Может ли гид удержать деньги, если экскурсию отменили из-за непогоды?

3
Аватар автора

Н.

спросил в Сообществе

Подписали договор с гидом, а там была такая формулировка: «Если экскурсия не состоялась по причине болезни, опоздания ко времени начала поездки (экскурсии), неблагоприятных погодных условий и по другим причинам, стоимость экскурсии (поездки) не возвращается и экскурсия (поездка) на другую дату не переносится».

Разве не возвращать деньги из-за непогоды законно?

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Такое условие в договоре противоречит закону о защите прав потребителей. Объясню почему.

Как закон регулирует проведение экскурсий

Экскурсия — это услуга. Ваши отношения с ее организатором регулирует гражданский кодекс и закон о защите прав потребителей.

Если клиент сам не пришел на экскурсию, потому что проспал или попал в пробку, гид может оставить все деньги себе  .

Если экскурсия не состоялась по вине организатора или из-за непогоды, по закону  клиент может на выбор:

  1. перенести экскурсию на другой день или другое время;
  2. если заказал несколько экскурсий, потребовать, чтобы вычли стоимость несостоявшейся;
  3. заказать экскурсию у другой компании и потребовать, чтобы гид возместил расходы;
  4. расторгнуть договор и вернуть полную стоимость.

Даже если гид успел потратить деньги на аренду транспорта или билеты в музей, суды говорят, что это предпринимательские риски. Поэтому, если договор расторгли, гид не может удерживать эти деньги с клиента.

Например, так сказал суд, когда разбирал дело по иску жительницы Архангельска. Женщина заказала у компании экскурсию для группы в музей села Ломоносово, которое находится на острове. Уровень воды в реке Северной Двине поднялся, и переправиться туда не получилось. Группа вернулась в Архангельск. Организатор не вернул женщине деньги, и она обратилась в суд.

Суд первой инстанции сказал, что услугу не оказали, а новые сроки проведения не согласовали. Поэтому обязал компанию вернуть деньги, выплатить неустойку, моральный вред и штраф за то, что требования не выполнили добровольно. Сумму в судебных документах не уточняют. Апелляция оставила решение в силе  .

Что делать, если договор с гидом противоречит закону

Сошлитесь на статьи 309 и 310 гражданского кодекса, статьи 27 и 28 закона о защите прав потребителей и попросите изменить договор. Если гид откажется, скорее всего, когда дойдет до возврата, он будет отвечать отписками. Тогда придется идти в суд.

Если условия договора противоречат закону, суд может признать его недействительным — полностью или частично  . И обяжет гида выплатить деньги.

Проблема в том, что у клиентов не всегда есть время и ресурс, чтобы идти в суд. Поэтому я рекомендую заранее оценить, готовы ли вы сотрудничать с таким гидом. Возможно, есть другие, которые предлагают похожие экскурсии и не прописывают незаконные требования в договорах.

Как поступить, если экскурсию не провели и деньги не возвращают

Потребуйте вернуть деньги, уплаченные по договору. Начните с претензии. После ее получения у исполнителя есть 10 дней  , чтобы вернуть деньги добровольно.

В претензии укажите, когда должна была состояться экскурсия и почему ее отменили. Вот образец, которым можно воспользоваться.

Если гид отказался или проигнорировал претензию, придется идти в суд. Иск до 100 000 ₽ подают в мировой суд, если сумма больше — в районный.

Вот что вы можете потребовать в суде помимо полной стоимости экскурсии.

Неустойку — 3% от стоимости экскурсии за каждый день просрочки, но не больше полной стоимости мероприятия  . Ее считают по формуле: Сумма к возврату × 3% × Количество дней просрочки. Просрочка начинается после того, как пройдет 10 дней на возврат.

Например, клиент заплатил за экскурсию 10 000 ₽. Она должна была состояться 31 июля. Но гид отменил ее из-за непогоды. 1 августа клиент потребовал вернуть деньги, но гид его проигнорировал. С 11 августа начинается период просрочки. Если на момент обращения в суд просрочка по возврату будет 30 дней, человек может вписать в исковое заявление неустойку: 10 000 ₽ × 3% × 30 дней = 9000 ₽.

Компенсацию морального вреда. Клиент может указать любую сумму, но итоговый размер компенсации определит суд  . Обычно присуждают 2000—5000 ₽.

Штраф — 50% от суммы, которую присудит к возврату суд. Его взимают за отказ вернуть деньги добровольно  .

Анастасия КорниловаСталкивались с отменой экскурсии из-за непогоды? Расскажите, удалось ли вернуть деньги:
  • Анастасия ПантелееваЭкскурсию по Москве отменили, по причине поломке автобуса, обещали вернуть от 3 до 5 дней. В итоге нечего не вернули. Сумма не большая 13200.0
  • ФилиппАнастасия, здравствуйте, подскажите с другой стороны ( нигде не могу Ваши контакты найти). Что значит предпринимательский риск не в контексте, когда что-не состоялось, а наоборот): если экскурсия состоялась, но люди не пришли с их слов по уважительной причине,но без справок/документов, например, ссылаются на то что их затопили или сломались очки перед поездкой. Проще вернуть все деньги? Или все-таки аренду транспорта, комиссию билетного оператора можно оставить по 32ст? И надо ли сразу предоставлять копии документов (например, по комиссиям - это коммерческая тайна билетного оператора) или они потребуются только в суде, если до этого дойдет? И второе, что делать, если опаздывают, мы не ждем более 15 минут, но естественно, после этого идут рекламации..0
  • Харитина ОкоемоваАнастасия, это случайно не МосТур? Нам тоже не собираются возвращать.0