Может ли гид удержать деньги, если экскурсию отменили из-за непогоды?
Подписали договор с гидом, а там была такая формулировка: «Если экскурсия не состоялась по причине болезни, опоздания ко времени начала поездки (экскурсии), неблагоприятных погодных условий и по другим причинам, стоимость экскурсии (поездки) не возвращается и экскурсия (поездка) на другую дату не переносится».
Разве не возвращать деньги из-за непогоды законно?
Такое условие в договоре противоречит закону о защите прав потребителей. Объясню почему.
Как закон регулирует проведение экскурсий
Экскурсия — это услуга. Ваши отношения с ее организатором регулирует гражданский кодекс и закон о защите прав потребителей.
Если клиент сам не пришел на экскурсию, потому что проспал или попал в пробку, гид может оставить все деньги себе .
Если экскурсия не состоялась по вине организатора или из-за непогоды, по закону клиент может на выбор:
- перенести экскурсию на другой день или другое время;
- если заказал несколько экскурсий, потребовать, чтобы вычли стоимость несостоявшейся;
- заказать экскурсию у другой компании и потребовать, чтобы гид возместил расходы;
- расторгнуть договор и вернуть полную стоимость.
Даже если гид успел потратить деньги на аренду транспорта или билеты в музей, суды говорят, что это предпринимательские риски. Поэтому, если договор расторгли, гид не может удерживать эти деньги с клиента.
Например, так сказал суд, когда разбирал дело по иску жительницы Архангельска. Женщина заказала у компании экскурсию для группы в музей села Ломоносово, которое находится на острове. Уровень воды в реке Северной Двине поднялся, и переправиться туда не получилось. Группа вернулась в Архангельск. Организатор не вернул женщине деньги, и она обратилась в суд.
Суд первой инстанции сказал, что услугу не оказали, а новые сроки проведения не согласовали. Поэтому обязал компанию вернуть деньги, выплатить неустойку, моральный вред и штраф за то, что требования не выполнили добровольно. Сумму в судебных документах не уточняют. Апелляция оставила решение в силе .
Что делать, если договор с гидом противоречит закону
Сошлитесь на статьи 309 и 310 гражданского кодекса, статьи 27 и 28 закона о защите прав потребителей и попросите изменить договор. Если гид откажется, скорее всего, когда дойдет до возврата, он будет отвечать отписками. Тогда придется идти в суд.
Если условия договора противоречат закону, суд может признать его недействительным — полностью или частично . И обяжет гида выплатить деньги.
Проблема в том, что у клиентов не всегда есть время и ресурс, чтобы идти в суд. Поэтому я рекомендую заранее оценить, готовы ли вы сотрудничать с таким гидом. Возможно, есть другие, которые предлагают похожие экскурсии и не прописывают незаконные требования в договорах.
Как поступить, если экскурсию не провели и деньги не возвращают
Потребуйте вернуть деньги, уплаченные по договору. Начните с претензии. После ее получения у исполнителя есть 10 дней , чтобы вернуть деньги добровольно.
В претензии укажите, когда должна была состояться экскурсия и почему ее отменили. Вот образец, которым можно воспользоваться.
Если гид отказался или проигнорировал претензию, придется идти в суд. Иск до 100 000 ₽ подают в мировой суд, если сумма больше — в районный.
Вот что вы можете потребовать в суде помимо полной стоимости экскурсии.
Неустойку — 3% от стоимости экскурсии за каждый день просрочки, но не больше полной стоимости мероприятия . Ее считают по формуле: Сумма к возврату × 3% × Количество дней просрочки. Просрочка начинается после того, как пройдет 10 дней на возврат.
Например, клиент заплатил за экскурсию 10 000 ₽. Она должна была состояться 31 июля. Но гид отменил ее из-за непогоды. 1 августа клиент потребовал вернуть деньги, но гид его проигнорировал. С 11 августа начинается период просрочки. Если на момент обращения в суд просрочка по возврату будет 30 дней, человек может вписать в исковое заявление неустойку: 10 000 ₽ × 3% × 30 дней = 9000 ₽.
Компенсацию морального вреда. Клиент может указать любую сумму, но итоговый размер компенсации определит суд . Обычно присуждают 2000—5000 ₽.
Штраф — 50% от суммы, которую присудит к возврату суд. Его взимают за отказ вернуть деньги добровольно .