/раненые/просто находящиеся на войне+уехавшие неизбежно приведут к привлечению мигрантов. И это еще хорошо, если из бывших стран СССР, а не далеких от нас негров и арабов. Экономическая и политическая обстановка в России не способствует притока не условных желанных немцев и прочих европейцев, а нас, жителей нетитульных национальностей из Центральной Азии, не заманишь-кто хотел, давно уже уехал, мы, поколение моложе 35, связываем свою жизнь с нашими родными странами. А ради денег кто хочет и может, уезжает в Европу, Россия давно не впечатляет, увы.8
  • Vladimir K-chМангуст, думаю, демографический переход вспять уже не обернуть, а вот сделать страну привлекательнее и поставить более жесткий фильтр из-за возможности выбора стран миграции вполне возможно.8
  • СергейТан, поддерживаю. Мой частый маршрут по городу расстоянием всего 6,5 км который раньше стоил чуть больше 100 рублей, теперь больше 300.8
  • ShevДмитрий, я про то, что права таких людей очень сильно ограничили. С какой стати человек должен заключать договор с Яндексом и платить ему проценты? Как обстоят дела на моей малой родине: Все жители знают, кто работает таксистом, вызывают на заказ или договариваются заранее по телефону. Все привыкли, жители консервативны. Почему водитель, обрабатывающий заказы должен платить какому-то Яндексу?11
  • Дмитрий СергеевShev, я вам как человек, отработавший таксистом год после выхода на пенсию, скажу: на телефонных заказах от знакомых на жизнь заработать нереально. Нужны заказы от туристов, приезжих, людей, которые не знают кому звонить. Поэтому без агрегатора обойтись не получится, а он хочет денег за свои услуги. Работал в небольшом городе с населением около 120 тысяч человек.7
  • Илья КудрявцевПрекрасно, теперь водителям, которые подрабатывали пару часов после основной работы, брали заказ по пути, не смогут этого делать, потому что без лицензии нельзя, а лицензия это ОСАГО тысяч 80, им просто будет невыгодно. Каждый день придется проходить технический и медицинский осмотр, который, по сути, только увеличит стоимость поездок, никто не будет их проходить, как сейчас дальнобойщики, все максимум купят себе эти листки, а цена будет заложена в стоимость поездки. Да и целесообразности в этом никакой нет, разве кто-то делает техосмотр своего авто каждый день? А если врач померяет давление и температуру, то это гарантирует, что водителю не станет плохо за рулем? Это все риторические вопросы, на которые ответ очевиден, но только не для нашего законодателя. Также стоит сказать, что некоторых маленьких городках у нас вообще нет пунктов медосмотра, а в больших их недостаточно, учитывая количество водителей. Получается, что это требование закона вообще неисполнимо, так как нет соответствующей инфраструктуры. Это еще и подается под соусом, что это типо безопасность, данные же передаются в силовые ведомства. Но на самом деле ни для кого не секрет, что до 1 сентября эти ведомства регулярно, ежедневно, посылали огромное количество запросов в агрегаторы, с целью предоставить ту или иную информацию. И агрегаторы без вопросов эту информацию давали, если все было в рамках закона, а не с левой почты кто-то там без печати и подписи запросил. Теперь же создается больше пространство для злоупотребления, когда силовые ведомства могут без всяких веских поводов узнавать информацию, которая по общему правилу является конфиденциальной. Теперь будет обязателен договор с агрегатором, чтобы получить лицензию. Но что делать городам, с населением менее 100 тысяч человек, где нет ни одного агрегатора? Там и так общественный транспорт не развит, так еще и теперь люди на такси передвигаться не смогут. Следующий шаг — агрегаторы обяжут иметь представительства во всех городах РФ, чтобы этот неисполнимый закон исполнялся.11
  • Дмитрий СергеевИлья, а откуда вы взяли медосмотр и техосмотр для таксистов каждый день? Такого нет в законе :)4
  • Дмитрий СергеевИлья, вы точно захотите сесть в машину к водителю без разрешения, не связанному с перевозчиками и оплатой наличными? Они, бывает, в темный лес отвозят вместо конечного пункта. А потом "сомнительная контора" МВД ни пассажира, ни водителя найти не может.8
  • Всё так> Перевозить пассажиров можно только в регионе, который выдал разрешение. За его пределы выезжать можно, если поездку заказали в регионе регистрации, а конечный пункт находится в другом. Вот радости-то таксистам, обслуживающим Москву с Подмосковьем, которые разные субъекты федерации.6
  • Dinara YavorskiИмя, раньше же как-то везли. Вряд ли себе в убыток5
  • Дмитрий СергеевИлья, никто и не оспаривает это право.4
  • Маша РомановаПерепела, буквально вчера хотели вызвать такси,показал сумму в 400 рублей за 1.6 километра)при том что не был ни дождя ни снега,по моему это перебор12
  • Маша РомановаТуманный, ответ типичного терпилы)нас нагибают,а мы продолжаем хавать)9
  • Дочь папиного другаРегиональный город с населением в 700к человек. Средняя зп 30-35к. До недавних пор поездка по Яндексу в 25 минут обходилась максимум в 300р в час-пик. В пятницу, 1 сентября, при заказе такси к подруге в другой район вместо обычных 220-250р такси начало мне рисовать сумму в 550 в тарифе эконом и 590 в тарифе Комфорт. Комфорт при этом пытался мне прислать Ладу Гранту. Еле урвала понижение спроса до 380р При том, ладно бы, если бы это действительно был хороший сервис. При низком спросе водители просто игнорировали заказ - проезжали мимо, отменяли поездку. Один вовсе, когда я села, сказал что не поедет и попросил отменить поездку сказав, что в низкие периоды они категорически отказываются брать заказы. В тех поддержке ничего не сделали - просто посочувствовали и пообещали разобраться с водителями.4
  • Маша РомановаПерепела, ну вы не забывайте какой в России средний уровень зарплат)14
  • kentИлья, ты чет нафантазировал. Если появится требование каждое утро тех и мед проходить, то умные ребятки быстро инфраструктуру сделают.0
  • kentPK, это система аукциона. Спрос/предложение. Значит достаточно тех кто готов платить, водитель поедет к ним. А если нет, то ему реально дешевле стоять, чем везти дешевле, такое тоже может быть.3
  • as ssaДмитрий, как же Вы статью писали если утверждаете, что требований к медосмотрам и техосмотрам нет?? процитирую для Вас абзац 3 статьи 13 вышеуказанного ФЗ: "обеспечивать возможность прохождения заказчиком предрейсовых, предсменных и послерейсовых, послесменных медицинских осмотров водителя легкового такси, проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства, используемого в качестве легкового такси, предоставленного заказчику". Таким образом все водители такси ОБЯЗАНЫ проходить предрейсовый и послерейсовый МО, а также контроль технического состояния ТС. Все это отмечается в путевом листе.6
  • Дмитрий Сергеевas, обязаны обеспечивать возможность и обязаны проходить медосмотр - это не одно и то же.4
  • Lexa LexaПерепела, даже с расходом на отель ваши расчеты ошибочны. Не настолько дорогое в РФ такси.6
  • Lexa LexaRadrog, о боже мой, кому нужна ваша инфа о том, как вы такси до работы берете/из ресторана пьяным. Либо сами балуетесь чем-то ограниченно-законным, раз так резко неудобно стало. Сами же говорите, что и так везде камеры натыканы, так какая разница лично для вас?3
  • СашаПерепела, Стоимость начальной поездки составляет от 2,8 до 4,5 евро. Средняя цена за километр в Германии – 2 евро. Врут?7
  • СашаDinara, раньше машины и их обслуживание стоило в 2раза меньше.4
  • СашаLexa, военкому15
  • вайнотkent, путевые и осмотровые печатаются пачками и нет проблем2
  • Магомед МагомедовPK, если водила просит отменить, то всегда говорю "отменяй сам". Благо сейчас можно вызвать вторую машину не отменяя первую.1
  • a bit of workVladimir, я насчитала 87 тыс при 6 заказах в час и 40-часовой неделе. Минус услуги агрегатора и расходы на машину. Может быть, это хорошая зарплата у вас, но меня больше удивляет, что люди часто хотят хороших зарплат себе и отсутствия переработок. А если речь о каком-то таксисте, то он как бэ должен по 20 часов в сутки за рулём проводить, а оставшиеся 4 пылесосить и мыть машину. Это индивидуальная услуга, она не может быть дешёвой как стакан попкорна в кино. 🤷🏼‍♀️7
  • Vladimir K-chПерепела, да, вполне нормальная зарплата для человека без особых умений. Такси до прихода агрегаторов(2017 примерно) у нас было исключительно как попутка, такое же расстояние выходило в 30-40 рублей, поэтому многие местные еще жалуются)4
  • AbscenceТаксистРусик, Пару показательных порок сделают и дальше будут суетологию изображать3
  • AbscenceСамая большая проблема безопасности на данный момент - в абсолютно сомнительном контингенте водителей монополиста, причём во всех классах, качества машин и абсолютно нулевой реакции на какие-то казусы. В СПБ просто буквально страшно ездить на экономе на какие-то умеренные дистанции, потому что регулярно попадаюсь на каких-то солевых/неадекватных/невменяемых/угашенных чуваков. И это даже не говоря о гостях с ближнего зарубежья, кто попросту не понимает языка из разряда: "припаркуйтесь, пожалуйста, где вам удобнее". Ни здравствуйте, ни досвидания, никакого сервиса. Машины иногда просто раздолбанные приезжают, однажды у чувака была лобовуха разбита и скотчем заклеена... У другого натурально расколот диск... При обращении в техподдержку написали - "Провели беседу, держите промокод на 20р. " А водитель то вообще понял эту беседу? Промокодом можно подтереться, спасибо. А про какие-то вещи, типа нормального торможения, соблюдения скоростного режима можно вообще не заикаться. Честное слово, каждый раз садишься на пассажирское и начинаешь принимать участие в уличных гонках. Ну ладно, может дело в экономе, всё-таки эконом, надо страдать. (который иногда по 500-600р. стоит). Окей, берём комфорт. Приезжают раздолбанные лады гранты, водители чуть чуть получше, но всё ещё в подавляющем большинстве сомнительные, причём ценник улетает уже к 800-1000р. за умеренную поездку. Качество машин уже гораздо лучше (гранте привет), но водители всё так же не умеют водить. Хорошо, ну всё-таки такси, раз за сервис надо платить, давайте платить, я готов. Берём комфорт+ класс. 99% машин - хорошие иномарки, k5, optima, sonata, иногда bmw 5, camry - круто, спасибо. Водители в 8/10 случаев тоже адекватные, но могут быть непристегнутые (Ну как я могу доверять водителю, который про свою же безопасность не думает?), невежливые (ну ладно, может был плохой день), непонимающие русский язык (без комментариев). Сервис в подавляющем случае тоже нормальный, но бывают эксцессы. И что мы имеем: Минимальная поездка - 500-600р., умеренная - 700-1500, дальняя - 1500+. Про бизнес писать не буду, не настолько богатый. Резюмируя: Чтобы получить, вроде как, минимальный сервис (качество машины, вежливость, адекватность водителя) надо сверху доплачивать очень прилично денег. Проблема с обращением в поддержку до сих пор остаётся самой бессмысленной вещью в жизни. И у меня только один вопрос - а как этот закон поможет исправить эти проблемы с "безопасностью"? Опять пыль в глаза от государства и непонятные поборы.5
  • ShevВсё, думаю соответствующий договор заключат1
  • Александра Васильевна4
  • Александра Васильевна0
  • Илья КудрявцевАлександра, так а зачем принимать заведомо неисполнимый закон, который все будут обходить, что-то покупать и так далее?0
  • Вячеслав ЛукошевичюсAbscence, в сухом остатке можно сказать "хочешь сервис, плати" И это правильно. Хочешь просто ехать, садись на общественный транспорт.0
  • HughMDСергей, в каком городе такие цены? 100 рублей за 6.5??1
  • Ирина ЗванцеваVladimir, умение хорошо водить машину, чтобы доставить пассажира целым и невредимым в точку назначения, это тоже своего рода талант. Поэтому не стоит обесценивать работу водителей.Она у них нелегкая. И таксуют часто не только те, кто больше ничего не имеет делать, как вы считаете. Обстоятельства бывают разные.4
  • Маша Романоваuser1644029, а можно я сама решу что мне делать?)что же у вас у всех привычка такая тыкать незнакомыми людям,идите уроки вежливости поизучайте, пригодится4
  • Дмитрий ПанковDinara, цены копеечные, а с учетом того, сколько стоит осаго для такси их надо минимум раза в 3-4 поднять0
  • Дмитрий ПанковИлья, даже до вступления закона в силу было не сильно выгодно, учитывая комиссии агрегаторов, рост цен на бензин и запчасти. А сейчас чтобы только это ОСАГО отбить надо цены в 4 раза минимум поднять. А самое непонятное - какого хрена ип и самозанятых приравняли к таксопаркам? Где им получать эти путевые листы со штампами медика и механика?0

Вот что еще мы писали по этой теме